Календарное планирование по русскому языку (Шмелев) 5 класс


Тематическое планирование курса русского языка в 5 классе
Раздел №
урока Тема урока Тип урока Дата
по
плану Дата факт. Характеристика основных видов
учебной деятельности
Раздел 1.
Наш родной язык.
( 24 ч)
О языке и речи. ( 3 ч) 1.1. Вводный урок. Общение – важная часть культуры человека. Речь и речевое общение.
открытие новых знаний.
Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего.
1.2. Родной язык. Русский язык – язык межнационального общения, национальный язык русского народа, государственный язык РФ.
комбинированный урок Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи.
Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего.
1.3. Язык и речь. Речь как деятельность, основанная на реализации языковой системы.
открытие новых знаний.
Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи.
Различать образцы устной и письменной речи.
Различать образцы диалогической и монологической речи.
Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.
Иметь представление о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения, выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, ситуации общения.
Система языка. Повторение.
(8 ч) 1.4. Звуки и буквы. Смыслоразличительная функция звуков.
актуализация знаний и умений Распознавать гласные и согласные.
1.5. Состав слова. актуализация знаний и умений Распознавать части слова.
1.6. Имя существительное. актуализация знаний и умений Распознавать изученные самостоятельные части речи.
1.7. Имя прилагательное. актуализация знаний и умений
Морфологические признаки изученных в начальной школе частей речи.
1.8. Местоимение.
актуализация знаний и умений
Морфологические признаки изученных в начальной школе частей речи.

1.9. Глагол.
актуализация знаний и умений
Морфологические признаки изученных в начальной школе частей речи.
1.10. Предложение.
актуализация знаний и умений
Морфологические признаки изученных в начальной школе частей речи.

1.11. Самостоятельная работа. контроль знаний и умений Иметь представление о структуре предложения.
Правописание
(8 ч ) 1.12. Орфограммы и орфографические правила.
актуализация знаний и умений Иметь представление об орфографии как о системе правил.
1.13. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
актуализация знаний и умений Опираться на фонетический, морфемно – словообразовательный анализ при правильном выборе написания слов.
1.14. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
актуализация знаний и умений Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических задач.
1.15. Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова. актуализация знаний и умений Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических задач.
1.16. Проверяемые и непроверяемые глухие и звонкие согласные в корне слова. актуализация знаний и умений Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических задач.
1.17. Двойные согласные в корне слова.
актуализация знаний и умений Опираться на фонетический, морфемно – словообразовательный анализ при правильном выборе написания слов.
1.18. Непроизносимые согласные. актуализация знаний и умений Опираться на фонетический, морфемно – словообразовательный анализ при правильном выборе написания слов.
1.19. Непроизносимые согласные.
актуализация знаний и умений Опираться на фонетический, морфемно – словообразовательный анализ при правильном выборе написания слов.
Текст
(1 ч) 1.20. Признаки текста. комбинированный урок Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства текста.
Язык и культура речи.
(1 ч)
1.21. Культура речи. комбинированный урок Владеть основными нормами русского литературного языка.
Повторение.
(3 ч) 1.22. Комплексное повторение материала главы 1. комплексное применение знаний и умений
Опираться на фонетический, морфемно – словообразовательный анализ при правильном выборе написания слов.
1.23. К. Входной контроль. Контрольная работа.
контроль знаний и умений Выполнять тестовые задания. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
1.24. Анализ результатов контрольной работы. коррекция знаний и умений Опираться на фонетический, морфемно – словообразовательный анализ при правильном выборе написания слов.
Раздел 2.
«На каком языке говорим».
( 21 ч) 2.1. Общенародный русский язык. открытие новых знаний Осознавать связь русского языка с культурой и историей России.
2.2. Русский литературный язык. открытие новых знаний Осознавать связь русского языка с культурой и историей России.
Система русского литературного языка
(9 ч) 2.3. Понятие о системе языка.
открытие новых знаний Иметь представление о ситуациях и условиях общения, коммуникативных целях говорящего.
языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, ситуации общения.
2.4. Фонетика. Звуковой состав слов и транскрипция. актуализация знаний и умений Распознавать гласные и согласные; ударные и безударные гласные.
2.5. Слог и ударение. актуализация знаний и умений Делить слова на слоги.
2.6. Согласные звуки: шумные и сонорные. актуализация знаний и умений Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные звуки речи.
2.7. Согласные звуки: шумные и сонорные. актуализация знаний и умений Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные звуки речи.
2.8. Согласные звуки: твёрдые и мягкие. комбинированный с элементами проектного урока.
Особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги.
Проводить фонетический разбор, учитывая лексическое значение слова.
2.9. Гласные звуки: ударные и безударные. актуализация знаний и умений Особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги.
Проводить фонетический разбор, учитывая лексическое значение слова.
2.10. Графика. Буквы русского алфавита. Обозначение звука Й.
актуализация знаний и умений Проводить фонетический разбор, учитывая лексическое значение слова.
2.11. Фонетический разбор.
актуализация знаний и умений Проводить фонетический разбор, учитывая лексическое значение слова.
Правописание.
(4 ч) 2.12. Гласные звуки А, У, И после шипящих и Ц. актуализация знаний и умений Распознавать гласные и согласные; ударные и безударные гласные; согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные, мягкие и твёрдые; пары согласных по мягкости-твёрдости, по звонкости-глухости.
2.13. Правописание Ь и Ъ.
актуализация знаний и умений Распознавать гласные и согласные; ударные и безударные гласные; согласные шумные (звонкие и глухие) и сонорные, мягкие и твёрдые; пары согласных по мягкости-твёрдости, по звонкости-глухости.
2.14. Употребление прописных и строчных букв.
актуализация знаний и умений Анализировать и характеризовать устно и с помощью элементов транскрипции: отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова, звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги.
2.15. К. Контрольная работа. контроль знаний и умений Выполнять тестовые задания. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Текст
(3 ч) 2.16. Текст. Тема и основная мысль текста. открытие новых знаний Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова.
2.17. Р. р. Обучение изложению.
контроль знаний и умений Иметь представление о написании изложения.
2.18. Р. р. Обучение изложению.
контроль знаний и умений
Иметь представление о написании изложения.
Язык и культура речи.
(2 ч) 2.19. Нормы русского литературного языка.
открытие новых знаний Иметь представление о нормах русского литературного языка.
2.20. Нормы русского литературного языка.
актуализация знаний и умений Иметь представление о нормах русского литературного языка.
Повторение.
(2 ч) 2.21. Комплексное повторение материала главы 2.
систематизация и обобщение знаний и умений Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую.
Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова.
2.22. Самостоятельная работа.
систематизация и обобщение знаний и умений Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую.
Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова.
Раздел 3.
«Как язык служит для общения».
(29 ч)
О языке и речи.
(1 ч) 3.1 Разговорная и книжная речь.
актуализация знаний и умений Иметь представление об основных разделах лингвистики. Различать язык и речь, иметь представление об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня .Система языка.
(11 ч) 3.2. Морфемика.
открытие новых знаний Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы
от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.
3.3. Морфемы – значимые части слова. открытие новых знаний Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы
от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.
3.4. Образование форм слов. Словообразование и изменение слов. открытие новых знаний Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы
от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.
3.5. Основа слова.
актуализация знаний и умений Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.
3.6. Корень и однокоренные слова. актуализация знаний и умений Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.
3.7. Суффиксы.
актуализация знаний и умений Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.
3.8. Приставки. актуализация знаний и умений Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.
3.9. Варианты морфем. актуализация знаний и умений Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
3.10. Словообразование.
открытие новых знаний Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
3.11. Образование слов с помощью приставок.
открытие новых знаний Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов
3.12. Образование слов с помощью суффиксов. открытие новых знаний Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
3.13. Образование слов способом сложения.
открытие новых знаний Применять знания и умения в области морфемики и словообразования в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
3.14. Морфемный разбор слова. открытие новых знаний Характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав.
Правописание
(10 ч) 3.15. Корни с чередованием о-а. Корни –гар-/-гор.
открытие новых знаний Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
3.16. Корни -зар-/-зор, -лаг-/-лож-.
открытие новых знаний Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
3.17. Корни – раст-, -ращ-, -рос-.
открытие новых знаний Уметь определять условие выбора орфограммы.
3.18. Корни –скак-, -скоч-. открытие новых знаний Уметь определять условие выбора орфограммы.
3.19. Беглые гласные. открытие новых знаний Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
3.20. Правописание приставок.
актуализация знаний и умений Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
3.21. Безударные гласные в приставках. актуализация знаний и умений Опираться на морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
3.22. Буквы о-а в приставках раз-//рас- и роз-//рос-.Правописание приставок на –з, -с.
открытие новых знаний Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
3.23. Правописание приставок на з- с. открытие новых знаний Опираться на морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
3.24. Правописание приставок на з- с. открытие новых знаний Опираться на морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
Текст.
( 2 ч) 3.25. Строение текста. актуализация знаний и умений Выделять микротемы текста, делить его на абзацы.
Знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка).
3.26. План текста.
актуализация знаний и умений Находить лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Озаглавливать текст, аргументируя своё предложение.
Язык и культура.
Культура речи.
(1 ч)
3.27. Речевой этикет. комбинированный урок с элементами проектного урока Иметь представление о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения, выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, ситуации общения.
Повторение.
(4 ч) 3.28. Комплексное повторение материала 3 главы. комплексное применение знаний и умений
Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
3.29. Комплексное повторение материала 3 главы. комплексное применение знаний и умений Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
3.30. Контрольная работа по 3 главе. контроль знаний и умений Выполнять тестовые задания. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
3.31. Анализ результатов контрольной работы. коррекция знаний и умений Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
Раздел 4.
«В чём заключается богатство языка».
(23 ч)
О языке и речи.
(2 ч)
4.1. Разновидности русского языка. комбинированный урок Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.
4.2. Стили русского литературного языка. открытие новых знаний Иметь общее представление о функциональных разновидностях русского языка, различать тексты разных функциональных стилей литературного языка.
Система языка.
(11 ч) 4.3. Лексикология.
открытие новых знаний Понимать различие лексического и грамматического значений слова.
4.4. Слово – основная единица лексикологии.
открытие новых знаний Понимать различие лексического и грамматического значений слова.
4.5. Способы толкования слова.
открытие новых знаний Использование лексических средств при формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; осознавать основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).
4.6. Однозначные и многозначные слова.
комбинированный урок Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов.
4.7. Прямое и переносное значение слова. комбинированный урок Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов.
4.8. Тематические группы слов. актуализация знаний и умений Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов.
4.9. Омонимы. открытие новых знаний Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов и антонимов в художественных и учебно-научных текстах. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, омонимы, многозначные слова.
4.10. Синонимы.
открытие новых знаний Осознавать смысловые и стилистические различия синонимов.
4.11. Антонимы. открытие новых знаний Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов.
4.12. Фразеологизмы. открытие новых знаний Группировать слова по тематическим группам.
Понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры.
4.13. Фразеологизмы. актуализация знаний и умений Опознавать фразеологические обороты. Уместно использовать фразеологические обороты в речи.
4.14. Словари русского языка.
актуализация знаний и умений Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря) и использовать её в различных видах деятельности.
Правописание
( 4 ч) 4.15. Буквы о-ё после шипящих в корне.
открытие новых знаний Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
4.16. Буквы о-ё после шипящих в корне.
актуализация знаний и умений Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
4.17. Буквы ы-и в корне после приставок. открытие новых знаний Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
4.18. Буквы ы-и в корне после приставок. актуализация знаний и умений Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический9анализ при выборе правильного написания слова.
Текст.
(3 ч) 4.19. Типы речи.
открытие новых знаний Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.
Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения.
4.20. Р. р. Обучение сочинению.
контроль знаний и умений Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.
4.21. Р. р. Обучение сочинению.
контроль знаний и умений Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.
Язык и культура речи.
(1 ч)
4.22. Лексическое богатство русского языка и культура речи.
актуализация знаний и умений Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов и антонимов в художественных и учебно-научных текстах. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, омонимы, многозначные слова.
Повторение.
(2 ч)
4.23. Комплексное повторение материала главы 4. систематизация и обобщение знаний и умений Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, слова одной тематической группы, омонимы, многозначные слова.
4.24. Самостоятельная работа. комплексное применение знаний и умений Выполнять тестовые задания. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Раздел 5.
«Как в языке выражаются отношения людей».
(23 ч)
О языке и речи
(1 ч) 5.1 Монологическая и диалогическая речь. открытие новых знаний Различать образцы устной и письменной речи.
Различать образцы диалогической и монологической речи.
Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.
Система языка.
(12 ч) 5.2. Синтаксис.
Словосочетание и предложение.
открытие новых знаний Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, различие словосочетания и предложения.
5.3. Синтаксический разбор словосочетания.
открытие новых знаний Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам.
5.4. Виды предложений. комбинированный урок Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.
5.5. Распространённые и нераспространённые предложения. актуализация знаний и умений Распознавать виды предложений
по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; употреблять их в речевой практике.
5.6. Главные члены предложения.
актуализация знаний и умений Находить грамматическую основу предложения, опознавать предложения простые и сложные.
5.7. Второстепенные члены предложения. актуализация знаний и умений Распознавать главные и второстепенные члены предложения.
5.8. Второстепенные члены предложения. актуализация знаний и умений Разграничивать предложения распространённые и нераспространённые.
5.9. Предложения с однородными членами.
актуализация знаний и умений Опознавать предложения с однородными членами, правильно интонировать их, употреблять в устной и письменной речи.
5.10. Предложения с вводными словами и обращениями. открытие новых знаний Понимать основные функции обращения. Опознавать и правильно интонировать предложения с обращениями.
Моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения.
Распознавать вводные конструкции в речи. Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями
5.11. Синтаксический разбор простого предложения. актуализация знаний и умений Выполнять синтаксический разбор предложения.
5.12. Сложное предложение.
открытие новых знаний Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями
5.13. Способы передачи чужой речи.
открытие новых знаний Опознавать и правильно интонировать предложения с чужой речью.
Правописание
(5 ч) 5.14. Тире между подлежащим и сказуемым. открытие новых знаний Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
5.15. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
актуализация знаний и умений Опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
5.16. Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами.
актуализация знаний и умений Распознавать вводные конструкции в речи.
5.17. Знаки препинания в сложном предложении. открытие новых знаний Моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения.
5.18. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. открытие новых знаний Моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения.
Текст.
(1 ч) 5.19. Повествование: рассказ. открытие новых знаний Знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть, концовка).
Находить лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста.
Озаглавливать текст, аргументируя своё предложение.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, последовательности изложения.
Язык и культура.
Культура речи.
(1 ч)
5.20. Формы обращения и речевой этикет. актуализация знаний и умений Понимать основные функции обращения. Опознавать и правильно интонировать предложения с обращениями.
Моделировать и употреблять в речи предложения с различными формами обращений в соответствии со сферой и ситуацией общения.
Распознавать вводные конструкции в речи. Опознавать и правильно интонировать предложения с вводными словами, словосочетаниями.
Повторение.
(3 ч) 5.21. Комплексное повторение материала главы 5.
Самостоятельная работа.
комплексное применение знаний и умений Выполнять синтаксический разбор предложения.
5.22. К. Контрольная работа по 5 главе. контроль знаний и умений Выполнять тестовые задания. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
5.23. Анализ контрольной работы. коррекция знаний и умений Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Раздел 6.
«Чем различаются устная и письменная речь».
(26 ч)
О языке и речи.
(1 ч) 6.1. Речь устная и письменная. актуализация знаний и умений Иметь представление об основных особенностях устной и письменной речи.
Различать образцы устной и письменной речи.
Различать образцы диалогической и монологической речи.
Система языка.
(9 ч) 6.2. Морфология. Части речи. Имя существительное как часть речи. актуализация знаний и умений Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова
в отличие от лексического значения.
6.4. Разряды имён существительных.
открытие новых знаний Распознавать изученные самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы.
6.5. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
актуализация знаний и умений Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.
6.6. Род имён существительных.
актуализация знаний и умений Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.
6.7. Род несклоняемых имён существительных.
актуализация знаний и умений Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.
6.8. Склонение имён существительных. актуализация знаний и умений Распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные; существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа, имена существительные разных типов склонения; приводить соответствующие примеры.
6.9. Число – непостоянный признак имён существительных.
актуализация знаний и умений Определять род, число, падеж, тип склонения имён существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.
6.10. Падеж – непостоянный признак имён существительных.
актуализация знаний и умений Определять род, число, падеж, тип склонения имён существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.
6.11. Морфологический разбор имени существительного. актуализация знаний и умений Правильно употреблять в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста.
Правописание
(10 ч) 6.12. Прописная буква в собственных именах существительных.
актуализация знаний и умений Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
6.13. Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.
актуализация знаний и умений Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
6.14. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. актуализация опорных знаний
Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
6.15. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. актуализация знаний и умений Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
6.16. Гласные в суффиксах имён существительных – ик- ек. открытие новых знаний Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
6.17. Гласные о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных. открытие новых знаний Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
6.18. Правописание имён существительных с суффиксами – -чик- и -щик-.
открытие новых знаний Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
6.19. Слитное и раздельное написание не с именами существительными. актуализация знаний и умений Использование изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
6.20. Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
актуализация знаний и умений Использование изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
6.21. К. Контрольная работа по теме «Правописание имён существительных». контроль знаний и умений Выполнять тестовые задания. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Текст.
(3 ч) 6.22. Тип речи: рассуждение. открытие новых знаний Иметь представление о различных видах монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.
Иметь представление о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения, выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, ситуации общения
6.23. Р. Контрольное сочинение-рассуждение.
контроль заний и умений Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.
6.24. Р. Контрольное сочинение-рассуждение.
контроль знаний и умений Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания на бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.
Язык культура.
Культура речи.
(1 ч)
6.25. Что такое грамматические нормы? открытие новых знаний Придерживаться в речевой практике определённых норм.
Повторение.
(1 ч) 6.26. Комплексное повторение материала главы 6.
Самостоятельная работа.
комплексное применение знаний и умений Использование изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
Раздел 7.
«Что такое современный язык?»
(22 ч)
О языке и речи.
(1 ч) 7.1 Современный русский литературный язык. открытие новых знаний Иметь представление об особенностях современного литературного языка.
Система языка.
(9 ч) 7.2 Имя прилагательное как часть речи.
актуализация знаний и умений Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль.
7.3. Разряды имён прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.
открытие новых знаний Определять род, число, падеж имён прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных.
7.4. Разряды имён прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные. актуализация знаний и умений Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.
Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов.
7.5. Полная и краткая форма качественных прилагательных.
открытие новых знаний Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.
Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов.
7.6. Формы степеней сравнения качественных прилагательных. открытие новых знаний Наблюдать за особенностями использования имён прилагательных в изучаемых текстах.
7.7. Формы степеней сравнения качественных прилагательных.
актуализация знаний и умений Наблюдать за особенностями использования имён прилагательных в изучаемых текстах.
7.8. Склонение качественных и относительных прилагательных. открытие новых знаний Определять род, число, падеж имён прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных.
Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.
7.9. Склонение притяжательных имён прилагательных. открытие новых знаний Определять род, число, падеж имён прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных.
Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.
7.10. Морфологический разбор имени прилагательного.
актуализация знаний и умений Определять род, число, падеж имён прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных.
Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.
Правописание
(7 ч) 7.11. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными. открытие новых знаний Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.
7.12. Слитное и раздельное написание не с именами прилагательными.
актуализация знаний и умений Определять род, число, падеж имён прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных.
Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.
7.13. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных.
открытие новых знаний Определять род, число, падеж имён прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных.
Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.
7.14. Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных. открытие новых знаний Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов.
7.15. Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных.
актуализация знаний и умений Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов.
7.16. Правописание суффикса – ск - // - к – имён прилагательных.
открытие новых знаний Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.
7.17. К. Контрольная работа по теме «Правописание суффиксов имён прилагательных». урок контроля знаний и умений Определять род, число, падеж имён прилагательных; определять синтаксическую роль прилагательных.
Текст.
(2 ч) 7.18. Типы речи: описание предмета. открытие новых знаний Знать особенности типа речи- описания.
7.19. Р. Обучение сочинению – описанию. По упр. 93. контроль знаний и умений Иметь представление об особенностях типа речи – описания.
Язык и культура. Культура речи.
(1 ч) 7.20. Употребление имени прилагательного в речи. актуализация знаний и умений Правильно употреблять имена прилагательные с существительными.
Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов.
Наблюдать за особенностями использования имён прилагательных в изучаемых текстах.
Повторение
(1 ч) 7.21. Комплексное повторение материала главы 7.
Самостоятельная работа.
комплексное применение знаний и умений Правильно употреблять имена прилагательные с существительными
Раздел 8.
«Как язык объединяет людей».
(36 ч)
О языке и речи.
(1 ч) 8.1. Русский язык – государственный язык РФ.
актуализация знаний и умений Уместно использовать правила речевого поведения в собственной речевой практике на основе уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим, потребности в социальном признании.
Осознавать связь русского языка с культурой и историей России, находить языковые единицы с национально-культурным компонентом в изучаемых текстах.
Система языка
(18 ч) 8.2. Глагол как часть речи.
актуализация знаний и умений Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.
8.3. Инфинитив (неопределённая форма глагола).
актуализация знаний и умений Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.
8.4. Вид глагола. открытие новых знаний Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом.
8.5. Переходные и непереходные глаголы.
открытие новых знаний Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.
8.6. Возвратные и невозвратные глаголы. открытие новых знаний Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.
8.7. Определение типов спряжения глагола.
актуализация знаний и умений Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом.
8.8. Определение типов спряжения глагола.
актуализация знаний и умений Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом.
8.9. Изменение глаголов по наклонениям.
открытие новых знаний Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.
8.10. Изменение глаголов по временам в изъявительном наклонении. актуализация знаний и умений Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.
8.11. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
актуализация знаний и умений Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.
8.12. Изменение глаголов по родам и числам в форме прошедшего времени.
актуализация знаний и умений Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.
8.13. Образование и изменение форм условного наклонения. открытие новых знаний Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.
8.14. Образование и изменение форм повелительного наклонения открытие новых знаний Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.
8.15. Безличные глаголы. открытие новых знаний Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах.
8.16. Безличные глаголы. актуализация знаний и умений Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах.
8.17. Морфологический разбор глагола. актуализация знаний и умений Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах.
Правописание
(9 ч) 8.18. Правописание не с глаголами.
актуализация знаний и умений Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах.
8.19. Правописание не с глаголами.
актуализация знаний и умений Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах.
8.20. Буквы е – и в корнях с чередованием.
открытие новых знаний Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо -временную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте.
8.21. Буквы е – и в корнях с чередованием.
актуализация знаний и умений Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо -временную соотнесённость глаголов-сказуемых в связном тексте. Проводить морфологический анализ глагола.
8.22. Суффиксы глаголов –ова – (- ева -), -ыва-(-ива-). открытие новых знаний Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.
8.23. Суффиксы глаголов –ова – (- ева -), -ыва-(-ива-). актуализация знаний и умений Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.
8.24. Буква Ь после шипящих в глаголах. актуализация знаний и умений Правильно употреблять формы глагола. Сопоставлять аналогичное правило в других частях речи.
8.25. Буква Ь после шипящих в глаголах. актуализация знаний и умений Правильно употреблять формы глагола. Сопоставлять аналогичное правило в других частях речи.
Текст.
(2 ч) 8.26. Типы речи: описание состояния. открытие новых знаний Иметь представление об особенностях описания состояния.
8.27. Р. Обучение сочинению – описанию состояния.
контроль знаний и умений Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
Язык и культура.
Культура речи.
(1 ч) 8.28. Употребление глаголов в речи. актуализация знаний и умений Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах.
Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.
Повторение о глаголе
(3 ч) 8.29. Повторение морфологических признаков глагола.
актуализация знаний и умений Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.
8.30. К. Контрольная работа по теме «Правописание глаголов». контроль знаний и умений Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
8.31. Анализ контрольной работы.
коррекция знаний и умений Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова.
Комплексное повторение и систематизация изученного в 5 классе.
(4 ч) 8.32. Орфограммы в корне слов.
Орфограммы в суффиксах разных частей речи. Орфограммы в окончаниях разных частей речи.
систематизация и обобщение знаний и умений Систематизировать содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
8.33. Пунктуация. Повторение.
систематизация и обобщение знаний и умений Систематизировать содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.
8.34. К. Контрольный тест. контроль знаний и умений Выполнять тестовые задания. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ
8.35. Подведение итогов года. Урок занимательной грамматики.
систематизация и обобщение знаний и умений Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.