Конспект урока обучения грамоте на тему Звук (Ш), буквы Ш, ш. Сочетание ШИ. (1 класс)


Урок обучения грамоте
Тема: Звук (ш), буквы Ш, ш. Сочетание ШИ.
Цель: Закрепить умение читать слова с новой буквой, сочетанием ШИ.
Задачи:
Образовательные
Познакомить с сочетанием ШИ
Повторить характеристику звука (ш)
Формировать навык чтения
Коррекционно – развивающие:
Формировать навык ориентировки в малом пространстве
Развивать долговременную память
Развивать цветовое и тактильное восприятие объектов
Воспитательные:
Учить умению договариваться при совместной работе
Формировать умение работать в паре
Воспитывать интерес к уроку чтения, уважение к школе, обучению
Формировать организационные способности учащихся
Воспитывать доброе, чуткое отношение к героям сказок
Формирование УУД:
Личностные: Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё мнение;
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;   учиться работать в паре, в группе;
-развивать умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Орг. Момент:
- Посмотрите-ка, у нас
Самый дружный первый класс
Мальчики здесь?
Девочки здесь?
Пришли учиться?
Можно сесть!
Составить слово «ШКОЛА» из букв построением около ученика, который не передвигается самостоятельно
- Какую новую букву в этом слове мы изучили на прошлом уроке? (Ш)
- Какой звук она обозначает? (Ш)
- Что вы можете сказать про этот звук? (согласный, глухой, всегда твёрдый)
- Сегодня мы с вами ещё что-то новое узнаем про буквы Ш (одному из детей дать цифру 6).
- Что она обозначает? (№ нашей школы).
- Ученику с цифрой можно будет встать перед словом «школа», можно после него.
- Ребята, запомните, пожалуйста, какая буква у вас была
(Готовое слово с номером вывешиваю на доску, дети рассаживаются, в это время сразу включить песню Красной Шапочки)
Приходит «Красная Шапочка» с корзинкой, увидела слово школа, говорит, что в школу ещё не ходит, и очень хотела бы узнать, чем мы в школе занимаемся.
- Покажем, ребята, чему и как мы учимся? (Да)
Некоторые правила школьников
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь, … («Здравствуйте!»)
Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит… (в класс).
Ответить хочешь, не шуми, а только руку…. (подними).
Ты сиди за партой стройно и веди себя… (достойно).
Правило ШИ (Подготовленный ученик рассказывает историю о том, почему буква Ш не стоит рядом с буквой Ы, как поссорились буквы Ш и Ы): Однажды буквы Ш, И, Ы решили поиграть в прятки. Водила буква Ш, а гласные Ы, И побежали прятаться. Когда буква Ш пошла искать гласные буквы, она быстро нашла букву И. А вот букву Ы никак не могла найти, стали вместе с буквой И её искать, не нашли, устали, пошли домой. Проходят мимо дома буквы Ы и видят, что она сидит, смеётся, смотрит телевизор и чай пьёт. Обиделась с тех пор на неё буква Ш и не стоят они рядом никогда. А с буквой И дружат и стоят рядом. Повторите, ребята: ШИ – ПИШИ С БУКВОЙ И!
(на доске вывешиваю запись ШИ)
Чтение по станциям – движение по классному кабинету
Станции: комод, педагог, стол, 2 окно, доска,
- Вам встретятся слова с сочетанием ШИ, читайте твёрдо: ШИ, хотя написана будет после буквы Ш буква И.
- Сегодня я вам не разделила на слоги слова, читайте целые слова
Слова: машина, Маша, Миша, шина, шум, шумит, шишка, шаги, шить, шумят, школа, шляпа, шёпот, шапка, шуба. (сильному ученику, если он справится быстро, предложить составить предложения из этих слов).
- Составил ли ученик предложение со словами?
Составление из слогов слов (в парах): Доб-ра-я крас-на-я ша-поч-ка
- В каком слове есть новая буква? (Шапочка)
- Что вы можете сказать про одну букву Я? (буква Я образует слог)
- Поставьте ударение в словах.
- Получается предложение из слов? (Красная Шапочка добрая.)
Цвет и качество букв слова ШКОЛА
– В начале урока я просила вас запомнить букву, которая у вас была, запомнили? Называйте, какого цвета была ваша буква: красная, синяя, зелёная, из бархатной бумаги (у незрячего ученика), из толстого картона (у незрячего ученика), цифра 6 – голубая.
- Молодцы!
Итоги:
- мизинчик – что знал
- безымянный – что узнал
- средний – что порадовало
- указательный – чем не доволен
- большой – чему удивился, настроение
- Ребята, Красная шапочка так довольна, что узнала много о школе, что в школе так интересно, что мы её доброй назвали и дарит вам что-то на букву Ш, отгадайте! (шарики) (в корзинке у Красной шапочки вместо пирожков были шарики)
- Урок закончен! Спасибо!