Презентация Использование нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями».


«Использование нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями». МБОУ СОШ № 13 г. Новопавловская Литвинова Н.С. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги,но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,он совершенный учитель.Л.Н. Толстой При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей , школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.Коррекционное занятие - форма организации учебно-коррекционной работы, основная форма организации учебно-воспитательной работы в дошкольном и школьном учреждении Традиционные технологии В коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. Игровые технологии (К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин). Осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. «РЕЧЕВИЧОК»Цель: использование нетрадиционных форм и методов работы в коррекционно-развивающем процессе с детьми, имеющими речевую патологию.Направление: коррекционно - развивающее.1. Речевой бассейн, кафе сказок, минутки общения - инновационные формы организации совместной деятельности детей и педагогов по совершенствованию речи. Интеграция развития речи с элементами обучения грамоте, развития математических представлений, с художественно – продуктивной, музыкальной, театрализованной деятельностью положительно2. Логопедическая ритмика включена в содержание программы в виде системы музыкально - ритмических упражнений, направленных на преодоление речевого нарушения с использованием тесной связи движения с музыкой и речевого материала. На логоритмических занятиях, проводимых совместно с учителем-логопедом, совершенствуется общая и мелкая моторика (координация движений и мелкая моторика руки, артикуляционная мускулатура, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи).3. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром через речь. Во время работы над сказкой обогащается словарный запас, автоматизируются поставленные звуки и вводятся в самостоятельную речь, активно идет развитие интеллектуальной готовности, предполагающей наличие у ребенка кругозора, запаса знаний, дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интереса к знаниям, овладения на слух разговорной речью, способности применения символов, развитие зрительно – двигательных координаций.4. Музыкотерапия (активное и пассивное слушание музыки). Работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, насыщение песни эмоционально - выразительной, образной стороны, подводит не только к качественному исполнению песен, но и формирует, корректирует личность ребенка. Полезно любое пение, поскольку распеваются гласные звуки. Под воздействием музыкотерапии происходит формирование и социально – психологической готовности детей к школьному обучению – развитие коммуникативных качеств, потребности в общении, умения подчиняться интересам детской группы. Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С.,АмонашвилиШ.А.) Направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор. Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления. Технологии Арттерапии(музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия , оригамитерапия). Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. .Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группыПрименение данной технологии имеет следующие преимущества:• исключается уравниловка и усреднение детей;• повышается уровень мотивации учения в сильных группах;• в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;• создаются щадящие условия для слабых;• у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;• отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;• появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;• повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Технологии компенсирующего обученияК компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Цель: Сохранение и укрепление физического здоровья школьников с помощью нетрадиционных методов воздействия. Использование подвижного способа обучения позволяет: предотвратить развитие искривления позвоночника, плоскостопия; проводить профилактику близорукости во время занятия, повысить общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; стабилизировать процессы возбуждения и торможения, что способствует ускорению восприятия учебного материала.Особенности и элементы подвижного способа обучения:1. Всё занятие строится в режиме «динамических поз» (10 минут занимаются стоя, затем сидя, снова стоя, наглядный материал размещают на противоположных стенах).2. Педагог как можно чаще перемещается по классу, чтобы дети делали больше движений глазами и туловищем, поворачиваясь за педагогом.3. При ответе ребенка все дети поворачиваются и смотрят на отвечающего.4. Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут примерно на середине занятия, используются музыкально-танцевальные паузы. 5. Работу в режиме «динамических поз» проводят в комплексе с упражнениями на развитие памяти, мышления, внимания; на развитие творческого воображения2. Фитбол-гимнастика и ритмика являются необходимой предпосылкой для лучшего функционирования всех систем организма и речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных двигательных навыков3. Фитотерапия – используется как профилактическое средство для восстановления умственной и физической работоспособности, устранения усталости, вялости, нервозности с помощью лекарственных растений.4. Закаливание повышает сопротивляемость организма будущего школьника к заболеваниям. 5. Дыхательная гимнастика содержит систему упражнений, включаемых в подвижные игры и логопедические занятия. Упражнения зрительной гимнастики выполняются между занятиями, во время физкультминуток в течение 2-4 мин.«Быть здоровыми хотим!» Педагогическая поддержка Педагогическая поддержка необходима в усвоении знаний, это:• обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);• урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;• адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;• одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;• использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);• дополнительные упражнения;• оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др. Коррекционно-развивающие технологии, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества. 1. Гербова В.В.Учусь говорить.- М.: Просвещение, 200 2. Дурова Н.В. Фонематика: как научить детей слышать и правильно произосить звуки. – М.: Мозаика-синтез, 2004. 3. Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок.- №11.-2006.-с.164. 4. Зуева Л.Н. и др. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. – М., 2003. 5. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков и слов. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. – Ярославль: Академия развития, 2005. Список литературы: