Использование элементов театрализации на логопедических занятиях с младшими школьниками, имеющими ОНР IV уровня


ГБОУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
Аттестационная работа
Использование элементов театрализации на логопедических занятиях с младшими школьниками, имеющими ОНР IV уровня
Выполнила:
Сорокина Е.Ю.
гр. 167
Челябинск 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………..……………………….………...3
1.Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР IV уровня……..…………….……….....................................5
2.Особенности речи детей младшего школьного возраста с ОНР IV уровня…………………..…….…………..……………………………………….8
3.Значение театрализованной деятельности в развитии речи младших школьников, имеющих ОНР IV уровня.…………….…………………….14
4. Элементы театрализации, используемые на логопедических занятиях с младшими школьниками, имеющими ОНР IV уровня…………….……18
Заключение…………..……………………………………………………….….26
Литература……..…………………………………………...…………….…….27
Приложения……..………………………………………….…………….…….30
Приложение №1: Проект «Театр в нашей жизни» 2 класс
Приложение №2: Анкета для учащихся
Приложение №3: Информационный буклет для родителей
Приложение №4: Карта наблюдения
Приложение №5: Бланк оценивания групп
Приложение №6: Лист планирования постановочной деятельности
Приложение №7: Лист планирования и продвижения
Приложение №8: Лист оценивания результатов
Приложение №9: Комплекс упражнений речевой гимнастики
Введение
Проблема нарушения речи у младших школьников стоит особняком в современной логопедической практике. От уровня развития речи зависит полнота познания окружающего мира, развитие полноценной личности и, безусловно, успешное усвоение ими основной общеобразовательной программы начального общего образования. Особенно актуально эта проблема стоит в отношении детей с общим недоразвитием речи (ОНР), так как становление связной речи у них идет замедленными темпами и характеризуется определенными особенностями.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, играет неоценимую роль в познании окружающего мира. Общаясь с окружающими, дети с нарушением речи имеют множество проблем, которые мешают воспринимать правильно окружающий мир. Эти проблемы заключаются в отсутствии умения общаться со сверстниками и взрослыми, развитии чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта, страха речи, который со временем может привести к снижению самооценки, отказе от общения, и другим негативным переживаниям, травмирующих психику ребенка.
В дополнении к этому мы имеем дело с речевой запущенностью детей. Сегодня в век цифровых технологий и успехов научно-технического прогресса, казалось бы, созданы все условия для гармоничного развития личности. Однако эти достижения не всегда разумно используются, более того, могут отрицательно сказываться на развитии ребенка и его здоровье. Современные дети – заложники прогресса. Они все чаще предпочитают прочтению литературы, походу в театр, играм на свежем воздухе общение с гаджетами. Позвольте поинтересоваться, как давно Вы были в театре? Многие дети задумаются над этим вопросом. Некоторые ответят - никогда.
Для чего нужен театр детям? Театр – лучшая школа жизни, источник информации о мире. Театр заставляет переживать, думать, анализировать. Благодаря его познавательной и воспитательной функциям важно приобщать к этому удивительному виду искусства детей. Особенно детей с нарушением речи.
Использование элементов театральной деятельности на логопедических занятиях позволяет решать массу насущных задач. В первую очередь театральная деятельность – это кротчайший путь к эмоциональному раскрепощению, снятию зажатости, заторможенности. Благоприятная эмоциональная среда как ничто другое способствует развитию речи. В процессе театрализации работаем над звуковой, интонационной, диалогической и монологической стороной речи, развиваем память, воображение, фантазию, работаем над совершенствованием лексико-грамматических средств языка.
При нормальном речевом развитии ребёнка младшего возраста существенными характеристиками речи являются значительная протяженность речевых высказываний, связность, логико-смысловая организация. Потому, как ребёнок строит своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Каждый педагог желает, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться.
Таким образом, театрализованные действия будут способствовать полноценному развитию всех сторон речи, в некоторой степени будут способствовать успешному обучению в школе.
1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с ОНР IV уровня.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.  
Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу - около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приводят к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии. 
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПС СССР (Г.Н. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой и др.) в 50-60-е гг. 20в. Общее недоразвитие речи в чистом виде встречается крайне редко: только у 30% детей этой группы наблюдаются признаки ОНР без нарушения нервно – психической деятельности. Остальные имеют как психоневрологические, так и соматические проблемы.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. [13,47]
Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3–4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна окружающим.
У детей с ОНР отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Особенности мышления дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
В связи с общей соматической ослабленностью таким детям присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Трудности наблюдается при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормы развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. [17,114]
Исследованием свойств внимания у детей с речевыми дефектами занимались О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша и др. Было выявлено, что внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в планировании своих действий.
Стабильность темпа деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи имеет тенденцию к снижению в процессе работы. Распределение внимания между речью и практическим действием для детей с патологией речи оказывается трудной, практически невыполнимой задачей.
Все виды контроля за деятельностью (упреждающий, текущий и последующий), часто являются несформированными или значительно нарушенными, причем наиболее страдает упреждающий, связанный с анализом условий задания, и текущий (в процессе выполнения задания) виды контроля. Последующий контроль (контроль по результату), его отдельные элементы проявляются в основном при дополнительной помощи педагога, требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания и т. д.
Несомненно, нарушение произвольного внимания у детей с речевой патологией, которое отмечается многими исследователями (Р. А. Беловой-Давид), является проявлением дисгармоничного и асинхронного характера всего психического развития данной категории детей Одни авторы рассматривают несформированность произвольного внимания у детей в русле изучения отдельных аспектов психической деятельности детей. Например, Р. Е. Левина отмечает нарушение произвольного внимания у выделяемых ею в зависимости от недостаточности тех или иных форм деятельности трех групп детей с нарушенным речевым развитием. [15, 28]
Можно сказать, что у детей с различными видами речевой патологии имеется значительное снижение произвольного внимания по сравнению с нормой, но специфика этого нарушения определяется индивидуальными особенностями. Расстройство произвольного внимания как важнейшего фактора организации деятельности ведет к несформированности или значительному нарушению структуры деятельности. [7, 28]
По данным исследований Т.А. Фотековой (2003), школьники с общим недоразвитием речи на всем протяжении школьного обучения демонстрируют выраженное и стойкое отставание от нормы практически по всем вербальным характеристикам. [21]
Таким образом, развитие речи детей с ОНР должно происходить в тесной взаимосвязи с развитием сенсорной и интеллектуальной сферы.
2. Особенности речи детей младшего школьного возраста с ОНР IV уровня.
ОНР может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы фонетико-фонематическом развитии.
В настоящее время, отмечает Т. Б. Филичева, описание такого сложного речевого дефекта, как общее недоразвитие речи, было бы неполным без характеристики дополнительного четвертого уровня речевого развития. К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.
Дети с четвертым уровнем речевого развития владеют развернутой фразовой речью, достаточно коммуникабельны, охотно отвечают на вопросы, сами задают их окружающим. Они используют в речевой практике все части речи; грамматическое и фонетическое оформление высказываний близко к нормативным требованиям.
Однако создающееся, на первый взгляд, впечатление о вполне благополучной речи является обманчивым. Имеющиеся у детей трудности не всегда бросаются в глаза, так как в большинстве случаев в речевом общении дети умышленно заменяют одни слова другими, избегая сложных для них звукосочетаний и грамматических конструкции.
Ограниченность речевых средств, неточное употребление отдельных слов наиболее ярко прослеживается в самостоятельных рассказах по сюжетным и сериям сюжетных картинок. При этом у каждого ребенка в большей или меньшей степени оказываются нарушенными все компоненты языка. [26, 234]
При обследовании речи детей с четвертым уровнем речевого развития отмечается, что в их произношении нет ярко выраженных искажений фонем или их отсутствия. Однако звукопроизношение еще не соответствует абсолютной норме. Встречаются искажения слоговой структуры слова и нарушения дифференцировки оппозиционных фонем. Работе над словарным запасом предусматривает не столько увеличение количественных показателей, сколько усиление качественных характеристик. [26, 237]
Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи с общим недоразвитием речи IV уровня. Незаконченность формирования звукослоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта особенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования. [27, 113]
Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера обнаружены у этих детей и отдельные нарушения смысловой стороны речи. Так, при достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус), растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка, библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня). При ответах смешиваются родовые и видовые понятия (ворона, гусь – птичка, деревья –- елочки, лес – березки).
При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный – круглый; переписал – писал.
Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор»; кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; смелый мальчик – быстрый; дедушка старый – взрослый).
Имея определенный запас слов, обозначающих разные профессии, дети испытывают большие трудности при дифференцированном обозначении для лиц мужского и женского рода: одни дети называют одинаково их (летчик – вместо «летчица»), другие предлагают свою форму словообразования, не свойственную русскому языку (лечика – вместо летчица, развеска – разведчица, дрессир – дрессировщица, кладовка – кладовщица, барабанческая – барабанщица).
Образование слов с помощью увеличительных суффиксов также вызывает значительные затруднения: дети или повторяют названное логопедом слово (сапог – большущий сапог), или называют произвольную форму (н’ощища, ног’отища – вместо «ножища», «сапогина» – сапожище, кул’ащица – кулачище).
Стойкими остаются ошибки при употреблении:
1) уменьшительно-ласкательных существительных (пальтовка – пальтишко, платенка – платьице, скворчик, скоречник – скворушка, ременъчик – ремешок и т. д.);
2) существительных с суффиксами единичности (горошка, гороховка – горошинка; пуховка, пушка – пушинка; изюм, изюмка – изюминка; песок, песочка, песочница – песчинка и т. д.);
3) прилагательных, образованных от существительных с различными значениями соотнесенности (пухной – пуховый; клюк'овый – клюквенный; с'осный – сосновый);
4) прилагательных с суффиксами, характеризующими эмоционально-волевое и физическое состояние объектов (хвастовый – хвастливый; улыбкиный – улыбчивый);
5) притяжательных прилагательных (волкин – волчий, лисовый – лисий).
На фоне пользования многими сложными словами, которые часто встречаются в речевой практике (листопад, снегопад, самолет, вертолет и т. д.), отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов (вместо книголюб – книжник, ледокол – легопад, леготник, далекол; пчеловод – пчелы, пчельник, пчеловик; сталевар – сталь, столица). [26, 240]
Своеобразие ограниченности словарного запаса наиболее ярко обнаруживается при сравнении с нормой.
Дети с четвертым уровнем речевого развития достаточно легко справляются с подбором общеупотребительных антонимов, указывающих на размер предмета (большой – маленький), пространственную противоположность (далеко – близко), оценочную характеристику (плохой – хороший). Трудности проявляются в выражении антонимических отношений следующих слов: бег – хождение, бежать, ходить, не бег; жадность – не жадность, вежливость; вежливость – злой, доброта, не вежливость.
Правильность называния антонимов во многом зависит от степени абстрактности предложенных пар слов. Так, совсем недоступным является задание на подбор противоположных по значению слов: молодость, свет, румяное лицо, передняя дверь, разные игрушки. В ответах детей чаще встречаются исходные слова с частицей «не-» (не румяное лицо, немолодость, несвет, неразные), в отдельных случаях называются варианты, не свойственные русскому языку (передняя дверь – задок – задник – непередничек).
С дифференциацией глаголов, включающих приставки «ото», «вы», также справляются не все дети: чаще подбираются слова, близкие к синонимам (пригнуть – загнуть, впустить – запустить, вкатить – закатить, отнимать – забирать).
Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании и употреблении слов, фраз, пословиц с переносным значением. Например: «румяный, как яблоко» трактуется ребенком как «много съел яблок»; «столкнулись нос к носу» – «ударились носами»; «горячее сердце» – «обжечься можно»; «не плюй в колодец – пригодится воды напиться» – «плевать нехорошо, пить нечего будет»; «готовь сани летом» – «летом забрали санки с балкона».
Анализ особенностей грамматического оформления речи детей позволяет выявить ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (в зоопарке кормили белков, лисов, собаков); в использовании некоторых предлогов (выглянул и двери – «выглянул из-за двери», упал из стола – «упал со стола», мяч лежит около стола и стула – вместо «между столом и стулом»). Кроме того, в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся существительные мужского и женского рода (я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручкой), единственного и множественного числа (я раскладываю книги на большом столах и маленьким стулах – вместо «я раскладываю книги на больших столах и маленьких стульях»), сохраняются нарушения в согласовании числительных с существительными (собачка увидела две кошки и побежала за двумями кошками). Недостаточная сформированность лексико-грамматиче-ских форм языка неоднородна. У части детей выявляется незначительное количество ошибок, и они носят непостоянный характер, причем, если детям предлагается сравнить правильный и неправильный варианты ответа, выбор осуществляется верно.
Это свидетельствует о том, что в данном случае становление грамматического строя находится на уровне, приближающемся к норме.
У других детей затруднения носят более устойчивый характер. Даже при выборе правильного образца спустя некоторое время в самостоятельной речи они по-прежнему пользуются ошибочными формулировками. Своеобразие речевого развития этих детей тормозит темп их интеллектуального развития.
При четвертом уровне отсутствуют ошибки в употреблении простых предлогов, незначительно проявляются затруднения в согласовании прилагательных с существительными. Однако остаются выраженными трудности в использовании сложных предлогов, в согласовании числительных с существительными. Наиболее ярко эти особенности выступают в сравнении с нормой.
Следующей отличительной особенностью детей четвертого уровня является своеобразие их связной речи.
1. В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;
2. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.
3. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств. [26, 247]
3. Значение театрализованной деятельности в развитии речи младших школьников, имеющих ОНР IV уровня.
Недостаточная сформированность связной речи у детей с ОНР IV уровня проявляется как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления.
С целью развития связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи IV уровня на логопедических занятиях используются элементы театрализованной деятельности, которые позволяют заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания.
Театрализация – приспособление чего-нибудь для театра, придание чему-нибудь театральных свойств. [25]
Элементы театрализации представляют собой инсценировку, проигрывание прочитанных произведений, проектную деятельность.
Театрализованная деятельность – это такая деятельность, которая направлена на развитие у ее участников ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее). [28]
В начальной школе театрализованная деятельность направлена на целостное развитие личности проблемного ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие. Она активизирует имеющиеся у него потенциальные возможности и запускает компенсаторный механизм. В ходе театрализованной деятельности происходит развитие всех ведущих психических процессов; создаются условия для социализации ребенка, развиваются его адаптивные возможности, корректируются коммуникативные отклонения; создается ситуация успеха. Исполняемая ребенком роль позволяет ему решать многие свои проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. [18]
Театр для ребенка - это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию, прививает социально-нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми. Принимая на себя определенную роль, ребенок пытается мимикой, речью и движениями передать настроение своего героя, его характер, особенности поведения. Движения становятся более уверенными, эмоционально яркими, речь - интонационно выразительнее. Инсценировка сказок помогает обучиться творческому рассказыванию, которое играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем мире.
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером, учится работать с интонацией. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. [11]
Ребенок, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.
Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.
Работа над словообразованием включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности:
- экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела);
- предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы).
В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, правильные, логические. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении. [23, 69]
Театрализованная развивающая среда для ребенка с общим недоразвитием речи IV уровня обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развитие речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других). И предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально-эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. [19, 27]
4. Элементы театрализации, используемые на логопедических занятиях с младшими школьниками, имеющими ОНР IV уровня.
Основные виды театрализованной деятельности, которые используются при работе с учащимися:
Театральная игра;
Ритмопластика;
Культура и техника речи;
Основы театральной культуры;
Создание спектакля.
1-й раздел — «Театральная игра» — направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на 2 вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальной школе за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социального компонента. Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовит детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию.
2-й раздел — «Ритмопластика» — включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Занятия ритмопластикой предполагают развитие умения владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела.
3-й раздел — «Культура и техника речи» — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.).Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида:
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Дикционные и интонационные упражнения.
Творческие игры со словом.
4-й раздел — «Основы театральной культуры» — призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы:
Особенности театрального искусства.
Виды театрального искусства.
Рождение спектакля.
Театр снаружи и изнутри.
Культура зрителя.
5-й раздел — «Работа над спектаклем» — является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми.
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
Премьера спектакля.
Повторные показы спектакля. [30, 37]
Акулова О. делит театрализованные игры на две основные группы: режиссёрские и игры-драматизации. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. [1, 25]
К режиссерским играм относятся настольный, теневой, театр на фланелеграфе.
В настольном театре используются самые разнообразные игрушки- фабричные, из природного и любого другого материала.
Настольный театр картинок. Все картинки, персонажи, декорации лучше сделать двухсторонними, т. к. неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны устойчивые опоры.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляют на экран. Удерживает их фланель или ковролин, которыми затянуты экран и обратная сторона картинки. Фантазия здесь безгранична: рисунки из старых книг, журналов и т.д.
Теневой театр. Необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которым, персонажи отбрасывают тени на экран. Интересные изображения получаются при помощи пальцев рук: лающая собака, заяц, гусь и т.д. [3, 137]
Разновидности игр – драматизаций:
Участвуя в играх - драматизациях, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.
Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. Образы привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков. Используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям. Атрибут – признак персонажа. Не стоит утруждать себя в его полном изготовлении. Это может быть маска, шапочка, фартучек, венок, пояс и т.д. [31, 64]
Игры – драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке, проговаривая текст, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
Игры – драматизации с куклами бибабо. На пальцы надеваются куклы, обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий.
Декорациями могут быть самостоятельные изготовленные ширмы, плакаты, мини-макеты, дидактические пособия. [9, 25]
Изготовление кукол, элементов костюмов может проходить как на логопедических занятиях в качестве развития мелкой моторики, элементов творчества, так и на уроках технологии и внеурочной деятельности.
Прежде чем драматизировать, дети учатся рассказывать логоритмически по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи используются специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это прежде всего заучивание скороговорок и чистоговорок, постановка голоса, рифмодекламация. Сначала от детей требуется медленное и четкое произношение слов, затем четкое и быстрое. Для освоения выразительной речи вводятся упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Используются упражнения на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам.
Предмет особого внимания- психогимнастика, включающая этюды на развитие эмоций, движений, жестов, мимики. Психогимнастика является основой для формирования психической гибкости, преодоления ригидности, расширения эмоционального опыта детей. [18, 14]
Применение театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей с ОНР IV уровня на логопедических занятиях в начальной школе оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной речи, воображение, формирование основ образного мышления. Наблюдается значительное повышение речевой активности использование различных типов коммуникативных высказываний (обращение - побуждение, обращение - вопрос, обращение - сообщение); овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общение; развитие связной, диагностической, монологической речи. [19, 72]
Театр призван внести свой вклад в духовное развитие школьников, помочь им решить проблему сохранения и упрочнения своего «земного дома»; научить делать морально-нравственный выбор в любой жизенной ситуации. Театр, можно сказать, является «трибуной» для донесения морально-нравственного опыта, накопленного тысячелетиями, до каждого человека.
Роль педагога сводится к моделированию учебных ситуаций, приближенных к условиям работы в профессиональном театре. Предлагаемые формы и методы работы позваляют каждому учащемуся почувствовать себя самостоятельным исполнителем, режиссером, выполняющим задание и способным предъявить группе результат своей работы для критического осмысления. [14, 23]
Включение театрализованной деятельности в учебно-воспитательный процесс действительная потребность развития современной системы образования и одно из условий реализации новых стандартов. Это обеспечивает переход от эпизодического присутствия театра в жизни детей к системному моделированию его функций, как интеграции основного и дополнительного образования. Театрализация как социокультурное явление проявляется в создании новых ценностей и является фактором в развитии культуротворческой функции человека. [10, 35]
На логопедических занятиях с младшими школьниками, имеющими ОНР IV уровня мы используем разные виды театрализованной деятельности, описанные выше. Хочется отметить, что дети живо окликаются, предлагают свои варианты работы, с охотой вовлекаются в процесс. Театрализация дает возможность педагогу-логопеду заинтересовать детей, привлечь их внимание и удерживать его некоторое время. Раскрепощение, развитие творческого потенциала, развитие воображения, мышления, памяти – залог успешной работы по развитию речи детей с ОНР IV уровня.
Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Поэтому распределяя роль в театрализованной игре, мы учитывали речевые возможности и личностные особенности каждого ребёнка. Очень важно предоставить возможность выступить наравне с другими хотя бы с небольшой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь продемонстрировать свои способности. Не имеет значение, какую роль ребёнок исполняет, важно, что он создает образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно, учиться и запоминать.
Одним из примеров включения элементов театрализации является проектная деятельность, которая широко используется на современном этапе обучения.
В нашем случае мы внедрили проект «Театр в моей жизни» для детей 2 класса совместно с учителем начальных классов, учителем технологии и ИЗО. В данном классе обучается 4 ребенка с ОНР IV уровня, которые на равнее со всеми принимали активное участие в проекте. Проект включал в себя 15 уроков. В нем приняли участие все ученики класса – это 30 человек. На протяжении всего проекта каждый ребенок имел возможность поучаствовать, проявить свои личностные качества, внести свой вклад в совместную деятельность для достижения поставленных целей. Очевиден был интерес детей к происходящему, ведь проект оказался достаточно разнообразным, увлекательным. Затрагивал разные сферы деятельности и жизни в целом. Важно отметить, что дети с ОНР IV уровня активно участвовали в проекте, стремились быть на уровне с сильными учениками. Брали на себя ответственность, доводили начатое до логического завершения.
В рамках проекта на логопедических занятиях велась работа над выразительным чтением, заучиванием текста с помощью приемов мнемотехники. Отрабатывались интонация, жестикуляция, речевое дыхание, артикуляция, общая и мелкая моторика. С помощью психотренинга снимался барьер стеснения выступления перед аудиторией. В процессе проекта дети знакомились с новыми, ранее неизвестными словами, тем самым пополняли свой словарный запас. Учились грамотно выражать свои мысли, доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение товарищей.
В итоге проекта мы получили удовлетворенных своей деятельностью детей, которые наперебой рассказывали о своих достижениях, демонстрировали фотографии и видео.
Театрализованная деятельность также используется в процессе отдельного занятия в период развития связной речи, при работе с текстом. Дети, знакомые с этими приемами с удовольствием посещают логопедические занятия, ждут новых театральных представлений.
Заключение
В результате изучения и проведения целенаправленной работы по использованию театрализованной деятельности на логопедических занятиях, а также во время свободной деятельности позволило решить очень важные задачи коррекции речевых нарушений у детей с ОНР IV уровня.
В процессе театрализованных представлений дети создают образ действием и словами, что способствует развитию активной речевой среды. Вместе с тем идет развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, правильного звукопроизношения, мимики, пантомимики, жестов, совершенствование сценического мастерства.
Дети приобретают речевые навыки, пополняя словарный запас, совершенствуя грамматический строй речи.
Данная работа способствует полноценному развитию всех сторон речи: диалогической и монологической.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализации произведений можно решить многие задачи преодоления речевых нарушений у детей с ОНР IV уровня. Наряду с основными методами и приемами речевого развития нужно использовать этот богатейший и интереснейший вариант творчества.
Речь детей становится более грамотной, выразительной, эмоциональной, а это помогает ребенку быть общительным, преодолевать трудности взаимодействия, застенчивость. Театрализация способствует осознанию уверенности в своих силах и ведет к успешному развитию личности в целом.
Мы предлагаем использовать элементы театрализации на логопедических занятиях систематически, привлекая к этой деятельности всех детей, учитывая их индивидуальные особенности. В результате получаем заинтересованного ребенка, желающего впитывать предлагаемые ему знания, и имеем возможность решать одновременно ряд важных задач коррекционной направленности.
Литература
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. -2005. - № 4. - С. 24.
2. Алтухова Т. А. Изучение особенностей перцептивно-смысловой обработки текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи III и IV уровней / Алтухова Т. А., Карачевцева И. Н. // Шк. логопед. - 2005. - № 1. - С. 31.
3.Артемова Л.В.Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991. - 217 с.
4.Бачина О.В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед. - 2009. - № 1. - с. 12.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: Детство-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
6. Довгаль Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике // Логопед. - 2009. - № 3. - С. 34.
7. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2007.-275 с.
8. Елисеева М. Б. Классификация речевых ошибок детей с ОНР. // Логопед.-2006. - № 1.- С.30.
9. Касьянова А., Рогожникова М. Логосказки как вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений. Инновации в логопедическую практику. Сборник статей. - М.: Линка-пресс, 2008. - 77 с.
10. Катеринчук Е.А. Детский театр в системе работы образовательного учреждения // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - №6. - С.35.
11. Кокорина Е.Г. Использование театрализованной деятельности в работе с детьми-логопатами / http://www.prodlenka.org/ doshkolnoe-obrazovanie/
12. Коррекция и психологическое развития детей 4-7 лет: планирование, конспекты занятий / Под ред. Лосева П.А.М.: 2005. - 375 с.
13. Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. - 2008. - № 7. - С. 76.
14. Крамаренко О.К. Обучаем и воспитываем всех (о методике организации массовых мероприятий) // Воспитание школьников. - 2011. - №4. - С.23.
15. Левина Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом. (1961). // Хрестоматия по логопедии. В 2 т. Т 2. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997. - 528 с.
16. Линчук Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. - 2007. - № 6. - С.84.
17. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 328 с. 
18. Мангутова Н. Театрализованные занятия с элементами логоритмики и психогимнастики в инклюзивном классе // Коррекционно-развивающее образование. - 2011. - №4. - С. 14.
19. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с.
20. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. - 2008. - №4. - С.23.
21. Психолого–педагогическая характеристика младших школьников с общим недоразвитием речи / http://www.educationplace.ru/eduts-845-4.html
22. Речевая коммуникация: учебное пособие / Е.Н. Роготнева. - Томск.: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 60с.
23. Сухинская В. Развитие коммуникативных навыков в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2013. - №10. - С. 69.
24. Театрализация как творческий метод режиссера в организации семейного праздника М.: Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма Кафедра социально-культурной деятельности. (АПРИКТ). - 2012. - 97 с.
25. Ушаков Д.Н. Толковый словарь / http://ushakovdictionary.ru
26. Филичева Т. Б. Четвертый уровень недоразвития речи. / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. М.: Владос, 2003. Кн. 4.- 480с.
27. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во «Гном», 2000. - 460 с.
28. Цапкова Ю. А. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности / http://www.moluch.ru/conf/ped/
29. Чумакова Т.И. Особенности изучения художественного произведения на уроках литературного чтения // Начальная школа. - 2005. - № 6. - С. 41.
30. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. - М.: Владос,
2004. 175 с.
31.Шаманская Л. Н., Козина Л.Ю. Путешествие по сказкам: нравственное развитие дошкольников с ОНР. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
Приложение №1
Проект во 2-ом классе
Тема проекта: «Театр в нашей жизни».
Предмет, класс: литературное чтение, технология, ИЗО, логопедия, внеурочная деятельность. 2 класс.
Продолжительность проекта: 15 занятий (4 часа литературное чтение, 2 часа технологии, 2 часа ИЗО, 3 часа логопедических занятий, 3 часа внеурочной деятельности).
Проект реализуется в рамках предмета «Литературное чтение» при изучении темы «Русские писатели детям. А..С. Пушкин».
Учащиеся станут участниками театральной группы, узнают о театральной деятельности, театральных профессиях, своими силами подготовят спектакль к показу. Проектная деятельность основана на групповой работе, ролевых установках. На протяжении работы ведется планирование этапов деятельности, оценивание, рефлексия.
Проект интегрированный. На уроках технологии и ИЗО ведется работа по изготовлению декораций, элементов костюмов, масок. Во внеурочное время организуется поход в ТЮЗ, репетиции и показ спектакля. На логопедических занятиях отрабатываются тексты. Идет работа над интонацией, мимикой, жестами, выразительным чтением.
Задача проектной деятельности - формирование чувства прекрасного, эстетических чувств, ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни, развитие коммуникативных навыков, приобщение к русской культуре и фольклору, развитие традиций семейного чтения.
В логопедическом направлении – развитие звуковой стороны речи в сфере произношения, развитие диалогической и монологической речи, развитие интонационной стороны речи, развитие памяти, воображения, совершенствование лексико-грамматических средств языка.
Проект направлен на освоение образовательных стандартов по выбранным предметам:
Междисциплинарная программа «Чтение. Работа с текстом».
Разделы: «Получение, поиск и фиксация информации», «Понимание и преобразование информации», «Применение и представление информации».
Междисциплинарная программа «Формирование ИКТ- компетентности учащихся».
Разделы: «Обработка и поиск информации», «Создание, представление и передача сообщений», «Планирование деятельности, управление и организация».
Программа по предмету «Литературное чтение».
Разделы: «Виды речевой и читательской деятельности», «Творческая деятельность».
Программа по предмету «Изобразительное искусство».
Раздел: «Азбука искусства. Как говорит искусство?»
Программа по предмету «Технология».
Раздел: «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты».
Программа логопедических занятий
Раздел «Коррекция устной речи у детей с ОНР IV уровня».
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
-проявлять ценностное отношение к театру как виду искусства, к русской литературе;
-проявлять понимание чувства прекрасного, эстетические чувства, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-развивать самостоятельность и личную ответственность;
-целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
-проявлять способность к решению моральных дилемм, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-проявлять осознанные эстетические предпочтения, ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Предметные результаты:
Литературное чтение:
-читать по ролям литературное произведение;
-овладеют элементарными приемами интерпретации текста (информации);
-ориентироваться в специфике текста пьесы и использовать полученную информацию в практической деятельности;
-систематизировать подобранные информационные материалы при подготовке собственных работ;
-составлять письменные отзывы
Внеурочная деятельность:
-различать театральные профессии и термины театральной деятельности;
-средствами художественной выразительности передавать характер героя произведения, инсценировать фрагменты произведения;
ИЗО и технология:
-использовать выразительные средства изобразительного искусства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
-решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действий в процессе создания костюмов и декораций;
-прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной и декоративно-художественной задачей.
Логопедия:
-выразительно читать текст;
-грамотно использовать диалогическую и монологическую речь;
-использовать в речи ранее неизвестные слова;
-вовлечение детей с нарушением речи в образовательный процесс.
-развитие монологической и диалогической речи;
-развитие интонационной стороны речи;
-совершенствование грамматического строя речи;
-развитие словарного запаса.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний;
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-ставить, формулировать проблему и планировать действия выхода из проблемной ситуации;
-анализировать процесс деятельности и ее продукт, выбирая для этого основания и критерии.
Регулятивные:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
-корректировать – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия;
Коммуникативные:
-развивать навыки сотрудничества при работе в группе;
-целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
-совершенствовать речевое оформление;
-вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного / прочитанного произведения;
-работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
-развивать навык коллективной деятельности при планировании этапов работы и рефлексии;
-осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Информационные:
-искать информацию в соответствующих возрасту базах данных, системах поиска;
-пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет;
-соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении;
-готовить и проводить презентацию перед аудиторией.
Основополагающий вопрос:
Зачем человеку творчество?
Проблемные вопросы:
Почему человек стремится к красоте и гармонии? Могу ли я создать что-то прекрасное? Кто в театре главный?
Учебные вопросы:
Как устроен театр? Кто работает в театре? Как пьеса становится спектаклем? Кто он - настоящий зритель? Как связано умение читать по ролям с актерской профессией? Как научиться запоминать текст для роли в спектакле?
План проведения проекта:
Подготовительный этап.
1. Мотивация учащихся на проекте.
1)Анкетирование с целью изучения опыта посещения театра, сформированных зрительских предпочтений
2)Представление информационного буклета о предстоящей проектной деятельности родителям учащихся.
3)Проведение вводной конференции, участниками которой становятся учащиеся, учитель, родители. Изучение результатов анкетирования, использование информации для определения вопросов проекта.
Активизация имеющихся знаний, выдвижение идей без упреков и критики. Деление идей на выполнимые, с которыми уже можно работать и те, которые следует изучить. Фиксировать идеи на доске.
1) Что нам известно по данной теме?
2) Можем ли мы узнать обо всем этом за период времени, отведенный для выполнения проекта?
3) Какие идеи из списка кажутся нам самыми значимыми?
4) Существуют ли другие идеи, не вошедшие в наш список?
Определение планируемых результатов и проектирование дорожной карты проекта.
2. Включение учащихся в определение партнеров проекта (родителей, работников театра). Размещение анонса проекта на стенде класса. Использование электронной почты для переписки с партнерами проекта. Организация учебной экскурсии в театр.
Основной этап:
-Формирование рабочих групп проекта по интересам. Использование стартовой презентации учителя для обсуждения вопросов, направляющих проект.
-Распределение ролей.
-Обсуждение плана работы. Определение основных этапов деятельности по постановке спектакля: посещение театра. Сбор информации о театральных профессиях; подготовка костюмов, декораций, афиш - стенгазета; репетиции спектакля. Показ коллективного продукта.
-Оценка промежуточных продуктов, обмен мнениями и впечатлениями об участии. Составление графика оценивания всеми участниками проектной деятельности. 
-Показ спектакля обеими труппами. Участники – учащиеся класса, родители, учитель.
-Обсуждение в студии. Обмен мнениями о показе.
Аналитический этап:
-Подготовка фото и видеоматериалов учащимися класса и родителями.
-Подготовка учащимися отчетных материалов о показе спектакля. Размещение информации о результатах проекта на стенде класса, в школьных СМИ.
-Индивидуальный оценочный лист.
-Итоговая конференция. Участниками конференции становятся учащиеся, родители, учитель. Подведение итогов проектной деятельности. Работа экспертной группы (учащиеся и родители), озвучивание результатов.
Приложение №2
Анкета
1.Фамилия имя.
________________________________________________
2.Любишь ли ты ходить в театр?
________________________________________________
3. Какой спектакль тебе понравился больше всего?
________________________________________________
4. С кем ты обычно ходишь в театр?
________________________________________________
5. Как часто ты посещаешь театр?
________________________________________________
6. Хочешь ли ты сам(а) попробовать игру на сцене?
________________________________________________
7. Какой вопрос ты хотел(а) бы задать актеру театра?
_____________________________________________________________
Приложение №3
Информационный буклет для родителей.
Уважаемые родители, спешим порадовать вас новым и ярким событием в нашем классе.
Мы хотим воплотить в жизнь интереснейший проект:
«Театр в нашей жизни».
Что такое учебный проект?
Сегодня готовыми знаниями никого не удивишь. Огромное количество знаний вокруг нас позволяет нам получить информацию о мире, обществе, достижениях человечества.
Учебный проект – это не просто способ получения определенного продукта по средствам добываемой информации, но это еще и процесс творческой деятельности, в центре которого сама деятельность, способы и приемы работы.
И конечно личность ребенка.
Мы будем рады, если Вы вместе со своим ребенком станете активными участниками проекта. Вы будете получать всю информацию о деятельности творческого коллектива в рамках проекта.
Наш творческий коллектив разделится на группы, каждая из которых получит возможность самостоятельного распределения ролей. Итогом проектной деятельности станет выступление групп на импровизированной сцене.
Надеемся на плодотворное сотрудничество.
- Проект проходит в рамках изучения творчества А.С. Пушкина.
- Включает в себя посещение ТЮЗа. Спектакль «Сказка о золотом петушке».
- Оформление тематических презентаций.
- Изготовление декораций, костюмов, масок.
Направляющие вопросы проекта:
- За что люди любят театр?
- Трудны ли профессии работников театра?
- Способен ли я создать что-то прекрасное?
Чему будем учиться:
- Расширять представление о театральном искусстве, работе людей, создающих чудесные спектакли.
- Добывать информацию из разных источников.
- Планировать свою деятельность, ставить задачи и выбирать пути решения.
- Распределять роли и нести ответственность, взятую на себя.
- Сотрудничать. Учитывать интересы партнеров.
- Находить пути выхода из трудных ситуаций.
Желаем удачи!

Приложение №4
Карта наблюдения
Кто в театре главный? Без кого не состоится спектакль? Какие театральные профессии вы знаете? После посещения театра необходимо определиться с выбором описываемой профессии внутри группы. Подробно описать ее, используя план.
Название профессии История появления профессии Особенности профессии Личные качества, необходимые для освоения этой профессии Известные люди профессии Список профессий: театральный режиссер, актер, художник-декоратор, звукорежиссер, суфлер, художник по костюмам, театральный критик.
Приложение №5
Бланк оценивания групп
Используется для оценивания работ одноклассников
3 балла 2 балла 1 балл
Сбор данных Выбрана театральная профессия. Пояснение, описание, рисунок. Выбрана театральная профессия. Пояснение. Выбрана театральная профессия. Пояснение отсутствует.
Исторические сведения Сведения содержат временные указатели (название эпохи, годы). Есть сведения об изменении в профессии в течение времени. Сведения содержат исторические сведения без указания временных рамок и изменениях в профессии в течение времени. Немного информации о профессии в целом.
Личные качества Более трех качеств. Три качества. Менее трех качеств.
Пример известных людей профессии Названо несколько имен. Есть дополнительная информация о знаменитостях. Присутствуют фотографии . Названы имена известных людей с кратким описанием. Названы имена.
Оформление Три или более ресурса. (Презентация, фотографии, стенгазета, раздаточный материал). Менее трех ресурсов. Отсутствие оформления.
Заключение Сведения обширны. Дают возможность ответить на основополагающий вопрос. Вывод прозвучал. Сделана попытка дать ответ на основополагающий вопрос. Вывод не сделан.
Группа Раздел Кол-во баллов
Сбор данных Исторические сведения Личностные качества Пример известных людей Оформление Заключение Итого баллов Приложение №6
Лист планирования постановочной деятельности
Наименование спектакля ____________________________________________
Роль/ФИО участника Основные моменты Список задач
Приложение №7
Лист планирования и продвижения
Группа______________
Вопрос Готово Не готово
Мы заполнили анкету выявления интересов Раздали информационные буклеты родителям Распределили роли Определили обязанности Познакомились с критериями оценки результатов Провели несколько репетиций. Выявили недочеты и исправили их Подготовили вопросы для других групп Подготовили презентацию Подготовили декорации и костюмы Приложение №8
Лист оценивания результатов
1 – не согласен,
2 – затрудняюсь ответить,
3 – скорее согласен, чем нет,
4 - полностью согласен.
1. Я считаю распределение ролей в нашей группе верным.
1 2 3 4
2. Я смог выполнить все задачи, связанные с моими обязанностями (ролью в группе).
1 2 3 4
3. Я прислушивался к мнению других участников группы.
1 2 3 4
4. Я давал ценные советы участникам группы.
1 2 3 4
5. Я доволен результатом нашего общего дела.
1 2 3 4
6. У меня есть рекомендации относительно улучшения нашей работы.
1 2 3 4
7. Я доволен проделанной работой.
1 2 3 4
Приложение №9
Комплекс упражнений речевой гимнастики:
1.Тренировка речевого дыхания
1)«Теплый воздух». Представить, что замерзли руки. Нужно отогреть их дыханием. Выдох должен быть ровным, медленным. Одну руку держать на животе.
2)«Свеча». Предлагается медленно дуть на воображаемое пламя. Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2 - 3 см и длиной 10 см.
3)«Свечи». На одном вдохе (без добора) погасить 3 свечи (4, 5... 10), разделив выдох на порции.
4)«Насос». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед и взяться за рукоятку воображаемого автомобильного насоса двумя руками. Начать накачивать воздух: выпрямляясь, делать вдох, а наклоняясь, - выдох на звуке «ф».
5)«Пильщики». Взяться вдвоем за руки крест - накрест. Правые руки – пила, левые – бревно. Один тянет на себя «пилу», имитируя на выдохе звук «з», другой берет пилу на себя: «с».
6)«Старт». Взять в руки часы с секундной стрелкой и начать вслух вести отсчет времени по секундам: «Десять! Девять... Один! Пуск!». Отсчет вести громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании, без добора воздуха.
7)«Егорки». Распределить выдох на три порции, читая громко,
равномерно текст, делать паузу после каждого второго (третьего, пятого) «Егорки»: «Как на горке, на пригорке (вдох), стоят тридцать три Егорки (вдох): раз Егорка, два Егорка, три Егорки (вдох), четыре Егорки, пять Егорок, шесть Егорок (вдох) и т. д.
2. Голосовые упражнения
1)«Баюканье». Баюкать малыша тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: «м».
2)«Колокола». Имитировать голосом звучание большого колокола: «бом
- м - м! бим - м -м !, бам - м - м !», стараясь «тянуть» согласный. Изменяйть регистры: от низкого (бом) до высокого (бим) и среднего (бам).
3)Постепенно и плавно повышать и понижать голос, делать его то громким, то тихим от начала до конца текста. Используется любое известное стихотворение.
4)Читать громко нараспев любые стихи.
5)Произносить слова: «здравствуйте», «я слушаю вас»,
«добрый день», «добрый вечер», «приятно вас видеть», «привет»,
«алло» и подобные с максимальной доброжелательностью в голосе.
3. Упражнения для развития интонации
1)Произносить междометия с выражением, используя карточки-эмоции.
2)Читать короткие стихотворения или тексты различными голосами (различных животных: лиса, медведь, мышь).
3)Мимическая гимнастика перед зеркалом с использованием интонации. Проговаривая одно и то же слово, например - компот.
4)Игра «Вопрос-ответ». Необходимо задать вопрос товарищу с вопросительной интонацией. Ответить на него с восклицательной интонацией.
5)Отработка предложений по цели высказывания.
6)Произнесиь фразу «Вам не интересно», обращенную к слушателям, не соблюдающим тишину, с разными интонациями: с гневом, с угрозой, с удивлением, порицанием, в виде просьбы, равнодушно, с обидой. Обратиться к присутствующим: «Дамы и господа», выражая голосом чувства (равнодушно, торжественно, иронично, радостно, с просьбой).
4. Упражнения для релаксации с элементами «Пальминга»
1) «Штанга». Представить, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделать вдох, оторвать штангу от пола на вытянутых руках, приподнять ее. Очень тяжело. Выдохнуть, бросить штангу на пол, отдохнуть.
2)«Шалтай-Болтай». Повтоять известное стихотворение С. Маршака. Поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — наклонить корпус тела вниз.
3)«Винт». Поставить пятки и носки вместе. Поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении.
4)«Ленивая кошечка». Поднять руки вверх, затем вытянуть их вперед, потянуться как кошечка. Затем резко опустить руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».
5)«Твоя звезда». Представить, что над головой висит чудесная золотая звезда. Это - твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы вы были счастливы. Представь себе, что вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь пошли немного света своим домашним, друзьям, близким, знакомым.
6)«На лугу». Представь себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься посреди чудесного луга. Трава на лугу мягкая и зеленая. Ты садишься на траву. Дотронься до неё руками и почувствуй её приятную прохладу. Теперь посмотри вверх, на ясное голубое небо. Ты видишь плывущие по небу большие пушистые облака. Теперь ложись и растягивайся на траве. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Тело станет таким же мягким и расслабленным, как у тряпичной куклы. Сделай еще один очень глубокий вдох и глубокий выдох. Теперь мы можем вернуться назад.
7) «Пальминг». Упражнение для глаз, которое заключается в том, чтобы глаза закрыть и на несколько минут плотно прикрыть их ладонями. В результате глаза расслабятся, а расслабление даст хорошее зрение.
Вместе с упражнением Пальминг можно проделывать элементы психотренинга.
8) «Вот какой я». С закрытыми глазами представить себя в настоящем и в будущем. Как ты выглядишь, чем ты занимаешься в жизни, чем увлекаешься. 9) «Ты мне нравишься». Каждый участник группы по очереди произносит фразу, например: «Катя, ты мне нравишься тем, что…».
10) «Комплименты». Учащиеся становятся в круг и берутся за руки. Нужно сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить друг друга. Тот, кому говорятся слова, должен ответить: «Спасибо, мне очень приятно! » Затем он дарит комплимент своему соседу.
5. Комплекс артикуляционной гимнастики.
1)«Лягушечка/хоботок». Попеременно растягивать губы в улыбке и вытягивать в трубочку.
2)«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удерживать положение.
3)«Заборчик». Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать положение.
4)«Качели». Рот открыт, кончик языка поднимать к верхним и опускать к нижним зубам.
5)«Часики». Рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончик узкого языка передвигать из левого угла рта в правый.
6) «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковые края языка поднять вверх, изображая чашечку.
7) «Иголочка». Рот открыт. Язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.
8) «Лошадка». Присосать язык к небу. Пощелкать языком.
6. Комплекс упражнений для развития мелкой моторики.
1) «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
2. «Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стало горячо.
3. «Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.
4. «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.
5. «Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.
6. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
7. «Человечки» - указательным и средними пальцами выполняем точечные движения вдоль предплечью(человечки–«маршируют», «прыгают», «бегут»).
Также для развития мелкой моторики мы используем самостоятельное изготовление элементов костюмов и масок, которые впоследствии используются в спектакле.