План родительского собрания на тему: Общечеловеческие ценности-основа семейного воспитания


План родительского собрания
Школа КГУ «Гимназия № 79»
Класс 5 «Б»
Дата 06.10.2016г.
Кол-во родителей 9 человек
Педагог Нижник С.С.
Тема родительского собрания:
Общечеловеческие ценности-основа семейного воспитания
Цель: создать условия для понимания значимости духовно-нравственного воспитания в семье, основанного на любви, нравственности и взаимном уважении всех членов семьи.
Задачи:
обсудить с родителями проблему воспитания нравственности в детях;
прививать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей;
вдохновить родителей на стремление воспитывать в детях доброту, отзывчивость, трудолюбие.
Ресурсы: (материалы, источники)
Рисунок: «дерево общечеловеческих ценностей»;
анкеты для родителей.
План
Вступительное слово учителя
Психолого-педагогические основы нравственно-духовного образования;
Вечные общечеловеческие ценности как основа воспитания в семье;
Ответственность и роль родителей в воспитании детей;
Подведение итогов родительского собрания;
Анкетирование родителей;
Домашнее задание;
Заключительная минута собрания.
Ход собрания
1.Вступитальное слово учителя.
Здравствуйте уважаемые гости, я рада нашей сегодняшней встречи. Сегодня мы проведем родительское собрание на тему: «Общечеловеческие ценности-основа семейного воспитания». Говорить мы сегодня будем о самом важном и ценном что у нас есть, о наших любимых детях.
Наш разговор я хочу начать с высказывания Далай-Ламы XIV (духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии и других регионов).
Наши дома все больше, а семьи все меньше;
У нас больше удобств, но меньше времени;
Больше ученых степеней, но меньше здравого смысла;
Больше знаний, но меньше способности к трезвому суждению;
Больше специалистов, но еще больше проблем;
Больше лекарств, но меньше здоровья;
Мы проделали долгий путь до Луны и обратно, но нам сложно перейти улицу, чтобы встретиться с новым соседом;
Мы создали множество компьютеров для хранения и копирования огромных объемов информации, но стали меньше общаться друг с другом;
Мы выиграли в количестве, но проиграли в качестве;
Это время быстрого питания, но медленного усвоения,
Людей высокого роста, но низкой нравственности,
Высоких доходов, но мелочных отношений;
Это время, когда так много за окном, но ничего в комнате.
Далай-Лама XIVСогласны ли вы с этим высказыванием?
Кто может сказать, почему так происходит? В чем причина, в чем парадокс сегодняшнего мира?
2. Психолого-педагогические основы нравственно-духовного образования.
В наши дни главная задача образования - сдать как можно больше экзаменов и добиться как можно больше ученых степеней.
С.А. Назарбаева в своей книге «Этика жизни» пишет: «На рубеже веков мы почему-то вдруг решили, что главная цель воспитания – научить ребенка нажимать кнопки компьютера и сносно болтать по-английски. И вот он уже готов – человек новой формации! А то, что это дитя не умеет отличить добро от зла, понять и разделить боль ближнего, нас, в общем-то, не волнует…»
В этом и заключается отрешенность образования от жизни сегодня. Нас учат языкам и концепциям, но это не помогает нам жить в согласии с самими собой и остальными.
Парадокс сегодняшнего мира в том, что, нам кажется, более легким познавать и осваивать внешний мир, чем исследовать и осознавать свой внутренний мир, т.е. самих себя.
Самый ценный дар, который мы можем дать детям - это способность найти внутреннюю удовлетворенность и спокойствие духа.
Как говорили древние мудрецы: «Пусть будет мир на Земле и пусть он начнется с меня!»
К.Д. Ушинский говорил: «Окружите человека всеми благами (блага цивилизации), и вы увидите, что он не только не сделается лучше, но даже не будет счастливее, и что-нибудь одно из двух: или будет тяготиться самой жизнью, или быстро будет понижаться до степени животного. Это нравственная аксиома, из которой не вывернуться человеку. Зерно его существа, бессмертный дух его требует иной пищи, и не находя её томится голодом…»
Для достижения внутренней гармонии человек в мыслях, словах и действиях должен следовать общечеловеческим ценностям.
3.Вечные общечеловеческие ценности как основа воспитания в семье.Под ценностями принято называть предметы, явления, свойства, состояния, имеющие положительную значимость для личности.
Демонстрация рисунка: «Дерево общечеловеческих ценностей».
Все общечеловеческие ценности - грани одной человечности.
Любовь в действиях – Праведное поведение
Любовь в чувствах – Покой
Любовь в мыслях, словах – Истина
Любовь в понимании – Ненасилие
4. Ответственность и роль родителей в воспитании детей.
А сейчас давайте поговорим о воспитании, об ответственности и роли родителей в воспитании детей. Но, к сожалению, понимание воспитания у многих родителей далеко от истины. Во всяком случае, от той истины, которая заключена в самом слове.
Три стиля семейного воспитания.
При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".
При попустительском (либеральном) стиле ребенок предоставляется сам себе.
Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Семья должна учить ребенка законам человеческого существования.
Самое главное правильно выбрать различные методы воспитания.
Методы воспитания.
(воздействие на сознание, чувства ребенка с целью формирования убеждений, воли - личности)
Метод убеждения: (лучше разъяснять) почему одно хорошо, а другое плохо. Здесь велика роль наглядности. Учить анализировать свои и чужие поступки. Спор. основан на взаимоуважении.
Метод требование. Прямое "сделай", "сходи", "убери". Косвенное - просьба, совет, пожелание.
Метод - внушение. Очень действенен, если дети вообще легко внушаемы. Когда ребенок находится в состоянии растерянности, психологической депрессии, когда у него неприятности - не нужно его ругать, лучше действовать внушением. При этом важен авторитет родителей. Ребенок, учитывая их знаниям, опыту, благородству, честности - доверяет им.
Игра, режим дня. Важнейшие методы воспитания в семье. Этому методу посвятили целое собрание.
Поощрение и наказание. Наказание должно соответствовать проступку и быть направлено на разрушение отрицательного поведения. Большинство родителей подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как их самих когда-то воспитывали. "Меня отец бил, и я благословляю его руку, потому что благодаря этому я стал порядочным человеком"
А ведь главным источником недостатков в личности ребенка являются унижение и побои.
На чем основана "вера" в физические наказания? Видеть сразу результат воспитания: запугать, усмирить, сделать больно. Наказание физическое выполняет роль возмездия. Желание любой ценой сломить упрямство детей, напоминает пружину, сжимаемую до предела, которая потом разжимается и бьет или ломается. У ребенка утрачивается вера в себя, самостоятельность и др.
Поощрение, важно не допускать захваливания, задаривания. Излишние материальные блага растят потребителя, иждивенца.
Лучшее поощрение - похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда, удовлетворение от добрых дел.
Роль примера родителей. Особенно в воспитании культуры чувств (сопереживание, сострадание)
А теперь несколько комментариев.
Кто не знает такую "закономерность" чем больше ругаешь ребенка, тем хуже он становится!
Почему же так происходит? А потому, что воспитание - это вовсе не дрессура.
Родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы.
Психологами доказано, что потребность в любви в нужности другому человеку - это одна из главных человеческих потребностей. Ребенок должен ее постоянно удовлетворять.
Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен
как хорошо, что ты у нас родился
я рада тебя видеть
я люблю, когда ты дома
мне хорошо, когда мы вместе.
Эти знаки внимания нужны детям, как пища растущему организму. Обнимайте ребенка не менее 4 раз в день, прикасайтесь к нему, целуйте его.
5.Подведение итогов родительского собрания.
Давайте подведём итоги нашего собрания.
Что нового вы узнали сегодня на собрании?
В правильности, каких методов, применяемых вами, убедились?
Над чем вы задумались?
Что хотели бы исправить в воспитательном процессе в вашей семье?
Анкетирование родителей.
Уважаемые родители наше собрание подошло к концу, я прошу вас заполнить анкеты, которые лежат у вас на столах. Спасибо вам за внимание! Анализ
Домашнее задание.
Уважаемые родители я бы хотела, что бы придя домой, вы рассказали всей вашей семье, о чем мы говорили на собрании.
Заключительная минута собрания.
В завершение, давайте посидим в тишине и подумаем, что интересного и важного каждый из вас узнал на нашем собрании?!
Педагог _______________________
Директор ______________________