Доклад на тему: Роль психологической службы в условиях эсперимента


Поступление ребенка в школу – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-педагогическом, так и в физическом плане. Кроме того, это очень напряженный период, потому что школа с первых дней ставит перед первоклассниками целый ряд задач, требующий мобилизации интеллектуальных и физических сил. А в условиях эксперимента по обновлению содержания образования - все это приумножается вдвойне. Как известно, в прошлом году Чаганская ОСОШ стала одной из экспериментальных площадок по апробации в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан. Психологическая служба в данный период призвана решать два вопроса: проанализировать эксперимент и оказывать своевременную психологическую, консультативную помощь и поддержку всем его участникам: детям, родителям и педагогам. В течение всего 2015-2016 учебного года мы совместно с родителями в первую очередь работали над тем, чтобы создать условия первоклассникам для успешной адаптации. Именно об этом разрешите остановиться в своем докладе.
В первую очередь мы составили план работы по психологическому сопровождению адаптационного периода первоклассников, где постарались учесть, что школа работает в особом режиме. Основные аспекты этого плана включают в себя психодиагностику, просвещение, консультирование педагогов и родителей. Цель: психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса на этапе апробации. При разработке плана ставили ребенка во главу угла. На первом месте стоит психологическая диагностика. Диагностическую работу мы начали в августе 2015 года и продолжали по мере необходимости в течение года, т.к. были вновь прибывшие учащиеся в экспериментальные классы. При этом использовали следующие известные методики: «Школа зверей», «Дорисуй фигуру», «Лесенка», «Кактус», «Дерево», «Методика исследования мотивации учения по М.Р. Гинзбургу» и другие. Данный диагностический аппарат помог адекватно отразить уровень готовности детей к школьному обучению, а также отразить все стороны эмоционального состояния детей. Т.е в первую очередь, мы пытались выявить категорию детей, нуждающихся в помощи психолога. Например, по итогам первичного обследования в 1 –х классах по адаптации была определена «фокус группа» : дети с синдром дефицита внимания, эмоциональной возбудимостью, неустойчивостью, частыми заболеваниями простудного характера. Для данных учащихся был составлен коррекционно-развивающий комплекс упражнений. Комплекс включал несколько направлений:
Умственное развитие - формирование произвольного внимания, развитие воображения, повышение уровня интеллектуальной готовности к школьному обучению ;( «Дорисуй», «Сочини…», «Доделай…»)
Положительная мотивационная готовность - создаются ситуации успешности, безоценочные методы и приемы стимулирования учащихся названной категории;
Эмоциональное состояние - работа с детскими страхами, игры и упражнения на стрессоустойчивость, снижение тревожности личностной и школьной, решение конфликтов позитивными способами и т. д.; («Ладошка», игровая, рисуночная, сказочная терапия).
С данными детьми работу вели в коррекционной группе и индивидуально. А для всего класса была использована программа адаптационных занятий «Теперь я первоклассник!», цель которой - формирование комфортной образовательной среды, обеспечивающей успешную адаптацию первоклассников в школе. Качественный анализ результатов изучения адаптационного периода показывает, что работа по предложенной программе позволила заметно повысить у детей активность и самостоятельность в процессе обучения; повысить уровень произвольной регуляции поведения в соответствии со школьными правилами; ослабить внутреннюю напряженность и улучшить показатели, связанные с коммуникативной стороной общения.
Организация работы психологической службы при переходе на двенадцатилетнее обучение требует, чтобы акцент был сделан на работу с родителями. Через систему родительских собраний, психологического лектория было проведено психологическое просвещение родителей первоклассников. С помощью упражнений и семинаров –практикумов («Гармонизация детско-родительских отношений», «Остров согласия», «Мы вместе», «Трудности первоклассников в период адаптации», «Детско-родительские отношения и эмоциональное здоровье ребенка») разъясняли родителям, что они и другие члены семьи должны помочь первокласснику преодолеть чувство тревоги и беспокойства, связанного с изменением социальной ситуации развития. Очень важно, чтобы родители соизмеряли свои ожидания по поводу будущих успехов ребенка с его возможностями. Объясняли тем, что первоклассник может не испытать радость познания в будущем. В процессе обучения ежедневно совместно с администрацией школы, классными руководителями путем раздачи памяток, индивидуальных бесед доносили до сознания родителей информацию о том, что ребенку необходимо от семьи получение положительного эмоционального подкрепления и любви независимо от успехов ребенка в школе(«10 «нельзя» для родителей, «Вредные советы» и др. ) В этом случае процесс адаптации к обучению в школе будет более успешным. С этой целью проводили разъяснительную работу по особенностям детей шестилетнего возраста, а также старались донести до всех родителей особенности обновления системы образования, включая ее позитивные стороны. Это уже в этом учебном году дало возможность начать более раннюю подготовку детей к обучению в школе, позволило сделать переход от дошкольного детства к школьному более мягким.
В работе с родителями использовала следующие упражнения «Собери портфель», «Письмо-карточка», «Скорая помощь» и другие на семинарах и тренингах. Большую роль сыграло первое родительское собрание, где выступали с материалом «Ребенок идет в первый класс», сделав акцент на соблюдении режиме дня и на поддержке интереса ребёнка к учебе. По сравнению с предыдущими годами в период апробации мы провели больше результативных встреч с родителями.
Следующая важная категория-это учителя. В ходе обновления содержания образования их в жизни первоклассников появляется сразу несколько человек. Работу с педагогами организовывали тоже с различными целями, где основная – формирование условий для успешной адаптации первоклассников к школе. Это такие виды работ как круглый стол на тему: «Результаты диагностики адаптационного периода учащихся», семинары: «Наш дружный класс», «Психогимнастика» и различные консультации в течение года. На встречах педагоги получали раздаточный материал с рекомендациями, играми для снятия признаков усталости. А также различные практические упражнения: «Улыбка», «Комплименты», «Строим цифры», «Живая скульптура», «Я люблю» и другие, которые можно включать в урок. Полученную информацию наши учителя стараются всегда применять на практике, т.к. новая модель образовательного процесса 12-летней школы изменила цели деятельности учителя. Они на каждом уроке создают атмосферу психологического комфорта и поддержки, стимулируют положительные эмоции у школьников. Все это требует от современных педагогов и родителей глубоких знаний возрастных особенностей психического развития детей.
Вся эта совместная работа помогла нам успешно пройти апробацию. Всё это требует от современных педагогов и родителей глубоких знаний возрастных особенностей психического развития детей. Сегодня мы
активно сотрудничаем с Назарбаев интеллектуальной школой.
Разрешите выразить благодарность коллегам, нашим кураторам – психологам НИШ г. Уральска. Они направляют и поддерживают с самого начала нашей деятельности в рамках эксперимента. Деятельностью психологической службой школы интересовались представители Министерства образования во время исходящего контроля. На базе нашей школы были организованы семинары районного и областного уровней, где были задействована как учебная, так и воспитательная деятельность.
Чем же учебный год апробации отличается от текущего? Тем, что у нас есть небольшой, но опыт. Естественно, любой путь во второй раз всегда легче. Но не следует забывать, что одинаковых детей нет. Совместными усилиями мы обеспечили положительный результат в организации социально-психологических условий обучения и развития первоклассников в рамках обновления содержания образования.
В целом, психологическая служба сыграла немаловажную роль и положительно повлияла на ход учебно-воспитательного процесса: существенно повысилась учебная мотивация обучающихся, заметно возрос интерес родителей к образовательному процессу, активизировалась творческая деятельность учителей.
Доклад на тему:
«Роль психологической службы в условиях эксперимента»
Подготовила:
Мендыбаева Ж.Ж.
2016-2017 учебный год