Программа развития профессионального интереса старших подростков в условиях психологической службы школы


Программа развития профессионального интереса старших подростков в условиях психологической службы школы
Приоритетное направление деятельности психологической службы школы - психологическое сопровождение психического и личностного развития школьников, обеспечивающее им к моменту окончания школы готовность к самоопределению во взрослой жизни
Главная задача психолога - оказать помощь учащемуся в самопознании, понимании своих личных особенностей, возможностей, интересов, способностей, мотивов поведения и использование этих знаний в профессиональном самоопределении. Конечная цель этой работы – формирование ответственного отношения учащихся к выбору профессии и подведение его к принятию самостоятельного, обдуманного, осознанного решения в выборе профессии.
При разработке программы за основу была взята и переработана программа профессионального самоопределения для подростков «Я и моя профессия» Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов Г.В. Резапкиной Цель программы: развитие профессиональных интересов и формирование внутренней готовности старших подростков к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии. Для достижения этой цели поэтапно решаются следующие задачи:
1) активизация проблемы выбора профессии;
2) выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных намерений;
3) расширение представлений учащихся о мире профессий;
4) уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;
5) формирование общей готовности учащихся к самоопределению.
Категория участников: учащиеся 9-11 классов.
Продолжительность проведения: программа рассчитана на 9 занятий.
Режим проведения: один раз в неделю.
Продолжительность одного занятия: 30 - 45 минут.
Место проведения: учебная аудитория.

занятия Тема занятия Содержание Кол-во
часов Формы работы Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение
1 Внутренний мир человека и система представлений о себе. Упражнение «Представление» Упражнение «Выбор» 1 Групповая
работа Тетрадь, ручка
2 Профессии, специальности. Классификация профессий. Игра «Молекулы» 1 Групповая
работа Тетрадь, ручка
3 Профессиональные интересы и склонности. Тест «Карта интересов»
Игра - «Летает, не летает»
1 Групповая
работа Тетрадь, ручка
4 Способности, условия их проявления и развития. Игра «Круг»
Игра «Имитация»
(ДДО) по Е.А. Климову 1 Групповая
работа Тетрадь, ручка
5 Природные свойства нервной системы. Тест Айзенка
1 Групповая
работа Тетрадь, ручка, проектор
6 Мотивы, ценностные ориентации в самоопределении. Упражнение «Хвалебная речь» Тест «Мотивы выбора профессии» 1 Групповая
работа Тетрадь, ручка
7 Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность. Тест Дж. Голланда.
1 Групповая
работа Тетрадь, ручка
8 Здоровье и выбор профессии. игра «В мире профессий» 1 Групповая
работа Тетрадь, ручка
9 Профессиональная проба в профсамоопределении. Упражнение «Паутина» игра «Устраиваемся на работу» 1 Групповая
работа Тетрадь, ручка
Занятие 1 «Внутренний мир человека и система представлений о себе»
Цели и задачи: получение учителем необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся; формирование у участников установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации; формирование установки на необходимость профессионального самоопределения; развитие навыков рефлексии.
Организационный момент:
Основная часть
Вводное слово психолога.
Упражнение «Представление»
Сейчас в тетрадях каждый из вас ответит на следующие вопросы. Я называю вопрос, а вы записываете ответ.
Ваш знак зодиака?
Ваше любимое время года?
Ваше любимое животное?
Какое качество вам в себе нравится?
Какое у вас хобби (увлечение)?
Определились ли в том, куда пойдете учиться после окончания 9-го класса?
Условие: каждый работает самостоятельно, не советуется и не советует другим. После выполнения я соберу работы (записи) и по очереди буду зачитывать, а вы отгадывать, кому принадлежит та или иная запись.
Время выполнения - 10 минут.
Работы собираются и зачитываются учителем, а учащиеся отгадывают.
Теперь я предлагаю выполнить творческое задание.
Условие: каждый работает индивидуально.
Труд - это не только способ самореализации, но и возможность получения материального вознаграждения. Деньги — это еще не 100% успеха, но без них в нашей жизни обойтись сложно. Сейчас вы об этом не особо задумываетесь, так как материальным обеспечением семьи занимаются ваши родители. Задумывались ли вы над тем, сможете вы обеспечить себя материально?
Упражнение «Выбор»
Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе, без друзей, родителей, родственников. У вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время... Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам вам подсказку. Вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования ...
Необходимо письменно ответить на вопросы:
В каком городе или даже стране вы находитесь?
Какое у вас время года?
Что вы будете делать? Каковы ваши действия?
Что вы умеете делать? (Составьте список видов работ.)
Что будет потом?
В общем, устройте свою жизнь.
Время работы 30 минут.
Время истекло. Пожалуйста, давайте обсудим ваши действия. Происходит обсуждение. Делается вывод о том, что подсобные работы - это временный заработок, а в целом необходимо учиться. Для того, чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности, выявить профессиональные интересы.
На последующих занятиях я вас познакомлю с тестом «Карта интересов», которая в общих чертах поможет каждому определить предпочтения в видах деятельности.
Заключение.
Комментарии и рекомендации:
На первом занятии делается акцент на особенностях организации и проведения занятий. Учащиеся ориентируются на творческую работу с постоянным самоанализом. Уже на первом занятии прививаются навыки рефлексии. Не случайно в упражнение «Представление» включены вопросы о профессиональных намерениях и об ожиданиях относительно работы.
Так как уроки проводятся на эмоциональной волне, нужно следить за временем выполнения упражнений.
Проанализировав ответы учащихся на вопрос о профессиональных намерениях, можно будет иметь на руках фактический материал о количестве «определившихся». Он нужен для того, чтобы по окончании курса уроков сделать вывод об их эффективности.
Вторая часть урока проходит на творческой волне. Учащиеся, моделируя ситуации, учатся и приобретают навыки рефлексии. Это упражнение ориентирует на осознание необходимости получения участниками профессионального образования. занятие настраивает на самопознание. Ведь следующее занятие - это работа с тестами.
От психолога требуется максимум собранности. Участники задают много вопросов, а это как сеанс одновременной игры для гроссмейстера.
Занятие 2 «Профессии, специальности. Классификация профессий»
Цели задачи: формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий; активизация умственной активности.
Организационный момент:
Упражнение «Сантики-фантики»
Мы начинаем сегодняшнюю встречу с выполнения упражнения. Для этого образуем круг. Сейчас мы выберем водящего и ведущего. Но сначала послушайте, каковы условия выполнения упражнения: водящему необходимо угадать, кто показывает движение в круге; движение же показывает ведущий, и все в круге должны повторить его движения. На время, пока группа выбирает ведущего, водящий выходит за дверь.
Выбор сделан. Водящий угадывает, кто же ведет участников, за кем повторяют движения в круге. У нас сменилось уже несколько ведущих и водящих. Пора за работу!
Основная часть
Займите свои места, приготовьтесь слушать и записывать. Записывать необходимо, так как эта информация поможет каждому в профессиональном самоопределении.
Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность же – это вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия – учитель, а специальность - учитель музыки, профессия - водитель, а специальность?… правильно - водитель троллейбуса.
Классификация профессий:
По предмету труда (типы) - на что направлен труд.
По целям труда (классы) - какова конечная цель труда.
По орудиям труда (отделы) - что использует, какой инструмент.
По условиям труда (группы) - где работает.
Начнём с характеристики типов профессий.
Типы профессий:
а) предмет труда - техника, а система «человек-техника» (Ч-Т).
Все профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием, это как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, строитель, наладчик автоматизированного оборудования и т.д.
б) предмет труда - животный и растительный мир, а система «человек-природа» (Ч- П).
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метеорологией и т.д. (геолог, биолог, зоотехник, егерь).
в) Предмет труда - схемы, знаки, устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система «человек - знак» (Ч-Зн.).
Этот вид деятельности относится к умственному труду (бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир, верстальщик и т.д.).
г) Предмет труда - изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система «человек – художественный образ «Ч-Х».
Например: дизайнер, декоратор, визажист, журналист, вокалист и т.д.
Скажите, пожалуйста, а профессию инженера, к какому типу профессий можно отнести? Правильно. К системе Ч-Т и Ч-Зн. Я не случайно задал такой вопрос, а в качестве примера взял профессию инженера. На примере мы с вами ознакомимся с классами профессий, но вначале теоретическая информация.
Классы профессий.
Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда (конечная цель).
а) гностические («гнозис» — знание) (гн). Цель - узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, проверить по заранее известному признаку.
б) Преобразующие (пр). Цель - изготовить по образцу.
в) Изыскательские (из). Цель - придумать, изобрести, вывести новую схему или формулу.
Вывод: чтобы отнести профессию к определенному классу необходимо разобраться в конечной цели трудового процесса.
Вернёмся к профессии «инженер». К какому классу она относится? Правильно, можно отнести ко всем трем. Надо учитывать специализацию. Инженер-конструктор придумывает схему новой машины, выполняя рабочие чертежи. Цель — изобрести. Правильно, это изыскательская профессия. Инженер-технолог контролирует процесс по созданным схемам, дает рекомендации по улучшению работы. Цель - преобразовать. Это преобразующая профессия. Инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в серийное производство попала машина с наименьшим числом дефектов. Цель - проверить. Это гностическая профессия.
Теперь перейдем к характеристике отделов профессий.
Отделы профессий.
Классы профессий подразделяются на отделы, в зависимости от орудий труда:
а)с использованием ручных орудий труда (р); это, в основном рабочие специальности, например каменщик - мастерок, маляр - кисть и т.д.
б)с использованием машин с ручным и ножным управлением (м): например: машинист, водитель;
в)с использованием автоматизированного оборудования (а); например: оператор персонального компьютера;
г)с использованием функциональных возможностей (средств) организма (ф); пример: профессиональные спортсмены, актеры, дикторы и т.д.
Попробуйте привести свои примеры. Молодцы, усвоили!
Группы профессий.
Профессии также делятся на группы в зависимости от условий труда:
а) труд в обычных бытовых условиях (об); пример: бухгалтер, учитель и т.д.;
б) труд на открытом воздухе (о); пример: строители, работники сельского хозяйства и т.д.;
в) труд в необычных условиях (н); пример: водолазы, шахтеры и т.д.
г) труд, сопряженный с повышенной моральной ответственностью заздоровье, жизнь человека или за большие материальные ценности (мо); пример: инкассаторы, врачи.
Продолжайте. Молодцы!
Подведем итог. Каждый из вас теперь имеет представление о том, как классифицируются профессии. Это нужно для того, чтобы сделать осознанный выбор будущей профессиональной сферы. Ведь выбор зависит и от вашего желания, и от ваших возможностей, и от требований которые предъявляет профессия к личности претендента. А теперь, того чтобы каждый усвоил суть теоретической информации, я предлагаю провести работу по карточкам в малых группах. Попытайтесь составить формулы профессий.
Игра «Молекулы»
Сначала вам нужно разделиться на группы. Для того, чтобы объединиться в группы, давайте проведем игру «Молекулы». Условия: по моей команде «начали» все встают и начинают хаотично передвигаться по аудитории; по команде «молекулы три» вы объединяетесь в тройки. Объединяться нужно с теми, кто находится ближе всех к вам, иначе можно не успеть, а здесь главное - реакция и быстрота.
После объединения участникам даются карточки с профессиями: одна карточка на группу, по 3-4 профессии в каждой. Участникам необходимо составить формулы профессий.
Пример:
1 карточка: бухгалтер, токарь, актер, учитель.
2 карточка: водитель, адвокат, спасатель МЧС, теннисист (профессионал).
3 карточка: пожарный, строитель, машинист, пианист.
4 карточка: военнослужащий (контрактник), крановщик, столяр, геолог.
Для примера составим формулу профессии «профессиональный боксёр». Ч-Ч, пр, ф, мо. Теперь работаете сами. Время работы - 10 минут.
Ну что же, перейдем к обсуждению ответов.
При обсуждении акцентируется внимание на ошибках, а также на значимости теоретической информации, полученной в ходе занятий.
Заключение.
Комментарии и рекомендации
Это занятие проходит интересно. Учащиеся много узнают о профессиях. Это, пожалуй, одно из нелегких занятий, где теоретический материал значителен по объему. Он важен, так как ориентирует учащихся на факторы, влияющие на выбор вида деятельности.
Для поддержания атмосферы творчества и положительного настроя необходимо периодически «оживлять» аудиторию. Не случайно введена игра «Молекулы». Используется юмор. Так, рассказав о системе Ч-П, можно пошутить.: «Теперь вы знаете, что ЧП – это не только «чрезвычайное происшествие» и т.д.
Занятие3 «Профессиональные интересы и склонности»
Цели и задачи: изучение участниками собственных интересов; развитие навыков рефлексии; формирование установки на преемственность в работе, системности мышления.
Организационный момент:
Основная часть
Вводное слово.
Для того, чтобы целенаправленно работать над собой, совершенствоваться, необходимо знать свои интересы и возможности. Я хочу помочь каждому из вас. Только лишь помочь, а все остальное вы должны делать сами.
Так что же такое «интерес»?
На доске мелом учитель записывает слово интерес, а учащиеся называют ассоциации. Они тоже записываются учителем.
Схема (метод «паутины» для примера)
побуждения -6858013398500 -723902349500 желание
способности -685808318500-622309461500 ИНТЕРЕС -723909461500-685808318500 ум
выбор хобби
Можно сказать, что интерес - это желание заниматься чем-либо. Действительно, успех в любом деле определяется тем, насколько человек им увлечён. Сейчас я предлагаю вам выполнить тест «Карта интересов», который поможет каждому определиться с выбором тех или иных сфер деятельности. Какие-то сферы будут вами отвергнуты, а какие-то приняты.
Условие: на задания теста необходимо отвечать в бланке ответов, отвечать быстро, не задумываясь. Верный ответ (правильный) тот, который первым приходит на ум. Возможные ответы:
очень нравится (++);
нравится (+);
не нравится (-);
совсем не нравится (--).
Тест «Карта интересов». (Приложение 1)
Игра - «Летает, не летает»
Ну что устали? Давайте-ка встряхнемся. Условия игры таковы: сейчас я буду произносить слова, обозначающие «летающие» и «нелетающие» объекты. Если этот объект или живой организм летает, то вы поднимаете руки вверх, а если — нет, то присаживаетесь на корточки. Условие ясно? Начали
Самолет
Пароход
Планер
Комод
Стол
Оса
Коса
Пчела
Топор
Орел
Гранат
Агат
Стрекоза
Муха
Глаза
Вертолет
Скворец
Стул
Ручка
Фанера
Молодцы! А теперь займите свои места, положите руки на парты прямо, не скрещивая их, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха. Спасибо.
Вернёмся к тесту «Карта интересов». Для того чтобы определить сферы своих интересов, необходимо подсчитать количество «+» и «-» в каждом столбике листа ответов. Сферы интересов обозначены цифрами от 1 до 13. Если количество «+» в столбце больше 6, то интерес к этой сфере ярко выражен, смотрите на таблицу и работайте.
А теперь я предлагаю вам проверить, совпадают ли ваши интересы с вашими склонностями.
Карта склонностей.
Выполнение работы.
Условие: прочитайте внимательно каждый вопрос. Если ваш ответ на вопрос положительный, то рядом с номером вопроса в листе ответов поставьте знак «+».
Время выполнения – 30 минут.
Обработка результатов.
Подсчитайте сумму баллов в каждом столбце и запишите ее внизу каждого столбца. Отметьте те столбцы, по которым у вас набралось наибольшее количество баллов.
Наличие общей оценки в столбце по вертикали (от 5 до 7 баллов) указывает общее направление индивидуальных склонностей человека и силу их проявления в следующих сферах деятельности.
После индивидуальной работы происходит обсуждение результатов, учитель отвечает на вопросы учащихся по интерпретации.
Заключение.
Комментарии и рекомендации.
Это занятие насыщено теоретической информацией. Кроме этого, учащиеся выполняют большой объем работы. Занятие является значимым для участников, так как по его результатам можно сделать вывод о широте и глубине своих интересов. Это важно и с точки зрения помощи в комплектовании 10-х классов школы (прогноз наполняемости - это будет интересным материалом для администрации и педагогов).
Психологу нужно получить от учащихся обратную связь, поэтому необходимо провести краткое обсуждение перед выполнением теста. Это своего рода настройка. После выполнения теста дайте ребятам немного расслабиться для того, чтобы инициировать следующий этап - интерпретацию. Обратите внимание на то, что последнее слово в игре «Летает - не летает» — фанера «+». Оно вызовет у учащихся положительные эмоции и поможет снять напряжение.
Занятие 4 «Способности, условия их проявления и развития»
Цели и задачи: изучение участниками собственных склонностей и способностей; совершенствование навыков работы со стандартным инструментарием; поддержание атмосферы творческого поиска.
Организационный момент:
Основная часть
Игра «Круг».
Станьте в круг. Вам необходимо по очереди называть лучшее качество человека, стоящего от вас слева. Первый называет качество; затем второй, повторяет это качество, а также называет качество третьего; третий за первым и вторым повторяет и называет качество четвертого и т.д.; по принципу «снежного кома».
Хорошо! Молодцы!
Игра «Имитация» («Поезд»)
Игра проводится в круге. Для начала рассчитаемся на первый—второй. Первые номера - хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера - два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый - второй - первый - второй и т.д. по кругу: имитируем стук колес поезда. Начали.
Убыстряем темп. Еще быстрее.
Примечание. Обязательно кто-нибудь сбивается и ведущий инициирует аплодисменты всех участников.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) по Е.А. КлимовуА теперь займите свои места. Для работы над тестом вам необходимо вспомнить классификацию профессий по типам. Пожалуйста, называйте типы. Хорошо.
На прошлом занятии мы говорили об интересах, а сегодня речь пойдет о склонностях - ярко выраженных интересах. Это стремление заниматься определенным видом деятельности.
Не зря вас попросили вспомнить типологию, потому что этот тест поможет выявить склонности, предпочтения сообразно типам: Ч-П, Ч-Т, Ч-Ч, Ч-Зн, Ч-Х.
При выполнении этого теста необходимо из пары видов деятельности выбрать один вид «а» или «б». Если не нравиться ни то, ни друг выбирайте по принципу «меньшего зла». Но выбор должен быть сделан. Всего 20 пар, записывайте номер пары и проставляйте букву. Готовы. Начали!
Учащиеся выполняют тест. Время работы – 20 минут.
Ваша задача - сравнить свои ответы с «ключом». Совпадения отмечайте. (Учащиеся работают с готовым бланком ответов)
Подсчитайте суммы совпадений по каждому типу профессий, максимальное количество баллов - 8.
А теперь выделите предпочитаемые вами типы профессий, то есть склонности.
Далее происходит групповое обсуждение работы над тестом. Учитель не участвует в этой работе, наблюдая за ходом обсуждения (оно возникает спонтанно между учениками).
Итак, мы с вами пришли к единому мнению о том, что каждый должен сделать выбор, то есть определиться для себя с выбором дальнейшей профессии. Очень важно не ошибиться, а для этого необходимо учитывать свои возможности и способности.
Заключение.
Комментарии и рекомендации.
На этом занятии участники работают со стандартным инструментарием, поэтому для поддержания атмосферы творческого подъема введены подвижные игры. Раскованность - это свобода. Только свободный человек в состоянии сделать осознанный выбор (мыслить, рассуждать, творить).
На заключительном этапе психологом не делает никаких выводов и не высказывает своего мнения. Участники должны уйти с вопросами!
Занятие 5 «Природные свойства нервной системы»
Цели и задачи: формирование теоретических представлений о характере и темпераменте; изучение собственного темперамента; развитие навыков работы с диагностическим материалом.
Организационный момент:
Основная часть
На прошлом занятии мы с вами пришли к мнению о том, что каждый должен сделать выбор, то есть определиться для себя, где он будет продолжать обучение после окончания 9-го класса. Очень важно неошибиться, а для этого надо, как можно лучше узнать свои возможности. От чего же зависит ваш выбор профессии?
Учащиеся отвечают. При обобщении ответов делаются выводы, профессиональный выбор зависит:
от возможностей каждого (его способностей, темперамента);
от предпочтений (интересов и склонностей);
от требований профессии к личности соискателя;
от возможностей родителей;
от востребованности профессии на рынке труда.
Способности делятся:
а) на общие (широкий круг знаний), к ним относятся: трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность;
б) на специальные (качества, обеспечивающие успех в конкретном виде деятельности), к ним относятся: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, черты характера - способность к эмпатии и т.д.
Учитель рассказывает о темпераменте (Приложение 4)
Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Он проявляется в поведении человека, его отношении к себе и другим. Доброта и жестокость, трудолюбие и лень, аккуратность и неряшливость – все это черты характера. Умным или глупым, честным или лживым, талантливым или бездарным может быть человек с любым темпераментом.
Нестабильность
24
25146001143000 тревожный обидчивый
грустный беспокойный
ранимый агрессивный
сдержанный возбудимый
пессимистический импульсивный
малообщительный оптимистический
впечатлительный поддающийся
меланхоли- холери- настроению
ческий ческий активный
57150014922500 интроверт экстраверт
0 12 24
трудолюбивый флегмати- сангвини- общительный
рассудительный ческий ческий открытый
надежный разговорчивый
вдумчивый беззаботный
миролюбивый веселый
несуетливый уравновешенный
терпеливый раскованный
0
стабильность
Тест Айзенка
Теперь же для того, чтобы каждый мог, выявить свой темперамент, я предлагаю вам пройти тест, который состоит из 60 вопросов.
Выполнение работы и её анализ.
Заключение.
Комментарии и рекомендации.
Это занятие сложное и насыщенное в плане теоретической информации. Кроме этого, ученики учатся обрабатывать результаты тестирования, что является для них новой формой работы. Поэтому учитель должен чётко проинструктировать учеников. Эта работа требует от учащихся собранности.
Для того, чтобы учащиеся усвоили материал учителю необходимо доводить до них информацию на понятном языке, при необходимости разъяснять трудные моменты. Главное, учитель должен донести до учащихся, что «плохих» темпераментов не бывает.
Занятие 6. «Мотивы, ценностные ориентации в самоопределении»
Цели и задачи: расширение информационного пространства; обеспечение средствами самопознания; развитие адекватности самооценки и уровня притязаний; поддержание благоприятного психо-эмоционального фона.
Организационный момент:
Основная часть
Направленность обусловлена потребностью. Возникающие потребности побуждают человека к активному поиску путей ее удовлетворения, становятся внутренними побудителями его действительности – мотивами.
На этой основе складываются алгоритмы действий – мотивация. Это процесс непрерывного принятия решения на основе взвешивания альтернативных вариантов – «за» и «против».
Упражнение «Хвалебная речь».
Ученики выстраиваются в две шеренги друг напротив друга. Стоящие в шеренге (справа) хвалят себя, а стоящие слева слушают и одобрительно кивают головой в ответ. Переходы осуществляются по команде учителя. «Крайние правые» переходят в противоположные и занимают позиции «крайних левых». Все просто – вообразите движение гусеничной машины.
Обсуждение.
Ученики делятся впечатлениями от выполнения упражнения. Учитель подводит итог, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию, и у разных людей эти оценки не совпадают, они разные. Мотивация зависит от стереотипов и восприятия человека, его ценностных ориентиров. Он проецирует это знание на мотивы, обуславливающие выбор сферы профессиональной деятельности и предлагает выполнить тест.
Тест «Мотивы выбора профессии»
Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените по пятибалльной оценочной шкале, в какой мере каждое из них может повлиять на ваш выбор.
Выполнение работы. Время выполнения 15 минут.
Обсуждение.
Психолог подводит итог и говорит о том, что сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он мотивирован, то есть когда человек осознаёт личностную и социальную значимость вида деятельности, верно оценивает свои возможности, ориентируется «на себя» …
Далее на доске пишется словосочетание ВЫБОР ПРОФЕССИИ и просит учеников ответить на вопрос о том, что и кто влияет на выбор.
144589510985500друзья и приятели 96012010541000 любимые школьные предметы
ВЫБОР ПРОФЕССИИ 8362956223000родители 2571756350000 СМИ
16002009588500 -431807937500 одноклассники педагоги
Акцентируется внимание учеников на классификации мотивов выбора профессии, среди которых:
социальные (ориентация на приносимую обществу пользу);
познавательные (стремление к овладению знанием, навыком);
нравственно-эстетические (реализация потребности в прекрасном);
творческие (получение возможности для творчества);
материальные;
карьерные (стремление к быстрому продвижению по служебной лестнице, самоутверждению, славе и успеху);
утилитарные (удовлетворение потребности в чувстве значимости, стремление руководить людьми)
и указывает на типичные ошибки молодых людей при выборе ими будущей профессиональной сферы деятельности.
Заключение.
Комментарии и рекомендации.
Это занятие является смыслообразующим, так как на нём происходит обсуждение исключительно важной проблемы, связанной с мотивацией выбора профессиональной сферы. Работа над заданиями теста наталкивает ребят на размышления о мотивах выбора. Психолог имеет отличную возможность для получения информации о ценностных ориентациях учеников.
Занятие 7. «Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность»
Цели и задачи: расширение информационного пространства; формирование понятийного аппарата; развитие рефлексивных навыков и умений; определение профессиональных намерений.
Организационный момент:
Основная часть
Психолог предлагает ученикам письменно ответить на вопрос «Кто Я?». Ученики записывают фразы, начиная их с местоимения «Я», каждый пишет о себе.
В качестве примера можно показать запись ответов на доске:
«Я хороший человек»;
«Я способный ученик»;
«Я отличный друг» и т.д.
На выполнение задания отводится 10 минут.
После этого ученики по очереди зачитывают свои письменные работы. Ребятам разрешается задавать вопросы друг другу.
Организуется обсуждение: соотношение самооценки и оценки окружающих.
Чтобы узнать человека важно разобраться в том, что он успел сделать на своём жизненном пути, но ещё важнее понять то, к чему он стремится и во имя чего?! Работа над упражнением «Кто Я?» помогает каждому лучше узнать себя, ответить на вопрос о направленности, понять то, что любой из присутствующих уникален и неповторим, он ЛИЧНОСТЬ!
Действительно направленность многолика. Это и убеждения и мировоззрение, и устремления, и интересы человека. Многие наши устремления имеют социальную природу, так как «… жить в обществе и быть свободным от него нельзя …».
Я хочу предложить вашему вниманию тест известного психолога Дж. Голланда, который разработал методику социальной направленности личности. Он выделил несколько типов:
1) Р – реалистический тип
Характерен ручной, технический, механический труд. Практический склад ума.
Профессии: инженер, электротехник, токарь, фотограф, чертежник, садовник, водитель, инженер – электроник, маляр, телеоператор, наладчик, закройщик, телемеханик.
2) И – исследовательский тип
Теоретик, работа связанная с умственной деятельностью.
Профессии: философ, лингвист, ученый – химик, редактор научного журнала, биолог, гидролог, зоолог, математик, археолог, работник музея, ученый, конструктор, метеоролог.
3) С – социальный тип
Коммуникатор, работа связана с воспитанием и обучением при эмоциональной насыщенности.
Профессии: педиатр, завуч по внеклассной работе, фельдшер, главный врач, спортивный врач, работник детской комнаты милиции, учитель, воспитатель, психолог, логопед, психиатр, санитарный врач.
4) К – конвенциальный тип
Бумажная работа, спокойная с четким регламентом, правилами, обычно флегматик.
Профессии: нотариус, бухгалтер, секретарь – машинист, экономист, корректор, статистик, монтажник, декоратор, стенографист.
5) П – предприимчивый тип
Хороший организатор, предприниматель, любит риск, ответственность.
Профессии: политический деятель, телерепортер, главный зоотехник, дипломат, начальник участка, директор, зав. магазином, адвокат, председатель профсоюза.
6) А – артистичный тип
Художники, профессии связанные с творчеством, эстетическим вкусом, не любят правил.
Профессии: поэт, дизайнер, переводчик художественной литературы, карикатурист, художник по металлу, режиссер, дирижер, актер, критик.
Тест Дж. Голланда.
Заключение.
Комментарии и рекомендации.
Данное занятие расширяет представление учеников о мире профессий и позволяет, опираясь на результаты теста, в самых общих чертах расставить акценты не столько в профессиональной направленности, а скорее в личных устремлениях, профессиональных и жизненных планах.
Для поддержания атмосферы творчества возможно построение «усреднённого профиля» по классу. Для этого ученики по очереди называют свои баллы. Психолог подсчитывает средний арифметический балл по каждому из 6 типов и строит график на доске. По результатам построения графика, можно сделать вывод к какому профилю обучения тяготеет большая часть учеников. Данные по классу можно использовать в целях формирования групп элективных курсов, а также прогнозирования накопляемости профильных классов.
Информацию целесообразно обсудить на заседаниях МО учителей-предметников, классных руководителей.
Занятие 8. «Здоровье и выбор профессии»
Цели и задачи: расширение информационного пространства; знакомство с новыми профессиями; знакомство с процедурой прохождения медицинской комиссии при устройстве на работу; знакомство с противопоказаниями по некоторым видам профессий.
Организационный момент:
Основная часть
Не только желание, способности, склонности, возможности могут повлиять на выбор профессии. Одним из немало важных критериев является состояние здоровья человека.
О требованиях, предъявляемых к некоторым профессиям, сегодня нам расскажет врач медицинской комиссии.
Лекция врача – специалиста.
Обсуждение и индивидуальные консультации.
Профориентационная игра «В мире профессий».
Заключение.
Комментарии и рекомендации.
Данное занятие является важным звеном, так как раскрывает одно из условий выбора – состояние здоровья человека. Беседа врача-специалиста ещё раз доказывает учащимся, что выбор профессии – ответственное дело.
Занятие 9. «Профессиональная проба в профсамоопределении»
Цели изадачи: формирование информационного пространства; развитие навыков рефлексии; развитие мотивов самоактуализации; развитие навыков конструктивного взаимодействия.
Организационный момент:
Основная часть
Сегодня у нас с вами последние занятие по теме «Профессиональное самоопределение». На протяжении всех занятий мы много работали с диагностическим инструментарием, выполняли различные серьезные и не очень задания. Пришло время подвести итоги этой совместной деятельности. Кто-то из вас утвердится в сделанном выборе, а кто-то задумается в его правильности.
Упражнение «Паутина».
Постарайтесь назвать слова-ассоциации, связанные со словом успех.
Учитель на доске записывает ассоциации.
Упражнение «Деловые качества».
Психолог предлагает участникам образовать шесть групп (по числу карточек с жизнеописанием знаменитых людей).
Внимание! Карточки разрезаны на части и участники должны по дельным фрагментам составить свою группу.
Вам необходимо самостоятельно ознакомиться с информативным материалом, где дано краткое описание биографий знаменитых деловых людей. Затем мы послушаем по очереди каждую группу. Вы должны ознакомить всех участников с фактами биографии знаменитых людей, а также выделить те качества, которые, по вашему мнению, обеспечили успех того или иного человека-знаменитости.
Выступление участников.
Обсуждение инициирует учитель: какие качества необходимы того, чтобы быть успешным?
На доске записываются ответы участников, а после выстраивает рейтинг личностных качеств.
Особенности устройства на работу.
Представьте себе, что вы уже определились в выборе профессии и получили образование. Сейчас я расскажу вам о некоторых правилах, которые можно использовать при трудоустройстве на работу. Как известно, первое впечатление во многом определяет ход дальнейших взаимоотношений. Это особенно важно, когда мы устраиваемся на работу. Работодатель, прежде всего, обращает внимание на анкету и автобиографию потенциального сотрудника. Какие же особенности этого процесса необходимо учитывать?
Получая анкету для заполнения, спросите 2 экземпляра. Одна понадобится вам для черновика; окончательный вариант анкеты должен быть заполнен безукоризненно, без ошибок и опечаток.
Не оставляйте незаполненной ни одну графу. Если ответы не имеют к вам отношения, пишите «нет», «не имеется», «не был» и т.д. Это даст понять, что вы не пропустили ни одного вопроса.
Если некоторые вопросы касаются информации, которую вам не хотелось бы разглашать (например, о наличии судимостей), рекомендуется все же писать правду. Подобные данные легко проверить, и их сокрытие будет расценено не в вашу пользу.
Постарайтесь зафиксировать в анкете ценную информацию, касающуюся вашей квалификации, причем не только о специальности, но и в других областях (умение пользоваться компьютером, факсом).
Если нанимающая вас организация, изучив анкету, проявит к вам интерес, последует приглашение на собеседование. Готовясь к нему, необходимо избрать стратегию поведения. В центре ваших вопросов и ответов на собеседовании на первом месте должна быть фирма или организация, в которую вы страиваетесь, а не зарплата.
Во время собеседования:
Постарайтесь произвести благоприятное первое впечатление.
Сохраняйте выдержку, держитесь непринужденно.
Говорите четко и ясно. Не стискивайте руки, не теребите украшения, волосы.
Отвечайте на вопросы, не уклоняясь. Избегайте односложных ответов, но не будьте слишком многословны.
Составление резюме.
Участники составляют резюме по следующей схеме:
Ф.И.О.
Возраст
Образование
Желаемая вакансия
Опыт работы
Ваши навыки и умения
Ваши сильные и слабые стороны
Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу».
Из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой — проводить собеседование.
После игры учитель совместно с учащимися составляют Правила выбора профессий, а также формулируют Ошибки и затруднения при выборе профессии. (Приложение 9)
Заключение.
Комментарий и рекомендации.
Это последние занятия в рамках работы с учащимися по теме «Профессиональное самоопределение». Нужно настроить участников на сотрудничество и взаимопомощь. Именно поэтому подобраны соответствующие упражнения, которые позволят подвести итоги проделанной работы, учащимся – сопоставить результаты собственных наблюдений и мнения окружающих. Это занятие дает возможность участникам увидеть себя со стороны, проанализировать ситуацию и сделать соответствующие выводы. Главное - психологу необходимо контролировать психо-эмоциональный фон, возникший на занятии, для того чтобы у участников не проявилась негативная реакция на замечания одноклассников.
Психолог имеет возможность оценить эффективность занятий.
Во-первых, попросить участников письменно ответить на следующие вопросы:
Что нового ты узнал на занятиях?
Чему научился?
Сделал ли ты профессиональный выбор? Какой?
Каковы твои впечатления от занятий?
Что запомнилось больше всего?
Во-вторых, соберите информацию о профессиональной направленности учеников для ознакомления заинтересованных лиц (родителей, педагогов). Для этого каждый участник заполняет таблицу (мои сферы интересов, мои склонности, мой профессиональный тип личности, мой темперамент и
особенности характера, моя профессиональная направленность).
В заключение цикла занятий психолог предлагает участникам свою помощь и объявляет о месте и времени встречи для индивидуальной беседы.