Открытый урок объединения журналистики Серебряное пёрышко


Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
города Сарова
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Серебряное пёрышко»
«Журналистика изменяет мир!»
Разработала:
ИсаеваТатьянаБорисовна,
педагог дополнительного образования
г. Саров
2016
Цель занятия: познакомить учащихся с особенностями профессии «Журналист», представить основные качества журналиста, заинтересовать потенциальных учащихся объединения.
Задачи:
образовательные:
расширить и актуализировать знания обучающихся о профессии «Журналист»;
формировать познавательный интерес детей к сфере журналистики;
мотивировать детей к занятию журналистской профессией.
развивающие:
развивать интеллектуальные и творческие способности;
расширять кругозор в области журналистики;
развивать творческое и логическое мышление;
развивать коммуникационную компетентность и навыки сотрудничества.
воспитательные:
формировать навыки самоорганизации и потребность в самоконтроле;
формировать положительную самооценку.
Форма основного этапа учебного занятия: занятие - практикум.
Регламент: 45 минут.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, электронная презентация, бутафория для инсценировки, дидактический материал.
№ Основные этапы Содержание деятельности педагога Обоснование деятельности педагога Ожидаемая деятельность обучающихся
1 Вводная часть
10 мин. Дети заходят в кабинет № 301
Звучит песня «Песня про журналиста» Создает условия для дальнейшего восприятия учебного занятия. Дети проходят, садятся на места.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Приветствую вас во Дворце детского творчества. Меня зовут Татьяна Борисовна Исаева, я – педагог объединения юных журналистов «Серебряное пёрышко».
Более 30 лет член Союза журналистов России.
И сегодня хочу познакомить вас с этой интересной, но непростой профессией. Формирует доброжелательную атмосферу занятия. Пробуждение интереса к теме занятия.
- Для начала давайте определим – что же такое Журналистика?
Ответы детей
- Верно. Журналистика – это сбор, обработка и распространение информации с помощью СМИ (печать, радио, телевидение). Активизирует личный опыт и знания, включает детей в активное обсуждение.
Развивает мотивационную сферу и познавательный интерес.
Активизация обучающихся: высказывают свое мнение, слушают других.
СЛАЙД (фото: Петр I, Екатерина II, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, А.С. Пушкин и А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и т.д.)
– Ребята, кто изображен на этих фотографиях?
Ответы детей
- Как эти люди могут быть связаны с журналистикой? Ответы детей
Верно, каждый из них в свое время занимался журналистикой. В России для царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича готовились рукописные газеты — «Вестовые письма» и «Куранты». Основу их составляли переводные новости из голландских, немецких, шведских, польских газет. Дьяки Посольского приказа выбирали новости, переводили и переписывали на узкие длинные столбцы бумаги. Газета читалась царю вслух, иногда некоторые сообщения слушали и приближенные к царю бояре. Первая печатная газета появилась при Петре I. По замыслу Петра I в ней должно было сообщаться о «заграничных и внутренних происшествиях». В декабре 1702 г. вышли в свет первые пробные номера «Ведомостей». А уже с января 1703 года «Ведомости» выходили регулярно. Царь сам принимал непосредственное участие в составлении первых номеров, отбирая к публикации нужные новости и известия. Через четверть века стала регулярной печатной газетой, которая издавалась каждую неделю по вторникам и пятницам.
Ну, а самым первым журналистом я бы назвала Нестора-летописца, который в своей «Повести временных лет» описывал как журналист все, что происходило в Киевской Руси: «откуда пошла Русская Земля, кто в Киеве начал первый княжить, о набеге половцев на Печерский монастырь в 1096 году…» Формирует мотивацию к изучению истории журналистики. Отвечают на вопросы, делают предположения.
А как вы думаете, ребята, зачем сегодня нужна профессия журналиста?
Ответы детей
Представьте, что исчезли все средства массовой информации: никаких газет, телевизоров, интернета, радио. Вы уже не сможете с раннего утра быть в курсе всех новостей, услышать приятный голос ведущего. Возникает информационный вакуум, дискомфорт.
Иногда, наоборот, избыток информации заставляет нас отключиться от СМИ, особенно, во время отпуска. Но вернувшись, сразу стремимся узнать обо всем, что происходит в стране и в мире.
Именно в этом и состоит сложная и увлекательная профессия журналиста — доносить до окружающих то, о чём люди хотят и должны узнавать – информацию! Активизация мета-предметных знаний и личного опыта. Отвечают на вопросы, делают предположения.
2 Основная часть
30 мин Я много лет работала журналистом городского радио. Мне довелось брать интервью у многих знаменитых людей: Президентов, Патриархов Русской Православной Церкви, артистов, режиссеров.
Перед вами фотография человека с богатой родословной.
Как вы думаете, кто это?
Ответы детей
На этой фотографии – потомок русских царей, живущая сейчас в Испании, Великая княгиня Мария Владимировна Романова. Однажды она побывала в Сарове. Без ложной скромности скажу, что именно мне поручили взять у нее интервью, так же, как и у других важных персон. Использование личного примера для повышения интереса.
Активизация метапредметных знаний. Дети высказывают свои предположения.
. Подумайте, какими качествами должен обладать журналист, чтобы его выбирали для выполнения ответственных заданий? Сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 группы и за 3 минуты составить портрет профессионального журналиста.
Выполняем практическое упражнение.
Надо выбрать спикера, который представит ваш список.
Ответы детей (записываем и обобщаем)
А вот как ответили на этот вопрос ваши ровесники (в осенние каникулы (ролик)
Подведем итог. Журналисту нужны: (на экране этот текст)
образованность, начитанность, компетентность в вопросах политической и экономической ситуации;
умение преодолевать психологический барьер, определенная смелость;
умение задавать вопросы и внимательно слушать собеседника, демонстрируя ему свою заинтересованность;
учтивость, хорошие манеры;
правильная богатая речь;
умение одеться по ситуации, обаяние.
Ведь главная задача журналиста – так расположить к себе людей, чтобы получить от них нужную информацию. Актуализирует личный опыт, аналитическое мышление.
Развивает навыки работы в группе, ораторские навыки Разбиваются на подгруппы.
Выполняют задание.
Представляют результаты.
А КАК это РАСПОЛОЖИТЬ? Вот сидит занятой человек, начальник, руководитель, администратор, а Вам во что бы то ни стало надо взять у него интервью. Чтобы он его все-таки дал, важны даже самые первые движения, слова. Давайте попробуем. Кто самый смелый?
ПРАКТИКУМ: пробуем вход в кабинет и начало разговора Вернемся к качествам журналиста. Особо остановлюсь на пункте образованность. Философия, присущая многим ученикам «этот предмет мне не нужен, учить не буду» - приводит к тому, что взрослые люди не знают элементарных вещей. Вот маленький пример – запись с отбора ведущих на Общественное ТВ в Москве.
(кусочек ролика). Мне кажется, что не знать такие вещи стыдно не только будущему журналисту, но вообще взрослому человеку в любой профессии. Поэтому надо впитывать всё, что дается в школе! А еще лучше дополнительно читать познавательную литературу! Визуализация Конечно, легче приобретает все перечисленные качества тот, кто с детства мечтает стать журналистом. Как, например, этот мальчик из далекого Приморского края, о котором узнали даже на московском ТВ
РОЛИК про Женю Гришина – 3 мин. Визуализация А сейчас предлагаю вам тоже попробовать себя в роли начинающих журналистов – взять небольшое экспресс-интервью друг у друга.
С английского языка «интервью» переводится как «беседа».
Сейчас вы разобьетесь по парам. По очереди задайте друг другу несколько вопросов, можно самых неожиданных, чтобы больше узнать о человеке. Затем каждый на минуту превратится в другого и расскажет про «СЕБЯ». Ваша задача создать устный портрет интересного человека – вашего напарника.
Выполняем практическое упражнение.
Молодцы, спасибо! Скажите, это было сложно? Что особенно было трудно? Как вы придумывали вопросы? Развивает коммуникативные, ораторскиенавыки.
Актуализирует личный опыт, аналитическое мышление.
Наблюдение в процессе взаимодействия за обучающимися.
Дети выполняют упражнение в парах, демонстрируют авторское отношение к полученной информации.
Итак, вы теперь поняли, что очень важно задать интересный вопрос, чтобы получить интересный ответ. Важно преодолеть свою робость, стеснительность. И, конечно, важно потом интересно подать полученную информацию. Ее надо не просто пересказать, а изложить так, чтобы людям захотелось с ней познакомиться – читать, слушать, смотреть.
Такие знания и навыки мы и формируем в нашем объединении.
Не сразу все получается гладко, но для моих воспитанников разбор ошибок является одной из форм обучения. Давайте и мы с вами попробуем себя в роли экспертов.
ВИДЕО (Ширяева и Пухова берут интервью)
Какие недочеты вы заметили?
Разбор видеофрагмента.
Вы хорошо справились с задачей и побывали в роли аналитиков и редакторов. Актуализирует жизненный опыт ребенка, побуждает к высказыванию своей точки зрения. Дети высказывают свое мнение, анализируют собственную деятельность, отвечают на вопросы.
Дети анализируют видеофрагмент, высказывают свои предположения.
Мы поработали с одним из основных жанров журналистики - интервью.
А для того чтобы кратко познакомиться с другими жанрами, я предлагаю вам небольшое задание.
У каждого из вас несколько отрывков текста, написанного в различных журналистских жанрах. Попробуйте определить – в каких?
Ответы детей
Вы определили верно специфику. Давайте поговорим о каждом из них чуть подробнее.
ЗАМЕТКА – краткое сообщение в печати.
РЕПОРТАЖ – сообщение с места события, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению).
СТАТЬЯ – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете. Актуализирует личный опыт, аналитическое мышление.
Развивает коммуникативные, ораторские навыки.
Дети высказывают свое мнение, анализируют информацию. Делают предположения.
Давайте подведем промежуточный итог: что мы узнали о журналистике (понятие, основные жанры, качества профессионального журналиста).
Сейчас я предлагаю вам финальное испытание.
Выполняем практическое упражнение.
Мы вновь будем работать в трех группах, каждая из которых - редакция печатного издания.
Я прошу представителя каждой редакции подойти и взять свое издание (газету, журнал).
Этап 1. «ФОРМАТ» - надо направление издания для кого оно.
Этап 2.«НОВОСТЬ» - придумываем 3 вопроса предложенному герою в соответствие с направленностью издания
Этап3. «ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ» - озвучиваем вопросы к герою.
Актуализация полученной информации. Мотивация к выполнению задания.
Развивает навыки работы в группе.
Актуализирует личный опыт, аналитическое мышление.
Развивает познавательный интерес у детей.
«Погружение» в профессию. Разбиваются на подгруппы.
Выполняют задание.
Представляют результаты.
Сегодня у журналистов в ходу своя терминология, как правило, англоязычная. Масс-медиа , Брифинг, Хедлайн ,Дед-лайн,  Копираптер, Стендап…Знаете, что означают эти слова?
Отвечают Познавательный момент
Возможно, по ситуации Развивая в себе журналистские качества, в частности, образованность и эрудицию, мы в объединении узнаем правила этикета, изучаем античные мифы, библейские сюжеты, на которых базируется все классическое искусство; развиваем речь, обогащаем словарный запас. Например, изучаем фразеологизмы, устойчивые выражения, которые зачастую пришли к нам из тех же античных времен. У меня в руках яблоко, на котором написано «Прекраснейшей».(на экране – картина) Оно стало ЯБЛОКОМ РАЗДОРА для трех мифологических богинь: Геры (богини Земли), Афины (богини войны) и Афродиты (богини любви и красоты). Чтобы заполучить это яблоко от Париса, сына царя Трои, первые две обещали ему власть, богатство, военную славу, а Афродита-красивейшую из женщин в жены. Ей Парис и отдал яблоко. А выражение с тех пор стало означать предмет спора, конфликта, распри. Познавательный момент
Дополнительная мотивация к поступлению в объединение И в заключение, хочу сказать, что журналистское объединение не может существовать вне современных средств связи, гаджетов, социальных сетей.
«Серебряное перышко» имеет свою группу ВКонтакте, где ребята могут делиться своим творчеством, получать первый опыт создания и трансляции своих заметок и репортажей.
Я предлагаю вам сделать общее селфи, которое мы также разместим в нашей группе. Мотивация и положительный эмоциональный настрой группы. Повышение количества участников группы объединения и потенциальных воспитанников. Дети осмысливают новую информацию.
3 Заключитель-ный
этап
(рефлексия)
3 минуты Итак, ребята, подведем итог. Что нового для себя вы сегодня узнали и запомнили?
ОТВЕТЫ
Уверяю вас, журналистика – очень интересная профессия. Сегодня особенно важно, чтобы в журналистику пришли разумные, образованные, глубокие, воспитанные, эрудированные люди. Таких людей мы и стараемся подготовить в нашем объединении «Серебряное пёрышко». Обобщение полученной информации.
Эмоциональная рефлексия.
Подведение итогов. Дети осмысливают новую информацию.
Подводят итоги.