Календарно-тематическое планирование 10 класс под редакцией Н.Е. Кузнецовой


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 86
им. контр-адмирала И.И. Вереникина.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
для 10 классов
на 2012-2013 учебный год
составлена в соответствии с государственным стандартом
среднего, полного общего образования по химии
Пояснительная записка к рабочей программе по химии 10 класс.
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Изучение химии в 10 классе осуществляется в соответствии с программой авторского коллектива  Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гара Н.Н., которая рекомендована Министерством образования (2006 г.) (Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/Под редакцией Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана – Граф, 2006.) Программа предназначена для организации обучения химии по учебнику «Химия -10» (авторский коллектив Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н; М.; ИЦ Вентана-граф). Планирование рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю). Обращаем внимание на то, что  обязательный минимум  не устанавливает определенный порядок тем и время, отведенное на изучение каждой темы, поэтому, в течение года возможны изменения в количестве часов на изучение отдельных тем в зависимости от степени их усвоения учащимися. Распределение времени по темам ориентировочное.
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Курс четко делится на две части, соответственно годам обучения: органическую (10 класс) и общую химию (11 класс). Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии, рассмотренных в основной школе. Программа Н.Е. Кузнецовой  соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательных программ, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.
Методологической основой для построения учебного содержания курса химии базового уровня в средней школе явилась идея интегрированного курса химии.
Первая идея курса - это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: в начале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, - общая химия. Такое структурирование обусловлено тем, что курс основной школы заканчивается небольшим знакомством с органическими соединениями, поэтому необходимо заставить выработать небольшие сведения по органической химии 9 класса на курс органической химии в 10 классе. Если не изучать органическую химию через год, в 11 классе, это будет невозможно - у старшеклассников не останется по органической химии основной школы даже воспоминаний.
Вторая идея курса - это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологии, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т. е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным.
В результате изучения органической химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
важнейшие химические понятия: вещество, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные теории химии: химической связи,  строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ; валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: причины многообразия углеродных соединений (изомерию); основные классы  органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
обьяснять: строение, свойства и практическое значение метана, этилена, ацетилена, одноатомных и многоатомных спиртов, уксусного альдегида и уксусной кислоты; понятия об альдегидах, сложных эфирах, жирах, аминокислотах, белках и углеводах; реакциях этерификации, полимеризации и поликонденсации.зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи, выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно-следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ;
б) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь;
в) выполнять обозначенные в программе эксперименты и распознавать важнейшие органические вещества.
Учебно-методическое обеспечениеДля учащихся:
. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н; Химия .Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ под редакцией Н.Е. Кузнецовой, - М.: Вентана-Граф. 2006г.
Задачник к учебнику «Химия -10 Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н; М.; ИЦ Вентана-граф.2006г
Для учителя
Сборник нормативных документов. Химия / Сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М. Дрофа, 2004.
Программы по химии  для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана –Граф, 2006.
Шаталов М.А. Уроки химии: 10 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана – Граф, 2007
Мультимедиа. Химия: базовый курс 10-11 класс. Образовательная коллекция.

Тематическое планирование уроков химии в 10 классе
№ урока Тема урока Основные понятия Элементы
содержания
изучаемого материала Опыты, наглядность Дом. задание Дата
Раздел №1 «Теоретические основы органической химии».  9 часов
Тема 1 «Введение в органическую химию» 1ч.
№ 1
(1) Предмет и значение органической химии. Органическая химия, органические вещества. Гомологический ряд, гомологи. Коллекции орг. веществ, материалов и изделий из них. §1-2 упр. 1-4 с.14 Тема 2 «Теория строения органических соединений» 1ч.
№ 2
(1) Теория строения орг. веществ А.М. Бутлерова. Теория химического строения,  химическое строение, структурные и пространственные изомеры, химический язык, структурные формулы. Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. 1) Шаростержневые модели метана, этанола, этена, этина, бензола.
2) Коллекции полимеров, каучуков, лекарств, красителей и т.д. § 3 -4 упр. 5-6 с.21, упр. 3-4 с. 28 Тема 3 «Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация». 4 часа
№ 3
(1) Электронное и  пространственное строение органических соединений. Электронное облако, орбиталь,  электронные и графические формулы,  (пи) и (сигма) связь, Простая и кратная ковалентные связи. Валентные состояния (гибридизация), геометрия молекул. Шаростержневые модели метана, водорода, хлора, азота, воды. Шаростержневые модели метана,этена, этина.
Изготовление моделей молекул органических соединений. § 5упр. 1- 6 с. 39-40 № 4
(2) Классификации органических соединений. Ациклические, карбоциклические и гетероциклические соединения. Функциональные группы. Классификация и номенклатура органических соединений. Функциональные группы Шаростержневые модели различных органических веществ. § 6 упр. 4 с.48 № 5
(3) Классификации органических соединений. Ациклические, карбоциклические и гетероциклические соединения. Функциональные группы. Классификация и номенклатура органических соединений. Функциональные группы Шаростержневые модели различных органических веществ. § 6 упр. 4 с.48 №6 (4) Основы номенклатуры органических соединений. Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Классификация и номенклатура органических соединений. § 6 упр.5-6 с. 48-49 Тема 4 «теоретические основы, механизмы протекания реакций органических соединений» 4 часа
№ 6
(1) Виды изомерии Структурная изомерия и ее виды Структурная изомерия Шаростержневые модели молекул изомеров. № 7
(2) Виды изомерии Пространственная изоменрия и ее виды Шаростержневые модели молекул изомеров. №8
(3) Теоретические основы протекания реакции. Гомогенные и гетерогенные системы, природа вещества, реакционная способность, Энергия активации, виды катализа, ферменты. Механизм реакции, субстрат, реагент, Электрофил, нуклеофил, радикал, гомолитическое и гетеролитическое расщепление. Шаростержневые модели молекул. § 7-8 № 9 (4) Типы химических реакций в органической химии. Реакции замещения, присоединения Типы химических связей в молекулах органических соединений. § 9 упр.4-6 с. 71 №10
(5) Типы химических реакций в органической химии. Реакции элиминирования, изомеризации. Типы химических связей в молекулах органических соединений. § 9 упр.4-6 с. 71 № 11
(6) Решение задач на вывод формул № 12
(7) Повторение и обобщение по теме «Строение и классификация органических соединений». §1- 9 № 13
(4) Контрольная работа № 1 по теме «Строение и классификация органических соединений». Раздел №2 «Классы органических соединений».  31 час
Тема № 5 «Углеводороды»
(10 ч.)
№ 14
(1) Предельные углеводороды (алканы). Предельные углеводороды (алканы), радикал, гомологи, гомологический ряд. Углеводороды: алканы. Химические свойства основных классов органических соединений Шаростержневые модели алканов. Табл. «Строение алканов».
Опыты: плавление парафина и растворение его в воде, смачивание. § 10 упр. 1-4 с.77 упр. 1-6с 80. № 15
(2) Циклоалканы. Циклоалканы. Шаростержневые модели циклоалканов. § 13 упр.3-5 с. 91 № 16
(3) Алкены. Непредельные углеводороды (алкены). Реакция дегидратации, дегидрирования, дегидрогалогенирования. Реакции гидратации, гидрирования, полимеризации, галогенирования, гидрогалогенирования, правило Марковникова. Углеводороды: алкены. Химические свойства основных классов органических соединений Шаростержневые модели алкенов. Табл. «Строение алкенов»
Опыт: получение этилена из этилового спирта, обесцвечивание йодной воды и раствора перманганата калия.
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах и растительном масле. § 15 упр. 3-4 № 17
(4) Практ. работа №1по теме: «Получение этилена и опыты с ним». Получение этилена и опыты с ним. Правила безопасности при работе с редкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций при нагревании. Хим. реактивы, посуда. § 15 упр. 3-4 №18
(5) АлкадиеныАлкадиены. Углеводороды: диены. Химические свойства основных классов органических соединений Шаростержневые модели алкадиенов. Табл. «Строение алкадиенов». § 16 упр. 1-9 с. 108-109 № 19
(6) Алкины. Алкины, тройная связь. Реакция Кучерова, тримеризация. Углеводороды: алкины. Химические свойства основных классов органических соединений Шаростержневые модели алкинов. Табл. «Строение алкинов» § 17 упр. 1-6 с 113 № 20
(7) Ароматические углеводороды. Ароматические углеводороды, сопряжение  (пи) связей. Углеводороды: арены. Химические свойства основных классов органических соединений Табл. «Строение ароматических углеводородов». § 18 упр. 1-7 с. 121 № 21
(8) Генетическая связь между классами углеводородов. §§ 20 упр. 1-4 с. 129 № 22
(9) Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды» Решение задач на вывод формул по продуктам сгорания и по массовой доле; на генетическую связь. §§ 10-20. повтор. Задачи в тетради. № 23
(10) Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды». Тема № 6 «Спирты и фенолы»
(3ч.)
№24
(1) Предельные одноатомные спирты. Алкоголяты, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, этерификация. Кислородсодержащие соединения: одноатомные спирты. Химические свойства основных классов органических соединений Опыты: 1) Взаимодействие спирта с натрием, 2) горение этанола, 3) глицерина с гидроксидом меди (II), 4) растворение глицерина в воде. § 22- 23 упр.2-9 с. 149-150 № 25
(2) Многоатомные спирты Многоатомные спирты, этиленгликоль, глицерин. Кислородсодержащие соединения: многоатомные спирты. Химические свойства основных классов органических соединений Опыт: Качественная реакция на многоатомные спирты § 24 упр. 5-7 с. 155 № 26
(3) Фенолы. Фенолы. Поликонденсация. Кислородсодержащие соединения: фенол. Химические свойства основных классов органических соединений § 25 упр. 5-8с. 168 Тема № 7 «Альдегиды и кетоны»
(3 часа.)
№ 27-28
(1)-(2) Альдегиды.КетоныАльдегиды и кетоны, альдегидная группа, кетогруппа, карбонильная группа. Кислородсодержащие соединения: альдегиды. Химические свойства основных классов органических соединений Шаростержневые модели альдегидов и кетонов.
Опыт: знакомство с физическими свойствами формальдегида, ацетона. § 26 упр. 2,4,5 с.174 ,
§ 29 упр. 2 с. 185 № 29
(3) Химические свойства альдегидов и кетонов. Реакция серебряного зеркала Опыты: 1) реакция серебряного зеркала, 2) окисление гидроксидоммеди (II). § 27-28,29 упр. 6,7 с. 180. Тема № 8 «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.»(5ч.)
№ 30
(1) Карбоновые кислоты. Карбоновые кислоты, карбоксильная группа. Кислородсодержащие соединения: одноосновные карбоновые кислоты. Опыт: знакомство с физическими свойствами некоторых карбоновых кислот (уксусной, лимонной, олеиновой). § 30 № 31
(2) Химические свойства карбоновых кислот. Жирные кислоты, мыла, безотходное производство Химические свойства основных классов органических соединений Опыты: свойства уксусной кислоты: 1) с индикатором, 2) с металлом, 3) с оксидом металла, 4) с основанием, 5) с солями. § 30 - 31упр. 1-2 с. 199 № 32
(3) Сложные эфиры. Сложные эфиры, сложноэфирная связь, гидролиз. Кислородсодержащие соединения: сложные эфиры. Химические свойства основных классов органических соединений § 32 - 33упр. 1,3 с. 209 № 33
(4) Жиры. Жиры. Мыла. Омыление жиров. Воск. Масла. Кислородсодержащие соединения: жиры Химические свойства основных классов органических соединений Опыт: Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к йодной воде и раствору перманганата калия. § 32 - 33упр. 1,3 с. 209 № 34
(5) Практ. работа № 2 по теме «Карбоновые кислоты» Карбоновые кислоты Хим. реактивы, посуда. Тема № 9 «Азотсодержащие органические соединения
(7ч.)
№ 35
(1) Амины Амины, алкилирование, реакция Зинина. Анилин. Донорно-акцепторный механизм. Азотсодержащие соединения: амины. Химические свойства основных классов органических соединений Таблицы § 34 – 35 упр. 4 с.216 упр. 2-4,8,9 с. 222 № 36
(2) Ароматические амины и их производные. Анилин Ароматические амины. Анилин. Азотсодержащие соединения: амины. Химические свойства основных классов органических соединений Опыты: свойства анилина § 36 упр. 1-7 № 37
(3) Решение задач № 38
(4)-39 (5) Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения» § 21-37 повтор. 40 (6) Контрольная работа № 3 по темам «Кислородсодержащие и азотсодержащие органические соединения». Раздел №3 «Вещества живых клеток».  12часов
Тема № 10  «Жиры»
(1 ч.)
41 (1) Жиры. Жиры. Мыла. Омыление жиров. Воск. Масла. Жиры. Опыт: Отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к йодной воде и раствору перманганата калия. § 38 - 39 упр.1-2 с. 245 . Тема № 11  «Углеводы» (3часа)
№ 42
(1) Классификация углеводов. Углеводы. Моно-, ди-, полисахариды. Фотосинтез Углеводы. Образцы углеводов и изделий из них. § 40 упр.2-4 с.253 № 43
(2) Моносахариды. Дисахариды Глюкоза, сахароза Углеводы. Опыт: реакция серебряного зеркала с глюкозой. § 41- 42 упр. 2-4 с. 264 № 44
(3) Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза. Полисахариды. Крахмал. Целлюлоза. Углеводы. Опыт: ознакомление с физ. свойствами целлюлозы и крахмала. § 43-44 упр.1-3 с. 268 упр. 3,5 стр. 273 Тема № 12  «Аминокислоты. Пептиды. Белки. (4 часа)
№ 45
(1) Аминокислоты. Аминокислоты. Внутримолекулярные соли. Пептиды и полипептиды. Азотсодержащие соединения: аминокислоты. Химические свойства основных классов органических соединений § 45- 46 упр. 1-3 с. 280, 2-3 с. 283 № 46
(2) Белки. Белки. Пептиды, пептидная связь. Денатурация белка, биуретовая реакция, ксантопротеиновая реакция Азотсодержащие соединения: белки. Химические свойства основных классов органических соединений Образцы белков.
Опыты: 1)Растворение и осаждение белков; 2) Денатурация белков; 3) Качественные реакции на белки. § 48- 49 упр. 1,3 с. 292 №47(3) Практ. работа № 4 по теме: «Анализ пищевых продуктов» Хим. реактивы, посуда,продукты№48 (4) Обобщение знаний по теме «Вещества живых клеток» § 50 Тема № 13 «Нуклеиновые кислоты»
(4часа)
№ 49
(1) Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК, нуклеотиды, пиримидиновые и пуриновые основания, принцип комплементарности, комплементарные цепи. Табл. « Строение нуклеиновых кислот». § 51 № 50
(2) Нуклеиновые кислоты и биосинтез белка Редупликация ДНК,  матричная РНК, рибосомальная РНК, транспортная РНК, транскрипция, трансляция, триплетный генетический код. Табл. « Строение нуклеиновых кислот», «Биосинтез белка» § 52 № 51
(3) Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества живых клеток» § 38 – 52 повт. № 52
(4) Решение задач Задачи Раздел №4 «Органическая химия в жизни человека» 13 часов
Тема № 14 «Природные источники углеводородов» (2часа)
№ 53-54
(1)-(2) Природные источники углеводородов Углеводороды. Природные источники углеводородов. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Табл. «Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг» Знакомство с образцами природных углеводородов и продуктами их переработки (работа с коллекциями). §53-55 Тема № 15 «Полимеры и полимерные материалы» (4часа)
№ 55
(1) Синтетические высокомолекулярные соединения Синтетические высокомолекулярные соединения, полимеризация, поликонденсация, полимер, мономер, степень полимеризации, стереорегулярное строение, термопластичность, термореактивность. Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.
Коллекции синтетически высокомолекулярных соединений. § 59 упр.3,4,6 с. 342 № 56
(2) Пластмассы Пластмассы Полимеры: пластмассы. Коллекции пластмасс § 60 упр. 2,3,5,6 с.347 № 57
(3) Синтетические каучуки и волокна Синтетические каучуки и волокна, эластомеры, эластичность, вулканизация, резина, сополимеризацияПолимеры: каучуки, волокна. Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков (работа с коллекциями). § 61-62 упр. 3-5 с. 350, упр. 2-3 с. 354 № 58
(4) Композиционные материалы. Краски, лаки, клеи Композиционные материалы. Краски, лаки, клеи, хромоген, ауксохром. Образцы  композиционных материалов, красок, лаков, клея. § 63 упр. 1-5 с. 362 Тема №16 «ХИМИЯ И ЖИЗНЬ»  (5 часов)
№ 59 (1) Химия и здоровье. Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Образцы лекарств, витаминов, гормональных препаратов. Знакомство с образцами пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей. № 60 (2) Проблемы связанные с применением  лекарств. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. № 61 (3) Химия и пища. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. № 62
(4) Химия в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая
грамотность Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Бытовая химическая грамотность. № 63
(5) Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия Тема №17
Обобщение курса органической химии (2часа)
№ 64-65 (1)-(2) Повторение и обобщение пройденного материала.
Решение задач