Календарно-тематическое планирование 11 класс под редакцией Н.Е. Кузнецовой

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования , примерной программы МО РФ, авторской программы курса химии для изучения химии в 10-11 классах общеобразовательных учреждений за 2010 год, автор  проф Н.Е. Кузнецова.
Данная программа и учебник предназначены для изучения химии в старшей школе .Содержание  учебного предмета позволяет рассмотреть сведения по общей химии.
Программа по химии 11-го класса - логическое продолжение курса основной школы по химии 8 – 9 класса, курса органической химии  10-го класса.
Изучение общей химии начинается с повторения основных  понятий, законов и теорий  химии, рассмотренных в основной школе при изучении химии. Затем внимание обращается на строение, классификацию и многообразие  веществ. Логическим продолжением служит тема «Химическая динамика», в рамках которой рассматриваются химические реакции, их общая характеристика и закономерности протекания. Далее изучаются основные химические элементы и их соединения на основе периодической системы.  Представлен обширный  материал по взаимосвязи органических и неорганических соединений, а также технология получения важнейших веществ и материалов в химии.
Таким образом, предложенный курс ориентирован на  обобщение и систематизацию изученного ранее материала.
Цель программы: формирование понимания учащимися необходимости  химического образования для объяснения единой научной картины мира, знания и понимания единства химико-биологических процессов протекающих в живых организмах,  использования в  повседневной жизни человека.
Задачи:
обобщить и углубить систему знаний об основных понятиях и законах химии.
сформировать умение применять полученные знания для объяснения различных химических явлений, биологических процессов.
развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности в процессе изучения  химической науки с использованием разных источников информации, в том числе и компьютерных, оценивать их достоверность;
воспитание необходимости химически грамотного отношения к себе, своему здоровью, окружающей среде.
использовать полученные знания для грамотного применения различных веществ в быту, медицине и других областях.
применять полученные знания и умения для сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Важнейшие принципы изучения химии :

повышение системности, структурной организации и функциональности теоретических знании, превращение их в средство добывания новых знаний;
развитие основных систем знаний (о веществе, о химической реакции, о технологиях и др.) по спирали;
обеспечение внутри- и межпредметной интеграции знаний;
усиление методологической, мировоззренческой, экологической и практической направленности содержания курса химии;
организация уровневой дифференциации содержания текстов и заданий учебников для самостоятельной работы, повышение уровня обучения с учетом типологических, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Перечень учебно-методическое обеспечения:
Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений., под редакцией проф. Н.Е.Кузнецовой  М.: Вентана-Граф, 2010;
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Гара, Химия.  Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под редакцией проф. Н.Е.Кузнецовой, М.: Вентана – Граф, 2010.
Левкин А.Н., Кузнецова Н.Е. Задачник по химии: 11 класс: для учащихся общеобразовательных  учреждений/ М.: Вентана – Граф, 2010.
Дополнительная литература:
1.Химия. Подготовка к ЕГЭ. Тематические тесты. Базовый и повышенный уровни. 10-11 классы. Учебно-методическое пособие/под редакцией В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д. Легион. 2011
2. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: учебное пособие 8-9 кл. М.: Вента-на-Граф, 2004.














Календарно-тематическое планирование курса «Химия» 11 класс
№ урока
Дата
Наименование  темы урока.
  Требования к уровню подготовки учащихся
Контрольные, практические работы
Материал учебника,
Дом. задание
Оснащение


Раздел 1.
Теоретические основы общей химии (7 часов)
Тема 1
Основные понятия и законы химии. Теория строения атома (5 ч)















1

Важнейшие понятия и стехиометрические химические законы
Знать/понимать:
Законы постоянства состава, сохранения массы, объемных отношений, Авогадро

§1,2;
Упр.1-4, стр.10, упр.3,4, стр.13


2

Решение расчётных задач
Уметь:
Решать расчётные задачи на нахождение объема, количества вещества, молекулярной формулы вещества
хим диктант ( по формулам и понятиям)
задачи


3

Теория строения атома - научная основа изучения химии
Знать: модели строения атома, состав атомного ядра, определение изотопы; 
Уметь находить значения протонов, нейтронов, электронов для атомов химических элементов

§3
Упр. 2-4,
стр. 23


Демонстрация.  Модели атомов и молекул
 










4

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева в свете теории строения атома
Знать: современную формулировку ПЗ, структуру ПС, особенности больших и малых периодов, особенности главных и побочных подгрупп; характеристики свойств атомов элементов и их соединений
Уметь: находить зависимость в изменениях свойств атомов по периодам и группам; составлять электронные формулы; определять местонахождение элемента  в ПС

§4
Упр.2,5,6 стр. 29
Демонстрация таблицы, «Периодическая система».


5

Обобщение знаний по теме. Проверочная работа
Знать: классификацию хим элементов на основе строения атома,
Уметь: определять характер элемента классификацировать; составлять электронно-графические конфигурации для атомов элементов
Проверочная работа «Строение атома. Периодическая система»
§1-4
Демонстрация
таблицы, «Периодическая система».

Тема 2. Методы научного познания (2 ч)







6

Химическое познание и его методы
Знать: основные уровни химического познания, стадии эмпирического и теоретического исследования, логические методы и приемы, применяемые в химии; классификации моделей, их основные свойства; этапы химического моделирования, функции химических моделей
Уметь: экспериментально проводить химический  анализ состава  неорганических соединений;
проводить сборку шаростержневых моделей неорганических и органических веществ.

§29


















7

Естественнонаучная картина мира. Химическая картина природы.


§29


Раздел II.
Химическая статика (учение о веществе)
(11 ч)
Тема 3.
Строение вещества (5 ч)







8

Химическая связь и её виды.


§5
Упр. 2,5,6 стр.42.



9

Пространственное строение веществ


§6



10

Аморфное и кристаллическое состояние веществ.
Знать: определения и отличия аморфных и кристаллических веществ, типы кристаллических решеток, 
Уметь: приводить примеры веществ с атомной, ионной, молекулярной решеткой; объяснять зависимость свойств вещества от его строения
Проверочная работа «Виды химической связи»
§6 Упр.3,4,6,9
стр.47.
Демонстрации. Модели молекул, кристаллических решеток 
Лабораторный опыт. Изучение моделей кристаллических решеток и веществ с различной структурой (кварц, хлорид натрия, железо, графит).

11

Комплексные соединения
Знать: определение комплексного соединения, строение, состав, классификацию, номенклатуру, механизмы их образования.
Уметь: составлять формулы комплексных соединений, называть по общепринятой номенклатуре, определять заряды ионов комплексообразователя, внешней и внутренней сферы.

Стр.52
Задание в тетради



12

Многообразия веществ и его причины.
Знать:  понятия изомерия, гомология, аллотропия, полиморфизм
Уметь: объяснять причины многообразия веществ; 
Проверочная работа «Комплексные соединения»
§7
Упр.4, 5,6 стр.52.


Тема 4  Вещества и их системы
 (6  ч)







13

Чистые вещества и смеси.  
Знать: различия сложных веществ и смесей, способы разделения смесей
Уметь: разделять смеси основными методами

§8
Упр.1,4,7 стр.62












14

Истинные растворы. Растворение.
Знать: понятия о растворах, растворимости веществ, влиянии на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры, давления.
Уметь: характеризовать насыщенные, ненасыщенные, перенасыщенные растворы

§8 упр 3,6 стр.62
§9,10
Демонстрации. Истинные и коллоидные растворы.









15

Практическая работа №1 «Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией».
Уметь: обращаться с веществами, готовить растворы, измерять, записывать результаты наблюдений и делать выводы.
Практическая работа №1
Стр.62-63

Оборудование к практической работе №1

16

 Обобщение знаний по темам 3-4
.

§5-10



17

Решение задач


задачи


18

Контрольная работа №1 «Химическая статика»

Контрольная работа №1



Раздел III
Химическая динамика (Учение о химических реакциях) (18 ч)
Тема 5.
Химические реакции и их общая характеристика. Основы химической энергетики (3 ч)







19

Тепловые эффекты реакций. Энтальпия.
Знать: понятие о тепловом эффекте реакции, энтальпии образования.
Уметь: составлять термохимическое уравнение, вести расчеты теплоты образования

§11-12
Упр. 4,6 стр. 77; упр. 3-5 стр. 77
Демонстрации. 
Экзо и эндотермические реакции.


20

Энтропия~°. Прогнозирование возможностей осуществления реакций.
Знать понятие энтропия, её обозначение
Уметь применять понятие энтропии в расчетах при решении задач.

§12, записи в тетради.


21

Решение задач.
Знать основные понятие
Уметь применять данные значения при решении задач.

Задачи


Тема 6  Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций (4  ч)







22

Скорость химической реакции
Знать: определение скорости хим реакции, виды реакций, факторы, влияющие на скорость хим реакции.
Уметь решать задачи, используя формулы скорости и правило Вант-Гоффа

§13
Упр. 1-4 стр. 84.
Демонстрации. Схемы. Таблицы. Опыты, отражающие зависимость скорости химических реакций от природы и измельчения веществ, от концентрации реагирующих веществ, от температуры.
Лабораторные опыты. 1.Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. 2.Взаимодействие цинка с концентрированной и с разбавленной серной кислотой.

23

Практическая работа №2 «Влияние условий на скорость химической реакции»
Уметь: обращаться с веществами, менять скорость хим реакций, измерять, записывать результаты наблюдений и делать выводы.


Оборудование к практической работе №2

24

Химическое равновесие.
Знать формулировку принципа Ле Шателье, его значение в промышленных процессах. Уметь: определять направленность равновесия при изменении температуры, концентрации, давления


§14
Упр. 1-3 стр. 91; упр. 4 стр. 88


25

Решение задач
Знать: определение химического равновесия и факторы .
Уметь: решать задачи по химическому равновесию.

Задачи


Тема 7.
Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов 
(11 ч)







26

Теория электролитической диссоциации
Знать понятие о ТЭД, константе и степени диссоциации
Уметь составлять уравнения ионного обмена

§15
Упр. 1-3 стр. 91
Демонстрации: Диссоцияация и электропроводность различных веществ. Опыты, показывающие электропроводность. расплавови растворов веществ различного строения

27

Сильные и слабые электролиты.


Записи в тетради


28

Реакции ионного обмена. Кислотно – основные взаимодействия.


Записи в тетради

Демонстрации: Изменение окраски индикаторов в различных средах.Амфотерность и закономерности протекания реакций обмена.Лабораторный опыт. Окраскаиндикаторов в раз личных средах.

29

Гидролиз неорганических и органических соединений.
Знать понятие о гидролизе солей
Уметь составлять уравнения гидролиза солей, образованных сильными и слабыми кислотами и основаниями, определять среду раствора соли.

§16
Упр. 1-3 стр. 97
Лабораторный опыт.Обнаружение гидролиза солей напримерах хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида алюминия.. Влияние температуры на степень гидролиза (на примере гидролиза сахарозы).

30

Окислительно- восстановительные реакции
Уметь приводить примеры веществ окислителей и восстановителей; определять тип ОВР по классификации;
Составлять ОВР методом электронного баланса
Знать: изменение окислительно –восстановительных свойств простых веществ в зависимости от положения образующих их элементов ПСХЭ

§17
Упр. 1-4 стр.100
Экспериментальные    задачи. Определение направления окислительновосстановительных реакций.

31

Химические источники тока.
Знать об основных источниках тока
Уметь: пользоваться электрохимическим рядом напряжения металлов.
Проверочная работа «ОВР»
Записи в тетради


32

Электролиз
Знать отличие электролиза расплава и раствора электролитов, применение электролиза в промышленности
Уметь составлять схемы электролиза.

§18
Упр. 1,2 стр. 104


33

Коррозия металлов и способы защиты от неё.
Знать понятие коррозии, её виды и способы защиты
Уметь составлять уравнение, отражающее химическую коррозию

§ 22
Записи в тетради


34

Обобщение знаний по темам 5-7


§11-18
Задание в тетради


35

Решение задач
Уметь решать задачи

Задачи










36

Контрольная работа №2 «Химическая динамика»

Контрольная работа №2



Раздел IV
Обзор химических элементов и их соединений на основе периодической системы (20 ч)



Тема 8. Неметаллы и их характеристика (11 ч)







37

Водород и его соединения. Вода как растворитель.
Знать положение водорода в ПС, формулы водородных соединений металлов и неметаллов, химические свойсва этих соединений, формулу воды,
Уметь: составлять уравнения химических реакций

§23
Упр. 1,4 стр. 141
Записи в тетради
Демонстрации. Таблицы и схемы строения атомов, распространения элементов в природе, получения и применения соединений неметаллов. Опыты по разложению пероксида водорода, вытеснению галогенов из их солей, получению аллотропных модификаций серы и фосфора. Реакции, иллюстрирующие основные химические свойства серы, кислорода, фосфора. Растворение серной кислоты в воде, гигроскопические свойства серной кислоты, взаимодействие концентрированной и разбавленной серной кислот с металлами. Получение и наблюдение растворимости аммиака. Разложение солей аммония при нагревании. Гидролиз солей аммония.
Лабораторные опыты. 1.Качественная реакция на галогенид-ионы. 2. Качественная реакция на нитраты (проведение кольцевой пробы). 
3. качественная реакция на сульфат – ион
4. качественная реакция на фосфат – ион
5. качественная реакция на ион аммония.

38

Галогены
Знать характеристику подгруппы галогенов, их особенности, соединения, качественные реакции
Уметь: составлять уравнения реакций и выполнять лабораторные опыты

§24
Упр. 1,3,6
Стр. 145


39

Элементы VI – A группы. Кислород.
Знать характеристику кислорода и озона, их отличия, применение, свойства, соединения
Уметь: составлять уравнения реакций.

Записи в тетради, дополнительная литература


40

Сера и ее соединения
Знать характеристику серы, её физические и химические свойства, применение, нахождение в природе, соединения серы с разной степенью окисления, их свойства, применение, нахождение в природе.
Уметь: составлять уравнения реакций и выполнять лабораторные опыты

Записи в тетради, дополнительная литература


41

Элементы VA – группы. Азот.
Знать характеристику азота его физические и химические свойства, применение,
Уметь записывать формулу атома азоты. Составлять формулы нитридов веществ

Записи в тетради, дополнительная литература


42

Соединения азота.
Знать: электронную и графическую формулу аммиака, его получение, физические и химических свойств, электронные и графические формулы оксидов азота, азотистой и азотной кислоты
Уметь: составлять уравнения реакций и выполнять лабораторные опыты

Записи в тетради, дополнительная литература


43

Фосфор и его соединения
Знать характеристику атома фосфора, его физические , химические свойства, применение, нахождение в природе, соединения фосфора
Уметь: составлять уравнения реакций

Записи в тетради, дополнительная литература


44

Элементы IVA – группы. Роль углерода и кремния в природе.
Знать: электронную и графическую формулу углерода, его аллотропных модификаций, его соединений, их получение, физические и химических свойств, электронные и графические формулы оксидов углерода, угольной кислоты
Уметь: составлять уравнения реакций и выполнять лабораторные опыты

Записи в тетради, дополнительная литература
Демонстрации. Таблицы и схемы строения атомов, распространения элементов в природе, получения и применения соединений углерода.

45

Углерод и его соединения.


Записи в тетради, дополнительная литература


46

Кремний. Важнейшие соединения кремния
Знать характеристику кремния, его аллотропных модификаций , физические и химические свойства, применение, нахождение в природе, соединения кремния, их свойства, применение, нахождение в природе.
Уметь: составлять уравнения реакций и выполнять лабораторные опыты

Записи в тетради, дополнительная литература


47

Практическая  работа №3 Решение экпериментальных задач
Уметь распознавать карбонаты по химическим свойствам; обращаться с веществами, измерять, записывать результаты наблюдений и делать выводы, решать экспериментальные задачи
Практическая  работа №3



Тема 9.  Металлы и их важнейшие соединения (7 ч)







48

Элементы IA – группы.
Уметь по ПС определять месторасположение  металлов, расписывать электронные формулы металлов; составлять характеристику свойств щелочных металлов
Знать основные типы соединений щелочных металлов

§19-20
Упр. 2,3 стр. 113 упр. 1,2 стр. 121
Демонстрации. Взаимодействие натрия, магния и кальция с водой, натрия с неметаллами.

49

Элементы IIA – группы.
Уметь по ПС определять месторасположение  металлов, расписывать электронные формулы металлов; составлять характеристику свойств щелочноземельных металлов
Знать основные типы соединений щелочноземельных металлов

§20
Упр. 3,4 стр. 121




50

Элементы IIIA – группы. Алюминий.
Знать характеристику алюминия, его физические и химические свойства, применение, нахождение в природе, соединения алюминия с разной степенью окисления, их свойства, применение, нахождение в природе.
Уметь: составлять уравнения реакций и выполнять лабораторные опыты

§20
Упр. 6 стр. 121


51

Характеристика d – элементов. Железо.
Знать физические и химические свойства меди, хрома. марганца. цинка и ртути, их соединений, 
Уметь составлять уравнения химических реакций, электронные формулы атомов этих элементов

§21
Упр. 1,2 стр. 124
Опыты, иллюстрирующие основные химические свойства соединений d-элементов.

52

Практическая работа №4.Решение экспериментальных задач

Уметь  проводить эксперименты по получению гидроксидов  и солей меди и железа ,  качественные реакции; обращаться с веществами, измерять, записывать результаты наблюдений и делать выводы, решать экспериментальные задачи
Практическая работа №4.



53

Обобщение знании по темам 8-10
Уметь обобщать знания по пройденному материалу

§19-24
Записи в тетради


54

Контрольная работа №3 «Обзор химических элементов и их соединений».

Контрольная работа №3



Тема 10
Обобщение знаний о металлах и неметаллах (2 ч)







55

Металлы, неметаллы и их соединения
Знать основные свойства  металлов. неметаллов и их соединений, 
Уметь составлять генетические ряды элементов, осуществлять цепочки превращений, решать расчётные задачи по химическим уравнениям

Записи в тетради


56

Основные классы неорганических соединений и взаимосвязь между ними.


Записи в тетради


Раздел V
Взаимосвязь неорганических и органических соединений (7 ч)
Тема 11.
Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ (4ч)







57

Классификация и общая характеристика неорганических и органических соединений.
Знать основные принципы и типы классификаций неорганических и органических соединений; нахождение их в живой природе. В том числе, человеческом организме.
Уметь характеризовать химическое соединение, определяя его характер и качественные признаки.

§25
Упр. 1-4 стр. 154


58

Химические рекции с участием неорганических и органических веществ.


§25
Записи в тетради


59

Органические и неорганические вещества в природе и жизни человека.

Проверочная работа   «Классификация и взаимосвязь неорганических и органических веществ»
Записи в тетради, дополнительная литература


60

Практическая работа. №5 Решение экспериментальных задач.
Уметь  проводить эксперименты по получению и распознаванию органических и неорганических веществ, проводить качественные реакции; обращаться с веществами, измерять, записывать результаты наблюдений и делать выводы, решать экспериментальные задачи
Практическая работа. №5



Тема 12.
Химия и жизнь (3 ч)







61

Химия жизни.
Знать основные свойства, значение и области применения биологически активных веществ

§26-27


62

Химия и здоровье. Лекарственные препараты
Уметь  проводить эксперименты по изучению состава лекарственных веществ; обращаться с веществами, измерять, записывать результаты наблюдений и делать выводы, решать экспериментальные задачи

Записи в тетради, дополнительная литература


63

Химия в быту и на дачном участке.
Знать основные свойства, значение и области применения веществ бытовой химии. 

Записи в тетради, дополнительная литература


Раздел VI
Технология получения неорганических и органических веществ. Основы химической экологии (5 ч)
Тема 13.
Технологические основы получения веществ и материалов (3 ч)







64

Химическая технология. Научные основы организации современного производства
Знать понятие о химической технологии, научных принципах хим производства, закономерности химических реакций, основные аппараты и условия производственного получения металлов, аммиака.
Уметь составлять технологические схемы хим производств

§26


65

Получение металлов.


§26


66

Синтез аммиака.


§26


Тема 14.
Экологические проблемы химии(2 ч)







67

Экологические проблемы, связанные с производством веществ и материалов.
Знать научные принципы химического производства, значимость экологической экспертизы новых технологий, контроль за действующими производствами на предмет загрязнения окружающей среды;
Закономерности химических реакций




68

Заключительный уро: Химическое образование как общечеловеческая ценность
Знать важнейшие признаки информационного общества; уровни химической культуры, экологической культуры людей;
Уметь пользоваться основными источниками химической информации: реальными веществами, химической литературой, базами данных сети Интернет 





 
·