Программа кружка по информатике


Программа
кружка
«С компьютером на ты»

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 11-16 лет
Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 год
Автор дополнительной образовательной программы: Лукина
Тамара Даниловна,
учитель информатики

2012 -2013 учебный годСодержание
1.Пояснительная записка
2.Введение
3.Цели и задачи программы
4.Методы и формы реализации
5.Прогнозируемые результаты
6.Учебно-методический план
7.Материально-техническое обучение
8.Литература
Пояснительная записка
В настоящее время человек использует компьютер в различных сферах своей деятельности. Используя компьютер, можно быстро и качественно выполнить любую работу, как в области вычислений и расчетов, так и при развитии творческих способностей. В ходе НТП появляется все больше технических средств с новыми информационными возможностями, образуя информационную среду. Жизнь в этой среде требует специального обучения и подготовки. Программа обучения работы на компьютере очень актуальна на сегодняшний день и для нашего района. Использование в процессе обучения компьютерных программ позволяет повысить эффективность обучения, так же служит инструментом познавательного развития детей.
Данная программа рассчитана на учащихся среднего и старшего возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Предусмотрена работа кружка на каникулах.
Весь учебный материал программы делится на теоретический и практический.
Теоретический – научные основы об устройстве компьютера, история появления ЭВМ, знания компьютерной терминологии, сведения о работе ЭВМ, а также теоретические знания о компьютерных программах.
Практический – это применение полученных знаний на практике. Практическая работа на компьютере, выполнение различных заданий при работе с диалоговыми окнами, с файлами и другими объектами компьютерных программ.
Практическая часть проходит в индивидуальной форме не более 20 минут с одним обучающимся.
При изучении теоретического материала применяется наглядный метод обучения.
На занятиях применяются различные формы работы: лекционные занятия и сообщения нацелены на развитие способностей слушать, видеть, воспринимать; диалог, обсуждение помогает приобрести практический опыт; включение в творческий процесс направленно на развитие творческих способностей; конкурсы помогают демонстрировать собственные достижения.
В ходе занятий обучающиеся знакомятся с составными частями компьютера; осваивают работу с файлами, окнами; изучают текстовые, графические редакторы, электронными таблицами.
Цели программы
Развитие ребенка с использованием при этом его естественного интереса к компьютеру.
Задачи программы
1.Образовательные
- Формирование у детей определенных умений и навыков при работе с компьютером и закрепление их на практике.
- Накопление знаний о компьютере и работы с ним.
- Развитие творческого подхода к работе.
2. Развивающие
- Способствовать развитию любознательности, расширить кругозор.
- Развивать умения самостоятельно анализировать, усваивать и применять компьютерные знания, работать со справочной литературой.
- Развивать наблюдательность, память, творческие способности.
3. Воспитательные
- Воспитание внимания, серьезности отношения к делу.
- Воспитание умения четко и правильно действовать в процессе работы на компьютере.
Для достижения поставленной цели предполагается применять следующие формы и методы совместной деятельности с учетом ступенчатости обучения.
Основные методы обучения: диалогический, показательный, эвристический.
Методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий.
Методы учения: исполнительский, частично-поисковый.
Методы воспитания: упражнения, наглядный пример.
После обучения учащиеся должны знать:
- части компьютера и способы их работы, а так же правильно включать и выключать компьютер.
- Основные понятия: окно, панель задач, рабочий стол, файл, папка, ярлык.
- Основные команды перемещения, копирования, удаления, сохранения, создания.
- Работу различных программ.
- Правила безопасности при работе с компьютером.
Учащиеся должны уметь:
- работать с окнами, файлами (копировать, создавать, открывать).
- Работать со справкой.
Находить нужный объект разными способами.
- Создавать папку и ярлык.
- Работать с корзиной.
- Находить нужную для работы программу.
- Работать с различными редакторами.
Результат обучения:
- развитие способностей к самообразованию.
- Улучшение адаптации детей к жизни в обществе.
Реализуется программа в течение одного года обучения.
Учебно – тематический план
Раздел Тема Теория Практика Всего Дата
Знакомство с компьютером
Культура работы на компьютером - Вводное занятие. Знакомство с правилами работы. Т/Б. 0,5  0,5 1 Знакомство с ПК
Знакомство с архитектурой
Знакомство с клавиатурой
Знакомство с рабочим столом
Знакомство с работой мыши
Знакомство с панелью задач
Знакомство с главным меню и окном - Основные компоненты (монитор, процессор, дисковод, мышь, клавиатура) и их назначение.
- Функциональные клавиши.
- Цифровые клавиши.
- Клавиатурный тренажер.
- Знакомство с игрой.
- Папки и их назначение.
- Значки и их значение.
- Программы и их назначение.
- Контекстное меню.
- Назначение мыши и перемещение с ее помощью.
- Назначение.
- Работа с ней.
- Всплывающие подсказки.
- Контекстное меню на панели задач.
- Кнопка Пуск.
- Содержание главного меню.
- Перемещение по главному меню.
- Знакомство с игрой.
- Работа с диалоговыми окнами.
- Собственное меню окна.
- Панель быстрого запуска. 1 1 2 Знакомство с файлом и работа с ним
Знакомство с ярлыком и папкой - Что такое файл, их типы.
- поиск файла.
- Выход из папки, возврат и быстрый переход, отмена команд.
- Копирование файлов.
- Создание папки.
- Создание ярлыка.
- Знакомство с корзиной.
0,5 0,5 1 Знакомство с программами - Программы для работы с текстами.
- Графические редакторы.
- Музыкальные редакторы.
- Электронные редакторы.
- Электронные таблицы.
- Знакомство с играми.
 0,5  0,5  1 Текстовый редактор - Блокнот
- Набор текста
- Перемещение по тексту.
- Кнопки редактирования.
- Оформление текста.
- Проверка правописания.
- Вставка объекта в текст.
- Выполнение творческого задания. 1 5 6 Графический редактор - Рисовалка Paint
- Отмена операции и ластики.
- Чертежные инструменты.
- Текст на рисунке.
- Преобразования формы.
- Практическая работа. 1 5 6 Знакомство с антивирусными программами. Антивирус Касперского. 0,5 0,5 1 Музыкальный редактор. Работа с музыкальным редактором. 0,5 1,5 2 Текстовый редактор MS Word - Новый документ.
- Набор текста.
- Сохранение файлов.
- Загрузка файла с диска.
- Правка.
- Оформление шрифтами.
- Абзацы.
- Таблицы.
- Номера и колонтитулы.
- Печать.
- Макрокоманды.
- Оглавления.
- Вставка рисунка.
- Создание документа. 2 8 10 Электронные таблицы - Копирование ячеек и формул.
- Имена ячеек.
- Арифметические операции.
- Правка.
- Функции.
- Мастер диаграмм.
- Оформление таблицы.
- Печать. 1 6 7 Итоговое занятие Выполнение зачетной работы
Подготовка материалов к защите кружка 3 3 При подготовке материала к занятиям используются Интернет - ресурсы, учебники по информатике и ИКТ для основной школы, электронные учебники
Литература
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – 5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.-192с.:ил.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – 5-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.-208с.:ил.
С. Симонович, Г. Евсеев, А.Алексеев. Специальная информатика. – М.: "АСП-ПРЕСС": Инфорком-Пресс, 2001 г. – 480 с.
С. Симонович. Компьютер в вашей школе.. –М.: "АСП-ПРЕСС":Инфорком-Пресс, 2001 г.- 336 с.