ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ САМООЦЕНКИ.





ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ САМООЦЕНКИ.

















Учитель начальных классов Солдатова Е.А.













Одной из актуальных проблем современной начальной школы является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе школьного обучения. Анализ детских проблем показал, что преобладающая часть из них (более 80%) это проблемы не органического, а социального, педагогического, психологического свойства.
Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к серьезному учению. Можно сказать, что успехи в школе, на работе и в жизни в целом не менее зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание.
Содержание Я-концепции (а в более узком смысле слова - самооценки), как считают психологи, являются одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, то есть того, что составляет содержание и формы социализации.

Для работы с детьми, имеющими заниженную самооценку и как следствие, повышенную тревожность и социальную дезадаптацию, была разработана и экспериментально апробирована программа коррекционно - развивающих занятий для детей младшего школьного возраста.
Цели программы:
Повышение самооценки учащихся, снятие внутренних конфликтов, тревожности.
Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
способствовать психическому и личностному росту детей;
помогать в раскрытии интеллектуального, творческого потенциала;
развивать способность к эмпатии, сопереживанию;
повышать самооценку детей, их уверенность в себе;
способствовать сплочению детского коллектива;
обучать приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения. В содержание программы входят 5 блоков:
БЛОК 1. Снятие неуверенности в себе.
БЛОК 2. Притязание на социальное признание.
БЛОК 3. Коррекция неприятия ребенком самого себя. БЛОК 4. Снятие конфликтности.
БЛОК 5. Коррекция депривации притязания на признание.

Структура занятий.
Часть 1. Вводная
Цели: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт.
Содержание: упражнения на гармонизацию взаимоотношений. Часть 2. Основная
Цели: - снятие неуверенности в себе;
коррекция неприятия ребенком самого себя;
снятие конфликтности;
формирование адекватных форм поведения;
развитие творческих способностей, навыков общения.
Содержание: этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Включены элементы арттерапии, сказко-терапии, анималотерапии.
ЧастьЗ. Завершающая
Цели: создание у детей положительных эмоций от работы на занятии, психомышечная тренировка.
Содержание: релаксационные упражнения. Принципы организации занятий.
Продолжительность каждого занятия 30-40 минут. Содержание занятий можно менять, дополнять в соответствии с потребностями группы. Важно отметить, что на данных занятиях заметно отличается стиль общения, методы и приемы воспитательного воздействия.
Учитель здесь равноправный партнер.
В терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждения.
Ребенок вправе выбирать меру участия в игре. Он может отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вебрализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения и т.п.
На данных занятиях принят запрет на критику, наказания.
Таким образом, коррекционно-развивающие занятия позволяют каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе.
Данная программа реализована с группой учащихся начальной школы ФЭЛ №29, имеющих заниженную самооценку. Эффективность программы экспериментально доказана путем проведения предварительной и повторной психодиагностики. Результаты показали, что коррекционно-развивающие занятия способствуют повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей эмпатии, творческих способностей, воспитанию основ нравственности.

БЛ0К1. СНЯТИЕ НЕУВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ.

Задачи:
Повышение уверенности в себе.
Формирование:
а) позитивного отношения ребенка к своему «Я»;

б) умения выделять свои достоинства.
Развитие ориентации на позитивную оценку сверстников.
Обучение приемам ауторелаксации.
Психомышечная тренировка.

ЗАНЯТИЕ 1.
Твое имя (метод идентификации со своим именем).
Игра «Говорим только хорошее».
Игра «Без ложной скромности».
Игра «Зеркало».
Игра «Паровозик».
Игра «Стряхни».
Хоровод (рефлексия)

Занятие 2

Твоё имя
Я справился
Самый-самый
Путанка
Зайцы и слоники
Круг силы (релаксация)
Хоровод
Блок 2. Притязание на социальное признание Задачи:
Привить ребенку новые формы поведения.
Научить, самому принимать верные решения.
Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и в себе человеком.
Коррекция аффективного поведения.
Приобретение навыков самораслабления.


Занятие 1.
Игра «День рождения»
Этюд «Тень»
Проигрывание ситуаций
Игра “Поводырь”
Этюд “Штанга”
Игра “Спящая царевна” (расслабление мышц)
Хоровод

Занятие 2.
Игра «Пошли письмо»
Игра «Бил»
Игра «Семейный портрет» (инсценировка)
Этюд «Правильное решение» (смелость)
«Слепой танец»
Игра «Водопад» (релаксация)
Хоровод


Блок 3. Коррекция неприятия ребенком самого себя
Задачи:
Воспитывать в ребенке уверенность в себе.
Коррекция поведения с помощью ролевых игр
Создавать условия для удовлетворения потребности в признании полного образа самого себя.
Формирование у детей моральных представлений
Тренировка психомоторных функций

Занятие 1
Игра «Разведчики»
Игра «Дружная семья» (обсуждение и инсценировка стихотворения Т. Волиной)
Игра «Два друга»
Этюд «Разные настроения»
Игра «Холодно - жарко»
Отдых «Сон на берегу моря» (релаксация)
Хоровод.

Занятие 2.
Знакомство с некоторыми приемами артерапии.
1. Рисование под музыку
Ход занятия
Сначала дети слушают музыку (2-3 мин.),
Задание «Передайте свое впечатление». Затем музыка звучит снова и дети начинают рисовать.
После этого обсуждение нарисованного.
2. Игра «Цветок» (визуализация своих впечатлений).
Ход игры:
Комплекс на ауторелаксацию «Цветок» (под музыку)
Рисование своих цветов
Анализ упражнения


Занятие 3
Игра «Самого себя любить», «Ауторелаксация с последующим рисованием своего образа и анализом упражнения.


Блок 4 Снятие конфликтности
Задачи:
Коррекция поведения с помощью ролевых игр.
Формирование адекватных форм поведения у детей.


Занятие 1
Игра «Гусеница»
Гармоничный танец
Игра «Три характера»
Игра «Смена ритмов»
Игра «Разъяренная обезьянка»
Комплекс «Медвежата в берлоге
Хоровод

Занятие 2.
1. Игра «В магазине зеркал»
2. Проигрывание ситуации (обсуждение, инсценировка)
3. Минута шалости
4. Игра «Кто за кем»
5. Игра «Качели»
6. Хоровод


Блок 5 Коррекция депривации притязания на притязание. Задачи:
Снятие депривации на признание
Уменьшение тревожности
Воспитание уверенности в себе


Занятие 1
Этюд «Робкий ребенок»
Этюд «Смелый ребенок»
Беседа «Кто чего или кого боится»
Рисование на тему «Я больше тебя не боюсь»
Беседа по рисункам
Хоровод

Занятие 2.
Игра «Кляксы»
Этюд «Остров плакс»
Игра «Страшные сказки»
Этюд «Смелый Ваня»
Игра «Запомни свою позу»
Водопад» (релаксация)
Хоровод












ЛИТЕРАТУРА
Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., Сфера, 2003г.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, Академия развития, 1997 г.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, Академия развития, 1997 г.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., Сфера, 2001г.
Практикум по возрастной педагогической психологии. / Под редакцией Дубровиной И.В. М., Академия, 1995 г.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М. Просвещение, 1995 г.
Фопель К. Как учить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. 4 части, М, 1998 г.


















15