Программа Профориентационная работа Я в мире профессий

Обсуждено на заседании Утверждаю:
зам. директора Директор ГБОУ НАО «СШ с. Ома
по воспитательной работе «___»______________2015г
«___» __________ 200__ г.
.


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Ненецкого автономного округа «Средняя школа, с.Ома»





Программа для предпрофильной подготовки учащихся 8–9 классов
Я в мире профессий



Социальный педагог:
Михеева светлана андреевна





Я в мире профессий
(программа для предпрофильной подготовки учащихся 8–9 классов)
Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой.
В. Г. Белинский
Пояснительная записка
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и, прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов.
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают об особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию. В дальнейшем отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.
Программа ориентирована для учащихся 8–9 классов: I часть в 8 классах – 17 часов и II часть в 9 классах – 17 часов.
I ч а с т ь.
Цель: формирование позитивного образа жизни, умения ставить реальные цели и выбирать адекватные способы их достижения; помощь в решении проблемы профессионального выбора.
З а д а ч и:
1. Дать подростку знания о самом себе и научить его получать эти знания самостоятельно.
2. Дать информацию о мире профессий.
3. Помочь ученику стать более адаптированным.
4. Способствовать нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
5. Определить степень соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, при необходимости внести коррективы в профнамерения учащихся.
II ч а с т ь.
Цель: формирование у подростка готовности самостоятельно и осознанно строить и корректировать в процессе жизни свои профессиональные и жизненные перспективы.
З а д а ч и:
1. Сформировать мотивацию самоизучения и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
2. Обобщить сформированные навыки адекватной оценки своих возможностей и умения на основе этого делать рациональный выбор.
3. Познакомить школьников с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями, с конкретной ситуацией на рынке труда.
4. Сформировать ответственное отношение к своему будущему, умение реалистически оценивать свои возможности, представления о своих жизненных ценностях.
5. Оказать морально-эмоциональную поддержку самоопределяющимся подросткам.
Технология работы.
Программа «Я в мире профессий» предназначена для учащихся 8–9 классов. Она состоит из двух частей. II часть является логическим продолжением I части. Продолжительность занятия – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общая продолжительность курса 34 часа: 17 ч – I часть и 17 ч – II часть. Специфика курса в том, что данная программа реализуется с помощью различных методов: лекции; дискуссии; ролевые игры; анализ конкретных ситуаций; психотренинг; психодиагностические процедуры. Поэтому курс требует работы специалиста педагога-психолога.
Ожидаемые результаты.
Приглашая подростков на занятия, где основными действующими лицами выступают их собственные Я, мы ставим их в ситуацию личностного риска. В принципе, это хорошо, так как появляется надежда на то, что такие занятия могут стать толчком, стимулятором саморазвития и помогут конкретному их участнику найти и осознать оптимальные способы развития.
На групповых занятиях ребята «пробиваются к своему подлинному Я».
В результате усвоения курса «Я в мире профессий» учащиеся должны:
осознать свои личные особенности, интересы и склонности;
получить и уметь использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
научиться пользоваться правилами выбора профессии;
определиться в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости уметь корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
обрести уверенность в себе и уметь представлять свои возможности потенциальному работодателю.
Содержание программы.
Данная программа включает в себя I и II части. I часть ведется в 8 классе. Она предполагает изучение внутреннего мира подростка, изучение личностных особенностей с помощью психодиагностики, ролевых игр, психотренинга. Происходит первичное знакомство с миром профессий. Учащиеся учатся строить личностный профиль, временную перспективу.
Во II части усилена практическая направленность. Большое внимание уделяется психодиагностике, как личностной, так и профессиональной. Подростки, пройдя систему психотренинга, проектируют профессиональный план и самостоятельно его корректируют с учетом рынка труда. Происходит более подробное знакомство с учебными заведениями. Учащиеся приобретают личную уверенность в завтрашнем дне.








Учебно-тематический план

п/п
Содержание
Кол-во ч

1
2
3


1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
I часть
Урок самопознания и откровенности
Мой внутренний мир
Личность
Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе
В человеке все должно быть прекрасно
Жизненные ценности
Психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление) и их роль в профессиональной деятельности
Исследование самооценки
Самореализация
Личностный профиль
Игровые пробы
Что? Где? Когда?
Моя жизнь
Итого:

1
1
2
1
1
1
2

1
2
1
1
1
2
17


1
2
3


1
2
3
4

5

6
7

8
9

10
11

12
II часть
Внутренний мир человека и система представлений о себе
Профессиональные и жизненные планы
Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении
Природные свойства нервной системы: темперамент, черты характера и их проявления в профессиональной деятельности
Профессиональные интересы, склонности и способности, их роль в выборе профессии
Определение профессиональных предпочтений
Профессии, специальности, должности. Их классификации по отраслям, предметам, целям, средствам и условиям труда
Знакомство с профессиограммой
Мотивы и ценностные ориентации в профессиональном
самоопределении и выборе карьеры
Учебные заведения
Проектирование профессионального плана, его коррекция с учетом рынка труда
Устраиваемся на работу по правилам
Итого:

1
1
1
2

2

1
2

1
2

1
2

1
17