Психологическая программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников испытывающих трудности в обучении









Психологическая программа
коррекционно-развивающих занятий для младших школьников
испытывающих трудности в обучении
Составлена на основе психологической программы развития когнитивной сферы обучающихся
Н.П.Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников».














Составил педагог-психолог:
Горланова Мария Сергеевна











Пояснительная записка
Учитывая, что у детей которые поступают в классы КРО, имеются негрубые первичные интеллектуальные нарушения, неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися становятся занятия с психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению.
Особое значение имеют в построении программы занятий данные психологических обследований, и в частности по методике ПДК. Рекомендации для учителей по преодолению трудностей в обучении проблемных детей, которые давались по результатам диагностики по методике ПДК, предполагали комплексную и всестороннюю помощь учащимся. Такая помощь предполагает включение в традиционную школьную практику целенаправленного формирования психологических основ развития разных сторон личности учащихся. Психологические занятия призваны оказывать помощь в эффективном усвоении учебного материала слабо подготовленным к обучению учащимся.
Главная цель занятий формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению, достижение того, чтобы полученные на психологических занятиях навыки применялись школьниками в учебной работе на предметных уроках.
Основным содержанием таких занятий являлось развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Интересное содержание занятий, использование игр, придуманных детьми, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку, создает на уроках психологического развития особый положительный, эмоциональный фон (раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания).
Определяя конкретное содержание развивающих занятий на разных ступенях начального обучения, учитываются причины трудностей младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку, чтению и математике. Так, по исследованиям Н. П. Локаловой (1997, с. 9) 70% трудностей по этим предметам обусловлены недостатками в развитии различных видов и форм процесса анализа.
Программа создана с учетом принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития.
Занятия с психологом по развитию познавательной сферы учащихся классов КРО проводятся со второго класса. Во 2 классе КРО представляется важным развитие наглядно-образного мышления детей и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия новообразований этого возрастного периода.
Основной упор психологического развития в 3 и 4 классах КРО делается на формирование у учащихся словесно-логического понятийного мышления, развитие произвольности и внутреннего плана действий.
Игры и упражнения для психологических уроков подобраны в соответствии с целями каждого конкретного занятия. Задания подбирались с учетом их направленности на развитие определенных познавательных структур, а также для удобства коллективной работы в классе. Однако для достижения развивающего эффекта многие упражнения приходилось включать в занятия неоднократно и повторять из года в год, а это могло привести к снижению интереса учащихся к выполнениям одного и того же упражнения. Поэтому мы стремились реализовать принцип «спирали», т. е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от 2 до 4 класса).
В конце занятий дети получали задания на дом. Представляется существенным тот факт, что дети, получая домашнее задание на придумывание игры по соответствующей теме, имеют возможность обсудить это дома с родителями (воспитателями или старшими детьми), а, значит, получить дополнительную возможность полезного общения с близкими для закрепления полученных знаний и навыков вне школы.
На развивающих занятиях с психологом у каждого ученика есть возможность успешно выполнить несколько игровых заданий. Это очень нужно тем, кто плохо справляется с учебными заданиями на уроках. Каждый ученик должен пережить состояние успешности, что так необходимо для обретения детьми уверенности в своих силах. Известно, что, только опираясь на уверенность детей в своих силах, имеет смысл ставить перед ними цели, связанные с преодолением трудностей.
Основная задача КРО состоит в развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью; развитии наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития. В дальнейшем основной упор делается на формировании словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.
«Стержнем» развивающей программы и одним из важных конкретных ее результатов, является всестороннее развитие разных форм и видов мыслительного анализа и синтеза. Целенаправленному и планомерному развитию подлежат как чувственные, так и логические их формы.
Рассмотрим, как реализуется подход к психологическому развитию школьников с точки зрения закона дифференциации познавательных структур в предложенной нами системе заданий.
Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта учащихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений (задание «Назови и проверь постукиванием»; задание «Играем в индейцев»; задание «Шершавые дощечки» и др.).
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (задание «Все ли ты увидел?»; задание «Загадочные контуры» и др.).
При развитии внимания значение придается как
формированию его устойчивости, так и распределению
внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение
также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности (задание «Крестики, точки»,
задание «Пишущая машинка»; задание «Невидящие и неслышащие» и др.).
Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков (задание «Подбери картинку»; задание «Запомни фигуры» и др.).
Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления, у младших школьников (задание «Только одно свойство» и
др.) Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Поэтому вырабатываются у учащихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции (задание «Расположи слова»; задание «Целое-часть»; задание «Найди причину и следствие» и др.).
При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей КРО, выполняются задания как на воссоздающее (задание «Тропинка»), так и на творческое воображение (задание «Что это?»; задание «Закончи рисунки» и др.). Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей (задание «Закончи рисунок» и др.), и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы связи (задание «Закончи рисунок» и др.)
Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников – формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой (задание «Найди одинаковые" и др.).
Постепенно переходят к нахождению заданного образца
среди изображений, отличающихся малозаметными деталями (задание « Найди образец" и др.), и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме (задание «Графический диктант»).

Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчлененно воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого (задание «Учимся слушать и выполнять»), затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой (задание «Совмести фигуры»; задание «Поверни квадрат» и др.), а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры (задание «Муха» и др.).
Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).











Содержание занятий

№№ уроков
Развиваемые психологические процессы
Методики и задания

Урок 1



Внимание (распределение)
Подсчитай правильно


Память слуховая
Повтори цифры


Мышление наглядно-образное
Найди путь

Урок 2


Пространственные представления
Куда ускакал зайчик?


Мышление наглядно-образное
Полянки

Урок 3



Произвольность
Летает - не летает


Пространственные представления
Выполняй правильно


Память зрительная
Запомни и нарисуй

Урок 4


Мышление (установление закономерностей)
Найди фигуры


Память вербальная
Слова, начинающиеся с одной буквы

Урок 5



Пространственные представления
Выше, слева, правее, снизу. Соседнее, через одно.


Память логическая
Объедини слова


Психомоторика
Сделаем бусы
Вырежи фигурки

Урок 6



Мышление наглядно-образное
Полянки


Внимание (устойчивость)
Назови по порядку


Мышление (синтез)
Что здесь изображено?

Урок 7



Мышление (установление закономерностей)
Найди фигуры


Мышление (анализ)
Раздели на части


Психомоторика
Кто точнее?

Урок 8



Восприятие зрительное
Назови буквы


Мышление (анализ)
Какой? Какая? Какие?


Слуховые ощущения
Шумящие коробочки

Урок 9


Внимание (распределение)
Вычеркивай буквы и слушай Сколько знаков?


Осязательные ощущения
Разложи вслепую

Урок 10



Мышление (анализ и синтез)
Отгадай слова


Память зрительная
Нарисуй по памяти


Внимание
Запретный номер


Урок 11



Произвольность
Графический диктант


Мышление (нахождение общих признаков)
Поиск общего


Психомоторика
Попади в свой кружок

Урок 12



Пространственные представления
Найди пирамиду
Нарисуй кресло


Мышление наглядно-образное
Полянки


Мышление (гибкость)
Заселение дома

Урок 13



Мышление (установление закономерностей)
Найди фигуры


Память зрительная
Точно такие


Мышление (анализ)
Раскрашивание фигур
Заполни рисунок

Урок 14



Пространственные представления
Шарики в трубочке
Подбери заплатку


Память слуховая
Повтори и добавь


Память зрительная
Найди образец

Урок 15



Мышление (выделение существенного)
Выбери главное


Мышление (анализ)
Найди подходящий треугольник


Ощущения слуховые
Шумящие коробочки


Мышление (анализ и синтез)
Отгадай слова

Урок 16
Пространственные представления
Диктант пространственных действий


Воображение
Волшебный лес

Урок 17




Ощущения осязательные
Шершавые дощечки


Память опосредованная
Подбери картинку


Мышление (установление закономерностей)
Найди фигуры


Ощущения мышечные
Рукопожатие

Урок 18



Ощущения слуховые
Шумящие коробочки


Внимание (устойчивость, переключение)
Крестики, точки


Мышление наглядно-образное
Раздели квадрат

Урок 19



Ощущения осязательные
Тяжелые коробочки


Память опосредованная
Подбери картинку


Ощущения зрительные
Цветовая угадайка

Урок 20



Внимание (распределение)
Делаем вместе


Мышление (сравнение)
Найди отличающиеся


Мышление (установление закономерностей)
Найди девятый

Урок 21



Память опосредованная
Зашифруй предложение


Мышление наглядно-образное
Ленточки


Восприятие слуховое
Назови и проверь постукиванием

Урок 22
Память вербальная
Найди слова



Пространственные представления
Что изменилось?
Что не изменилось?
Превращение фигур

Урок 23



Мышление (анализ)
Дорисуй рисунок


Мышление (синтез)
Что здесь изображено?


Психомоторика
Иголка и нитка

Урок 24



Мышление (анализ)
Найди футболистов в одинаковой форме
Цирк


Мышление наглядно-образное
Раздели квадрат


Ощущения осязательные
Шершавые дощечки

Урок 25



Память опосредованная
Зашифруй предложение


Ощущения зрительные
Цветовая угадайка


Произвольность
Зеваки

Урок 26




Мышление (сравнение)
Найди одинаковые
Одинаковое, разное


Память зрительная
Точно такие


Мышление (установление закономерностей)
Найди девятый


Ощущения мышечные
Рукопожатие

Урок 27



Мышление (обобщение)
Четвертый лишний


Мышление (установление закономерностей)
Найди фигуры


Ощущения осязательные
Тяжелые коробочки

Урок 28



Внутренний план действия
Совмести фигуры


Память опосредованная
Запомни фигуры


Произвольность
Замри!

Урок 29



Внимание (распределение)
Вычеркивай буквы и слушай


Мышление (абстрагирование)
Посмотри вокруг


Пространственные представления
Где находится чайник?

Урок 30



Мышление (сравнение)
Найди отличающиеся


Мышление (установление закономерностей)
Найди девятый


Восприятие зрительное
Загадочные контуры

Указатель номеров уроков, задания которых
направлены на развитие соответствующих
психологических процессов


Психологические процессы, подлежащие развитию
Номера уроков

Ощущения
8, 9, 15, 17, 18, 19, 24, 25, 26, 27

Восприятие
8, 21, 30

Внимание
1, 6, 9, 10, 18, 20, 29

Память
1, 3, 4, 5, 10, 13, 14, 17, 19, 21, 22, 25, 26, 28

Мышление
1, 2, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 29, 30

Воображение
16

Пространственные представления
2, 3, 5, 12, 14, 16, 22, 29

Произвольность
3, 11, 25, 28

Психомоторика
5, 7, 11, 23

Внутренний план действия
28

Самоконтроль
10

Оценка эффективности КРО
Для оценки эффективности КРО можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность ученика и, следовательно, выше развивающий эффект;
- результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
- важно оценивать воздействие КРО на эмоциональное состояние учеников. Для этого можно использовать, например, прием цветограммы.
Ожидаемый результат
1) Развитие познавательной сферы (сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления, восприятия).
2) Изменение в мотивационно-личностной сфере (положительное отношение к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса к школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках).

Литература.
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 1993.
3. Афонъкин C.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
4. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
5. Безруких ММ., Ефимова СП., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М., 1993.
6. Богоявленский Д.Н., Менчинская НА. Психология усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР 1959.
7. Венгер Л.A., Венгер АА. Домашняя школа мышления. М., 1985.
8. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Серия «Магия интеллекта». М., 1995.
9. Гелъфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
10. Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьников. Киев, 1993.
11. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. «Ось-89»,2006.
15