Технологическая карта урока русского языка по теме: Словообразование имён прилагательных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах


Урок в 6 классе.
Урок № 101, 102.
Тема: Словообразование имён прилагательных. Буквы О//Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.Цели: повторить, закрепить знания учащихся о словообразовании имен прилагательных; выяснить условия правописания букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных; развитие умений проводить словообразовательный разбор имен прилагательных; развитие орфографической грамотности; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков; развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
выражать положительное отношение к процессу познания;
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
Метапредметные –
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану,
выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с
целью.
Познавательные:
повторить, закрепить знания учащихся о словообразовании имен прилагательных; выяснить условия правописания
букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных; развитие умений проводить словообразовательный
разбор имен прилагательных; развитие орфографической грамотности.
Коммуникативные:
Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать
Предметные: повторить, закрепить знания учащихся о словообразовании имен прилагательных; выяснить условия
правописания букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных; развитие умений проводить
словообразовательный разбор имен прилагательных; развитие орфографической грамотности.
ТИП УРОКА: урок комбинированный ( УК)
Карта урока
Деятельность учителя Деятельность уч-ся
1.Организационный этап. Проверка домашнего задания.
Приветствие, выявление отсутствующих в классе.
Здравствуйте, ребята!
- Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
Улыбнёмся солнышку,
Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение
Себе и другу. (подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения)
Проверка домашнего задания. Приветствие, дежурный называет отсутствующих
2. Мотивация учебной деятельности.
Игра «Я – волшебник».
Превратим данные слова в прилагательные:
Зима – зимний, праздник – праздничный, солнце, песок, дождь, снег, при школе, игра на столе, сон перед утром (предутренний).Что мы использовали для этого?
Как будет звучать тема нашего урока? Какие цели поставим перед собой?
Игра-путешествие в сказочный лес.
У нас сегодня необычный урок: мы совершим путешествие в сказочный лес.
Итак, тетради превращаются в дневники путешественника. Там мы будем отмечать по ходу путешествия все самое важное. Сделаем первую запись – укажем дату путешествия. Цель нашего путешествия – побывать в сказочном лесу, познакомиться с некоторыми его обитателями и попутно решить ряд орфографических задач.
Прежде чем отправиться в путешествие, подумайте: как нужно вести себя в лесу?
(Не ломать деревья, не разорять птичьи гнезда, не трогать норки зверюшек, не разводить костры, не оставлять за собой мусор, т. е. беречь природу) Отвечают на вопрос.
Называют тему урока.
Записывают в тетради дату, тему урока.
3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
ИГРА «Ты – мне, я – тебе».
Орфографическая разминка.
Деловая игра «Кто это?».
Теперь мы с вами начнем путешествие. Но в сказочном лесу нас ждет множество препятствий, неожиданностей. А вот и первое препятствие.
Текст № 1.
Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда с черными пронзительными глазками и наконец полосатая шкурка. – Кто это? (Барсук. )– Найдите определения, которые характеризуют барсука. (Барсук – мокрый черный нос, похожий на свиной пятач_к, острая морда, черные пронзительные глазки, полосатая шкурка. )– Самые важные определения давайте запишем. Барсук – черный нос, полосатая шкурка. – Как называется детеныш барсука? (Барсуч_нок. ) Целеполагание. Записывают слова, объясняя их написание (2 человека работают у доски), затем обмениваются тетрадями, проверяют, ставят оценки.
4. Первичное усвоение новых знаний
Аналитическая беседа с элементами поиска информации:
Упражнение 329.
Объяснение нового материала.
Текст № 2.
. . . Под кустом жимолости стоит прехорош_нький теленок с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, а красивая головка откинута назад.
– Кто это? (Олененок)
– А какие рассказы о лесных зверях вам известны?
Ребята, о лесных обитателях вы можете прочитать в книгах «Ребятам о зверятах», «Заячьи лапы» К. Г. Паустовского, «В лесу и на речке» Г. А. Скребицкого.
– Найдите в данном предложении определения, с помощью которых Д. Н. Мамин - Сибиряк описывает олененка. (Олененок – прехорош_нький, с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, красивая головка)
– А еще кто живет в сказочном лесу? (Медведь, заяц, еж)
– Как называются детеныши этих обитателей?
Ёж – ежонок медведь – медвежонок заяц – зайчонок белка – бельчонок
барсук – барсучонок
– В какой части слова пропущена орфограмма? (В суффиксе. )– Какой частью речи являются данные слова? (Существительные. )– Что вы знаете о гласных о и е в суффиксах существительных, стоящих после шипящих?
– А сейчас от существительных образуйте имена прилагательные.
Еж – ежовый
плюш – плюшевый
ситец – ситцевый
– Определите, в какой части слова пропущена орфограмма. (В суффиксе. )– Какой частью речи являются данные слова? (Прилагательные. )– Посмотрите: какие буквы пишутся под ударением и без ударения?
– От чего зависит выбор гласной в суффиксах прилагательных, стоящих после шипящих? (От ударения. )– Значит, какой можно сделать вывод? (Если ударение падает, пишем о, если нет – е) Работают с учебником.
Создают устный развернутый ответ.
Записывают на доске и в тетради.
Выполняют задание в соответствии с учебной задачей
5. Первичная проверка понимания
Назовите основные способы словообразования имен прилагательных? Создание схемы.
От чего зависит выбор гласных О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных?
Словарная работа.
Ребята, прежде чем приступим к тренировочным упражнениям, обратите внимание на слово:
Алгоритм – порядок действий.
1. Где? (В какой части слова?)
2. В чем? (В какой части речи?)
3. После чего? (После шипящих)
4. Когда? (Под ударением – о, без ударения – е)
Читаем правило и отвечаем по данному алгоритму.
1. Где? (В суффиксе)
2. В чем? (В именах прилагательных)
3. После чего? (После шипящих)
4. Когда? (Под ударением – о, без ударения – е). Создание схемы. Выполняют задание в соответствии с учебной задачей
6.Первичное закрепление.
Работа у доски: упражнение 330.
Работа у доски: упражнение 332. 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Работа в группах. Задание: придумать как можно больше прилагательных, используя:
1 гр.: суффиксальный способ;
2 гр.: приставочный способ;
3 гр.: приставочно-суффиксальный способ.
«Кто быстрее». Работа в группах:
Задание: Вставьте пропущенные орфограммы и выделите их графически.
Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый, кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой, лиц_вой, хорош_нький.Работают с таблицей, выполняют задания в соответствии с учебной задачей.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Д.З.: пар. 45, упр. 331, 333 или придумать упражнение на тему. Записываютд.з.
9. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Игра «Интервью».
Что нового узнали на уроке?
- Чему научились на уроке?
2. Работа со стихотворением.
И в конце нашего путешествия за рекой ждет нас литературный герой. Отгадайте: кто он? Назовите слова с орфограммой «О и Е после шипящих с суффиксах сущ. и прил.»
Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудач_к.
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель Пятач_к.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх,
Этот плюш_вый проказник – 
Медвеж_нок. . . (Винни - Пух) Оценивают результаты своей работы
Текст № 1
Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда с черными пронзительными глазками и наконец полосатая шкурка.
Текст № 2
. . . Под кустом жимолости стоит прехорош_нький теленок с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, а красивая головка откинута назад.
Задание: Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый, кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой, лиц_вой, хорош_нький.Текст № 1
Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда с черными пронзительными глазками и наконец полосатая шкурка.
Текст № 2
. . . Под кустом жимолости стоит прехорош_нький теленок с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, а красивая головка откинута назад.
Задание: Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый, кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой, лиц_вой, хорош_нький.Текст № 1
Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда с черными пронзительными глазками и наконец полосатая шкурка.
Текст № 2
. . . Под кустом жимолости стоит прехорош_нький теленок с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, а красивая головка откинута назад.
Задание: Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый, кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой, лиц_вой, хорош_нький.Текст № 1
Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда с черными пронзительными глазками и наконец полосатая шкурка.
Текст № 2
. . . Под кустом жимолости стоит прехорош_нький теленок с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, а красивая головка откинута назад.
Задание: Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый, кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой, лиц_вой, хорош_нький.Текст № 1
Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда с черными пронзительными глазками и наконец полосатая шкурка.
Текст № 2
. . . Под кустом жимолости стоит прехорош_нький теленок с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, а красивая головка откинута назад.
Задание: Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый, кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой, лиц_вой, хорош_нький.Текст № 1
Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда с черными пронзительными глазками и наконец полосатая шкурка.
Текст № 2
. . . Под кустом жимолости стоит прехорош_нький теленок с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, а красивая головка откинута назад.
Задание: Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый, кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой, лиц_вой, хорош_нький.Текст № 1
Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда с черными пронзительными глазками и наконец полосатая шкурка.
Текст № 2
. . . Под кустом жимолости стоит прехорош_нький теленок с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, а красивая головка откинута назад.
Задание: Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый, кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой, лиц_вой, хорош_нький.Текст № 1
Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда с черными пронзительными глазками и наконец полосатая шкурка.
Текст № 2
. . . Под кустом жимолости стоит прехорош_нький теленок с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, а красивая головка откинута назад.
Задание: Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый, кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой, лиц_вой, хорош_нький.Текст № 1
Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда с черными пронзительными глазками и наконец полосатая шкурка.
Текст № 2
. . . Под кустом жимолости стоит прехорош_нький теленок с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, а красивая головка откинута назад.
Задание: Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый, кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой, лиц_вой, хорош_нький.Текст № 1
Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда с черными пронзительными глазками и наконец полосатая шкурка.
Текст № 2
. . . Под кустом жимолости стоит прехорош_нький теленок с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, а красивая головка откинута назад.
Задание: Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый, кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой, лиц_вой, хорош_нький.Текст № 1
Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда с черными пронзительными глазками и наконец полосатая шкурка.
Текст № 2
. . . Под кустом жимолости стоит прехорош_нький теленок с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, а красивая головка откинута назад.
Задание: Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый, кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой, лиц_вой, хорош_нький.Текст № 1
Зверек высунул из травы мокрый нос, похожий на свиной пятач_к, нюхает воздух, постепенно показывается острая морда с черными пронзительными глазками и наконец полосатая шкурка.
Текст № 2
. . . Под кустом жимолости стоит прехорош_нький теленок с желтым пушком, тоненькими нож_ньками, а красивая головка откинута назад.
Задание: Оранж_вый, ситц_вый, свинц_вый, морж_вый, кумач_вый, деш_вый, еж_вый, пунц_вый, ключ_вой, лиц_вой, хорош_нький.