Открытый урок по русскому языку Глагол как часть речи


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Нарын Эрзинского кожууна РТ
Открытый урок русского языка
по теме: «Глагол как часть речи»
Разработала: учитель русского языка и
литературы Комбу Чаяна Алексеевна
Нарын – 2015г.
Методическая информация.
Тип урока:
тип урока по основной дидактической цели – вводный (повторение пройденного и начало изучения нового материала по теме «Глагол»);
тип урока по основному способу проведения – сочетание различных форм занятий;
тип урока по форме проведения – интегрированный урок (урок русского языка, литературы)
Цели урока:
развитие речи учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся;
обобщить и расширить изученные ранее знания по теме «Глагол»;
воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
Задачи урока:
развить умение давать самооценку своей деятельности;
самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме, сравнить, анализировать, работать в группе;
воспитывать нравственные качества: чувство товарищества. Деликатность, дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение, а также воспитывать любовь, к русскому языку и литературе.
Необходимое оборудование и материалы:
компьютер с колонками;
мультимедийное оборудование;
диск с мультфильмом «Маша и медведь»;
презентация к уроку;
задания для обучающихся (по группам и индивидуально);
листы «Цель» для каждого ученика;
музыка;
Словари: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»
Мотивация учащихся:
в процессе обучения ученик при помощи своей группы и учителя достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности;
яркая и образная подача нового теоретического и практического материалов позволяет заинтересовать обучающихся;
включение в ткань урока фрагмента мультфильма позволяет позитивно настроить обучающихся на работу.
Проверка и оценивания ЗУНКов:
самооценка: каждая группа оценивает работу другой группы.
Рефлексия деятельности на уроке:
В начале урока – оценивание эмоций, в конце урока ребятам предлагается вернуться к листку «Цели» и сопоставить цели, которые они (по их мнению) достигли в конце.
Домашнее задание:
Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):
- прочитать правила & и выполнить упражениее;
- выписать глаголы из текста, с которым на уроке, и распределить их по тем явлениям, которые они обозначают;
- напишите небольшое сочинение «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшнем уроке.
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием мультимедиа, каким образом осуществить. Презентация дает возможность:
каждой группе увидеть задания другой группы и оценить правильность его выполнения;
максимально детализировать сведения, необходимые на каждом этапе урока;
позволяет представить информацию в наглядной форме, а также помогает на уроке русского языка обратиться к литературе;
эффективно использовать время урока.
Сценарий урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка.
- Что можно делать под эту музыку? (танцевать, веселиться, плясать, петь. двигаться).
- Какие части речи вы назвали? (глаголы).
2. Целеполагание.
Мотивация.
Глагол – самая огнепышущая часть речи,
самая живая и яркая. В глаголе струится
самая алая, самая свежая, артериальная кровь
язык. Да ведь и назначение глагола – выражать
само действие!
А. Югов
- Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)
- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
- Сформулируйте цель урока.
- У каждого из вас есть один лист.
- «Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.
Цели (чего я хочу добиться на уроке)
Узнать, какие явления, помимо действий, может обозначать глагол Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол. Узнать, каким членом предложения может быть глагол Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. Пополнить свой словарный запас. Отдохнуть на уроке. - Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.
(2-3 ученика зачитывают поставленные цели)
- Ребята, я знаю, что все вы любите сказки. Любите и мультфильмы, созданные по этим сказкам.
Мультфильмы – это прекрасный и удивительный мир фантазии, который оживает на экране.
Нарисованные и кукольные персонажи ведут себя как живые.
- Какие действия они совершают? (они радуются, грустят, поют, играют…, т.е. действуют.)С ними происходят невероятные чудеса.
- А какие мультфильмы ваши любимые? Я тоже люблю смотреть мультфильмы, и сейчас я вам покажу небольшой отрывок из любимого мультфильма детей.
- Во время просмотра запишите, что делают герои? (в тетради, в левый столбик)
- Знаете ли вы, из какого мультфильма этот отрывок? («Маша и медведь») смотрели ли вы этот мультфильм?
- Кто знает, кто режиссер, мультипликатор этого мультфильма?
Режиссер – Олег Ужинов, он известный современный режиссер.
- Давайте узнаем, что обозначает слова «режиссер», «мультипликация».
(Один из обучающихся зачитывает определение слова из толкового словаря)
- Записываем в свои словарики.
Режиссер – постановщик спектакля, кинофильма, видеоклипа, эстрадно- концертной программы, телевизионных радиопрограмм, циркового представления, оперы.Мультипликация означает – «съемка отдельных рисунков, изображающая последовательность движения, что создает иллюзию движения неподвижных объектов».
Итак, мы выяснили, что режиссер – управляющий актерами, игрою, представлениями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли. Режиссер Олег Ужинов был блестящим рассказчиком, который повествовал о необыкновенных приключениях Маши и Медведя.
Актуализация знаний.
- Расскажите, что делают наши герои. (зачитывают записанные в тетради глаголы.)
- Какой части речи все эти слова? (все эти слова - глаголы)
- Что обозначают эти глаголы? (действие).
- Так что же такое глагол? Попробуйте сами сформулировать правило, Вспомните, что вы знаете уже о глаголе и дополните тем, что вы узнали сейчас.
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос что делать? Что сделать? обозначает: действие предмета.
- А теперь давайте прочитаем правило из учебника и посмотрим, правы ли вы были?
Читают правило.
Развитие словарного запаса.
На доске записаны только имена существительные.
Образуйте глаголы, объясните их значение:
Гнев – гневаться – чувство сильного возмущения, негодования;
Улыбка – улыбаться – испытывать радость;
Страх – страховаться – ограждать себя от чего-нибудь неприятного;
Тревожность – тревожиться – приходить в тревогу, в волнение;
Радость – радоваться – ощущение большого душевного удовлетворения;
Стыд – стыдиться – чувство сильного смущения от сознания предосудительного поступка;
Смех – смеяться – выражение полного удовлетворения, радости, веселья или иных чувств.
5.Работа с учебником.
Упражнение 689 письменно.
6.Фискультурная минутка.
Солнышко глянуло на парту…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть поширеРаз, два, три, четыре. Пять.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку.
7. Работа с текстом.
Предлагаю вам вспомнить о недавно прочитанной сказке. Вспомните названия сказки.
Перед вами листы с текстом. Это один из рассказов о наших героях.
Кай и Герда шли домой, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка.
Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому: маятник все так же стучал «тик-так» и стрелка двигалась по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь. Они заметили. Что стали взрослыми людьми. Цветущие розовые кусты заглядывали крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай и Герда сели каждый на свой и взяли друг друга за руку. Холодное, пустынное великолепие чертогов. Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон.
- Давайте распределим по группам. (групповая работа (3 группы, по рядам))
- Каждой группе необходимо выполнить задание по данному тексту. Чтение текста.
8.Групповая работа.
Задания (работа 5 минут).
1 группа.
Укажи синтаксическую роль глаголов во 2 абзаце. Найдите глаголы в прямом и переносном значении.
2 группа.
О чем этот текст? Какие слова раскрывают его содержание? (тема). Подчеркните глаголы. Дайте их толкование.
3 группа.
Подберите синонимы и антонимы к глаголам, выделенным в тексте.
Проверка. (ответы обучающих)
Самооценка; каждая группа оценивает работу другой группы.
Общие вопросы для класса:
Какова же синтаксическая роль глаголов?
Какая часть речи наиболее активна в тексте? Определите тип речи нашего текста.
В каком времени стоят глаголы текста?
- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока.
- Согласны ли вы с мнением А. Югова? Так что же такое глагол? (ответы обучающихся).
9. Рефлексия.
- Возьмите, пожалуйста, листочек «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали. Чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот. Вы узнали меньше, чем хотели. А может больше? (несколько обучающихся зачитывают свои результаты.)
- Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились? Покажите свое настроение (мимика, смайлики).
10. Домашнее задание.
Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):
- прочитать правило &90 и выполнить упражнение 691
- выписать из текста пару слов (глагол+сущ.)
- написать небольшое сочинение «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшний день.


Индивидуальный лист ФИО____________________________________
Цели (чего я хочу добиться на уроке)
Узнать, какие явления, помимо действий, может обозначать глагол Вспомнить, на какие вопросы отвечает глагол. Узнать, каким членом предложения может быть глагол Вспомнить, когда слова употребляются в прямом, а когда в переносном смысле. Пополнить свой словарный запас. Отдохнуть на уроке. В словарик.
Режиссер – постановщик спектакля, кинофильма, видеоклипа, эстрадно- концертной программы, телевизионных радиопрограмм, циркового представления, оперы.Мультипликация означает – «съемка отдельных рисунков, изображающая последовательность движения, что создает иллюзию движения неподвижных объектов».
Работа с текстом.
Перед вами листы с текстом. Это один из рассказов о наших героях.
Кай и Герда шли домой, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка.
Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому: маятник все так же стучал «тик-так» и стрелка двигалась по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь. Они заметили. Что стали взрослыми людьми. Цветущие розовые кусты заглядывали крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай и Герда сели каждый на свой и взяли друг друга за руку. Холодное, пустынное великолепие чертогов. Снежной королевы было забыто ими, как тяжелый сон.
Домашнее задание.
Домашнее задание дается на выбор (разный уровень сложности):
- прочитать правило &90 и выполнить упражнение 691
- выписать из текста пару слов (глагол+сущ.)
- написать небольшое сочинение «Глагол – знакомый незнакомец», используя все то, что вы знали и чему научились на сегодняшний день.