Урок-обобщение по русскому языку в конце года в 6 классе


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22
г. Ульяновска имени Василия Тезетева
с углубленным изучением иностранных языков






Урок-обобщение в конце года
«Путешествие в страну русского языка»
6 класс













Автор: учитель русского языка и литературы
Чекушкина Н.В.
высшая квалификационная категория











Ульяновск 2013 год



Обобщающий урок в конце года. «Путешествие в страну русского языка» 6 класс

Цель: обобщить и углубить знания по русскому языку (6 класс), развивать логическое и креативное мышление, обогащать устную речь, воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: таблица с определениями и примерами шарад, метаграмм, логогрифов, палиндромов, анаграмм;
карта путешествий с отметками, указывающими путь от старта до финиша;
игральный кубик с цифрами от 1до 4; фишки, призы, сюрпризы.
Условия игры: Делим класс на команды. Кто из 2-4 команд быстрее доберется до финиша?
В качестве фишек используем изображения гномов по названию команд (это наши помощники): Весельчак, Профессор, Молчун, Ворчун.
Бросаем по очереди игральный кубик и узнаем, сколько шагов делает команда до очередной метки. Метки на карте трех цветов: красный цвет - блок вопросов по теории русского языка, зеленый – вопросы на сообразительность, синий – творческие задания. Если команда справилась с заданием, она остается на данной метке, если нет – делает 1-2-3 шага назад.
На пути есть препятствия:
неприятные – возврат назад, блиц - вопросы;
приятные – шаги вперед, призы, сюрпризы.
В результате мы узнаем самых «подкованных» в русском языке, сообразительных и творческих учеников. Вперед!
1 блок. Теория: вопросы по изучаемым темам (20 вопросов):
- Дайте определение имени существительного (определение имени прилагательного; определение имени числительного).
- Правописание гласных в корне. (Например: Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне? или Расскажи правило написания чередующихся гласных в корнях –лож- - - лаг-. или Расскажи правило написания чередующихся гласных в корнях –раст- - - ращ-. или Расскажи правило написания чередующихся гласных в корнях –кос - - - кас-. Расскажи правило написания чередующихся гласных в корнях –гор - - - гар- ).
- Правописание согласных. (Например: Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании звонких и глухих согласных в корне? Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании непроизносимых согласных в корне?
- Правописание приставок. (Например: Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании приставок пре- и при-? Что нужно знать, чтобы не ошибиться в правописании приставок на -з-(-с-)?)
- Употребление ь и ъ знаков. (Например: Когда в слове пишется ъ, или ь разделительные? Расскажи об употреблении ь на конце слов после шипящих. Расскажи об употреблении ь для обозначения мягкости согласных.
- Написание букв и, у, а после шипящих.
- Написание букв о, ё после шипящих.
- Написание букв и, ы после ц.
- Правописание суффиксов –чик---щик-.
- Написание –н- и –нн- в суффиксах прилагательных
- Знаки препинания в простых предложениях: при однородных членах, при обращении.
- Знаки препинания в предложениях с прямой речью, в сложных предложениях.
2 блок. Вопросы, требующие смекалки.
1. Какой иглой не сошьешь рубахи? ( Патефонной, хвойной, ежовой)
2. В каком магазине ничего не купишь? (Винтовки, фотоаппарата)
3. Что можно собрать без помощи рук? (Собрать лоб в морщины, тело для прыжка)
4. Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (К-от)
5. С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получит название дня и ночи? (С-утки)
6. Шарады:
-Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоименье – слог второй,
А в целом – столик школьный твой. (Парта)

- В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом - по мне на уроки пойдете. (Расписание).

- Две ноты – союзы,
Все вместе – игра,
В которую любит
Играть детвора. (Домино)

7. Метаграммы:
- Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но к на ц перемени –
Я по болоту зашагаю. (Капля - цапля).

- С б мучительной бываю,
С м одежду пожираю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна. (Боль, моль, роль, соль).

8. Логогрифы:
- Я на берегу морском
Круглый год валяюсь:
Отнимаешь мягкий знак,
Вверх я устремляюсь. (Галька – галка)

9. Анаграмма:
- Географию со мной
Изучают в школе дети.
Дай порядок слов иной
И найдешь меня в буфете (столовой) (Атлас – салат).

10. Палиндром:
- Я по полену бью звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю. (Топор – ропот).

3 блок. Творческие задания. (Разрешается сочинять в прозе, хотя в стихах лучше).
1. Попробуй сочинить шараду. Новое слово получается при вычленении частей других слов и их соединении:

Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс как в слове дневник,
Целым же в космос проник. (Спутник)

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале. (Оценка)

2. Сочини метаграмму. Новое слово получается при замене одной буквы в слове:

Со звуком с я не вкусна,
Но в пищу каждому нужна.
С м берегись меня! Не то –
Я съем и платье, и пальто. (Соль – моль)

С к я в классе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С п – от вас не утаю,
Напротив в классе я стою. (Карта – парта)

3. Сочини логогриф. Новое слово получается при отсечении нескольких букв или прибавлении:

Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухая.
Но г приставишь впереди –
И в небе я загромыхаю. (Роза – гроза)

4. Сочини анаграмму. Новое слово получаем, меняя местами буквы внутри слова:

Взгляни на карту – ты узнаешь,
Что я французская река.
Но если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька. ( Рона – нора)

5. Представь, что ты имя существительное. Расскажи о себе, о своей семье, друзьях, увлечениях.
6. Представь, что ты имя прилагательное. Расскажи о себе, о своей семье, друзьях, увлечениях.
7. Представь, что ты глагол. Расскажи о себе, о своей семье, друзьях, увлечениях.
8. Создай проект памятника буквам ь и ъ знакам. Материал может быть любой: дерево, камень, стекло, вода, резина, шерсть

Блиц – опрос.
1. Подбери проверочное слово:
Вестник, гигантский, грустный, завистливый, злостный, известный, местность, ненастный, областной, радостный.
2. Прибавь прилагательное:
Вестибюль (просторный), бандероль (заказная), магистраль (широкая), инвентарь (садовый), цитадель (неприступная), кабель (телефонный), рояль (новый), ковыль (степной), кофе (черный), шинель (солдатская).
3. Образуй краткую форму:
Рыжий - ,
Пригожий - ,
Верблюжий - ,
Бесстыжий - ,
Медвежий-,
Могучий - ,
Птичий - ,
Кипучий -,
Блестящий - ,
Пропащий -.
4. Ответь одним словом:
Человек, который любит труд (трудолюбивый)
Машина, очищающая дороги (снегоочиститель)
Человек, охотно принимающий гостей (гостеприимный)
Правила , принятые всеми (общепринятые)
Способность корабля, вагона, подымать определённое количество груза (грузоподъёмность)
5. Как правильно? Поставь в родительный падеж множественного числа.
Чулки -
Туфли -
Носки -
Платье -
Грамм -
Рельсы -
6. Кто больше назовёт однокоренных слов?
Вода – водица, водичка, водник, водовоз, водоворот, водоём, водоизмещение, водокачка, водолаз, водомерка, водонапорный, водонепроницаемый, водоплавающий, водопой, водопровод, водораздел, водород, водоросль, водоснабжение, водолазный, водохранилище, водянистый, водянка, водный, безводный, надводный, подводный, водяной, пресноводный, земноводный, заводь, наводнять, наводнение, половодье


15