Статья: Интеграция начального и среднего образования в общеобразовательной школе . Преодоление проблем преемственности при переходе учащихся из начальной школы в 5 класс.

Интеграция начального и среднего образования в общеобразовательной
школе . Преодоление проблем преемственности при переходе учащихся
из начальной школы в 5 класс.


Современное образование в наше время претерпевает огромные изменения.
Вводится масса новых обучающих программ, огромно так же количество учебников
по каждому предмету, не говоря уже о ЕГЭ. Учителю тяжело перестраивать свою
работу, менять годами установившиеся взгляды на методику преподавания своего
предмета. Но время требует иного! Как ни жаль, приходится расставаться с накопившимися годами наработками по тому или иному учебнику (хотя, если вдумать-
ся, секреты мастерства останутся с тобой при любых методиках, учебниках, любой
модернизации образования).

Проблемы, возникающие при переходе из 4 в 5 класс ( может быть даже большие, чем
при поступлении ребенка в школу) сильно отражаются на психическом здоровье, успева-
емости ученика.

Как мы знаем, обычно учителя среднего звена обвиняют начальную школу: ”То-то не до-
дали, тому-то не доучили”. А начальная школа: ”Упустили, не усмотрели и т.д.” Эти взаимные упреки – бич нашей школы. Достичь какого-либо соглашения бывает очень трудно. Хотя, нельзя сказать, что в данном направлении работа не ведется. Проводятся совместные заседания метод. Объединений, посещаются уроки в четвертых классах учителями-предметниками, постоянно на слуху фраза о единых требованиях к учащимся по всем предметам. А воз и ныне там! Возникает вопрос: ”А нельзя ли координально изменить ситуацию?” И если можно, то как? Попробуем ответить на поставленный
вопрос.
Из всего вышесказанного следует, что существуют три основные проблемы , стоящие
перед учителями и учащимися:
как осуществить на деле непрерывность и преемственность в целях улучшения
качества знаний учащихся?
как избежать стресса который обязательно сопровождает ребёнка при переходе в 5 класс?
как решить проблему с нехваткой часов у учителей начальной школы?

Итак! Задумаемся, нужен ли учитель начальной школы вообще? Крамольная мысль, не так ли? Может быть более целесообразно отдать часы математики – учителю математики, часы русского языка и чтения - русоведу, часы природоведения – биологу, историю- учителю истории, как это наблюдается по всем остальным предметам : по физ.культуре, рисованию, ин. языку, музыке и т.д. Иначе, посмотрите, каким объемом знаний должен обладать обычный средний учитель начальной школы ( а программы с каждым годом усложняются ): и русский язык, и математика ( со всей строгостью её определений и рассуждений, которая , подчас, недоступна учителю- не математику),и природоведение, и история и т.д. Не учитель, а прямо “ и швец, и жнец, и на дуде игрец!” А ведь он – учитель- ещё и классный руководитель, который обязан заниматься с детьми так же и внеклассной работой. А так как дети ещё совсем малыши (1-2 кл.), то многое приходится делать самому педагогу.

Как же организовать малышей – первоклашек , если все учителя –“чужие , приходящие тёти?” Естественно, что ( начальная школа отличается от основной ещё и тем, что там нет кабинетной системы) ребята не будут ходить по кабинетам ; к ним должны приходить учителя. Естественно, так же , что им нужна “ мама- няня “, которая решит с ними все их проблемы, возникающие у ребёнка, пока он в школе; “ няня”, которая будет одновременно и классным руководителем и классной дамой, то есть будет проводить родительские собрания, проверять дневники ,проводить классные часы, внеклассные мероприятия , водить детей в столовую , может с успехом вести и какой- либо предмет в своём классе ( 5-6 часов в неделю ).

Учебными предметами должны заниматься учителя – предметники.
Замечаете, как тает проблема преемственности?
Каким лишним является вопрос о единых требованиях?
Естественно, отпадает и вопрос нагрузки учителей начальной школы , с их жалобами на низкую оплату труда.

Далее. Задумаемся над вторым вопросом. Ведь стрессовая ситуация, в которой оказывается ребёнок ,при переходе из начальной школы в 5 класс, часто является причиной снижения успеваемости , нежелания учиться и вообще посещать школу.

Что же происходит , когда ребёнок уже знаком с учителями , работавшими с ним 4 года и продолжающими работать в 5 классе? ( Тут уж некому будет предъявлять претензии, кроме себя самой). – А ничего!
Прослеживается нить непрерывности обучения. В 5 классе у ребят появляется кабинетная система, которую дети воспримут скорее с удовольствием, чем с неприязнью, так как в этом возрасте они очень подвижны и беготня по этажам – зарядка - после неподвижного сидения 40 минут. Желательно, так же, чтобы классный руководитель не менялся и в 5 классе и в последующих классах, осуществляя, как и прежде всю воспитательную работу с детьми.

Изложив свои мысли в данной статье, автор отдаёт себе отчёт о средствах, выделяемых на образование в наше время и об обязательном увеличении затрат, связанных с любыми “движениями “ в школе. Однако, всё новое и хорошее всегда требуют кап. вложений. Как мы знаем: из «ничего» - «что-то» не вырастает. Затраты есть и будут, главное – направить их в правильное русло, чтобы получить максимальную отдачу.

Итак, читатель понял уже, что основная мысль данной публикации – предметное обучение - уже не нова, но на данном этапе развития образования в нашей стране очень актуальна.

Автору хотелось бы узнать мнения других педагогов по данному вопросу (в виде отзывов на эту статью или публикаций на данную тему)





Учитель математики СОШ № 42
Уруймагова Залина Юрьевна.

15