Урок Окружающий мир в 1-м классе по УМК Перспективная начальная школа

Урок "Окружающий мир" в 1-м классе по УМК "Перспективная начальная школа"



Цели урока:
обобщить жизненные наблюдения детей за зимующими птицами;
упорядочить знания о видах зимующих птиц и раскрыть отличительные черты разных птиц;
воспитывать ответственное отношение к природе на примере посильной для детей помощи птицам – подкормка зимующих птиц в зимнее время
Оборудование к уроку: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы, модель кормушки, рисунки птиц, компьютер, видеопроектор, доска.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок, Начинается урок
– Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте их поприветствуем. Садитесь удобнее.
Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Всё ль в порядке?
2. Сообщение темы. Целеполагание
– Посмотрите за окно. Какое время года? Правильно. Зима.  – Кому в такой мороз труднее всего? Давайте попробуем сформулировать тему урока. На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? Итак: тема нашего урока «Как помочь птицам перезимовать?»
СЛАЙД 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– И нам предстоит ответить на вопросы: кто может помочь птицам и каким образом?
3. Изучение нового материала
– Ответы на эти и другие вопросы я предлагаю начать искать со стихотворения, которое вы готовили все вместе.
«Как птице перезимовать?»
Как птице перезимовать? Известно, что у птах  Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда. Они в грозу, и в град,  И под дождем, и в холода На ветках сидя спят.
Бывают птицы разными: Одни боятся вьюг И улетают на зиму  На добрый, теплый юг.
Другие, те народ иной: В мороз над лесом кружат, Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным Не пристают снежинки, Они и под порошами Резвятся для разминки.
Но если долго снег идет И долго длится вьюга, Тогда, друзья приходится Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки.  Не могут пташки отыскать  Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей  Ворона, галка, воробей  Но кто же им дает приют,  Когда снега метут?
– Кто скажет, где мы будем искать ответы на наши вопросы? Откройте соответствующие страницы в учебнике и хрестоматии. – Рассмотрите общий рисунок в учебнике и назовите птиц, которые на нем изображены. Назовите признаки, по которым вы определили ту или иную птицу.  – Уточнить ваши ответы можете в рассказе «Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека». Кто-то читал этот текст? Ответь на поставленный вопрос. Ребята, все ли птицы живут у нас постоянно? Как их называют? (Зимние гости) Найдите в хрестоматии этот текст. Даша, прочти нам, пожалуйста, текст «Зимние гости». А мы рассмотрим рисунки птиц в хрестоматии и на доске.
СЛАЙД 2
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– О каких птицах нам прочитала Даша? (О тех, которые прилетают только на зимовку.)  – Когда в наших краях появляются первые стайки зимующих гостей (снегирей, щуров, свиристелей, чечеток)?  – Где ночуют птицы?  – Как ведут себя во время морозов?  – Правильно. Птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно, птицы поднимают перья и толщина «воздушной шубы» увеличивается.
Динамическая минутка
Игра «Да – нет»
В процессе игры нам нужно обобщить признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа – группа птиц. Из перечисленных признаков животных выделить признак, характеризующий птицу, и хлопнуть в ладоши.
– Тело покрыто шерстью. Тело покрыто перьями.(+)  – Есть зубы. Есть клюв (+)  – Крылья заменяют передние конечности (+)  – Отыскивают пищу с помощью клюва и лап (+)  – Две пары ног. Есть клыки. Длинный пушистый хвост.  – Перья на хвосте отличаются особой длиной (+)  – Перья на голове отличаются особой длиной (+)  – Эти животные
– летают(+) – плавают (+) – издают звуки (+) – бегают(+) – зимуют с нами (+) – улетают зимой в теплые края (+)
Скорей на помощь, дети!  Вот в этот самый трудный час  Спасенье птицы ждут от вас. Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!  Рассыпьте крошки на снегу,  А то и манной кашки  И оживут бедняжки!
– Чем же кормятся птицы зимой? Посмотрите в учебнике рисунки слева.  – А знаете ли вы почему рябину называют природной кладовой для птиц?  – Где можно найти ответ на этот вопрос? Какие птицы любят лакомиться рябиной?  Любит рябину и свиристель.
СЛАЙД 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
«Почему свиристели зимой в обморок падают?» Ответ на этот вопрос вы найдете в хрестоматии.
СЛАЙД 4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
4. Закрепление изученного материала
– Почему надо помогать зимой птицам?  – Каким образом мы с вами можем помочь птицам. Посмотрите в учебнике на странице справа какие кормушки можно сделать. Какие кормушки у вас дома? Чем вы кормите птиц?  – Предлагаю покормить птиц у нашей кормушки.
СЛАЙД 5
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Назовите птиц, которые прилетели?
5. Работа в тетради
Проверка работы.
6. Итог урока
СЛАЙД 6
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
7. Рефлексия
– Подошел к концу урок. – Вы на все вопросы получили ответы? – Зачем был нужен урок? – Он вам понравился? – За что бы ты похвалил себя на уроке?

Заголовок 115