Выступление на родительском собрании на тему Рекомендации родителям по успешной адаптации первоклассников к условиям школьной жизни. (1 класс)


Выступление на родительском собрании на тему «Рекомендации родителям по успешной адаптации первоклассников к условиям школьной жизни».
Первый год обучения в школе – настоящее испытание для родителей. Именно в это период от них требуется максимальное участие в жизни ребенка.
Прошли первые недели обучения первоклассников в школе. Радость ожидания праздника первого сентября, всплеск эмоций, сопровождающий покупку школьных принадлежностей, портфели, красивой школьной формы сменился сложным процессом обучения в школе. Первоклассники начинают понимать, что обучение – это не только веселые переменки, общение с новыми друзьями, но и трудности, связанные с правильным написанием букв, соединением их в слоги и прочитыванием, умением внимательно слушать учителя и спокойно сидеть за партой целых 30-35 минут.
Чтобы уберечь мам и пап о некоторых распространенных ошибок, хочется дать несколько советов.
Заранее подготовьте ребенка к тому, что им предстоит делать. Расскажите, из чего складывается учебный день, сколько времени ребенок будет находиться в школе.
Постарайтесь превратить первый школьный день малыша в незабываемое праздничное событие. Пусть поступление в школу ассоциируется у него с чем-то счастливым. Покажите, как вы рады, что он стал взрослым, но дайте понять, что он всегда сможет рассчитывать на вашу помощь и поддержку в будущем.
Помогайте ребенку сохранять чувство уверенности в своих силах при любых неприятностях и активно искать пути выхода из них. Учите идти на контакт с окружающими.
Всегда выражайте позитивное отношение к школе. Не высказывайте своего недовольства учителями и качеством преподавания, даже если для этого будут причины, в присутствии ребенка. Не угрожайте и не запугивайте ребенка жалким будущим, дайте понять, что все трудности преодолимы и временны.
Стройте процесс обучения на положительных эмоциях. А вот возникновения отрицательных не допускайте.
Детям с высоким уровнем тревожности необходимо создавать условия, стимулирующие процесс школьной адаптации. Важно, чтобы дома устные уроки они отвечали полностью, причем четко и громко, заранее продумывали и проговаривали ответы на вопросы, которые им могут задать.
Не оставаляйте без внимания трудности, встречающиеся на начальном этапе овладения ребенком учебными навыками. Если у первоклассника есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
При выполнении домашних заданий не становитесь в позицию учителя или надзирателя. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений.
Находитесь рядом с ребенком во время выполнения им домашнего задания. Потребуется несколько месяцев, чтобы школьник осознал: домашнее задание – это его обязанность, которую надо выполнять. Первое время мягко напоминайте малышу, когда пора садиться за книжки, и помогайте ему. Только не делайте за него домашнее задание целиком. Плавно подведите к верному решению, но окончательный ответ он должен дать сам. Если родители не будут «учиться» вместе с ребенком, то весь материал, показавшийся ему скучным или трудным, останется непроработанным, и неприятности из-за пробелов в знаниях не заставят себя долго ждать.
Обязательно хвалите малыша: «Вот видишь, какой ты у меня молодец! Я тебе только немного помогла, и ты сам решил сложный пример». Тогда у ребенка появится установка «Я сам все могу». Вообще чаще хвалите ребенка за малейшие достижения и победы, но не акцентируйте внимания на неудачах.
Не отчаивайтесь, если малыш не может что-либо усвоить, и тем более не оценивайте его негативно. Это, скорее всего, связано с темпераментом ребенка. Ведь есть дети медлительные, они долго включаются в учебный процесс. Это не их вина, они по природе устроены несколько иначе. И если в начале учебного года им трудно работать наравне со всеми, то к середине учебного года этот процесс стабилизируется. А поскольку такие дети очень ответственны и старательны, то они становятся лучшими учениками в классе.
Если школьник не успевает усваивать новые навыки вместе с одноклассниками, не понимает материал, несмотря на доступность и грамотную помощь в течении года, имеет смысл обратиться к специалистам – психологам, дефектологам. Возможно, малышу требуется коррекционная помощь и иной режим обучения. Не форсируйте события, показывая всему миру, что проблем не существует.
Не перегружайте досуг ребенка, не предъявляйте слишком высоких требований из «лучших» побуждений. Иначе к стрессу первых адаптационных дней прибавится боязнь не выполнить наставления и обмануть ожидания взрослых.
Часто мы стараемся удовлетворить свои родительские амбиции. Хотим, чтобы наш ребенок был всесторонне развит. В итоге, помимо школы, заполняем его досуг до отказа. Это и танцевальный кружок, и обучение в музыкальной школе по классу фортепиано или баяна и художественная школа, изучение иностранного языка. В итоге под неподъемным грузом родительских желаний ребенок начинает болеть и морально, и физически.
А ведь здоровье ребенка – прежде всего. Поэтому, уважаемые родители, прежде чем водить ребенка в какое – либо дополнительное образовательное учреждение, подумайте, справится ли ваш ребенок. Нагрузку давайте в разумных пределах. Есть, конечно, дети, которым по природе своей легко дается учеба, они очень активны в других сферах деятельности, у них высокая работоспособность. В этом случае, участие ребенка в разных видах творческой деятельности пойдет ему лишь на пользу.
Первокласснику необходим твердый распорядок дня. К нему нужно приучить ребенка за 1-2 месяца до школы. Будите малыша спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.
Не торопите. Умение рассчитывать время – ваша задача, и если это плохо удается, ребенок не виноват. Не отправляйте ребенка в школу голодным: до школьного завтрака ему придется много поработать.
После школы и обеда дайте малышу один-два часа свободного времени. Пусть он отдохнет, поиграет, почувствует себя свободным, подышит свежим воздухом, поспит полтора часа.
Не откладывайте выполнение домашнего задания на поздний вечер. После 17.00 -18.00 сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижаются. Оптимальное для выполнения уроков время – 16.00-17.00 часов
Учтите, даже 7-8 – летние дети очень любят пред сном сказку, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять накопившееся за день напряжение. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений. Завтра будет новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.