Рабочая программа по предмету Окружающий мир по системе Л.В.Занкова 3 класс

Календарно – тематическое планирование по учебному предмету: «Окружающий мир»

Пояснительная записка

Развернутое календарно- тематическое планирование разработано на основе требований Федерального комплекта государственного стандарта применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова.
Тематический план ориентирован на использование учебника: Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. Учебник для 3 класса: в 2 частях.- 5-е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров», 2013
Тематическое планирование рассчитано на 2 учебных часа в неделю, что соответствует 68 учебным часам в год (из них 17 часов интегрированных с уроками ОБЖ).
В течение года проводится: контрольных работ – 0; практических работ – 12; экскурсий – 5.
Домашнее задание задаётся ежедневно.
Учебно – методический комплект для обучающегося:
– Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Учебник для 3 класса: в 2 частях.- 5-е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров», 2013
– Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. - Изд. 6-е, – Самара: Издательский дом « Федоров», Издательство «Учебная литература»: 2013
Методическая литература – Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир». 3–4классы. – Самара: корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2002.
Дополнительная литература - Мы и окружающий мир. З класс: поурочные планы по учебнику Дмитриевой Н. Я.,
Казакова А. Н.. В 2-х частях/ авт.-сост. Смирнова И.Г. Волгоград: Учитель, 2008.

Цели и задачи, решаемые при реализации тематического планирования:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, в единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Планируемый уровень подготовки учащихся 3 класса:
- наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыты);
- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
- проведение простейших измерений разными способами с использования соответствующих приборов и инструментов;
- работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
- работа с учебными и научно-популярными текстами и др.


Тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.
В соответствии с этим реализуется типовая программа «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова, 2012
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру, и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.
С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: СD «Детский энциклопедический словарь»; энциклопедия для детей «История России и ее ближайших соседей».


Минимум содержания образования
Тема блока
Количество часов по программе (68часов)
Количество часов по рабочей программе ( 68ч)
Примечание

Природные условия Земли.

12ч
11ч


Человек в далёком прошлом

10ч


Земли восточных славян
15ч
15ч


Образование Древнерусского государства





Объединение русских земель вокруг Москвы

12ч
12ч


Какая она,Азия




Россия в 17 веке




ОБЖ
17ч
17ч









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД- универсальные учебные действия



Личностные результаты
Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД:

Предметные результаты

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3
·4-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех
правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метопредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи .
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.


Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
Природные условия Земли.
объяснять, что такое погода, показатели погоды, климат;
объяснять, что такое почва и её состав;
перечислять природные зоны, их особенности;
находить взаимосвязи между климатическими условиями природных зон и особенностью жизни живых организмов;
Человек и общество
узнавать о жизни людей разных эпох из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру) разных исторических периодов;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, современной России.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.



Что должен ученик на конец года

знать
уметь

- наиболее типичных представителей растений и животных природных зон России;
- характерные признаки сезонов года родного края;
- названия основных сообществ (лес, луг, водоем);
- названия и отличительные признаки наиболее - распространенных в родном крае растений и животных;
- названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
- особенности природы своего края;
- правила поведения в природе;
- правила безопасности в лесу и на водоемах;
- имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской;

- определять местонахождение крупных объектов на физической карте России;
- узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
- приводить примеры растений и животных природных сообществ;
- узнавать особо охраняемые растения и животных родного края;
- называть характерные признаки сезонов года родного края;
- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды;
- составлять устную характеристику погоды выбранных дней;
- устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период.






Календарно-тематическое планирование Окружающий мир Н.Я Дмитриева, А.Н.Казаков 3 класс 68 часов (2 часа в неделю)

п/п
Тема урока
Кол
час
Тип
Уро ка
Планируемые результаты
Ф О П Д

Формы
Конт роля
Дата
При мечан





Предметные
Метапредметные
(УУД)
Личностные









знать
уметь








Природные условия земли (11 ч.)







1.1
Приглашение к путешествию с.3-5 1.ОБЖ Особенности поведения с незнакомыми людьми.

1
Н

использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России.

регулятивные
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

ориентация на принятие образца «хорошего ученика»

Фронт.
Индив.
Текущ.



2.2
Карты с. 6–7.
Практическая работа «Физическая карта России и полушарий»
1
Н


познавательные осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомен дуемых учителем.



Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



3.3
Что такое погода.
с. 8–11. 2.ОБЖ Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях

1
Н

проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ)

коммуникативные
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

интерес к познанию окружающего мира.
Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



4.4
Народные приметы
погоды.
с. 11–13.
1
Н


регулятивные
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



5.5
Климат с.13–14.


1
Н

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.


ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



6.6
Представление о климатических поясах. Практическая работа по карте «Тепловые пояса»
с. 15–18
3.ОБЖ Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.
1
Н



ориентация на принятие образца «хорошего ученика»

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



7.7
Почва Состав почвы. с.18-20

1
Н


- познавательные осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.
предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



8.8
Образование почв.
Плодородие. Практ.работа «Определение состава почв»
с. 20–24.
1
Н


коммуникативные
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



9.9
Защита почв.
с. 23.


1
Н



принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровье сберегающего поведения.
Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



10.10
Природные зоны суши Земли
с. 25–27.
Практ работа «Карта природных зон»
1
Н

сравнивать изучаемые природные зоны России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы)

регулятивные
самостоятельно находить не сколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно- образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;


понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



11.11
Природные зоны.
с. 28.
4. ОБЖ Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрёстки, их виды.

1
Н


познавательные пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.












Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



Человек в далёком прошлом -10ч








12.1
Где зародилось человечество.
С. 29–31

1
Н

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

коммуникативные
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре)

принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровье сберегающего поведения.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



13.2
Климат и природные зоны
Африки.
с. 31–45
1
Н


использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

регулятивные
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словеснологическим материалом.

интерес к познанию окружающего мира.
Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



14.3
Климат и природные зоны
Африки
(продолжение).
с. 31–45.

1
Н


познавательные строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



15.4
Родина человечества.
Как появился человек.
с. 46–48.

1
Н

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

коммуникативные
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
интерес к познанию окружающего мира.
Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



16.5
Жизнь древних людей.
с. 48–54.
1
Н



интерес к познанию окружающего мира.
Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



17.6
Самые древние государства.
с. 54–64
1
Н

использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России.

регулятивные
на основе результатов реше
·ния практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



18.7
Лента времени.
Материки и части света
с. 64–67. Практическая работа «Карта полушарий»

1
К


познавательные находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи.


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



19.8
Расширение знаний
о мире. с. 67–74. 5. ОБЖ Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсичными веществами. Профилактика отравлений.
1
Н


коммуникативные
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

интерес к познанию окружающего мира.
Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



20.9
Первые шаги в изучении
природы. с. 74–78
1
Н


регулятивные
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

ориентация на принятие образца «хорошего ученика»

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



21.10
Духовная жизнь древнего человека. с. 78–86.
1



Н

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;



Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



Земли восточных славян-15ч









22.1
Географическое
положение Европы.
с. 87–89 Практическая работа «Физическая карта мира»

1
Н

узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема.

познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.


принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровье сберегающего поведения.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



23.2
Первые люди на нашей Земле.
с. 89–91
1
Н


регулятивные
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



24.3
Восточно-Европейская
равнина. с. 91–92 Практ. работа «Ориентирование на физической карте России»

1
Н

сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества.


принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровье сберегающего поведения.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



25.4
Степи. Растительный мир.
с. 92–96. Практическая работа «Ориентирование на карте природных зон России»
1
Н
Природные зоны

коммуникативные
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



26.5
Степи. Животный мир.
с. 96–102.

1
Н
Природные зоны


интерес к познанию окружающего мира.
Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



27.6
Люди в степи.
с. 102–107.

1
Н
Природные зоны

регулятивные
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



28.7
Лесостепь.
с. 107–109

1
Н
Природные зоны
сравнивать изучаемые природные сообщества (лес,луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества.

познавательные осуществлять синтез как составление целого из частей.

понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



29.8
Лесная зона.
с. 109–124.

1
Н
Природные зоны

коммуникативные
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению
(при работе в группе, в паре)


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



30.9
Сезонные изменения в лесу.
с. 124–138.

1
Н
Времена года


принятие ценности природного мира, природо- охраны, здоровье сберегающего поведения.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



31.10
Сезонные изменения в лесу (продолжение).
1
К
Времена года

регулятивные
контролировать
и оценивать свои действия при работе с
наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и
словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



32.11
Как жили наши далекие
предки.
с. 139–140.
Практ раб «Ориентирование на исторических картах»
1
Н
Лента времени
использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

познавательные проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп.
осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц.
Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



33.12
Расселение славян.
«Путь из варяг в греки».
с. 141–147. 6. ОБЖ Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила поведения.

1
Н
Лента времени
использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России.

коммуникативные
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



34.13
Обожествление природы.
с. 148–150. 7.ОБЖ Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Мероприятия по защите.

1
Н
Лента времени



Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



35.14
Защита славянами своих земель.
1
Н
Лента времени



Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



36.15
Родной край в далеком
прошлом 8.ОБЖ Лифт – наш домашний транспорт

1
Н
Лента времени
использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.


интерес к познанию окружающего мира.
Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



Образование Древнерусского государства-7ч









Текущ.

37.1
Первые русские князья.
с. 3–8 (2-я часть учебника)
1
Н

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации
регулятивные
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образ-ным (рисунками, картой, таблицей, схемой,диаграммой), словесно-образным и
словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности

ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
-сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



38.2
Принятие Русью христианства.
с. 8–11

1
Н

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации
познавательные понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении)


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



39.3
Расцвет Древнерусского государства.
с. 11–14
1
Н


коммуникативные
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению
(при работе в группе, в паре)


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



40.4
Древнерусская культура.
с. 14–24.

1
Н



понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



41.5
Ослабление Древнерусского государства.
с. 24–25
1
Н


регулятивные
самостоятельно находить не сколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях.


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



42.6
Ордынское нашествие.
с. 26–29

1
Н

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

познавательные
проводить аналогии между изучаемым материа-лом и собственным опытом.

сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



43.7
Угроза с запада.
с. 29–33

1
Н


коммуникативные
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



Объединение русских земель вокруг Москвы-12ч






44.1
Залесская земля.
с. 34–36

1
Н



ориентация на принятие образца «хорошего ученика»

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



45.2
Что такое природное сообщество.
с. 36–37
1
Н

устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
-осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

регулятивные
самостоятельно находить не сколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях.

понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



46.3
Законы лесной жизни.
с. 38–45. 9.ОБЖ Правила обеспечения сохранности личных вещей.

1
Н


познавательные обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая - неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др)

принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровье сберегающего поведения.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



47.4
Природное сообщество
луг. с. 45–49
1
Н



интерес к познанию окружающего мира
Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



48.5
Природное сообщество озеро. с.49–56

1
Н


коммуникативные
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
контролировать действия партнера.

интерес к познанию окружающего мира.
Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



49.6
Природное сообщество
поле. с. 56-59 10.ОБЖ Безопасность пассажиров. Правила посадки и высадки из транспортного средства

1
Н


регулятивные
самостоятельно находить не сколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словеснологическом уровнях.
интерес к познанию окружающего мира.
Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



50.7
Возвышение Москвы.
с. 60–63
1
Н


познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.



Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



51.8
Куликовская битва. с. 63–66

1
Н

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.
коммуникативные
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
контролировать действия партнера.


сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



52.9
Стояние на реке Угре.
с. 66–68 11.ОБЖ На загородной дороге. Движение пешеходов по загородной дороге
1
Н

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.



Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



53.10
Создание Московского государства.
с. 68–69
1
Н



сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



54.11
Грозный царь.
с. 69–71.

1
Н

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



55.12
Развитие русской культуры.
с. 72–80 12.ОБЖ Защита квартиры от воров и грабителей

1
Н



сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.




Какая она, Азия - 6ч








56.1
Русские первопроходцы.
с. 80–83.
1
Н

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации
регулятивные
самостоятельно находить не сколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словеснологическом уровнях.


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



57.2
Географическое положение
Азии. Сибирь.
с. 83–87. Практическая работа «Физическая карта России»

1
К
Географическое положение
Азии

познавательные анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.


принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровье сберегающего поведения.
Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



58.3
Тайга. с. 88–92.. 13.ОБЖ Причины возникновения пожаров. Правила поведения.


1
Н


коммуникативные
строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
контролировать действия партнера.


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



59.4
Природное сообщество
болото. с. 93–97

1
Н



принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровье сберегающего поведения.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



60.5
«Хождение за три моря».
с. 98–103
1
Н

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



61.6
В гостях хорошо, а дома лучше. (с.102-103)

1
О/С




Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.




Россия в XVII веке (7часов)








62.1
Смутное время.
Спасители земли Русской.
с. 104–109.
14.ОБЖ Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

1
Н

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.
регулятивные
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.
сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



63.2
Расширение пределов страны.
с. 109–111. 15.ОБЖ Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, газовыми и электроприборами.


1
Н


познавательные
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



64.3
Природа тундры.
с. 112–118.
16.ОБЖ Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства.
1
Н
Природные зоны


принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровье сберегающего поведения.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



65.4
Природа тундры
(продолжение)
с. 118–122
Практическая работа. «Ориентация по карте природных зон»
1
К
Природные зоны

коммуникативные
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



66.5
Арктическая пустыня.
с. 122–127.
17.ОБЖ Особенности поведения с незнакомыми людьми.
1
Н
Природные зоны
использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.


Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



67.6
Народы Сибири.
Рудознатцы. Послы.
с. 128–133

1
Н

использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.

сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам.

Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.



68.7
Россия накануне реформ.
с. 134–136.

1
Н



осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России.
Фронт.
Индив.
Групп.
Текущ.













15