Рабочая программа по технологии для 8 класса(технический труд)


Рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Технология. Технический труд» составлена для учащихся 8 классов на основе следующих документов: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд», авторская программа «Технология: Программы начального и основного общего образования».- М.: Вентана-Граф, 2008.- 192 с. Авторы программы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д., положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МБОУ «Навлинская СОШ №2». Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (по 2 часа в неделю). Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на повышенном уровне, что соответствует образовательной программе гимназии. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии и авторской программой учебного курса. Программа составлена с учётом регионального компонента, где учитывается аспекты этнокультурного образования. Образовательная область «Технология» призвана познакомить учащихся 8 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Для реализации программы используется учебник «Технология; 8 класс; учебник для учащихся общеобразовательных школ, под ред. В.Д. Симоненко. – 3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2010.- 208 с.: ил»
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Цели • освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий; • овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда; • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; • получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи
• Воспитывать трудолюбие, внимательность, самостоятельность, чувство ответственности; • Формировать эстетический вкус; • Прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности; • Совершенствовать формы профориентации учащихся; • Развивать логическое мышление и творческие способности; • Научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, полученные на уроках.
Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы.
В связи с тем, что авторская программа для 8 класса не в полной мере соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и примерной программе основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд», в авторскую программу были внесены следующие изменения:
в программу внесен раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» разбитый на темы «Декоративно – прикладное творчество» и «Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование» в объеме 18 учебных часов;
в программу внесен раздел «Современное производство и профессиональное образование» разбитый на темы «Сферы производства и разделения труда» и «Профессиональное образование и профессиональная карьера» в объеме 8 учебных часов;
на вводный урок добавлен 1 час в связи с необходимостью проведения вводного инструктажа по охране труда и технике безопасности учащихся;
произведено сокращение учебных часов на раздел «Электротехнические работы» изучается в объеме 8 учебных часов;
раздел «Проектирование и изготовление изделий» изучается учащимися в рамках раздела «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов», а так же в рамках изучения темы «Семейная экономика».

Тематический план
Разделы и темы программы Количество часов по классам Виды и формы контроля
8 1. Вводный урок 2 зачет
2. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
2.1. Декоративно-прикладное творчество
2.2. Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование. 18
14
4
учебно – практические работы
3. Черчение и графика - учебно – практические работы
4. Технологии ведения дома
4.1. Ремонтно-отделочные работы в доме
4.2. Семейная экономика 34
18
16
учебно – практические работы
5. Электротехнические работы
5.1. Электропривод.
8
8 учебно – практические работы
6. Проектирование и изготовление изделий - защита творческого проекта
7. Современное производство и профессиональное образование.
7.1 Сферы производства и распределения труда
7.2. Профессиональное образование и профессиональная карьера 8
4
4 учебно – практические работы
Итого 70 Содержание программы
8класс
1. Вводный урок(2ч)
Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Организация учебного процесса в текущем году. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 8 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения.
Варианты объектов труда. Учебник «Технология» для 8 класса, библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.
2. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов(18ч)
2.1. Декоративно-прикладное творчество(14ч)
Теоретические сведения. Народные промыслы, распространенные в регионе проживания. Виды художественной обработки древесины и декоративно-прикладных работ. История мозаики. Материалы, инструменты, приспособления для выполнения мозаики. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Приемы выполнения работ.
Виды художественной обработки металлов и декоративно-прикладных изделий. Тиснение по фольге. Художественные изделия из проволоки. Мозаика с металлическим контуром. Басма. Пропильный металл. Чеканка. Материалы, инструменты, приспособления для этих видов художественной обработки металла. Приемы выполнения работ.
Практические работы. Упражнения на выполнение мозаичного набора, ручного тиснения по фольге. Изготовление декоративно-прикладного изделия из проволоки, мозаики с металлическим контуром, басмы, пропильного металла, чеканки.
Варианты объектов труда. Образцы мозаичного набора, ручного тиснения по фольге, изделий из проволоки, мозаики с металлическим контуром, басмы, пропильного металла, чеканки.
2.2. Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование(4ч).
Теоретические сведения. Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах. Конструкция сложных механизмов. Условные обозначения механизмов на кинематических схемах.
Практические работы. Сборка моделей кулачкового, кривошипно-шатунного и рычажного механизмов.
Варианты объектов труда. Модели механизмов из деталей конструктора.
4. Технологии ведения дома(34ч)
4.1. Ремонтно-отделочные работы(18 ч)
Теоретические сведения. Классификация инструментов по назначению. Характеристика инструментов. Правила безопасной работы с ручными инструментами.
Классификация домов. Строительные материалы. Этапы строительства дома. Понятия «макетирование», «масштабная модель», «опытный образец».
Устройство оконного блока. Виды ремонтных работ. Инструменты для ремонта оконного блока. Технология ремонта оконного блока. Устройство дверного блока. Виды ремонтных работ. Технология ремонта дверного блока. Понятие «дверная коробка». Виды неисправностей. Технология ремонта дверной коробки. Конструкции петель. Технология установки и укрепления петель.
Технология установки врезного замка. Разметка и выборка гнезда под врезной замок. Разметка и установка запорной планки. Назначение обивки двери. Теплоизоляционные, облицовочные материалы для обивки двери. Технология обивки двери. Материалы и способы утепления окна. Укрепление и герметизация стекол. Технология установки дополнительной рамы.
Практические работы. Знакомство с ручными инструментами, определение их назначения. Выполнение расчетов площади класса, оконного остекления класса и др. Выполнение элемента ремонта оконного блока: укрепление угловых соединений. Анализ устройства и неисправностей дверного блока кабинета, выявление причин дефектов. Выполнение элемента ремонта дверного блока: укрепление петель. Выполнение ремонта двери. Установка врезного замка. Обивка двери. Утепление окна.
Варианты объектов труда. Классная комната. Оконный блок, дверной блок, дверь, окно. Врезной замок.
4.2. Семейная экономика (16 ч)
Теоретические сведения. Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.
Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия, «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них.
Понятие «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки.
Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов.
Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в штрихкоде.
Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.
Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга.
Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника.
Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка.
Практические работы. Определение видов расходов семьи.
Составление перечня товаров и услуг — источников доходов школьников.
Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей. Определение положительных и отрицательных потребительских качеств вещей.
Анализ сертификата соответствия на купленный товар.
Разработка этикетки на предполагаемый товар. Определение по штрихкоду страны-изготовителя. Сравнение предметов по различным признакам.
Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг.
Оценка затрат на питание семьи на неделю. Определение пути снижения затрат на питание.
Составление бухгалтерской книги расходов школьника.
Расчет площади для выращивания садово-огородных культур, необходимых семье. Расчет прибыли от реализации урожая. Расчет стоимости продукции садового участка.
Варианты объектов труда. Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Бухгалтерская книга расходов школьника.
5. Электротехнические работы(8ч)
5.1. Электропривод (8 ч)
Теоретические сведения. Виды энергии. Правила электробезопасности. Источники электроэнергии. Электрический ток. Проводники тока и изоляторы. Приемники (потребители) электроэнергии. Электрическая цепь, ее элементы, их условное обозначение. Принципиальная и монтажная схемы. Понятие «комплектующая арматура».
Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов. Организация рабочего места для электротехнических работ. Электромонтажные инструменты. Правила безопасного труда на уроках электротехнологии.
Назначение и устройство электрических проводов. Электроизоляционные материалы. Виды соединения проводов. Операции сращивания проводов. Устройство электрического паяльника. Организация рабочего места при паянии. Правила безопасной работы с электромонтажными инструментами и электропаяльником. Операции монтажа электрической цепи. Способы оконцевания проводов. Правила безопасной работы при монтаже электроцепи.
Устройство и применение электромагнитов в технике. Намотка провода электромагнита на катушку. Электромагнитное реле, его устройство. Принцип действия электрического звонка.
Назначение электрических двигателей. Устройство и принцип действия коллекторного электродвигателя постоянного тока.
Практические работы. Изучение элементов электрической цепи, их условного обозначения, комплектующей арматуры.
Определение по параметрам электросчетчика максимально допустимой мощности квартирной электросети. Вычисление суточного расхода электроэнергии квартиры и расчет ее стоимости.
Сборка электрической цепи с элементами управления и защиты. Изготовление «пробника». Проверка исправности проводов и элементов электрической цепи. Сборка разветвленной электрической цепи.
Выполнение неразъемных соединений проводов и их изоляция. Оконцевание проводов. Зарядка электроарматуры.
Сборка электромагнита из деталей конструктора. Исследование зависимости силы притяжения электромагнита от величины сердечника и величины магнитного поля электромагнита — от числа витков обмотки. Ознакомление с разными конструкциями электромагнитов. Изготовление электромагнита. Энергетический аудит школы.
Изучение устройства двигателя постоянного тока. Сборка простейшей схемы двигателя постоянного тока. Сборка установки для демонстрации принципа действия электродвигателя.
Варианты объектов труда. Комплектующая арматура. Электросчетчик. Электроконструктор. Электропровода. Изоляционные материалы. Электромагнит. Электродвигатель.
6. Проектирование и изготовление изделий (изучается в рамках раздела 2 «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов»).
Теоретические сведения. Составляющие проектирования. Выбор темы проекта. Проектирование образцов будущего изделия. Выбор материалов по соответствующим критериям. Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия. Разработка чертежа изделия. Планирование процесса создания изделия. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных решений. Оценка стоимости готового изделия. Выполнение проекта. Защита проекта.
Практические работы. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. Анализ моделей-аналогов из банка идей. Выбор модели проектного изделия. Выполнение творческого проекта.
Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: разработка плаката по электробезопасности; теплица на подоконнике; набор игрушек «Магнитные чудеса», изделия декоративно – прикладного направления.
7. Современное производство и профессиональное образование(8 ч).
7.1 Сферы производства и разделение труда(4ч)
Теоретические сведения. Сферы и отрасли современного производства. Основные структурные подразделения производственного предприятия. Разделение труда. Приоритетные направления развития техники и технологий в легкой и пищевой промышленности. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Понятия о профессии, специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда.
Практические работы. Анализ структуры предприятия легкой промышленности. Анализ профессионального деления работников предприятия. Ознакомление с деятельностью производственного предприятия или предприятия сервиса.
Варианты объектов труда. Устав предприятия. Данные о кадровом составе предприятия и уровне квалификации.
7.2 Пути получения профессионального образования(4ч)
Теоретические сведения. Роль профессии в жизни человека. Виды массовых профессий сферы производства и сервиса. Региональный рынок труда и его конъюнктура. Профессиональные качества личности и их диагностика. Источники получения информации о профессиях и путях профессионального образования. Возможности построения карьеры в профессиональной деятельности.
Практические работы. Знакомство с профессиями работников, занятых в легкой и пищевой промышленности. Анализ предложений работодателей на региональном рынке труда. Поиск информации о возможностях получения профессионального образования. Диагностика склонностей и качеств личности. Построение планов профессионального образования и трудоустройства.
Варианты объектов труда. Единый тарифно-квалификационный справочник, интернет
Требования к уровню подготовки учащихся
2. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать методы защиты материалов от воздействия окружающей среды; виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов; область применения кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах; конструкцию сложных механизмов; условные обозначения механизмов на кинематических схемах.
уметь обосновывать функциональные качества изготовляемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации; проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием; осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали); осуществлять монтаж изделия; выполнять отделку изделий; осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов; производить сборку моделей кулачкового, кривошипно-шатунного и рычажного механизмов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов; защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнения декоративно-прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий, ремонта машин и механизмов.
углубление: Механизмы современных машин.
4.Технологии ведения дома
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать основы бизнес-планирования; потребности семьи, иерархию человеческих потребностей; этапы составления бизнес плана; правила расчета бюджета семьи; правила расчета прибыли с участка; характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях; инженерные коммуникации в жилых помещениях, виды ремонтно-отделочных и строительных работ; материалы и инструменты для строительства домов, ремонта и отделки помещений; основные виды бытовых домашних работ по ремонту и утеплению окон и дверей.
уметь проводить расчеты и обоснование создания ученического предприятия; составлять бизнес план; рассчитывать бюджет семьи; рассчитывать прибыль с участка; планировать строительные и ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат; подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений; производить основные виды бытовых домашних работ по ремонту и утеплению окон и дверей.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: применения бытовых санитарно-гигиенических средств; выполнения ремонтно-отделочных и строительных работ с использованием современных материалов; применения средств индивидуальной защиты
углубление:
знать\понимать: История экономики. Влияние ложных потребностей на формирование личности человека. Защита прав потребителя. Влияние инфляции на семейный бюджет. Кредитование физических лиц. Влияние иррационального питания на здоровье человека. Основы фермерской деятельности. Современные инструменты для строительства домов. Современные материалы и технологии строительства домов. Ремонт пластиковых окон. Ремонт пластиковых дверей. Специальный инструмент для врезки замков.
5. Электротехнические работы
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту;
уметь объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42В;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определения нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.
углубление:
знать\понимать: Современные материалы комплектации бытовой электрической цепи. Современные способы монтажа электрической цепи. Современные электроизмерительные приборы и способы контроля расхода электроэнергии. Прогрессивный ручной электромонтажный инструмент. Современные электрические провода и монтажные материалы. Применение электромагнитного реле в современной технике..Применение электродвигателей в современных машинах и механизмах. Экологические аспекты производства электроэнергии.
6. Проектирование и изготовление изделий
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать понятия технического творчества, законы и закономерности строения и развития техники; методы технического творчества; правила исследовательской работы; правила оформления творческого проекта используя ИВТ;
правила экологического исследования; формы представления творческого проекта
уметь проводить анализ творческих объектов, использовать различные методы технического творчества в создании новых объектов; выполнять эскизные работы проекта; выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный творческий проект; проводить исследовательскую работу; оформлять документацию творческого проекта используя ИВТ;
проводить экологическое исследование; использовать презентацию при защите тв. проекта
углубление:
Должны владеть компетенциями: учебно-исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);информационно-коммуникативные (умение работать с различными источниками информации, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, умение презентовать результаты исследования, умение самовырожать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде); социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение самостоятельно принимать решения, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовать свою деятельность);эмоционально-ценностными (умение генерировать новые решения, умение быть упорным, стойким перед возникшими трудностями, умение понимать и относиться толерантно к произведениям искусства и литературы).
7. Современное производство и профессиональное образование
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать сферы современного производства; разделение труда на производстве; понятие о специальности и квалификации работника; факторы, влияющие на уровень оплаты труда; пути получения профессионального образования; необходимость учета требований к качествам личности при выборе профессии;
уметь находить информацию о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства; сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
углубление: построение планов профессиональной карьеры, выбор пути продолжения образования или трудоустройства.
Учебно – методическое обеспечение
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта,
Авторская программа «Технология: Программы начального и основного общего образования».- М.: Вентана-Граф, 2008.- 192 с. авторы программы: Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д.
Учебник «Технология; 8 класс; учебник для учащихся общеобразовательных школ, под ред. В.Д. Симоненко. – 3-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2010.- 208 с.: ил»
Материально – техническое обеспечение
Учебник «Технология» для 8 класса, библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.
Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Бухгалтерская книга расходов школьника.
Комплектующая арматура. Электросчетчик. Электроконструктор. Электропровода. Изоляционные материалы. Электромагнит. Электродвигатель.
Творческие проекты, например: разработка плаката по электробезопасности; теплица на подоконнике; набор игрушек «Магнитные чудеса», изделия декоративно – прикладного направления.
Календарно – тематический план по технологии (технический труд) 8 класс

п\п Наименование тем и разделов Кол час Дата проведен Теоретические сведения
Практические работы
Углубление
П Ф 1. Вводный урок 2 Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 8 классе. Содержание предмета. Организация учебного процесса в текущем году. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Инструктаж по охране труда. Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 8 классе. Знакомство с библиотечкой кабинета, электронными средствами обучения. 2. Технология ведения дома. 34 Цель учебной деятельности: формировать элементарные умения осуществлять умственные и практические действия, необходимые для самостоятельной работы по планированию, осуществлению и контролю в процессе созидательной деятельности уч-ся.
2.1 Семейная экономика 16 Цель учебной деятельности: формировать у учащихся экономическую грамотность.
1 Семья 2 Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников. Определение видов расходов семьи. Составление списка расходов семьи. История экономики.
2 Потребности. 2 Понятие «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки. Составление перечня товаров и услуг — источников доходов школьников. Сравнение предметов по различным признакам.
Влияние ложных потребностей на формирование личности человека.
3 Информация о товарах 2 Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов. Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в штрихкоде. Определение положительных и отрицательных потребительских качеств вещей. Анализ сертификата соответствия на купленный товар. Разработка этикетки на предполагаемый товар. Определение по штрихкоду страны-изготовителя. Реклама изделия творческого проекта. Защита прав потребителя.
4 Бюджет семьи 2 Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи. Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей.
Влияние инфляции на семейный бюджет.
5 Сбережение. 2 Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Составление бухгалтерской книги расходов школьника. Кредитование физических лиц.
6 Питание 2 Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга. Оценка затрат на питание семьи на неделю. Определение пути снижения затрат на питание Влияние иррационального питания на здоровье человека.
7 Приусадебный участок. 2 Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка. Расчет площади для выращивания садово-огородных культур, необходимых семье. Расчет прибыли от реализации урожая. Расчет стоимости продукции садового участка. Основы фермерской деятельности.
8 Предпринимательская деятельность. 2 Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия, «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них. Оценка стоимости готового изделия. Примерный расчет стоимости изделия творческого проекта.
Основы фермерской деятельности.
Варианты объектов труда. Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Бухгалтерская книга расходов школьника.
2.2 Ремонтно-отделочные работы в доме. 18 Цель учебной деятельности: формировать у учащихся необходимые умения и навыки по самообслуживанию в быту.
1 Инструменты для ремонтных и строительных работ. 2 Классификация инструментов по назначению. Характеристика инструментов. Правила безопасной работы с ручными инструментами. Знакомство с ручными инструментами, определение их назначения. Современные инструменты для строительства домов.
2 Строительство домов. 4 Классификация домов. Строительные материалы. Этапы строительства дома. Понятия «макетирование», «масштабная модель», «опытный образец» Выполнение расчетов площади класса, оконного остекления класса и др. Современные материалы и технологии строительства домов.
3 Ремонт оконного блока.
4 Устройство оконного блока. Виды ремонтных работ. Инструменты для ремонта оконного блока. Технология ремонта оконного блока Выполнение элемента ремонта оконного блока: укрепление угловых соединений. Ремонт пластиковых окон
4 Ремонт дверного блока.
4 Устройство дверного блока. Виды ремонтных работ. Технология ремонта дверного блока. Понятие «дверная коробка». Виды неисправностей. Технология ремонта дверной коробки. Конструкции петель. Технология установки и укрепления петель. Анализ устройства и неисправностей дверного блока кабинета, выявление причин дефектов. Выполнение элемента ремонта дверного блока: укрепление петель. Выполнение ремонта двери. Ремонт пластиковых дверей.
5 Врезка замка. 2 Технология установки врезного замка. Разметка и выборка гнезда под врезной замок. Разметка и установка запорной планки. Технология установки врезного замка. Разметка и выборка гнезда под врезной замок. Разметка и установка запорной планки. Установка врезного замка. Специальный инструмент для врезки замков.
6 Утепление помещения. 2 Материалы и способы утепления. Укрепление и герметизация стекол. Техн-гия установки доп. рамы. Назначение обивки двери. Теплоизоляционные, облицовочные материалы для обивки двери. Тех-гия обивки двери. Обивка двери. Утепление окна. Варианты объектов труда. Инструменты для ремонтных и строительных работ, оконный блок, дверной блок, врезные замки, материалы для утепления помещения.
3. Электротехнические работы 8 Цель учебной деятельности: формирование у уч-ся представлений о простейших электромеханических устройствах, а также привитие элементарных навыков обращения с ними.
1 Элементная база электротехники. Электрическая цепь 2 Виды энергии. Правила электробезопасности. Источники электроэнергии Электрический ток Проводники тока и изоляторы. Приемники (потребители) электроэнергии. Правила безопасного труда на уроках электротехнологии. Электрическая цепь, ее элементы, их условное обозначение. Принципиальная и монтажная схемы. Понятие «комплектующая арматура». Изучение элементов электрической цепи, их условного обозначения, комплектующей арматуры. Сборка электрической цепи с элементами управления и защиты. Изготовление «пробника». Проверка исправности проводов и элементов электрической цепи. Сборка разветвленной электрической цепи. Современные материалы комплектации бытовой электрической цепи. Современные способы монтажа электрической цепи.
2 Типы электроизмерительных приборов. 2 Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов. Определение по параметрам электросчетчика максимально допустимой мощности квартирной электросети. Вычисление суточного расхода электроэнергии квартиры и расчет ее стоимости. Современные электроизмерительные приборы и способы контроля расхода электроэнергии.
3 Назначение и устройство электрических проводов. Электромонтажные инструменты. 2 Назначение и устройство элект-рических проводов. Назначение и устройство электрических проводов. Электроизоляционные материалы. Виды соединения проводов. Операции сращивания проводов. Устройство элект. паяльника. Организация рабочего места при паянии. Правила безопасной работы с эл. монтажными инструментами и эл. паяльником. Операции монтажа электрической цепи. Способы оконцевания проводов. Правила безопасной работы при монтаже электроцепи. Электромонтажные инструменты. Организация рабочего места для электротехнических работ. Выполнение неразъемных соединений проводов и их изоляция. Оконцевание проводов. Зарядка электроарматуры.
Современные электрические провода и монтажные материалы. Прогрессивный ручной электромонтажный инструмент.
4 Электромагнитное реле. Электродвигатели. 2 Электромагнитное реле, его устройство. Принцип действия электрического звонка. Устройство и применение электромагнитов в технике. Намотка провода электромагнита на катушку. Назначение электрических двигателей. Устройство и принцип действия коллекторного электродвигателя постоянного тока. Электромобиль. Сборка электромагнита из деталей конструктора. Исследование зависимости силы притяжения электромагнита от величины сердечника и величины магнитного поля электромагнита — от числа витков обмотки. Ознакомление с разными конструкциями электромагнитов. Изготовление электромагнита .Изучение устройства двигателя постоянного тока. Сборка простейшей схемы двигателя постоянного тока. Сборка установки для демонстрации принципа действия электродвигателя. Применение электромагнитного реле в современной технике. Применение электродвигателей в современных машинах и механизмах. Экологические аспекты производства электроэнергии.
Варианты объектов труда. Комплектующая арматура. Электроконструктор. Электропровода. Изоляционные материалы. Электромагнит. Электродвигатель
4. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. Проектирование и изготовление изделий. 18 Цель учебной деятельности: формировать у уч-ся умения и навыки творческой работы. представления о видах декоративной отделки изделий из различных материалов, о традиционных видах ремесел, народных промыслах.
4.1 Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование. 4 Цель учебной деятельности: формировать у уч-ся представления о сложных механизмах используемых в машинах.
1 Сложные механизмы. 2 Применение кулачковых, кривошипно-шатунных и рычажных механизмов в машинах. Сборка моделей кулачкового, кривошипно-шатунного и рычажного механизмов. Механизмы современных машин.
2 Условные обозначения механизмов на кинематических схемах. 2 Конструкция сложных механизмов. Условные обозначения механизмов на кинематических схемах. Сборка моделей кулачкового, кривошипно-шатунного и рычажного механизмов. Механизмы современных машин.
4.2 Декоративно – прикладное творчество. 14 Цель учебной деятельности: формировать у уч-ся представления о видах декоративной отделки изделий из различных материалов, о традиционных видах ремесел, народных промыслах.
1 Народные промыслы Брянской области. Проектирование. 2 Народные промыслы, распространенные в регионе проживания. Виды художественной обработки древесины и декоративно-прикладных работ. Составляющие проектирования. Анализ моделей-аналогов из банка идей. 2 Виды художественной обработки металлов Выбор темы проекта. 2 Виды художественной обработки металлов и декоративно-прикладных изделий. Проектирование образцов будущего изделия, чертежа изделия. Выдвижение идей для выполнения учебного проекта. 3 Мозаика. Мозаика с металлическим контуром. Выбор материалов по соответствующим критериям. 2 История мозаики. Мозаика с металлическим контуром. Организация рабочего места. Правила безопасного труда. Приемы выполнения работ. Материалы, инструменты, приспособления для этих видов художественной обработки металла. Выбор материалов для проекта по соответствующим критериям. Упражнения на выполнение мозаичного набора, мозаики с металлическим контуром. Выбор модели проектного изделия. 4 Тиснение по фольге Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия. 2 Тиснение по фольге Материалы, инструменты, приспособления для этих видов художественной обработки металла. Приемы выполнения работ. Дизайн-спецификация и дизайн-анализ проектируемого изделия. Упражнения на выполнение ручного тиснения по фольге. Оформление технологической документации. Изготовление изделия 5 Художественные изделия из проволоки. Корректировка плана выполнения проекта. 2 Художественные изделия из проволоки. Материалы, инструменты, приспособления для этих видов художественной обработки металла. Приемы выполнения работ. Корректировка плана выполнения проекта в соответствии с проведенным анализом правильности выбранных решений. Планирование процесса создания изделия. Изготовление декоративно-прикладного изделия из проволоки. Оформление технологической документации. Изготовление изделия 6 Чеканка. Пропильный металл. Выполнение проекта. 2 Чеканка. Пропильный металл. Материалы, инструменты, приспособления для этих видов художественной обработки металла. Приемы выполнения работ. Изготовление декоративно-прикладного изделия басмы, пропильного металла, чеканки. Оформление технологической документации. Изготовление изделия 7 Защита проекта 2 Презентация проекта Защита проекта. Варианты объектов труда. Творческие проекты, например: разработка плаката по электробезопасности; теплица на подоконнике; набор игрушек «Магнитные чудеса» , изделия декоративно –прикладного направления. модели механизмов из деталей конструктора.
5. Современное производство и профессиональное образование. 8 Цель учебной деятельности: формировать у уч-ся представления о современном производстве и путях получения профессионального образования
1. Сферы производства и разделения труда 4 Сферы современного производства. Основные составляющие производства. Разделение труда на производстве. Влияние техники и технологий на виды и содержание труда. Приоритетные направления развития техники и технологий. Понятие о специальности и квалификации работника. Факторы, влияющие на уровень оплаты труда. Изучение информации о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства. Построение планов профессиональной карьеры, выбор пути продолжения образования или трудоустройства.
2. Пути получения профессионального образования
4 Пути получения профессионального образования. Виды учреждений профессионального образования. Региональный рынок труда и образовательных услуг. Учет качеств личности при выборе профессии. Поиск информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства. Изучение информации о региональных учреждениях профессионального образования, путях получения профессионального образования и трудоустройства. Построение планов профессиональной карьеры, выбор пути продолжения образования или трудоустройства.
Итого 70