Программа по экологии. Чистые пруды 7 класс


Управление образования города Ульяновска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ульяновска
«Центр детского творчества № 6»
Принята на заседании Утверждаю
Научно-методического совета Директор ЦДТ № 6
от «____»___________2016 г. _____________В. С. БеззубенковаПротокол №________ «_____»___________2016г.
Согласовано
Директор МБОУ СШ №70
_________ О.В.Дмитриева «_____» _________2016 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
экологической направленности
«Чистые пруды»
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Матрёнина Н. А., педагог
дополнительного образования высшей категории

г. Ульяновск, 2016
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа экологической направленности «Чистые пруды» разработана Матрёниной Н. А., педагогом дополнительного образования детей высшей квалификационной категории. Данная программа разработана в 2009 году. Переработана в 2016 году. Программа имеет «стартовый уровень» сложности.
Программа осуществляет экологическое воспитание и экологическое образование детей среднего школьного возраста. Рассчитана на 2 года обучения. Всего 360 часов. 1 год – 144 часа; Возраст: 11 – 13 лет. Разделы 1- го года обучения углубляют имеющиеся у обучающихся знания о природе, совершенствуют умения наблюдать, фиксировать результаты опытов. 2 год – 216 часов. Возраст: 12 – 14 лет. Разделы 2 – года обучения знакомят обучающихся с проблемами, возникающими при взаимодействии человека с окружающей средой. Каждое занятие длительностью 45 минут + 15 минут перемена. При разработке программы учтено ключевое отличие нового образовательного стандарта - конструирование образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования, способствующего развитию личности. Развитие личности обеспечивается формированием универсальных учебных действий на основе системно - деятельностного подхода. Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей. Термин УУД обозначает умение ученика учиться, самостоятельно усваивать новые знания и умения, включая организацию этого процесса. Существенное место должны занять метапредметные учебные действия.
Автор данной программы имеет свой взгляд на содержание и подачу материала, считая целесообразным рассматривать особенности жизнедеятельности, многообразие представителей живой природы и состояние здоровья человечества взаимосвязано.
Актуальность программы
В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьников духовности и культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда. Данная программа способствует решению поставленных в «Концепции модернизации российского образования» важнейших задач воспитания несовершеннолетних, так как построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, нравственность, экологическая культура, экологически безопасное поведение и способствует их формированию. Экологическая культура складывается из экологического воспитания и экологического образования.
Программа позволяет удовлетворить познавательные интересы учащихся в сфере биологии, экологии и охраны здоровья человека, способствует формированию коммуникативных качеств личности школьников, развитию их творческих способностей, формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий. Значительное количество занятий отводится на проектную деятельность, что в значительной мере способствует формированию у школьников регулятивных, коммуникативных, личностных УУД. В ходе работы в группах учащиеся формируют и развивают способность определять траекторию своего развития, ставить цели, задачи, намечать пути решения, осуществлять само и взаимопроверку. Работа над коллективными проектами позволяет школьникам повышать коммуникативную компетентность. Они учатся организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать группами и в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Новизна программы проявляется в особенностях её планирования. Программой предусмотрено чередование теоретических занятий с практическими, проведение совместных акций, экскурсий, выполнение творческих работ. Значительное количество времени отводится на овладение учащимися технологии проектной деятельности.
Цели и задачи программы:
формирование общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, духовность, нравственность, экологическая культура, экологически безопасное поведение;
развитие познавательных универсальных учебных действий подростков: расширение видов источников информации, в которых обучающийся может самостоятельно найти необходимую информацию, обработать её, преобразовать и публично представить;
формирование коммуникативных умений работы в малых группах сотрудничества;
формирование чувственно-эмоционального опыта общения с природными объектами;
формирование регулятивных умений осознанного самоограничения в целях ресурсосбережения;
развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности;
ведение эколого-просветительской деятельности;
формирование способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни и решать их.
Система занятий сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.
В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания экологического образования. Отбор содержания проведён с учётом системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым учащиеся осваивают предметно-деятельностное содержание, значимое для формирования умений повседневной личностно и общественно значимой эколого-ориентированной здоровьесберегающей практической деятельности.
Основные виды деятельности обучающихся при реализации рабочей программы: эмоционально-эстетическая, игровая, познавательная деятельность, научно-исследовательская, проектная, проблемно-ценностное и досуговое общение, социально-творческая и общественно полезная практика, туристско-краеведческая, начальная трудовая деятельность, рефлексивно-оценочная.
Предполагается использование эффективных педагогических технологий: личностно - ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, проектный, исследовательский, программированный.
Основное педагогическое средство организации деятельности воспитанников: развивающие ситуации игрового и учебного типов.
Формы организации занятий: исследовательская работа, тренинги, экскурсии, проекты-исследования предметов, материалов; просветительские проекты.
Условия реализации программы:
наполняемость группы – 15 детей;
регулярность посещения занятий;
наличие учебно-методической и материальной базы (научно-методическая и научно-популярная литература, пособия, демонстрационный и раздаточный материал и т.п.);
помещение для занятий, мебель, соответствующая санитарно-гигиеническим требованиям;
закрепление полученных знаний, умений и навыков;
обратная связь с обучающимися и родителями.
Характеристика связей с общим образованием.
Данная программа ориентирована на обучающихся среднего школьного возраста (11-14 лет), посещающих среднюю общеобразовательную школу.
Учёт знаний обучающихся
Педагогический контроль знаний, умений и навыков обучающихся в объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает входящую, промежуточную и итоговую диагностику.
Форма учёта знаний может быть следующей:
1. Тестовый контроль, представляющий проверку уровня усвоения теоретических знаний;
2. Фронтальная или индивидуальная беседа; наблюдение за деятельностью на занятиях;
3. Работа с контрольными дидактическими карточками;
Входящая диагностика осуществляется в форме фронтальных и индивидуальных бесед с ребенком, тестирования на эмоциональное благополучие и развитие коммуникативных навыков, наблюдения за деятельностью детей с целью выявления уровня развития изобразительных навыков.
Промежуточная диагностика и итоговый контроль проводятся в ходе выполнения самостоятельной работы по единым предложенным заданиям (критерии не меняются, предлагаются другие задания).
Рекомендуемый возраст учащихся – 11-14 лет. Зачисление в детское образовательное объединение происходит по желанию ребёнка и письменного заявления родителей. Общий уровень развития детей должен соответствовать возрастной норме.
Характеристика обучающихся 11-14 лет.
Социально-личностное развитие:
общаются со сверстниками и взрослыми, знают правила общения;
способны управлять своим поведением;
- испытывают чувство взрослости, стремятся к самостоятельности;
- способны критично мыслить;
- склонны к рефлексии;
- формируется самоанализ;
- становление нового уровня самосознания. Я – концепции.
Интеллектуальные
- критичны, особенно критичны к авторитетам;
- мыслят абстрактно, обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения.
- возрастает способность к логическому мышлению;
- способны к сложному восприятию времени и пространства;
- способны к проявлению творческого воображения и творческой деятельности.
Эмоциональные
- резкая смена настроения в соответствии с их физическим состоянием;
- часто проявляют вспыльчивость;
- способны проявить сдержанность, когда находят это нужным;
- постепенно начинают обретать уверенность в себе;
- обладают энтузиазмом;
- обладают чувством юмора;
- склонны упрямо придерживаться своих взглядов, утверждать их повсюду.
Организация деятельности:
- принимает и понимает смысл учения для себя;
-учится осознанно осуществлять волевые учебные усилия;
- целенаправленно формирует и регулирует учебные приоритеты;
- занимается самообразованием.
Таким образом, данная программа, построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, основывается на принципе гуманизации образования.
Предполагаемые результаты освоения программы:
Учащиеся должны знать:
строение и особенности жизнедеятельности растений и животных;
о современных проблемах охраны природы;
о современном состоянии растительного и животного мира;

Учащиеся должны уметь:
работать с дополнительной литературой;
вести наблюдения в природе;
обрабатывать статистические данные.
выявлять зависимость состояния здоровья от состояния окружающей среды;
Практический выход деятельности учащихся:
создание информационных стендов;
разработка и реализация экологических проектов;
просветительская деятельность среди школьников;
подготовка рассады и оформление школьных клумб;
участие в областных, городских, районных акциях;
Благоустройство и озеленение пришкольной территории.
Результаты обучения
Личностные:
Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской ответственности и неравнодушия к проблемам окружающего мира;
Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками педагогами;
Формирование универсальных учебных действий; развитию творческого мышления учащихся.
Метапредметные:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;
Умение соотносить свои действия с планируемыми, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих действий в соответствии с изменившейся ситуацией;
Умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества, работать индивидуально и в группе;
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Развитие навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции;
Развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм, таблиц, схем;
Формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе;
Предметные:
Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и функционирования клетки как структурной единице живого; особенностях клетки растений;
Актуализация знаний по вопросам охраны природы; приобретение знаний о влиянии деятельности человека на природу;
Систематизация знаний о живой природе и её роли в сохранении здоровья человека;
Овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение, описание биологических объектов и процессов, постановка экспериментов и объяснение их результатов);
Освоение учащимися приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, грибами, укусами животных, обработке ран, остановке кровотечений, при простудных заболеваниях.
Основные идеи программы
Научная: идея единства и неразрывной связи всего живого, зависимости организма от условий окружающей среды и его влияние на экосистему.
Общепедагогическая: идея талантливости каждого ученика. Ориентация педагогического процесса на личность школьника, на создание для каждого ситуации успеха, на формирование положительной «я – концепции». Нет бесталанных учеников, есть занятые не своим делом.
Социальная идея: развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование гражданской позиции, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Учёт возрастных особенностей детей
Принципы обучения и воспитания, заложенные в программе:
- принцип фундаментальности образования - способствует развитию личности.
- принцип гуманизации – использование богатого гуманитарного потенциала содержания экологического образования, формирование системы моральных ценностей, уважение к законам природы, реализация права человека на благоприятную среду жизни.
- принцип научности – достаточный уровень учебной информации об организации живых систем и биосферы.
- принцип интеграции: обеспечение взаимодействия всех сфер теоретического и практического сознания различных видов деятельности учащихся.
- принцип непрерывности: постепенное и этапное формирование компетенций личности школьника. Организация обучения, воспитания и развития школьников как в младшем, так и в среднем и старшем звене, как на уроках, так и во внеурочное время.
- принцип активной и самостоятельной деятельности: возникающая в ходе самостоятельной работы поисковая доминанта вызывает возбуждение коры больших полушарий, является предпосылкой исследовательской деятельности, в результате которой ученик совершает «открытие» существенных связей между изучаемыми фактами, явлениями, процессами, учится конструировать способы обнаружения этих связей.
- принцип дифференциации: подразумевает личностно ориентированный, деятельностный подход, учитывает обученность и обучаемость детей, даёт возможность обучения каждого в «зоне ближайшего развития».
Методы и формы организации учебного процесса
Формы обучения:
индивидуальные (практические и творческие задания, консультации, беседы);
групповые (биологические эксперименты, конкурсы, экологические праздники, ролевые игры, акции, выставки);
обучение в микрогруппах (проектная деятельность, создание компьютерных презентаций).
Методы обучения:
словесные (рассказ, беседа, лекция);
наглядные (наблюдение, показ, демонстрация);
проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная деятельность);
практические (акции, практические работы);
контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль, лабораторно-практический контроль, мониторинг динамики роста знаний, умений, навыков).
Типы и виды занятий
Учебные занятия:
комплексное;
индивидуальные;
экскурсии;
полевой практикум;
лабораторные и практические работы.
Контрольные занятия:
выставка;
защита проекта;
конференции, круглые столы;
анкетирование;
викторины;
Структура программы
Занятия в программе логически связаны между собой, составляют единую систему, что обеспечивает целостное восприятие окружающего мира и формирование системы знаний по биологии, экологии, охране природы, воздействию факторов внешней среды на здоровье человека.
При разработке программы автор посчитал целесообразной следующую структуру программы.

Учебный план 1- го года обучения
№ блока № занятия Наименование раздела Количество часов Форма организации контроля
Всего часов Теория Практика 1. 1 -5 Введение 10 5
Включает в себя занятия по изучению истории наук, изучающих природу и их методов, истории экологии как науки, знакомство школьников с основными методами исследования, появлением и развитием жизни на земле. Обсуждаются правила поведения в кабинете биологии и в природе. Поводится вводный инструктаж.
5
Познакомиться с науками, изучающими природу и их методами. История экологии как науки. Появлением и развитием жизни на Земле.
1. Тестовый контроль, представляющий проверку уровня усвоения теоретических знаний;
2.Фронтальная или индивидуальная беседа;
3. Наблюдение за деятельностью на занятиях;
4. Работа с контрольными дидактическими карточками.
2. 6-17 Природа и мы 24 12
Что такое природа. Неживая и живая природа. Связи между живой и неживой природой. Растения природного окружения города. Животные природного окружения города. Природа и люди – одно целое. Охрана природы в нашей среде. Красная книга. 12
Наблюдения в природе. Знакомство с методикой фенологических наблюдений. Природа и мы. Экскурсия.
Природа в опасности. 1. Самостоятельное выполнение детьми практических работ.
2. Беседы с детьми
3. Наблюдение за деятельностью на занятиях.
3. 18- 28 Сохраним удивительный мир растений 22 12
Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения. Жизнь растений. Размножение растений. Растениеводство. Овощеводство. Садоводство. 10
Определение растений, основные процессы жизнедеятельности растений. Уход за комнатными растениями. Вегетативное размножение комнатных растений.
1. Самостоятельное выполнение детьми практических работ.
2. Беседы с детьми
3. Наблюдение за деятельностью на занятиях.
4. Игра
4. 29 -38 Мир животных 20 12
Разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Жизнь животных. Животноводство. Взаимосвязи животных и растений. Охрана животных.
8
Работа с коллекциями. Уход за животными живого уголка. Основные процессы жизнедеятельности животных. Животноводство. Выявление взаимосвязей животных и растений. 1. Самостоятельное выполнение детьми практических работ.
2. Беседы с детьми
3. Наблюдения за деятельностью на занятиях.
4. Игра.
5. 39 -46 Экосистемы 16 8.
Что такое экосистема. Естественные и искусственные экосистемы. Экологические формы растений и животных. Экологические факторы. Экологические проблемы. Сохранение экосистем.
8
Характеристики экосистемы. Выявление черт приспособленности растений и животных к условиям среды.
Выявление значения факторов среды на рост и развитие организмов. Выявление местных экологических проблем, пути их решения. 1. Самостоятельное выполнение детьми практических работ.
2. Беседы с детьми
3. Наблюдение за деятельностью на занятиях.
4. Самостоятельное выполнение детьми творческого задания
6. 47 - 62 Экология сообществ 32 17
Сообщества. Типы экологических сообществ. Динамика сообществ. Лес – природное сообщество. Тайга. Растения леса. Животные леса. Роль лесов в природе. Луга и человек. Растения лугов. Животные лугов. Пустыни. Водоём – природное сообщество. Растения водоёма. Животные водоёма. О незаметных защитниках урожая.
15
Биогеоценоз, его характеристики. Составление пищевых цепей в различных типах сообществ. Приспособленности растений и животных в связи со средой обитания. 1. Самостоятельное выполнение детьми практических работ.
2. Беседы с детьми
3. Наблюдение за деятельностью на занятиях.
4. Самостоятельное выполнение детьми творческого задания
7. 63 -71 Экологические основы охраны природы 18 10
Современные проблемы охраны природы. Пути решения проблем. Современное состояние и охрана атмосферы. Рациональное использование вод. Охрана вод. Использование и охрана недр. Почвенные ресурсы. Современное состояние и охрана растений. Рациональное использование и охрана животных.
6
Современные проблемы охраны природы. Пути решения проблем. Современное состояние и охрана атмосферы. Рациональное использование и охрана вод и почвы. Современное состояние и охрана растений. Рациональное использование и охрана животных 1. Самостоятельное выполнение детьми практического задания
2. Фронтальные и индивидуальная беседы.
8. 72 Итоговое занятие 2 2
На этих занятиях проводится итоговая диагностика, которая показывает уровень усвоения программы за текущий год. Итоговая диагностика.
8 72 Итого: 144 71 67 6
Календарный учебный график. (1-ый год обучения)
№ месяц число Время проведения
занятия Форма
занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
2 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Науки, изучающие природу и их методы.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 фронтальный и индивидуальный опрос
3 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Возникновение науки экология. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
4 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Появление жизни на Земле. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
5 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Развитие жизни на Земле.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
6 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Что такое природа. Наблюдения в природе.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
7 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Неживая природа МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
8 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Живая природа. Знакомство с методикой фенологических наблюдений МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
9 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Связи между живой и неживой природой МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
10 14.00-16.00 беседа, рассказ 2 Растения природного окружения города. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
11 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Животные природного окружения города. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
12 14.00-16.00 беседа, рассказ 2 Природа и люди – одно целое. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
13 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Природа в опасности МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа,
марафон
14 14.00-16.00 беседа, диспут 2 Охрана природы в нашей среде МБОУ СШ № 70
кабинет 212 викторина
15 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Красная книга. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 16- 17 14.00-16.00 экскурсия 4 Природа и мы. Экскурсия. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 отчёт
18 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Разнообразие растений. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
19 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Дикорастущие растения МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
20 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Культурные растения МБОУ СШ № 70
кабинет 212 викторина
21 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Комнатные растения МБОУ СШ № 70
кабинет 212 Творческий проект
22 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Жизнь растений МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
23 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Размножение растений МБОУ СШ № 70
кабинет 212 Отчёт по практической работе
24 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Растениеводство МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
25 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Овощеводство. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
26 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Садоводство.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 викторина
27 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Ролевая игра « Мир растений». МБОУ СШ № 70
кабинет 212 Ролевая игра
28 14.00-16.00 2 Резерв. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 29 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Разнообразие животных.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
30 14.00-16.00 беседа, рассказ 2 Дикие животные.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 викторина
31 14.00-16.00 беседа 2 Домашние животные. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
32 14.00-16.00 экскурсия 2 Животные живого уголка.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 отчёт по экскурсии
33 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Жизнь животных.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
33 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Животноводство.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 викторина
34 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Взаимосвязи животных и растений МБОУ СШ № 70
кабинет 212 тест
35 14.00-16.00 Ролевая игра 2 Ролевая игра «Удивительные животные»
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 игра
36 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Охрана животных МБОУ СШ № 70
кабинет 212 викторина
37 14.00-16.00 2 Резервное время МБОУ СШ № 70
кабинет 212 38 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Что такое экосистема. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
39 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Искусственные экосистемы. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 фронтальный и индивидуальный опрос
40 14.00-16.00 рассказ, представление 2 Экологические формы растений МБОУ СШ № 70
кабинет 212 отчёт
41 14.00-16.00 рассказ, представление 2 Экологические формы животных МБОУ СШ № 70
кабинет 212 отчёт
42 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Экологические факторы.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
43 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Экологические проблемы. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 проект
44 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Сохранение экосистем.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
45 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Обобщение. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 викторина
46 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Сообщества
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
47 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Типы экологических сообществ.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
48 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Динамика сообществ. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
49 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Лес – природное сообщество. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 викторина
50 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Тайга.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
51 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Растения леса.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
52 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Животные леса МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
53 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Роль лесов в природе. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
54 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Луга и человек. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
55 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Животные лугов.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
56 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Пустыня МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
57 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Водоём – природное сообщество. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
58 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Животные водоёма МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
59 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Растения водоёма МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
60 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 О незаметных защитниках урожая МБОУ СШ № 70
кабинет 212 проект
61 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Современные проблемы охраны природы.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
62 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Пути решения проблем.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
63 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Современное состояние и охрана атмосферы.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
64 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Рациональное использование вод МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
65 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Охрана вод.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
66 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Использование и охрана недр.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
67 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Почвенные ресурсы.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
68 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Современное состояние и охрана окружающей среды МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
69 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Рациональное использование и охрана животных.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
70 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Рациональное использование и охрана животных МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
71 14.00-16.00 2 Итоговое занятие проводится итоговая диагностика, которая показывает уровень усвоения программы за текущий год. Итоговая диагностика.
ИТОГО 144 часа Учебный план 2- го года обучения
№ блока № занятия Наименование раздела Количество часов
Форма организации контроля
Всего часов
Теория
Практика 1. 1 Введение 2 1 1 1.Фронтальная или индивидуальная беседа;
2. 2- 20 Мир природы 38 21 17 1. Тестовый контроль, представляющий проверку уровня усвоения теоретических знаний;
2.Фронтальная или индивидуальная беседа;
3. Наблюдение за деятельностью на занятиях;
4. Работа с контрольными дидактическими карточками.
3. 21 - 37 Природные условия Земли и человек 36 20 16 1. Самостоятельное выполнение детьми практических работ.
2. Беседы с детьми
3. Наблюдение за деятельностью на занятиях.
4. Отчёт по экскурсии.
5. Самостоятельное выполнение детьми творческого задания
4. 38 - 51 Просторы Вселенной 26 14 12 1. Самостоятельное выполнение детьми практических работ.
2. Беседы с детьми
5. 52 - 64 Здоровый образ жизни 26 14 12 1. Самостоятельное выполнение детьми практических работ.
2. Беседы с детьми
3. Наблюдения за деятельностью на занятиях.
6. 65 -77 Человек – часть природы 26 14 12 1. Самостоятельное выполнение детьми практических работ.
2. Беседы с детьми
3. Наблюдение за деятельностью на занятиях.
4. Самостоятельное выполнение детьми творческого задания
7. 78 - 92 Современные проблемы человечества 30 17 13 1. Самостоятельное выполнение детьми практических работ.
2. Беседы с детьми
3. Наблюдение за деятельностью на занятиях.
4. Самостоятельное выполнение детьми творческого задания
8. 93 - 107 Природа Ульяновской области 30 15 15 1. Самостоятельное выполнение детьми творческого задания
2. Фронтальные и индивидуальная беседы.
9. 108 Итоговое занятие 2 - 2 Итоговая диагностика.
9 108 Итого: 216 116 100 6
Календарный учебный график. (2-ой год обучения)
№ месяц число Время проведения
занятия Форма
занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля
1 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
2 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Эволюция растительного мира.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 1.фронтальный и индивидуальный опрос;
2. беседа
3 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Эволюция голосеменных растений.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
4 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Эволюция покрытосеменных растений МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
5 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Эволюция животного мира.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
6 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Эволюция насекомых и млекопитающих.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
7 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Эволюция беспозвоночных МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
8 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Условия жизни организмов
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
9 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Легенды о природе. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 проект;
беседа
10 14.00-16.00 беседа, рассказ 2 Стихийные бедствия.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
11 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Необычные явления в природе.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 проект;
беседа
12 14.00-16.00 беседа, рассказ 2 Историческое прошлое природных феноменов.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
13 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Изменение природы во времени.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 викторина
14 14.00-16.00 беседа, диспут 2 Ветви появления древних людей МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
15 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Информационный поток в природе.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 16 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Разнообразие земных миров МБОУ СШ № 70
кабинет 212 проект;
17- 18 14.00-16.00 экскурсия 4 Экскурсия в музей беспозвоночных животных УлГУМузей УлГУотчёт
19 14.00-16.00 2 Обобщающее занятие по теме.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 викторина
20 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Разнообразие природных условий.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
21 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Закономерности изменения природных условий МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
22 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Приспособления человека к воздействию экологических факторов.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
23 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Эволюция человечества МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
24 14.00-16.00 часы общения 2 Расы.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
25 14.00-16.00 часы общения 2 Изменения рас
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
26 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Характерные признаки рас.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
27 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Народы и этносы Земли
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 ролевая игра
28 14.00-16.00 2 Место человека в природе
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
29 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Межнациональные отношения МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
30 14.00-16.00 Беседа, рассказ 2 Внутренняя природа человека МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
31 14.00-16.00 беседа 2 Будущее развитие человеческих рас.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
32 14.00-16.00 Беседа, рассказ 2 Природа и человек.
Пришкольная территория МБОУ СШ № 70 экскурсия
33 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Значение человека.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
33- 34 14.00-16.00 беседа 4 Экскурсия на областную станцию натуралистов. ОСЮН викторина
35 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Обобщённое занятие по теме МБОУ СШ № 70
кабинет 212 тест
36 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Зарождение Вселенной
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 игра
37 14.00-16.00 викторина 2 Состав Вселенной
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 викторина
38 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Солнце
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
39 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Спутники планет. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
40 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Жизнь на планете Солнечной системы. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
41 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Движение небесных тел
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
42 14.00-16.00 рассказ, проект 2 Загадки Вселенной
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 отчёт
43 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Будущее Вселенной МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
44 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Жизнь в галактике МБОУ СШ № 70
кабинет 212 проект
45 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Земля – планета Солнечной системы
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
46 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Внеземные цивилизации. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 викторина
47-48 14.00-16.00 рассказ, беседа 4 Экскурсия в метеорологический музей Метеорологический музей беседа
49 14.00-16.00 2 Обобщённые знания по теме МБОУ СШ № 70
кабинет 212 викторина
50 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Вредные привычки
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
49 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Наркомания
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 диспут
50 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Курение
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 викторина
51 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Алкоголизм МБОУ СШ № 70
кабинет 212 виеторина52 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Экология как фактор жизнедеятельности.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
53 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Наследственные факторы
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
54 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Настроение и здоровье МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
55 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Экосистема – система жизни.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
56 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Экологическая ситуация в жизни.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
58 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 ТехносфераМБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
59 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Опыт других народов.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
60 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Экология человека.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
61-62 14.00-16.00 экскурсия 4 Экскурсия в памятник природы. «Чёрное озеро».
Экологический парк Чёрное озеро отчёт
63 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Человек – как часть природы МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
64 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Предки современного человека
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
65 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Сходство приматов и человека
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
66 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Древние цивилизации МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
67 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Исчезновение цивилизации
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
68 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Что такое общество.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
69 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Типы обществ
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
70 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Ноосфера МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
71 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Человек – ячейка общества.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
72 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Человек и среда его обитания.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
73 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Будущее современной цивилизации МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
74 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Урбанизация современного общества МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
75 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Зависимость развития общества от современных условий.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
76-77 14.00-16.00 экскурсия 4 Экскурсия в ОСЮН ОСЮН экскурсия
78 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Взаимодействие природы и человека
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
79 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Современные проблемы человечества
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 презентация
80 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Океан – единое водное пространство
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
81 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Население и продовольствие. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
82 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Загрязнение воздуха МБОУ СШ № 70
кабинет 212 Отчёт по практической работе
83 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Деятельность вулканов.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
85 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Ледники и многолетняя мерзлота МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
86 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Разнообразие бытовых отходов
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 отчёт по творческому заданию, беседа.
87 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Радиоактивное загрязнение

МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
88 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Опустынивание
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
89 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Загрязнение почв
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
90 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 ОбезлесеваниеМБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
91 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Безотходное призводствоМБОУ СШ № 70
кабинет 212 творческий проект, беседа
92-93 14.00-16.00 экскурсия 4 Экскурсия в областной краеведческий музей. Краеведческий музей. экскурсия
94 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Обобщённое занятие
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 тест
95 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Природные зоны Ульяновской области
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 проект
96 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Особоохраняемые территории Ульяновской области. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 проект
97 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Экологические проблемы Ульяновской области.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 проект
98 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Изменение природных условий на территории Ульяновской области. МБОУ СШ № 70
кабинет 212 проект
99 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Региональная Красная книга. беседа
100 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Промышленное загрязнение Ульяновской области МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
101 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Зелёные насаждения в городских условий.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 проект
102 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Особоохраняемые территории города Ульяновска
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 проект
103 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Видовой состав растений города Ульяновска МБОУ СШ № 70
кабинет 212 проект
104 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Особенности расположения территории города.
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
105 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Научно- технический прогресс
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 беседа
106 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Экологические проблемы города Ульяновска
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 проект
107 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Защита экологических проектов
МБОУ СШ № 70
кабинет 212 Защита проектов
108 14.00-16.00 рассказ, беседа 2 Итоговое занятие МБОУ СШ № 70
кабинет 212 ИТОГО 216 часа Методическая литература для учителя
Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод, пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000.
Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.
Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.
Захлебный А. И. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999.
Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. — М.: Просвещение, 1984.
Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум, 1997.
Маглыш С. С. Экологическое воспитание школьников во внеклассной работе: учеб.-метод, пособие для учителей, классных руководителей, воспитателей, руководителей кружков / С. С. Маглыш, А. Н. Филиппов, В. А. Бахарев. — М.: ТетраСистемс, 2008.
Отношение школьников к природе / под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. — М.: Педагогика, 1999.
Ревель П. Среда нашего обитания: в 4 кн. Кн. 4. Здоровье и среда, в которой мы живём / П. Ревель, Ч. Ревель. — М.: Мир, 1995.
Серов Г. П. Основы экологической безопасности: учеб.-метод. пособие / Г. П. Серов — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.
Суравегина И. Т. Как учить экологии: пособие для учителя / И. Т. Суравегина, В. М. Сенкевич. — М.: Просвещение, 1995.
Второв П.П., Дроздов Н.Н. Биогеография материков. – М.: Просвещение, 1974
Наумов Н.П. Экология животных. – М.: Высшая школа, 1963
Формозов А.Н. Проблемы экологии и географии животных. – М.: Наука, 1981
Уитеккер Р. Сообщества и экосистемы. – М.: Прогресс, 1980
Кудряшов Л.В. и др. Ботаника с основами экологии. М.:Просвещение, 1979, 320 с.
Горышина Т.К. Экология растений. М.:Высш. Школа, 1979, 368 с.
Алехин В.В. География растений. – М.: Учпедгиз, 1950. – 419 с.
Вальтер Г. Растительность Земного шара: Эколого-физиологическая характеристика. - М.: Прогресс, 1969-1975. - Т. 1-3
Двораковский М.С. Экология растений.– М.:Высшая школа, 1983. – 188 с.
Интернет-ресурсы
www.elementy.ruwww.human-ecology.ruЭкологическое образование - форма учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход совместно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической и здоровьесберегающей тематикой.