Открытый урок по литературному чтению А.Плещеев В бурю


Этапы. Деятельность учителя. Формируемые УУД
Организационный этап. Слайд № 1 У природы нет плохой погоды.
Как понимаете это выражение?
Если бы вы описали свой настрой на сегодняшний урок, то каким природным явлением ?Какие природные явления вы ещё знаете? Личностные УУД
Межпредметные связи.(окр.мир)
Слайд № 2(буря) Как называется данное явление природы?
Буря – сильный ветер с грозой и дождём.
Подберите синонимы к слову буря.
Ненастье, тайфун, ураган(37 синонимов) Межпредметные связи(русск. язык)
Подготовка к восприятию текста. Слайд № 3
(Плещеев)
Слайд № 4
(задачи) Стихотворение с которым мы сегодня познакомимся, называется «В бурю».
А написал его Алексей Плещеев.
Давайте вспомним, что вы знаете об этом человеке. Какие стихотворения Плещеева уже знаем.
Как вы думаете, о чем будет данное стихотворение?
Поставим цели, перед знакомством с ним.
Познакомится с новым произведением Плещеева.
Будем учиться выделять главную мысль стихотворения.
Видеть образы, которые хотел показать нам автор
Прогнозирование.
Ассоциации.
Целеполагание.
Первичное знакомство с текстом. Прослушивание стихотворения.
Ребята, верны ли ваши предположения о содержании текста?
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
О чём оно? Аудирование.
Сопоставление ассоциации и текста.
Слайд № 5
Проблема. Какова же главная мысль стихотворения?
Какие чувства хотел вызвать автор у читателей?
Давайте более подробно проанализируем данное стихотворение, что бы ответить на эти вопросы.
Проблемный вопрос.
Вторичное самостоятельное восприятие текста. Слайд № 6
(словарная работа) Читая это стихотворение карандашом подчеркните непонятные для себя слова и слова которые уже устарели, т.е. мы в своей речи их уже не употребляем.
Лампада - Небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.
Кротко - тихо, по доброму.
Колыбель - Качающаяся кроватка для младенца Словарная работа.
Выделение образов. Доска.
Цвета для бури и цвета для мамы. Какие образы возникают у вас при чтении этого стихотворения?
Образ бури и образ мамы.
Если бы вы рисовали бурю и маму, какие цвета использовали ?С цветами мы определились, давайте найдём слова, которыми описывает маму и бурю автор.
Мама:
Нежная, качает колыбель, поёт, успокаивает, охраняет, обещает солнце и любовь.
Буря:
Выла, стучит в окно, гром, несёт чёрные тучи, тревожит сон.
С какой интонацией будем читать слова о буре. Работа в парах и на доске.
Выборочное.
Выразительное чтение.
Так кто же побеждает по – вашему?
Слайд № 7
(худ. приёмы)
Физминутка. А какие художественные приёмы использует автор описывая бурю .Олицетворение:
Ель в окно стучала, выла буря злая.
Противопоставление :Описание спокойной комнаты и бури за окном.
Найдите и прочитайте примеры этих описаний.
Песня матери.
Найдите и прочитайте песню матери.
Как нужно ёе читать?
Почему?
К кому мать обращалась в этой песне?
Почему автор назвал её молитва матери?
Молитва - обращение человека к Богу, сверхъестественным силам с просьбой о ниспослании блага и отвращении зла.
Заключительные авторские слова.
Прочитайте последнее четверостишие.
Как меняется настроение всего стихотворения?
Что ждёт малыша утром?
Кто победил в противостоянии : буря или мать?
А почему же мать может быть неспокойна?
Найдите эти строки. Выборочное чтение.
Аудирование.
Какая мама.
Ответ на проблемный вопрос Слайд. Что автор имеет в виду, говоря что «Бурь ещё немало впереди быть может….»
О чём переживает мать?
Что её волнует?
Итак, ответим на поставленный ранее вопрос: какова главная мысль этого стихотворения?
Какие чувства хотел вызвать автор у читателей?
Если рядом мама, то не страшны никакие бури!! Решение проблемы.
Итог. Групповая работа. Задание для 1 группы.
Подобрать картины, которые подходят к этому стихотворению.
Задание для 2 группы.
Выбрать пословицы:
- Нет лучше дружка, чем родная матушка.
- При солнце тепло, а при матери добро.
- Сердце матери греет лучше солнца.
Солнце не лето, зима не мороз.
Сон милее отца и матери.
Задание для 3 группы:
Найдите и распределите слова о буре, маме. Прочитайте выразительно. Рефлексия. Что вы расскажите родителям о сегодняшнем уроке. Что получилось, понравилось , чего вам не хватило? Тема урока: А.Плещеев «В бурю»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель: организовать деятельность учащихся для знакомства учащихся со стихотворением А.Плещеева «В бурю»
Задачи:
Формирование осмысленного читательского навыка: внимательно слушать текс; осознанно читать его.
Способствовать развитию умения рассуждать, сравнивать , анализировать;
Способствовать развитию умения определять эмоциональный характер текста; осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
Воспитание внимательности и любви к близким людям.
Метапредметные УУД, формируемые на уроке:
Личностные:
- делиться своими впечатлениями;
- выражать свои чувства в беседе;
- осознание через данное стихотворение основные ценности взаимоотношений в семье(любовь, нежность взаимопомощь
Регулятивные:
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с темой;
- прогнозироватьсодержание текста на основе заголовка;
- оценивать результаты своих действий ;Познавательные: 
- анализировать текст при помощи вопросов учителя;
-находить основную мысль текста;
- делать выводы и обобщения;
- сопоставлять заголовок к текстам с их содержанием;
Коммуникативные: 
- работа в группе и паре в паре;
- аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений ,
- строить связное высказывание;
Методы и формы обучения.
Технологии: игровые, системно - деятельностного метода, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневой дифференциации, технология критического мышления
Методы: стимулирование мотивации учащихся, проблемныеФормы работы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые.
Предметные:
- выразительное осмысленное чтение текста;
- работа по плану;
- вычленение выразительных средств в произведении (противопоставление олицетворения).