Урок русского языка в 4 классе на тему Сложное предложение

Урок русского языка в 4 классе по УМК « Школа России»
Учитель первой категории
МОУ «Лямбирская СОШ№2»
Вельдяскина Г.Н.

Тема: Сложное предложение. Знаки препинания в сложных предложениях,
в которых простые предложения соединены без союзов или с
союзами и, а, но.
Цели: учить различать простые и сложные предложения;
ввести в активную речевую практику учащихся термины: простое
предложение, сложное предложение;
формировать представление о способах соединения простых предложений в составе сложного; умение расставлять знаки препинания в сложных предложениях;
воспитывать у школьников желание самостоятельно думать, анализировать и рассуждать.

Ход урока
Оргмомент.
Каллиграфическая минутка.
uaнo aнou Продолжи. Объясни.
Могут ли эти буквы быть словами?
Как они называются в грамматике? (союзы)
Когда мы в своей речи используем союзы?
Что должны помнить?
Красиво и грамотно запишите предложение к себе в тетрадь.
Рядом рос кустик бузины, а на нём сидели молодые воробьи.

Целеполагание.
(Формулирование темы урока и учебной задачи.)
Разберите предложение по составу.
Составьте схему.
Рядом рос кустик бузины, а на нём сидели молодые воробьи.
[ = ], и [ = ]
Что можем сказать об этом предложении?
Почему?
Сформулируйте тему урока. Дети Т/у Сложные предложения.
Работа по образцу с.43 упр74

Как соединены простые предложения между собой? (союзом и )
Какой знак препинания стоит перед союзом и ?
Когда мы не ставим запятую перед союзом и ?

Сформулируйте учебную задачу. (У/З)
Дети У/З: Не путать сложные предложения с простыми предложениями
с однородными членами, грамотно писать сложные предложения и расставлять знаки препинания.

Работа с учебником с целью получения новых знаний.
с. 43 правило

Так как же могут соединяться простые предложения в сложные?

Применение знаний на практике.

1. Устно с. 44 упражнение № 77 ( задание 1 уровня)
Простым или сложным является каждое предложение?
Как соединены простые предложения в составе сложного?
Сделайте вывод о знаках препинания в сложных предложениях.
2. Д/срез ( задание 1 уровня)

Свинцовые тучи закрывают небо, и моросят дожди.
[ = ], и [ = ]

Спишите, разберите по составу, сделайте вывод о постановке запятой перед союзом.
Самооценка. Оцените своё умение распознавать сложное предложение
(по шкале) и расставлять запятые.



3. Упражнение II уровня. с. 44 упражнение № 78 ( один ученик за доской)

Прочитайте задание, ответьте на вопросы и выпишите только сложное предложение.
Докажите. Как это можно сделать?

Проверка.
Оцените свой ответ
(знаковой оценкой)
Светило солнце, мы перешли по мостику через овражек, и лесная тропинка вывела нас на вырубки. [ = ], [ =], и [ =]


Нужен ли полный разбор предложения для того, чтобы узнать простое оно или сложное?


4. Упражнения IIIуровня. с. 45 упражнение № 80

Текст этого упр. записан на доске или на карточке без запятых



(Кто первый выполнит задание, выходит к доске чертить схему предложения - по 1 уч.).

Проверка. Оцените свой ответ ( знаковой оценкой)
Какое предложение по составу простое или сложное? Почему простое, сложное?
Нужен ли полный разбор предложения для того, чтобы узнать простое оно или сложное? ( достаточно найти грамм. основы)
Надо ли ставить какие-нибудь знаки препинания?
5. Контрольный срез (карточка).
Взаимопроверка. Оценка в баллах и по шкале.
Контрольный срез
(работать в карточке)
1. Выбери верное утверждение: (+)

Сложное предложение это:
а) предложение, которое выражает одну законченную мысль.
б) предложение, которое выражает одну законченную мысль и
осложнено однородными членами предложения.
в) предложение, которое состоит из нескольких простых
предложений.
II. Укажи сложное предложение. Докажи (схема) (+ +)

1. Он плывет перед кораблем, указывает безопасный проход между скалами.

2. Вот опасное место осталось позади, и дельфин скрылся.
III. Расставь знаки препинания. Докажи. (схема) (+ + + +)
Над печной трубой гудел ветер, и вьюга хлопотала острыми льдинками по окнам.
В морозной тишине резко трещали сороки а на кедре прыгали белки.
Максимальное количество плюсов 7.

VI. Итог урока
Какую УЗ мы ставили в начале урока. Встаньте, кто считает, что решил поставленную задачу.

Оценивание
(по шкале)
Как оценивали себя на протяжении урока после каждого задания, подведите итог и оцените себя за весь урок.


Кто оценил себя за весь урок «на высоте», можете поставить себе на полях карандашом «5»
Кто оценил себя « чуть ниже» «4»
«Посередине» «3»


Я оценю ваши работы и поставлю отметки после проверки.


VII. Д/з правило, упражнение на выбор: с. 36 упр. № 74, с. 43 упр. № 85.
VIII. Рефлексия.












13PAGE 15