План урока русского языка в 11 классе Тема урока. Сложное предложение. Разные виды разборов предложений.


План урока русского языка в 11 классе
Тема урока. Сложное предложение. Разные виды разборов предложений.
Цели урока: 1. Повторить виды сложных предложений.
2. Повторить знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами.
3. Повторить орфограммы.
Ход урока.
Опрос.
Запись под диктовку. Анализ предложений.
То холодно, то очень жарко, то солнце спрячется, то светит слишком ярко. (Крылов)
У Ивана Ильича от усталости гудело все тело, но сидеть на мягком и прихлебывать из кружки было так приятно. (А. Н. Толстой)
Время стало самое благоприятное, то есть было темно, слегка морозно и совершенно тихо. (Аксаков)
Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, так был счастлив, расхаживал по этой квартире; а она видела во всем одну только пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость. (Чехов)
Наташа говорила шепотом, да и дед, и лесничий тоже говорили вполголоса. (Паустовский)
На другой день к завтраку подавали очень вкусные пирожки, раков и бараньи котлеты; и пока ели, приходил наверх повар Никанор справиться, что гости желают к обеду. (Чехов)
Работа с теоретическим материалом.
- Рассмотрите алгоритм.- На какие три пункта нужно обратить внимание при расстановке запятых в предложении?(Представленный алгоритм составлен в соответствии с известными учащимся пунктуационными правилами, поэтому он не включает случаи постановки запятых при деепричастиях, причастных оборотах, обособленных членах и т. д.)
1. Определяю: сложное или простое предложение
Простое Сложное
Определяю: сколько частей в предложении
Определяю части сложного предложения запятыми
Работаю с каждой частью как с простым предложением
2. Определяю: есть ли в предложении определенные члены
Да Нет
Действую в соответствии с правилом о постановке
запятых 3. Определяю: есть в предложении обращение
Да Нет
Выделяю его запятыми Запятые в предложении не нужны
Работа по основной теме.
Учитель: Перед вами отрывок из повести «Путник на краю поля», посвященной поэту Николаю Рубцову. Понаблюдайте за употреблением слов свет, огонек.
Рубцов никогда не вел дневника. Его дневники — стихи. И, открывая стихи, датированные 1964 годом, словно бы видишь одинокого путника, стоящего на краю заснеженного поля. И сгущается холодная тьма и отчаяние, и видения злыми тенями проносятся в сумерках — страшная, глухая нежить, готовая смять, растерзать душу. И уже нет сил отмахнуться от нее, все ближе холодное, смертное дыхание... И тогда, сквозь сумерки и холод отчаяния, огонек...
...Я был один живой.
Один живой в бескрайнем мертвом поле!
Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)
Мелькнул в пустыне, как сторожевой...
Огонек в доме, стоящем на краю заснеженного поля. В доме одинокая старуха, растерявшая на этом поле всех своих родных.
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне
И поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой земля полным - полна,И близких всех душа не позабудет!..
Скажи, родимый, будет ли война?
И я сказал: — Наверное, не будет.
Дай Бог, дай Бог... Ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет...—
И вдруг опять: — Не будет, говоришь...
Нет,— говорю,— наверное, не будет.
Дай Бог, дай Бог...
И вот: вроде бы и не говорили ни о чем, а уже легче. В робком помаргивании крохотного огонька посреди бесконечной тьмы рассеиваются злые видения. Снова в душе покой, и легко ей радоваться добру и прощать обиды, самоотверженно забывая себя и себя же обретая в этом забвении...
— Что ж,— говорю,— желаю вам здоровья!
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью...
И не этот ли «скромный русский огонек» мерцал Рубцову и из затянутых морозной наледью крохотных окошек «избушки», где жил он тогда со своей семьей. (...)
Но так уж была устроена жизнь Рубцова, что и у «скромного русского огонька» не суждено было задержаться ему... Так всегда было с ним.
(...) Выбираться из Николы зимой было трудно. Нужно было пройти вдоль Толшмы тридцать пять километров до лесопункта Гремяченского, там сесть на лесовоз и по узкоколейке леспромхоза добираться до станции, где ходили настоящие поезда:
Вот он, глазом огненным сверкая,
Вылетает,... Дай дорогу, пеший!
На разъезде где-то, у сарая,
Подхватил меня, понес меня, как леший!
И, разумеется, нельзя было пускаться в такой путь без валенок. В валенках и отправился Рубцов из Никольского. В валенках ходил по Вологде, в валенках приехал в Москву...
Таким, прошедшим по бездорожью, сквозь снежную мглу заметенного поля, усталым Путником видится сейчас Рубцов и нам... (Н. Коняев.)
Какие антонимы (в том числе контекстуальные) используются в тексте? Что достигается благодаря их употреблению?
Выпишите из текста односоставные предложения, подчеркните в них грамматические основы. Какова роль безличных и обобщенно-личных предложений в тексте?
Подготовьтесь к выразительному чтению отрывков из стихотворений Н. Рубцова.
Какие особенности разговорного стиля мы можем проиллюстрировать примерами из стихотворения «Русский огонек»? Какова роль диалога в этом поэтическом тексте?
Объясните знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными словами.
Составьте схемы сложных предложений.
Произведите на материале текста разные виды разбора.
Составьте на материале текста словарный диктант, включив в него слова и словосочетания.
Домашнее задание: Повторить знаки препинания при цитатах §92, упр. 494.