ОБОБЩЕНИЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ».


ОБОБЩЕНИЕ
РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
«ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА И НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ».
Исследование ценностных ориентаций старшеклассников в последние годы показывает, что у школьников слабо выражено чувство ответственности за судьбу страны, своей малой Родины, нет желаний что-то сделать, чтобы изменить положение. Утерян смысл понятия «патриотизм». Будущее страны некоторые молодые люди видят довольно мрачным: «кризис», «беспредел», «крах» - вот некоторые определения, данные ими при ответе на вопрос. О будущем страны не задумывается 3% опрошенных. Но больше половины опрошенных верят, что будет лучше («процветание», «возрождение»), только для этого необходимо много времени и перемены.
Конечно, сейчас не лучшие времена. Эти настроения хорошо накладываются на особенности возраста старшеклассников. Сегодняшнему школьнику внушается комплекс исторической неполноценности, чувство жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране. Огромную роль в этом играют средства массовой информации.
Воспитание гражданина – одна их важнейших задач, стоящих перед школой сегодня. Да, сегодня нет общих идеологических установок, нет единой программы воспитательной работы, неясны идеалы, без которых воспитание как целенаправленный процесс существовать не может. В этих условиях история мировой школы и опыт отечественной педагогики подсказывает единственный выход обратиться к «разумному, доброму, вечному», к чем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками.
Благополучие Отечества во многом зависит от того, какими качествами обладают его граждане. Легче всего кивать на власть, на происки внешних врагов, на чью-то лень, пьянство. Значительно сложнее посмотреть на себя и оценить социальную значимость собственных качеств. Сегодня только 2% ребят считают, что они сами в ответ за будущее всего Отечества.
Воспитывать любовь к Родине, уважение к национальной символике (герб, гимн, флаг), культуре, языку, традициям должны компетентные взрослые, а на селе зачастую такими людьми являются только педагоги.
А направить мысли и стремления воспитанников на путь познания и добра можно только развивая у детей чувство гражданской ответственности, сохраняя и возрождая народные традиции. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. Отстоять и приумножить ценности российской культуры, сохранить свою самобытность, приобрести развитое самосознание возможно только тогда, когда каждый с детства будет погружен в культуру своего народа, будет знать и гордиться его духовным потенциалом.
Развитие личности всегда происходит в социокультурном пространстве жизни своего народа, обладающего своей историей, культурой, своим менталитетом. Ребенок включается в это пространство самим фактом своего рождения. Но для того, чтобы произошло становление его личности, формирование его самосознания как субъекта собственной жизнедеятельности, представителя определенной человеческой общности, как продолжателя и носителя национальной культуры, должны действовать два взаимосвязанных механизма. Это – отожествление ребенка с социумом, в котором он живет, и обособление в нем его индивидуальности.
В процессе отожествления ребенок активно принимает общественно выработанные ценности, опыт человеческого бытия, входит в мир культуры и становится его деятельным членом по мере своего взросления. Механизм обособления обеспечивает функцию самореализации и самоактуализации. Оба механизма действуют в единстве, они взаимосвязаны. Однако обособление человека может произойти только в том случае, если ему предшествует идентификация.
Обретение идентичности предполагает три направления духовных усилий личности и общества в целом: воссоединение (или идентификация) со своей историей, прошлым, обретение идентичности в настоящем; видение своего будущего.
Данные положения определили направления краеведческой работы краеведческого объединения «Наше наследие» в Бишкураевской средней школе.
Это:
1) Моя Родина – Башкортостан
2) История моего района и села
3) Я – гражданин России.
Цели программы:
Воспитание нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота.
Задачи:
1) Формирование у учащихся необходимых моральных ориентиров, почеркнутых из народных мудрости, опыта, народных заповедей.
2) Воспитание гражданственности, любви к Родине, родному селу, школе, почитания и уважения народных традиций и обычаев ощущения своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры.
3) Воспитание экологической культуры, включающей признание непреходящей ценности природы, убеждение в необходимости сосуществования человека и природы в гармонии (на примере наших предков), сбережения природы для живущих и будущих поколений, чувство ответственности за судьбу природы.
4) Формирование образовательной культуры, включающей усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.
Блок «МОЯ РОДИНА -БАШКОРТОСТАН»
Приоритетным на этом этапе является чувственно-эмоциональное проживание учащимися родной земли, погружение в мир музыкальной культуры родного края, знакомство с образами прошлого и настоящего татарского и башкирского народов.
Блок «ИСТОРИЯ МОЕГО РАЙОНА И СЕЛА»
На данном этапе работы проводится поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует формированию у детей отношения к познанию как к духовно-нравственной потребности. Это отношение выстраивается как открытие субъективно нового в мире культурно-национальных ценностей, побуждающее к самоопределению школьником смысла и содержания накопленного жизненного опыта в историко-культурном пространстве развития малой Родины и народа.
Блок «Я ГРАЖДАНИН РОССИИ»
На данном этапе ведется работа по созданию такой образовательной среды, которая позволила бы раскрыть перед детьми на примере жизненного пути выдающихся земляков прошлого и настоящего возможности самореализации и само созидания. В этом направлении основное внимание уделяется также воспитанию учащихся гармонично развитыми личностями готовыми прийти на помощь, дарить окружающим радость, добрыми поступками и делами улучшать окружающую жизнь, научиться всему тому, что называется человечностью.
Тема малой Родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Начинать нужно с близкого и конкретного. С того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Самой интересной формой этой работы является составление родословных – шежере. Этой работой учащиеся начинают заниматься еще в начальных классах. Но осмысление своих корней, своей значимости, преемственности поколений приходит только на старшем этапе обучения. Особую радость выражают дети, которые сами выявляют пути и степень родства между своими близкими, понимают происхождение своей фамилии, узнают историю своего рода.
Особой формой исследовательской работы старшеклассников являются творческие проекты по таким актуальным темам, как «История моей деревни», «Знаменитые люди нашего села». В течение последних лет удачными были работы о Герое Социалистического труда Х. Гильданове, о воине – уроженце деревни Илякшиде М. Санникове, погибшим, защищая Украину в годы войны, ветеранах Великой Отечественной войны. Многие из этих работ были использованы при проведении вечеров, посвященных историям возникновения деревень, прошедших в клубах.
Наглядным и образным является также использование зала Боевой Славы Дважды Героя Советского Союза Мусы Гайсиновича Гареева и Краеведческого уголка. В зале Боевой Славы представлены богатые экспонаты о жизни и боевом пути М. Гареева. Здесь проходят военно-патриотические мероприятия и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Идет накопление материалов и в краеведческом уголке.
Таким образом, работа в данном направлении позволяет раскрыть учащимся истоки становления и развития социокультурного пространства нашей Родины, заложить основы эмоционально-нравственного отношения подрастающего поколения к истории и культуре своего народа, значимость смысла жизни для самореализации и саморазвития человека, помочь обрести каждому себя и свое место в жизни.