Урок литературы 4 класс Тема: «Путешествие по басням И.А. Крылова»


Северо-Казахстанская область
Жамбылский район
КГУ «Петровская основная школа»
Урок литературы
4 класс
Тема:
«Путешествие по басням И.А. Крылова»
Волянская Людмила
Валентиновна
Учитель начальных классов
Высшей категории
Тема: Путешествие по басням И.А. Крылова
Цель: углубить и пополнить знания детей по басням И.А. Крылова
Оформление:
Портрет И.А.Крылова
Иллюстрация к басням
Книжная выставка
Конкурс рисунков героев Крыловских басен
Ход урока
Организационный момент
Объявление темы урока
Совершим путешествие по странам Крыловской баснографии. Вглядись в этот портрет. На вас смотрит открытое лицо, проницательные и добрые глаза умного человека.
Девизом нашего урока станут слова И.А.Крылова «Люблю, где случай есть, пороки посчитать».
Из жизни И.А.Крылова (рассказывает одна из учениц)
Что же такое басня?
Басня – это краткий рассказ, нередко стихотворный, всегда нравоучительного характера, что роднит ее с притчей (поучение в иносказательной форме).
В начале басни или чаще в конце сформирован вывод, основная поучительная мысль, мораль. Герои басни не только люди, но и животные, птицы, насекомые, рыбы, вещи. Этот пример называется олицетворением, а способ, которым выражена мысль в басне эзоповским языком. Что же это за такой язык?
Давно 2,5 тыс.лет назад в Древней Греции жил был Эзоп. Остроумие и находчивость прославило его имя в веках. Считается, что он первым начал сочинять басни – открыл язык иносказания, когда поэт высказывается не прямо, а намеками. «Эзоповым» языком Крылов владел мастерски. Через пословицу, поговорку, иносказание, намек он говорил правду. Каждая его басня – это отражение, какого – либо события, свидетелем которого он был сам.
Басня «Квартет».
«Проказница мартышка».
«Осел, козел, да косолапый Мишка»
- - - - - - - -
У нас пляшут лес и горы.
О ком эта басня?
А вот и нет. Великий баснописец Крылов в своей басне имеет в виду государственный совет, учрежденный в 1810 году, который состоит из четырех департаментов – от самый басенный квартет. Создать его создали, да то его дела у него не пошли на лад. И современники хорошо поняли намек баснописца, разобрались, почему квартет «квартет найдет на лад и не может пленить своим искусством свет». Поэтому что один из музыкантов – осел, другой – козел, третья – проказница мартышка (серьезных дел не жди), а четвертый грубый, неуклюжий медведь. Звери спорят, пересаживаются с места на место, и не могут понять, почему нет гармонии. Спрашивают у соловья «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши ваших понежнее» т.е. пользы от самой хорошей идеи не будет, если ею будут заниматься люди невежественные и бесталанные.
Инсценирование басен
Стрекоза и муравей 1 группа
Ворона и лиса 2 группа
Кукушка и петух 3 группа
Зеркало и обезьяна 4 группа
- Какова тема, основная мысль басни, какие главные герои?
Рассматривание и работа иллюстрациями к басням
Чтение по ролям «Волк и ягненок»
Лото – викторина
Соединить название басни и крылатые слова.
У сильного всегда бессильный виноват. (Волк и ягненок)
Сильнее кошки зверя нет. (Мышь и крыса)
А вы, друзья, как не садись, все в музыканты не годись. (Квартет)
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль кума на себя кума оборотиться. (Зеркало и обезьяна)
Хоть видит око, да зуб неймет. (Лисица и виноград)
А воз и ныне там (Лебедь, рак и щука)
Вперед чужой беде не смейся, голубок. (Чиж и голубь)
Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона. (Слон и Моська)
В чем толку не поймут, то все у них пустяк. (Петух и жемчужное зеркало)
Конкурс чтецов
«Лев и волк»
«Обезьяна»
«Петух и жемчужное зеркало»
«Квартет»
Бал для Крыловских героев
И в заключении мы все приглашены на бал. Где герои Крыловских басен разбрелись по залу. Но заиграл вальс. И герои должны соединиться попарно. Причем пара состоит из героев одной басни. (лев и волк, кукушка и петух, ворона и лисица, зеркало и обезьяна, стрекоза и муравей, мартышка и очки)
Вывод: для чего нужно изучать басни?
Итог урока