Роль информационных и коммуникационных педагогических технологий в системе повышения квалификации

Роль информационных и коммуникационных педагогических технологий в системе повышения квалификации



Использование современных информационных и коммуникационных педагогических технологий (ИКПТ) в обучении является насущной потребностью и одновременно проблемой в системе образования.
Активно развивающиеся процессы информатизации образования служат средством для увеличения производительности труда преподавателей и учащихся, рациональным способом повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, механизмом обеспечения качественного образования.
Уровень развития информационного общества определяется эффективностью внедрения информационных процессов во все области, в том числе образование, и требует сегодня пересмотра системы повышения квалификации педагогических кадров, в первую очередь в области применения современных ИКПТ.
Зарубежный и отечественный опыт показывает, что ИКПТ целесообразно применять при изучении всех учебных дисциплин. При этом средства ИКПТ выступают как интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических преимуществ и позволяющие качественно изменить методы, формы и содержание обучения.
Современный педагог должен быть подготовлен к применению средств ИКПТ в профессиональной деятельности в качестве как средств обучения, так и организации своей деятельности. И такая подготовка одна из основных задач последипломного образования педагогических кадров любого профиля.
Существующая в настоящее время система повышения квалификации (ПК) и методической поддержки преподавателя в области информатики и ИКПТ (И и ИКПТ) не всегда способна обеспечить готовность учителя к активному использованию существующих информационных ресурсов, новых средств ИКПТ в своей профессиональной деятельности, что задерживает повышение качества обучения. Новый подход к организации повышения квалификации преподавателя в области И и ИКПТ должен опираться на принцип «будущее для настоящего» [1]. Целью процесса повышения квалификации при таком подходе является удовлетворение образовательного запроса учителя, осуществление методической поддержки в решении им задач профессиональной деятельности на основе средств И и ИКПТ, оказание помощи в овладении умениями, которые будут способствовать решению определенных жизненных проблем педагога. Результативность данных действий определяется преподавателем совместно с обучающимся и отражает степень реализации запланированной совместной деятельности по реализации программы повышения квалификации.
Формирование у педагога навыков быстрой ориентации в информационном пото
·ке, анализа этого потока с точки зрения содержания образования, приобретение знаний о дидактических возможностях различных информационных и коммуникационных технологий и их возможных функциях в учебно-воспитательном процессе, формирование у педагога умений применять ИКПТ для успешного решения педагогических задач.
Среди основных направлений повышения квалификации педагогов следует особо отметить обучение их работе в условиях телекоммуникационной среды, что позволит им в профессиональной деятельности осуществлять доступ к информации на современном уровне.
Компьютер, подключенный к сети Интернет, представляет педагогам следующие возможности [2]:
организовывать совместную учебно-исследовательскую деятельность с учащимися и педагогами всего мира;
подсоединяться к мировым библиотекам, базам данных;
использовать в своей деятельности более широкий спектр учебных и методических материалов;
повышать свою квалификацию путем обучения в высших учебных заведениях, предлагающих сетевые программы дистанционного обучения;
поддерживать профессиональные контакты с коллегами, с методическими учреждениями и т. д.
Одним из возможных путей внедрения телекоммуникационных форм взаимодействия педагогического коллектива, способствующего эффективному творческому общению педагогов, является целенаправленное формирование системы поддержки образовательного процесса средствами интернет-технологий, что включает в себя, в частности, создание веб-ресурса как инструмента повседневной учебно-методической и организационной деятельности преподавателя, а также теоретико-практическую подготовку педагога вуза к участию в создании вузовского веб-ресурса и его использованию в ходе повседневной профессиональной деятельности. Данный ресурс должен быть методически грамотен, образовательно ценен и востребован в повседневном труде педагога.
Литература
Пак. Н.И. Проективный подход в обучении как информационный процесс: Монография/ Краснояр. гос. пед ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2008.
Маркова Л.А. Формы и методы изучения ИКТ в системе повышения квалификации педагогов // Информатика и образование. №10. 2009. С. 125.