Рабочая программа по предмету Математические представления 1 класс (II вариант)

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников
с ограниченными
возможностями здоровья
«Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Согласовано: Рассмотрено:
Зам.директора по УР
_________ /Л.И.Ковалева/ Утверждено:
От
Директор школы
_______В.Н.Васильев

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Математические представления»
1 класс
(Вариант II)

2016 – 2017 учебный год
Разработчик программы:
учитель А.А. Мицих







I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и другое.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и тому подобное.
Цель обучения - формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Задачи:
1) сформировать представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления;
2) сформировать представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.
3) сформировать способностью пользоваться математическими знаниями
при решении соответствующих возрасту житейских задач.
II. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся в классе.
Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на две группы:
1 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.
2 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.
Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.
Разделение на группы в данном случае носит условный характер и ни в коем случае не предполагает реальное разделение детей в образовательной организации. Смешанная комплектация классов создает условия, в которых дети могут учиться подражать и помогать друг другу.
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. В случае тяжелой умственной отсталости языковые средства часто оказываются несформированными. Вместе с тем использование средств альтернативной (невербальной) коммуникации позволяет обучать детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием навыкам элементарной коммуникации.
Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.
Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
III. Общая характеристика учебного предмета.
Занятия по предмету «математические представления» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.
Индивидуальные формы работы на занятиях по формированию математических представлений органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития математических представлений и речи детей.
IV. Место предмета в учебном плане 1 класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса математика.
Личностными результатами изучения предмета обучающихся являются:
- Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
- уметь различать предметы по форме, величине;
- умение ориентироваться в схеме тела;
- умение различать множества (один – много);
- умение различать части суток;
- умение соотносить число с соответствующим количеством предметов;
- умение пересчитывать предметы.
Метапредметные результаты:
- учиться работать по предложенному учителем плану.
VI. Содержание учебного предмета.
Программа предполагает работу по следующим разделам:
«Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Временные представления.
Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). Составление последовательности событий. Определение времени по часам (целого часа, с точностью до получаса, четверть часа, с точностью до 5 минут). Соотнесение времени с началом и концом деятельности.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение множеств (без пересчета, с пересчетом).
Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств).
Представление о числовой последовательности. Пересчет предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представление множества двумя другими множествами. Решение задач на увеличение на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц. Выполнение арифметических действий на калькуляторе. Представление о денежном знаке. Размен денег.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу. Измерение с помощью мерки.
Представление о форме.
Различение круглых и некруглых геометрических тел. Различение некруглых геометрических тел. Соотнесение геометрических тел с названием («шар», «куб», «призма», «параллелепипед»). Соотнесение геометрического тела с геометрической фигурой(куб – квадрат, шар – круг, треугольная призма – треугольник, параллелепипед – прямоугольник). Соотнесение предмета с геометрическим телом, геометрической фигурой. Рисование геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»).
Пространственные представления.
Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Составление предмета из двух и нескольких частей. Составление картинки из нескольких частей. Составление ряда из предметов, изображений. Определение месторасположения предметов в ряду.
VII. Тематическое планирование.
п/п
Изучаемый раздел
кол-во часов
Содержание раздела

1
Представление о величине
6
Формирование умения различать и сравнивать предметы по форме, величине.

1.1
«Большой - маленький»
2


1.2
«Высокий  низкий»
2


1.3
«Широкий  узкий»
2


2
Представление о массе
7


2.1
«Тяжелый  легкий»
2
Формирование умения различать и сравнивать предметы по массе

2.2
«Глубокий - мелкий»
2


2.3
«Толстый - тонкий»
2


2.4
Повторение пройденного материала
1


3
Количественные представления
8


3.1
«Мало  много»
2
Формирование умения различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).

3.2
«Несколько-немного»
2


3.3
Изменение количества
2


3.4
Сравнение количества предметов
1


3.5
Повторение пройденного материала
1


4
Временные представления
9


4.1
Времена года
2
Формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности.


4.2
Сутки
2


4.3
Неделя
2


4.4
«Рано  поздно»
2


4.5
Повторение пройденного материала
1


5
Пространственные представления
6


5.1
«Вверху  внизу»
1
Формирование умения ориентации в пространстве

5.2
«Впереди  сзади»
2


5.3
«Слева  справа»
2


5.4
Повторение пройденного материала
1


6
Расположение на листе бумаги
5


6.1
«Справа  слева»
2
Формирование умения ориентации на плоскости

6.2
«Вверху  внизу», «в середине»
2


6.3
Повторение пройденного материала
1


7
Отношение порядка следования
10


7.1
«Первый  -последний»
3
Формирования умения к отношению порядка следования

7.2
Перед, после, между
4


7.3
Повторение пройденного материала
3


8
Геометрический материал
7


8.1
Круг
1


8.2
Квадрат
1
Формирование умения представления о геометрических формах

8.3
Треугольник
1


8.4
Прямоугольник
1


8.5
Точка
1


8.6
Прямая линия
1


8.7
Кривая линия
1


9
Нумерация
8


9.1
Узнавание и выделение цифры 1
2


9.2
Соотнесение цифры 1 с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей Прорисовывание цифры 1 по трафарету, по точкам
2
Формирование умения выделения цифры 1

9.3
Конструирование цифры 1 из пластилина, проволоки
2


9.4
Повторение пройденного материала
2



VIII. Описание учебно – методического и материально - технического обеспечения.
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.
4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.
Методы обучения
Методы мотивации учебной деятельности
Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.
Методы формирования новых умений
Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.
Методы обобщения и систематизации изученного
Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.
Методы контроля результатов обучения
Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.
Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.
Учебно-методический комплекс.
Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); наборы предметов для занятий (Монтессори-материал и др.); пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением цифр, денежных знаков и монет; макеты циферблата часов; калькулятор; весы; рабочие тетради с различными геометрическими фигурами, цифрами для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы.
Литература
В обучении используются дидактические материалы по математике для дошкольников:
1. «Математика в детском саду», Пособие Л.С. Метлина, М., «Просвещение», 1984г.;
2. Учебник математики для 1-х классов специальных (коррекционных) школ VIII вида А.А.Хилько,Б.Л. Мершон, М, «Просвещение», 1987г.;
3. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Математика. 1 класс. В 2-х частях.
4.Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. В 2 частях (VIII вид). Алышева Т.В.
5. Прописи
6. Антропология серий развивающих компьютерных игр «Супердетки» - «Учим цифры», «Арифметика».
Методическая литература для учителя.
1. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г).
2. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г).
3. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». Маллер А.Р., Цикото Г.В. М., «Академия», 2003 год.
4. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков М.«Владос»,2009г
5. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. Шипицина Л.М. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Бгажнокова И.М. М. «Владос», 2007г.
7. «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М. Головкинаг. Переяславль, 2007 г.
8. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. Перова М. Н. М., «Владос», 2001.
Дополнительная литература для учителя:
1. Волина В. Праздник числа. М., «АСТпресс», 1997.
2. Волина В. Веселая арифметика. Екатеринбург, «АТД ЛТД», 1999.
3. Тумановская М. П. Скоро в школу. М., «ОНИКС 21 век», 2004.
VIV. Планируемые результаты освоения программы в 1 классе.
Минимальный уровень
Достаточный уровень

Элементарные математические представления о форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления

Умение различать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела
Умение различать множества (один – много).
Умение различать части суток.
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами.

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов.
Умение пересчитывать предметы.
Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.


X. Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.
При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.
п/п
Изучаемый раздел
Индикаторы
Баллы




0
1
2
3
4
5

1
Представление о величине
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.







2
Представление о массе
Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.







3
Количественные представления
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).







4
Временные представления
Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.







5
Пространственные представления
Умение ориентации в пространстве







6
Расположение на листе бумаги
Умение ориентироваться на плоскости







7
Отношение порядка следования
Понимание отношения к порядку следования







8
Геометрический материал
Иметь представления о геометрических формах







9
Нумерация
Умение выделять цифру 1








Баллы
Уровень сформированности навыка

0
Навык или умение отсутствует

1
Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2
Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3
Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4
Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5
Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно











Календарно-тематическое планирование

Дата
Тема урока
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

I четверть ( 17 часов)

Представления о величине (6 ч)

02.09.
Большой-маленький
Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине. Уметь слушать и наблюдать за учителем. Уметь действовать совместно с учителем. Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

05.09.
Высокий-низкий


09.09.
Большой-маленький


12.09.
Высокий-низкий


16.09.
19.09.
Широкий-узкий


Представление о массе (7 ч)

23.09.
26.09.
Тяжелый-легкий
Умение различать и сравнивать предметы по массе. Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

30.09.
03.10.
Глубокий-мелкий


07.10.
10.10.
Толстый-тонкий


14.10.
Повторение изученного материала


Количественные представления( 8 ч)

17.10.
21.10.
Мало-много
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один-много). Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

24.10.
28.10.
Несколько-много


II четверть ( 14 часов)

07.11.
11.11.
Изменение количества
Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один-много). Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

14.11.
Сравнение количества предметов


18.11.
Повторение изученного материала


Временные представления ( 9 ч )

21.11.
25.11.
Времена года
Формирование умения различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, соотносить время с началом и концом деятельности. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один-много). Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

28.11.
02.12.

Сутки


05.12.
09.12.
Неделя


12.12.
16.12.
Рано-поздно


19.12.
Повторение изученного


Пространственные представления ( 6ч)

23.12.
Вверху-внизу
Умение ориентироваться в пространстве.

III четверть ( 20 часов)

09.01.
13.01.
Впереди-сзади
Умение ориентироваться в пространстве. Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

16.01.
20.01.
Слева-справа


23.01.
Повторение изученного материала


Расположение на листе бумаги (5 ч)

27.01.
30.01.
Справа - слева
Умение ориентироваться на плоскости.
Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

03.02.
06.02.
Вверху – внизу, в середине


10.02.
Повторение изученного материала


Отношение порядка следования (10 ч)

20.02.
24.02.
27.02.
Первый-последний
Умение определять порядок следования. Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.


03.03.
06.03.
10.03.
13.03.
Перед, после, между
Умение определять порядок следования. Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.


17.03.
20.03.
24.03.
Повторение изученного материала


IV четверть ( 14 часов)

Геометрический материал (7 ч)

07.04.
Круг
Умение определять геометрические формы. Умение определять порядок следования. Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.


10.04.
Квадрат


14.04.
Треугольник


17.04.
Прямоугольник


21.04.
Точка


24.04.
Прямая линия


28.04.
Кривая линия


Нумерация (8 ч)

05.05.
12.05.
Узнавание и выделение цифры 1
Умение выделять цифру 1. Умение определять порядок следования. Действовать по подражанию, использовать по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.


15.09.
19.05.
Соотнесение цифры с соответствующим количеством предметов, объемных и плоскостных моделей.
Прорисовывание цифры 1 по трафарету, по точкам


22.05.
26.05
Конструирование цифры 1 из пластилина, нитки


29.05.
30.05.
Повторение пройденного материала


Всего уроков за год - 66














13PAGE \* MERGEFORMAT141615



13PAGE \* MERGEFORMAT141015



 
·