Адаптированная образовательная программа по учебному предмету Биология для 7 класса на 2016-2017 учебный год.


Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение № 23
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР: ___________ Р.З.Юсупова
«____»_______________2016г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы :__________И.Н. Дешевых
«____»____________2016г.
Адаптированная образовательная программа
по учебному предмету « Биология»
для 7 класса
на 2016-2017 учебный год

Разработала: Волоскова Л.Б..,
учитель ВК
Утверждено на заседании
Педагогического совета от «___»_____2016г
протокол №__


Ульяновск,2016г.

Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по биологии в 7-9 классах составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно-правовых документов:
«Закон об образовании в РФ»,2012г, № 273- ФЗ;
Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015, №35850;
Конвенция о правах ребенка. 15. 09 .1990г.;
Федеральный закон «О ратификации Конвенсии о правах инвалидов» № 46- ФЗ, от 03.05.2012г.
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2013 год, допущены Министерством образования Российской Федерации
базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г №29/2065-п, вариант 1).
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающихся, содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания
Содержание программы  курса биологии для обучения детей с умственной отсталостью сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно–ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют цели и задачи.
Основными целями изучения биологии в 7 классе в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются:
усвоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
усвоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
применение знаний и умений в повседневной жизни для выращивания растений;

оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе,
соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Основными целями изучения биологии в 7 классе в школе для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья являются: • усвоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, животных; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма; • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, животным, собственному здоровью и здоровью других людей; • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о здоровье животных и о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей; соблюдения норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Из поставленных целей вытекают следующие задачи:
- формирование представлений обучающихся об основных элементах живой природы, животных, человеке;
– развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Биология»; - нравственно - экологическое воспитание обучающихся при изучении предмета.
1.Общая характеристика учебного предмета.
Учебники по биологии соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 учебный год. При подаче материала обучающимся применяется чаще всего используемая в практике обучения биологии типология уроков по дидактической цели: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала; урок комплексного применения знаний; урок обобщения и систематизации знаний и умений; урок актуализации знаний и умений; урок контроля и коррекции знаний и умений. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками на самостоятельный поиск, отбор, анализ и использование информации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы.
Особое внимание уделено познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно–познавательной деятельности предполагается работа с различным раздаточным, дидактическим материалом и индивидуальными заданиями. В дидактический материал и индивидуальные задания включены вопросы и задания в форме познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Эти задания выполняются как по ходу урока, так и в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве самостоятельной работы или домашнего задания.
Преподавание биологии в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития обучающихся. В процессе знакомства с живой природой необходимо развивать у обучающихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой, взаимосвязи человека с живой природой, влияние на нее.
Изучение курса 7 класса «Растения» начинается со знакомства с зелеными растениями, являющимися основными ботаническими знаниями, которые доступны для чувственного восприятия обучающихся. Затем можно изучать бактерии и закончить курс 7 класса знакомством с грибами. Такая последовательность объясняется особенностями усвоения, сохранения и применения знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья .
Школьников невозможно познакомить со всеми группами растений и с теми признаками, по которым они объединяются в таксономические группы (типы, классы, отряды и др.). Поэтому в данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их сходства и различия, которые можно наглядно показать по цветным таблицам.Методы обучения:
Словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника.
Наглядные: наблюдение натуральных объектов и явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, тематических фильмов).
Практические: лабораторные и практические работы, наблюдения опытов и экскурсионные наблюдения в природе и т.д.
Приёмы обучения – осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом возрастных особенностей, уровня развития и интеллектуальных возможностей.
Принципы:
принцип коррекционной направленности;
принцип, воспитывающий и развивающий направленности обучения;
принцип научности и доступности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип наглядности;
принцип индивидуального и дифференцируемого подхода в обучении.
Формы учебной деятельности:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Технологии обучения:
дифференцированное обучение;
личностно-ориентированное обучение.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний;
Урок формирования и закрепления знаний и умений;
Урок обобщения и систематизации знаний;
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков;
Комбинированный урок.
Содержание программы курса биологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Основой курса биологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются:
- идеи преемственности начального и основного общего образования;
- гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития обучающихся;
-личностной ориентации содержания образования;
- деятельностного характера образования, формирования у обучающихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
При планировании уроков предусмотрены различные виды деятельности и их единство и взаимосвязь, позволяющие оптимально достигать результатов обучения.
2.Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год рабочая программа рассчитана :Класс Количество часов
В неделю В год
7 2 68
3. Описание ценностных ориентиров содержания « Биология».
Познавательные ценности - содержания курса позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Коммуникативные ценности - курс биологии способствует формированию процесса общения, развитию грамотной речи. Приобретаемые навыки ориентиры на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Нравственные ценности - курс биологии направлен на формирование ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Эстетические ценности - формируемые в курсе биологии ценностные ориентиры предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все  ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
4. Планируемые результаты освоения учебной программы
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию учебных умений и навыков, которые могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
В основе содержания обучения биологии лежит овладение обучающимися следующими видами ключевых компетенций:
общекультурные – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности;
учебно-познавательные – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельностью, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами – это: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
коммуникативные – включают знания и способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;
социальные – означают владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, овладение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
информационные – при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер, т.д.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно находить, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранять и предавать ее.При изучении предметов биология у обучающихся должны быть сформированы следующие ЗУН и ключевые компетенции:основы практико-ориентированных знаний о природе и человеке (учебно-познавательные компетенции);
представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира (общекультурные компетенции);
умение узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы (общекультурные компетенции);
умение описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки (коммуникативные компетенции);
умение сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы (общекультурные и коммуникативные компетенции);
умение проводить несложные наблюдения в окружающей среде и проводить лабораторные работы, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы (общекультурные компетенции);
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных работ (общекультурные компетенции);
умение использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний (информационно-коммуникативные компетенции);
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения (социальные компетенции);
умение использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья (социальные компетенции);
умение пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены (социальные компетенции);
умение обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе, определять характер взаимоотношений человека и природы (общекультурные и социальные компетенции);
осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде (общекультурные и социальные компетенции).
В сфере познавательных универсальных учебных действий должны быть cформированы:
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета (информационно-коммуникативные компетенции);
умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ (информационно-коммуникативные компетенции);
умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (общекультурные и социальные компетенции);
умение строить сообщения в устной и письменной форме (информационно-коммуникативные компетенции);
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (общекультурные и учебно-познавательные компетенции);
умение проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям (общекультурные и учебно-познавательные компетенции);
умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и устанавливать аналогии (общекультурные и учебно-познавательные компетенции);
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах (общекультурные и коммуникативные компетенции).
В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» (учебно-познавательные компетенции);
выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения (учебно-познавательные компетенции);
адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности (учебно-познавательные компетенции);
ориентация на понимание и принятие предложений и оценки учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);
понятие об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение (социальные компетенции);
установка на здоровый образ жизни и навыки реализации её в реальном поведении и поступках (социальные компетенции);
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения (общекультурные и социальные компетенции);
В сфере регулятивных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
умение принимать и сохранять учебную задачу (учебно-познавательные компетенции);
умение работать в сотрудничестве с учителем, ставить новые учебные задачи (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);
умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (учебно-познавательные и коммуникативные компетенции);
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане (учебно-познавательные и социальные компетенции);
умение выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме (коммуникативные компетенции);
умение самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия (учебно-познавательные и общекультурные компетенции);
умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей (социальные и коммуникативные компетенции);
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач (общекультурные и коммуникативные компетенции);
умение строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения (информационно-коммуникативные компетенции);
умение использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности (социальные и коммуникативные компетенции);
умение формулировать и обосновывать собственное мнение и позицию (социальные и коммуникативные компетенции);
умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (социальные и коммуникативные компетенции);
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов (социальные и коммуникативные компетенции);
умение задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром (социальные и коммуникативные компетенции).
5.Содержание учебного предмета биология.
Биология.7 класс.
Задачи:
- формирование представлений обучающихся о многообразии бактерий, грибов, растений;
– развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Биология»; - нравственно - экологическое воспитание обучающихся при изучении предмета;
-воспитание у обучающихся целенаправленности, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля; интереса к предмету и учеб;
- формирование у обучающихся навыков ухода за растениями
Растения, грибы и бактерии
Введение. Значение растений и их охрана.
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветение и плодоношение растений.
Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семена растений.
Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Практическая работа:
- определение всхожести семян.
Демонстрация опытов:
- условия, необходимые для прорастания семян;
- передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Корни и корневые системы.
Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист.
Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опытов:
- испарение воды листьями;
- дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
Стебель.
Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Демонстрация опыта:
- передвижение минеральных веществ и воды по древесине. Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)
Лабораторные работы:
Органы цветкового растения.
Строение цветка.
Строение семени фасоли.
Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Экскурсии:
- в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября).
Многообразие бактерий, грибов, растений.
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Покрытосеменные, цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии:
- в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например — фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения:
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия).
Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок — многолетние овощные растения.
Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Практические работы:
- перевалка и пересадка комнатных растений.
Лабораторная работа.
Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Лабораторная работа.
Строение клубня картофеля.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос для южных районов).Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.
Практические работы:
- в саду, на школьном учебно-опытном участке;
- вскапывание приствольных кругов;
- рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия:
—«Весенние работы в саду».
Заключение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.
Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса.
Планируемые результаты освоения программы (знания и учения):
- знание названий некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строения и общих биологических особенностей цветковых растений; разницы цветков и соцветий;
- знание некоторых биологических особенностей, а также приемов возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
- знание разницы ядовитых и съедобных грибов; вреда бактерий и знание способов предохранения от заражения ими.
- умение отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- умение приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- умение различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
- умение различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
- умение выращивать некоторые цветочно-декоративные растения (в саду и дома);
- умение различать грибы и растения.

6. Календарно-тематическое планирование. Биология. 7 класс.

№ Тема урока Кол-во часов Дата проведения Академический компонент Базовые учебные действия. Планируемые результаты Домашнее задание
Личностные Познавательные Коммуникативные Регулятивные Многообразие растений (2ч)
1 Разнообразие растений. Значение растений. 1 Знать разнообразие растений и их значение. Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе.
Формирование умения соблюдать правила поведения в школе, строить беседу, отношения со взрослыми, сверстниками. с.5-10
2 Охрана растений 1 Уметь владеть навыками по охране растений. Формирование умения давать позитивную самооценку результатам деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование умение оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. с.10-13
Цветок (4ч).
3 Строение цветкового растения. 1 Знать строение цветкового растения Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах. Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умения определять цели учебной деятельности; работать по составленному плану. с.14-16
4 Строение цветка. 1 Знать строение цветка. Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе. Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников с.16-19
5 Виды соцветий. 1 Знать виды соцветий. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умение оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. с.19-21
6 Опыление цветков 1 Знать значение опыления цветков. Формирование умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. с.21-24
Плод (8 ч)
7 Плоды. Разнообразие плодов. 1 Владеть навыками узнавания и распознавания плодов. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения принимать точку зрения других, договариваться.
Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве с.24-28
8 Размножение растений семенами.
1 Знать виды размножения растений. Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах. Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников с.28-31
9 Внешний вид и строение семени фасоли. 1 Иметь представления о внешнем виде и строении семени фасоли. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умения соблюдать правила поведения в школе, строить беседу, отношения со взрослыми, сверстниками. с.31-34
10 Строение зерновки пшеницы. 1 Знать строение пшеницы. Формирование умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе.
Формирование умения определять цели учебной деятельности; работать по составленному плану. с.35-37
11 Условия прорастания семян 1 Иметь представления об условиях прорастания семян. Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование умение оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. с.37-40
12 Определение всхожести семян. 1 Уметь определять всхожесть семян Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах. Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов с.40-41
13 Правила заделки семян в почву. 1 Уметь правильно сажать семена в почву. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. с.41-44
14 Контрольная работа №1 «Размножение и развитие растений». 1 Уметь самостоятельно решать поставленные задачи. Формирование умения проявлять познавательный интерес к изучению предмета,
к способам решения новых учебных задач
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и устанавливать аналогии Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников повторение
Корень (4ч) 15 Корень. Виды корней. 1 Знать понятие «Корень » и его виды. Формирование умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников с.44-47
16 Корневые системы. Корневые волоски. 1 Знать корневые системы Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе. Формирование умения соблюдать правила поведения в школе, строить беседу, отношения со взрослыми, сверстниками. с.47-49
17 Значение корня в жизни растения. 1 Знать значение корня в жизни растения. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах. Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умение оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. с.49-51
18 Видоизменения корней. 1 Иметь представления об видоизменениях корней. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умения определять цели учебной деятельности; работать по составленному плану. с.51-53
Лист (6ч).
19 Лист. Внешнее строение листа 1 Знать внешнее строение листа. Формирование умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов с.54-57
20 Из каких веществ состоит растение 1 Знать из каких веществ состоит растение. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. с.57-58
21 Образование органических веществ в растениях 1 Знать образование органических веществ в растениях. Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе. Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников с.58-62
22 Испарение воды листьями 1 Иметь представление об испарении воды листьями. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах. Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве с.62-65
23 Дыхание растений 1 Иметь представление о дыхании растений. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве с.65-68
24 Листопад и его значение 1 Иметь сведения о листопаде и его значении. Формирование умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование умение оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. с.68-70
Стебель (3ч)
25 Стебель. Строение стебля 1 Знать строение стебля. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умения соблюдать правила поведения в школе, строить беседу, отношения со взрослыми, сверстниками. с.71-73
26 Значение стебля в жизни дерева 1 Знать значение стебля в жизни дерева. Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе. Формирование умения определять цели учебной деятельности; работать по составленному плану. с.73-76
27 Разнообразие стеблей 1 Иметь представление о разнообразии стеблей. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах. Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. с.76-79
Растение — целостный организм (7ч)
28 Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания. 1 Иметь представление об взаимосвязи частей растения и связи растения со средой обитания. Формирование умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умение оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. с.79-83
29 Деление растений на группы. Мхи. 1 Иметь представление о делении растений на группы, о мхах. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов с.84-88
30 Контрольная работа №2 «Лист. Строение листа». 1 Уметь самостоятельно решать поставленные задачи. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе. Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве повторение
31 Папоротники- нецветковые растения. 1 Иметь представление о папоротниках- нецветковых растениях. Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах. Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умения соблюдать правила поведения в школе, строить беседу, отношения со взрослыми, сверстниками. с.88-91
32 Голосеменные хвойные растения 1 Иметь представление о голосеменных хвойных растениях. Формирование умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе. Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников с.91-93
33 Волшебный мир растений. 1 Иметь обобщающие сведения о растениях. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование умение оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. с.93-94
34 Деление цветковых на классы 1 Знать деление цветковых на классы. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников с.94-96
Однодольные покрытосеменные растения (6ч)
35 Однодольные покрытосеменные растения. Общие признаки злаковых. 1 Знать однодольные покрытосеменные растения и общие признаки злаковых. Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах. Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умения определять цели учебной деятельности; работать по составленному плану. с.96-97
36 Хлебные злаковые культуры. 1 Знать хлебные злаковые культуры. Формирование умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. с.98-103
37 Выращивание зерновых и использование злаков в сельском хозяйстве. 1 Знать, как выращивают зерновые и используют в сельском хозяйстве. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе. Формирование умения соблюдать правила поведения в школе, строить беседу, отношения со взрослыми, сверстниками. с.103-109
38 Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные. 1 Знать общие признаки лилейных. Иметь представления о цветочно- декоративных лилейных. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений и устанавливать аналогии Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников с.110-116
39 Овощные лилейные.
Строение луковицы. 1 Иметь представления об овощных лилейных и строении луковицы. Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование умение оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. с.116-121
40 Дикорастущие лилейные.
Ландыш. 1 Иметь представления о дикорастущих лилейных на примере ландыша. Формирование умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умения определять цели учебной деятельности; работать по составленному плану. с.121-122
Двудольные покрытосеменные растения (24ч)
41 Пасленовые. Определение общих признаков пасленовых.
Паслен. 1 Знать общие признаки паслёновых. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах. Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. с.122-124
42 Строение клубня картофеля 1 Знать строение клубня картофеля Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умения соблюдать правила поведения в школе, строить беседу, отношения со взрослыми, сверстниками. с.124-126
43 Технология выращивания картофеля 1 Знать технологию выращивания картофеля. Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов с.126-130
44 Овощные пасленовые.
Томат 1 Иметь представления о овощных паслёновых на примере томата. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве с.131-134
45 Овощные пасленовые.
Баклажаны и перцы 1 Иметь представления о баклажанах и перцах. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников с.134-138
46 Цветочно-декоративные пасленовые 1 Иметь представления о цветочно- декоративных паслёновых. Формирование умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах. Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе. Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве с.138-142
47 Общие признаки бобовых.
Пищевые бобовые 1 Иметь представления об общих признаках бобовых, что такое пищевые бобовые. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умения определять цели учебной деятельности; работать по составленному плану. с.143-145
48 Фасоль и соя -южные бобовые культуры 1 Иметь представления о фасоли и сои. Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. с.145-148
49 Кормовые бобовые 1 Иметь представления о кормовых бобовых. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умение оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. с.148-150
50 Общие признаки розоцветных. Шиповник .1 Иметь сведения об общих признаках розоцветных.( шиповник). Формирование умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников с.150-153
51 Контрольная работа №3 «Паслёновые» 1 Уметь самостоятельно решать поставленные задачи. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе. Формирование умения соблюдать правила поведения в школе, строить беседу, отношения со взрослыми, сверстниками. повторение
52 Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. Груша. 1 Иметь представления об плодово-ягодных розоцветных на примере яблони и груши. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве с.153-158
53 Эти удивительные растения! 1 Иметь обобщающие сведения о растениях. Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников интернет-задание
54 Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. Малина. 1 Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование умения определять цели учебной деятельности; работать по составленному плану. с. 158-163
55 Плодово-ягодные розоцветные.
Земляника 1 Иметь представления об плодово-ягодных розоцветных на примере земляники. Формирование умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах. Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе. Формирование умение оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. с.163-166
56 Персик и абрикос -южные плодовые розоцветные культуры 1 Иметь представления об плодово-ягодных розоцветных на примере персика и абрикоса. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. с.166-169
57 Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные.
Подсолнечник. 1 Иметь сведения об общих признаках сложноцветных (пищевые сложноцветные- подсолнечник). Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умения соблюдать правила поведения в школе, строить беседу, отношения со взрослыми, сверстниками. с.169-173
58 Календула и бархатцы-однолетние цветочно-декоративные сложноцветные 1 Иметь представления об однолетних цветочно- декоративных сложноцветных на примере календулы и бархатцах. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников с.174-176
59 Маргаритка и георгин -многолетние цветочно-декоративные сложноцветные 1 Иметь представления об однолетних цветочно- декоративных сложноцветных на примере маргаритки и георгин. Формирование умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе. Формирование умения определять цели учебной деятельности; работать по составленному плану. с.177-180
60 Уход за комнатными растениями. Перевалка. Пересадка 1 Уметь ухаживать за комнатными растениями. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умение оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. с.180-184
61 Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке 1 Уметь вести весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. с.194-196
62 Весенняя обработка почвы 1 Уметь вести весеннюю обработку почвы. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умения соблюдать правила поведения в школе, строить беседу, отношения со взрослыми, сверстниками. с.196-200
63 Растение- живой организм 1 Иметь сведения о растениях, как о живом организме. Формирование умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах. Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование научного мировоззрения на основе научных фактов с.201-203
64 Контрольная работа№4
«Растение- живой организм» 1 Уметь самостоятельно решать поставленные задачи Формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения и принятия образца «хорошего ученика» Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе. Формирование умения адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников повторение.
Многообразие растений, бактерий и грибов(4)
65 Бактерии и особенности их жизнедеятельности 1 Иметь представления о бактериях и особенностях их жизнедеятельности Формирование умения проявлять познавательный интерес к изучению предмета,
к способам решения новых учебных задач
Формирование умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Формирование умения доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками; Формирование умение оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. с.204-208
66 Строение и особенности жизнедеятельности грибов 1 Иметь представления о строении и особенностях жизнедеятельности грибов. Формирование умения принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Формирование умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Формирование умения строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу. с.209-212
67 Итоговая контрольная работа№5
«Растение - целостный организм» 1 Уметь самостоятельно решать поставленные задачи. Формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов Формирование умения проводить сравнение, обобщение и классификацию по заданным критериям Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы; принимать точку зрения другого; организовать учебное взаимодействие в группе. Формирование умения определять цели учебной деятельности; работать по составленному плану. повторение
68 Съедобные и несъедобные грибы.
Ядовитые грибы 1 Иметь представления о съедобных, несъедобных и ядовитых грибах. Формирование умения давать позитивную самооценку результатам учебной деятельности, проявления познавательного интереса к предмету Формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении и свойствах. Формирование умения использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Формирование умения соблюдать правила поведения в школе, строить беседу, отношения со взрослыми, сверстниками. с.212-214
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Биология»
К материально-техническим средствам обучения, которые эффективно используются на уроках географии, относятся персональные компьютеры и мультимедиа проектор, CD-диски с дидактическим материалом по предмету.
Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий я применяю следующие:
компьютерные презентации
тестирование на компьютере
работа на интерактивной доске
учебные документальные фильмы
Кроме этого, при проведении уроков используется дидактический материал:
-таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы;
-объемные плакаты;
-коллекции разнообразных семян
-гербарий (зерновые культуры, декоративные растения и т.д.)
-муляжи фруктов и овощей

Учебное и учебно-методическое обеспечение.
Для учителя:
Багрова Л.А., Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения. АСТ, 2005, 511стр.
Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Изд. Лайда, Москва, 2001, 95 стр.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Изд. Учитель, Воронеж, 2002, 157 стр.
Егорова Л.М., Коробкова Е.П., Кривошеев В.А., Соколов В.Н. Стпыжков А.В., Шабалова М.Н. Программа экологического обучения и воспитания для детских садов. Часть 1. Ульяновск. УлГУ, 2002, 196 стр.
Кондратьева Н.Н. (1955-1995г.), Шилёнок Т.А., Маркова Т.А., Виноградова Т.А. мы. Программа экологического образования детей.
2-е издание, испр. и доп. - СПБ: Детство – пресс, С-П, 2001,240 стр.
Костева И.А. Методические рекомендации по оформлению образовательных программ учебных групп и детских коллективов, ИПК ПРО, Ульяновск.
Сезонные экскурсии в природу. Методические рекомендации для учителей биологии средней школы. Ульяновск, Областной экологический центр учащихся, 2001, 32 стр.. Бианки В. Лесная газета клуб колумбов, С-П. Дрофа, 2004, 260 стр.
9. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. М. Внешсигма, АСТ
2003, 295 стр.
10. Гуревич Л. - перевод. Большая энциклопедия природы для детей. М. Межкнига, 2004,254 стр.
11. Онегов А. Школа юннатов. М. АСТ, 2007, 501 стр.
12. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Автор составитель. Планета – наш дом. Мир вокруг нас, учебник – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Изд. Лайда, М, 1995, 287 стр.
13..Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия,
2000. –С.152-172.
14. Брэм А.Э. Жизнь животных. В 3-х т. – М.: «Терра» – «Terra», 2002. –Т.3. - С. 5-160.
15. Основы экологии /Под ред. В.И. Жидкина. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2004. – 352 с.
16. Старикович С.Ф. Самые обычные животные. – М.: Наука, 2008. – С.79-107.
17.Что такое? Кто такой? В 3-х т. – М.: Педагогика-Пресс, 2005. – Т.2. –С. 7-8, 43-47, 104-105, 112-113, 162-164, 338; Т. 3. – С. 50-51, 131, 161, 172,262-263, 293, 332-333.
18 Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств: Полевой определитель: Кн. для учителя. – М., 2003.
19. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2000. –стр.152-172.
20. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 192 с. Буковская Г.В.
Для обучающихся:
З. А. Клепинина «Биология. Растения, бактерии, грибы» Учебник для 7 класса. Москва «Просвещение» 2006 г.
А. И. Никишов, А.В.Теремов «Биология. Животные». Учебник для 8 класса. Москва «Просвещение» 2006 г.
Е. Н.Соломина, Т.В.Шевырёва «Биология. Человек». Учебник для 9 класса. Москва «Просвещение» 2011 г.
Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.:Просвещение, 2001. – С. 94-141.