РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Письмо и развитие речи»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ильинская средняя общеобразовательная школа №1»
Принята на заседании
педагогического совета,
МБОУ «Ильинская СОШ №1»
протокол №1 от 25.08.2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Письмо и развитие речи»
Составители:
Трушникова Наталья Алексеевна
I квалификационная категория.
п. Ильинский
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету « Письмо и развитие речи» составлена в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Рабочей программой «Особый ребёнок» для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Е. Е. Аюповой, М. Н. Нагорной, Т.Г. Подкидышевой, С.А. Сергеевой, Л.М. Усталовой. Пермь - 20004
Основной образовательной программой и учебным планом НОО МБОУ «Ильинская СОШ №1» на 2015-2016 учебный год.
Основной образовательной программой и учебным планом НОО МБОУ «Ильинская СОШ №1» на 2015-2016 учебный год
Цель
Появление у обучающегося элементарных графомоторных навыков.
Понимание обращенной речи.
Задачи
Формирование и коррекция изобразительных, графомоторных навыков;
Развитие и коррекция мелкой моторики;
Развитие внимания, зрительной и двигательной координации;
Формирование пространственных представлений; наглядно-действенного мышления;
Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия, слухового анализа и синтеза;
Воспитание положительной эмоциональной реакции на совместную деятельность с педагогом, умения подчиняться
словесным инструкциям.
Индивидуальная рабочая программа по альтернативному чтению «Особый ребенок» 1-й год обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого на дому . Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка основ социальной адаптации.
Общая характеристика предмета
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Таким образом, процесс овладения навыками письма доступен не всем учащимся данной категории. Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
- рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого песка, насыпанных на поднос), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого (двухмерное изображение предмета);
написанию печатных букв («печатанию» букв);
написанию письменных букв по трафаретам;
составлению с помощью пиктограмм текста — книжки пиктограмм (вместе с педагогом);
рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
написанию букв, слогов, слов и коротких предложений.
Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей.
Обучение носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся соблюдения четких правил. Значимая цель обучения учащихся данной категории заключается в том, чтобы научить их писать свои фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.
На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся усваивают элементарные изобразительные и графомоторные навыки, пространственные представления. Независимо от возраста учащихся обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей учащимся познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая возможности каждого ученика, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп.
Предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами «Программы», а также с направлениями коррекционно-адаптационной работы с учащимися.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Письмо и развитие речи» входит в образовательную область программы «Особый ребенок».. Количество часов: в неделю 1 ч, в год – 34 ч.(для обучающихся на дому)

Тема Кол-во
часов Обязательный минимум Предметная и речевая деятельность,
словарь
знать уметь 1 Знакомство с письменными принадлежностями. 1 Основные письменные принадлежности: ручка, тетрадь, карандаш, ластик. Находить письменные принадлежности среди других вещей. Показывать ребенку письменные принадлежности и называть их.
2 Правильная осанка во время письма. 1 Правила поведения во время занятия, правила поведения за столом. Сидеть за столом, брать ручку, карандаш. Заинтересовать ребенка, удержать за столом, стимулировать желание пользоваться письменными принадлежностями
3 Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. 1 Порядок расположения письменных принадлежностей на столе. Правильно удерживать в руке ручку, карандаш, фломастер. Заинтересовать ребенка, удержать за столом, стимулировать желание пользоваться письменными принадлежностями
4 Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. 1 Где ручки, где пальчики.
Движения руками и пальцами. Повторять движения по образцу, вместе с учителем. Пальчиковая гимнастика.
5 Развитие графических навыков. Работа мелом. 1 Понятия «линия», «точка». Проводить линии мелом
на доске. Формировать понятия «линия», «точка», «мел».
6 Развитие графических навыков. Работа карандашом. 1 Карандаш оставляет след на чистом листе белой бумаги. Наносить карандашом точки, линии, штрихи. Соблюдать правила безопасного пользования карандашом. Выполнять работу совместно с ребенком, поддерживая его руку.
Подчеркивать те предметы, которые видел.
7 Развитие графических навыков. Работа фломастером. 1 Фломастеры оставляют разноцветные, яркие следы. Пытаться правильно удерживать фломастер в руке. Проводить на бумаге линии фломастером. Развивать у ребенка интерес к графическим изображениям ярких, разноцветных линий.
8 Развитие графических навыков. Работа ручкой. 1 Ручкой пишут на листе белой бумаги и в тетради Пытаться правильно удерживать ручку в руке. Проводить на бумаге линии ручкой.
Совместная с ребенком деятельность.
9 Графические упражнения в написании линий. 1 Линии пишут ручкой в тетради. Писать ручкой линии разной длины: короткие и длинные.
Выполнять работу совместно с ребенком, поддерживая его руку.
10 Работа с шаблонами (простые фигуры). 1 Простые формы: круг, квадрат, треугольник. Обводить шаблоны (квадрат), правильно располагая и удерживая его. Показывая ребенку действия с предметом, сопровождать их пояснениями.
11 Работа с трафаретами (простые фигуры). 1 Простые формы: круг, квадрат, треугольник. Правильно располагая и удерживая трафарет обводить по нему, получая простую форму (круг). Показывая ребенку действия с предметом, сопровождать их пояснениями.
12 Соблюдение заданных пространственных пределов при раскрашивании. 1 Порядок закрашивания. Правильно закрашивать круг с помощью фломастера, соблюдая пространственные пределы. Раскрашивать форму (круг) фломастером, полностью заполняя ее.
13 Обучение штриховке. 1 Порядок штриховки. Держать карандаш, заштриховывать поверхность внутри контура.(Совместно с учителем). Слушать и выполнять словесные инструкции учителя.
14 Соблюдение заданных пространственных пределов при штриховке. 1 Порядок заполнения пространства внутри формы (круга). Правильно заштриховать круг с помощью карандаша, соблюдая пространственные пределы. Выполнять штриховку, правильно удерживая карандаш в руке совместно с учителем.
15 Проведение линий по контуру. 1 Различать карандашный контур. Правильно обводить ручкой линии, точки и штрихи по карандашному контуру. Показ, словесная инструкция, совместное выполнение.
16 Проведение линий по опорным точкам. 1 Различать отдельные точки. Соединять линиями опорные точки. Показ, словесная инструкция, совместное выполнение.
17 Произвольная штриховка. 1 Порядок штриховки. Держать карандаш, произвольно заштриховывать поверхность (совместно с учителем). Выполнять штриховку правильно удерживая карандаш в руке совместно с учителем.
18 Повторение. 1 Основные правила письма. Применять полученные навыки. Комментирование действий и показа учителем.
19
Раскрашивание листа в разных направлениях без ограничения закрашиваемой поверхности. 1 Порядок закрашивания.
Держать карандаш, произвольно в разных направлениях заштриховывать поверхность (совместно с учителем). Правильно удерживать карандаш в руке, менять направление линий.
20 Раскрашивание листа в разных направлениях с явным ограничением закрашиваемой поверхности. 1 Порядок закрашивания. Держать карандаш, заштриховывать поверхность внутри контура (совместно с учителем). Слушать и выполнять словесные инструкции учителя.
21 Раскрашивание листа в разных направлениях с формальным ограничением закрашиваемой поверхности 1 Порядок закрашивания. Правильно закрашивать круг с помощью фломастера, соблюдая пространственные пределы. Закрашивать форму(круг) фломастером, полностью заполняя ее.
22 Обводка образца по шаблону. 1 Простые формы: круг, квадрат, треугольник. Обводить шаблон(квадрат), правильно располагая и удерживая его. Показывая ребенку действия с предметом, сопровождать их пояснениями.
23 Обводка образца по трафарету. 1 Простые формы: круг, квадрат, треугольник. Правильно располагая и удерживая трафарет обводить по нему, получая простую форму (треугольник). Показывая ребенку действия с предметом, сопровождать их пояснениями.
24 Обводка образца по контуру. 1 Различать карандашный контур. Правильно обводить ручкой линии, точки и штрихи по карандашному контуру. Показ, словесная инструкция,
совместное выполнение.
25 Обводка образца по опорным точкам. 1 Различать отдельные точки. Соединять линиями опорные точки. Показ, словесная инструкция, совместное выполнение.
26 Дорисовывание изображений. 1 Узнавать предмет, изображенный на рисунке. Дорисовывать изображения по контуру. Развитие точности движения.
27-28 Графические упражнения: написание линий прямых и волнистых, точек. 2 Понимать значения: линия кривая, линия прямая, точка. Заполнять лист линиями и точками, выполнять отраженный и сопряженный показ учителя. Гимнастика для пальчиков. Пошаговая инструкция.
29 Пальчиковая гимнастика. Упражнения с карандашом. 1 Разные движения руками и пальцами, повторяя за учителем. Повторять движения по образцу, вместе с учителем. Пальчиковая гимнастика.
30-31 Развитие координации движений кисти и пальцев руки. 2 Движения руками и пальцами, держа ручку или карандаш. Повторять движения по образцу, вместе с учителем. Двигательная и пальчиковая гимнастика.
32 Повторение изученного материала. 1 Основные правила письма. Применять полученные навыки. Комментирование действий и показа учителем.
33 Графические упражнения с карандашом. Точки, штрихи. 1 Карандаш оставляет след на чистом листе белой бумаги. Наносить карандашом точки, линии, штрихи. Соблюдать правила безопасного пользования карандашом. Выполнять работу совместно с ребенком, поддерживая его руку.
Подчеркивать те предметы, которые видел.
34 Развитие графических навыков при работе с карандашом. 1 Карандашом пишут в тетради и на альбомном листе. Простой карандаш оставляет серые следы. Пытаться правильно удерживать карандаш в руке. Проводить на бумаге разные линии. Развивать у ребенка интерес к графическим изображениям линий.
Дорисуй ёжику короткие иголки.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Литература основная для учителя
Рабочая программа «Особый ребёнок» для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Е. Е. Аюповой, М. Н. Нагорной, Т.Г. Подкидышевой, С.А. Сергеевой, Л.М. Усталовой. Пермь - 20004