Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ по факультативуРазвитие устной речи на основе краеведения


Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
Рассмотрено на заседании
МО учителей _________
протокол № ____
от ____________20__ г.
Руководитель МО
____________________ О. А. Кобцева Согласовано на заседании
Методического совета
протокол № ____
от ___________20___ г.
Председатель МС
_____________ М.В.Киргизова Утверждаю
Директор школы-интерната
_________________ М.В.Погребцов
Приказ № ______
от ______ 20___ г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ
по факультативу
«Развитие устной речи на основе краеведения»
3 класс
Автор — составитель: Киреева Н. Б. учитель начальных классов

2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида Министерства образования РФ на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой.- М.: Просвещение, 2009
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
Федеральный компонент стандарта образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида.
Методическое письмо МО РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», 26.12.2000 г.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Примерный план действий о модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы, утвержденный Правительством РФ от 07.09.2010 года № 1507-Р
Базисный учебный план специальных (коррекционных) школ VIII вида (приложение к приказу Министерства Образования Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п)
Учебный план ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска, рассчитанному на шестидневную рабочую неделю.
Устав ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска.
Положение о разработке, принятии и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов ОКСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска.
Цель: направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей с ОВЗ, преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоциональной - волевой сферы на основе материалов по краеведению.
Основные задачи:
развивать устную речь младших школьников с ОВЗ, способствовать обогащению, уточнению и активизации словаря обучающихся на основе краеведческого материала;
формировать элементарные представления и понятия о Курском крае, необходимые при обучении другим учебным предметам;
расширять и обогащать представления об истории, культуре, традициях, природе, промышленности, сельском хозяйстве, символике Курской области;
При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся, учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи. Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений.
Диагностика: педагогическая дифференциация по В.В. Воронковой.
Первую группу представляют обучающиеся, которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы характерен более медленный темп усвоения учебного материала. Обучающиеся, входящие в эту группу, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
Третья группа обучающихся отличается пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при списывании текстов и выполнении других заданий: как правило, они обучаются по упрощенной программе по предмету.
К четвертой группе относятся обучающиеся, которые занимаются по индивидуальным программам, так как основное содержание предмета для них недоступно. Обучать их необходимо с целью социальной поддержки.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Базисный учебный план по программе составляет 1 час в неделю, а в год – 34 часа. Однако, в связи с праздничными днями, составляет 33 ч. Итого рабочая программа рассчитана на 33 ч.
Срок реализации программы: 2015-2016 учебный год
Учебно – методический комплект
Рабочая программа по развитию устной речи на основе краеведения составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, -М.: Просвещение, 2009
Учебники Методическое обеспечение Дидактическое обеспечение
История и современность Курского края под редакцией Б. Н. Королева, - Курск 1998
В. Н. Иванкова 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок для начальной школы, Аквариум, Дом печати – Вятка, 2005
Общая характеристика предмета «Развитие устной речи на основе краеведения»
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с ОВЗ. Он введен в учебный план за счет школьного компонента. Этот предмет формирует элементарные представления о Курской области, расширяет понятия о традициях, истории, культуре, природе родного края. Занятия по развитию речи на основе краеведения имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные, помогают преодолеть обучающимся с ОВЗ отставания в общем и речевом развитии.
Формы организации деятельности
Основной формой организации процесса обучения является урок. Типы уроков: комбинированный урок, предметный урок, урок обобщения и систематизации предметных результатов, урок-экскурсия. Основным методом обучения является беседа. Главный компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует её, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у обучающихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с прошлым и настоящим Курского края, природой, трудом людей, традициями и культурой в естественной обстановке. Специфические методы и приёмы, правильная организация занятий способствуют развитию речи и мышления обучающихся.
Мониторинг уровня обученности и качества знаний
Формами контроля на уроках развития устной речи на основе краеведения в начальной школе выступают следующие виды: устный опрос, пересказ и комбинированный опрос.
При работе с детьми с ОВЗ применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Для обеспечения образовательных потребностей каждого обучающегося в соответствии с его индивидуальными особенностями, развития познавательной активности, школьной мотивации используются
традиционные педагогические технологии:
технологии коррекционного обучения (умение слушать инструкцию и точно ее выполнять, умение действовать по образцу, умение воспроизводить информацию, отвечать на поставленные вопросы);
технологии развивающегося обучения (умение сравнивать, умение выделять существенные объекты, выполнять классификацию по заданному признаку, умение выявлять причинно-следственные связи и объяснять);
игровые технологии (вовлеченность в игру, принятие правил игры, проявление инициативы, склонность к интерпретациям, адекватное отношение к проигрышу и победе);
коррекционно – развивающие технологии (положительная динамика, результативность обучения);
инновационные педагогические технологии:
элементы информационных технологий (индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы обучающихся развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности , особенно процессов мышления);
личностно – ориентированные технологии (формирование адаптивных, социально – активных черт обучающихся, чувства взаимопонимания, уверенности в себе);
здоровьесберегающие технологии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Развитие устной речи на основе краеведения» является коррекционным курсом, введен за счет школьного компонента. Входит в учебный плана ОКСКОУ «С (к) о школа-интернат VIII вида №3» г. Курска№ Количество учебных недель Количество часов
в неделю в год
1 35 1 33
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы по предмету «Развитие устной речи на основе краеведения»
У всех обучающихся продолжать формировать основы учиться, развивать интерес к предмету «Развитие устной речи на основе краеведения», планировать свою деятельность, выполнять задания под руководством учителя. Осуществлять коррекцию и развития мыслительных процессов (учить овладевать элементами сравнения, классификации объектов, анализом и синтезом, под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи). Обучать элементам коммуникативных УУД: отвечать на вопросы, вступать в диалог, описывать предметы и явления, собственные действия и впечатления, продолжать учиться следовать инструкциям педагога, воспитывать любовь к Курской области, малой родине.
Обучающиеся должны знать: дату освобождения города Курска; название древних и молодых городов Курской области; символику (флаг, герб) своего города; писателя Н. И. Носова, композитора Г. В. Свиридова.
Обучающиеся должны уметь: участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленные вопросы, дополнять высказывания товарищей; связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; соблюдать правила уличного движения.

Календарно – тематическое планирование
Но
мер урока Содержание (тема урока) Кол.
час. Даты проведения Элементы содержания
план факт 1 Курск – древний город 1 Древний город
2 Экскурсия по памятным местам г. Курска (заочная) 1 Памятник, Триумфальная арка
3 На охране границы Российского государства 1 Пограничный город
4 Древние города Курской области (Рыльск, Льгов, Фатеж, Обоянь) 1 Рыльск, Льгов, Фатеж, Обоянь5 Молодые города Курской области (Железногорск, Курчатов) 1 Железногорск, Курчатов
6 Жизнь и быт курян в далеком прошлом 1 Землянка
7 Экскурсия в краеведческий музей по теме «Жизнь и быт курян в далеком прошлом» (заочная) 1 Музей
8 Участие курян в Отечественной войне 1812 года 1 М. И. Кутузов, Наполеон
9 Курская губерния и куряне в годы революции и гражданской войны 1 Революция
10 Куряне в боевом строю 1 Великая Отечественная война
11 Борьба курян в тылу врага 1 Партизаны
12 Экскурсия в школьный музей по теме «Дети войны» 1 В. Крохин
13 Освобождение г. Курска от фашистов 1 14 Курская битва 1 Прохоровка, мемориал «Тепловские высоты»
15 Куряне – герои Советского Союза 1 Герой
16 Восстановление Курского края после Великой Отечественной войны 1 17 Поверхность и почвы Курской области 1 Равнина, чернозем
18 Воды и погода Курской области 1 Река, озеро, подземные воды
19 Растительный мир лесов 1 Деревья (дуб, рябина, клен, осина)
20 Растительный мир степей 1 Травы (ковыль, прострел)
21 Животный мир наших лесов 1 Лось, кабан, волк, лиса, ёж, барсук
22 Животный мир степей 1 Мышь, слепыш, гадюка, яшерица23 Природные ресурсы области 1 Железная руда, трепел, мергель
24 Заводы и фабрики Курской области 1 Кондитерская фабрика
25 Сельское хозяйство Курского края 1 Растениеводство, животноводство
26 Коренная пустынь – исторический памятник Курской области 1 Коренная пустынь
27 Знаменитые писатели и поэты Курского края 1 Н. И. Носов
28 Курские художники 1 В. Г. Шварц
29 Курск музыкальный 1 Г. В. Свиридов
30 Курск театральный 1 М. С. Щепкин
31 Учреждения образования и здравоохранения г. Курска 1 Школы, училища, больницы, поликлиники, санатории
32 Современная символика г. Курска и Курской области 1 Герб, гимн, флаг
33
Топонимика курской области.История символики городов области 1
Символика
Описание материально – технического обеспечения учебного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Е. Д. Худенко, И. А. Терехова Знакомство с окружающим миром Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида 3 класс, М.:АРКТИ, 2004
Е. А. Алябьева Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения Методическое пособие, М.:Т Ц Сфера, 2006
М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет, М.: Т Ц Сфера, 2005
Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 3 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида, М.: АРКТИ, 2004
Е. Д. Худенко Практическое пособие по развитию речи, М.: РУССИКО, 1994
В. Н. Иванкова 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок для начальной школы, Аквариум, Дом печати – Вятка, 2005
История и современность Курского края под редакцией Б. Н. Королева, - Курск 1998
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам.
Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты).
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы уроков.
Видеофильмы соответствующего содержания.
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Оборудование класса
Ученические столы одноместные и двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски.
Подставки для книг, держатели схем и таблиц
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ruФедеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ruУчительский портал http://www.uchportal.ruФестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september 
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ruПортал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ruСеть творческих учителей http://www.it-n.ru/