Урок геометрии по теме: Теорема Пифагора (8 класс)


Характеристики урока
Уровень образования:  среднее (полное) общее образование
Класс: 8 класс
Предмет: Геометрия
Тема урока: Теорема Пифагора.
Номер урока: 20
Дата проведения урока: 14.11.2014г.
Цели урока: 
   общеобразовательные:
проверить теоретические знания учащихся (свойства прямоугольного треугольника, теорема Пифагора), умение использовать их при решении задач;
создав проблемную ситуацию, подвести учащихся к “открытию” обратной теоремы Пифагора.
развивающие:
развитие умений применять теоретические знания на практике;
развитие умения формулировать выводы при наблюдениях;
развитие памяти, внимания, наблюдательности:
развитие мотивации учения через эмоциональное удовлетворение от открытий, через введение элементов истории развития математических понятий.
воспитательные:
воспитывать устойчивый интерес к предмету через изучение жизнедеятельности Пифагора
Тип урока:  урок усвоения новых знаний и умений.
Основной тип обучения: личностно - ориентированное обучение.
Основные виды деятельности: беседа, дискуссия, индивидуальная работа.
Оборудование: компьютер, доска google документ, презентация к уроку, выполненная в Power Point.
Используемые учебники и учебные пособия: 
«Геометрия 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина, 19 издание, М.: Просвещение, 2009. - 384 с
Краткое описание: 
Урок геометрии в 8 классе по теме "Теорема Пифагора" – это восьмой урок по теме «Площади», включает в себя повторение теоремы Пифагора, рассмотрение теоремы обратной теореме Пифагора, решение практических задач на применение этих теорем и нахождение площади треугольника.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Решение практических задач с использованием теоремы Пифагора.
Новая тема.
Первичное закрепление знаний.
Домашнее задание.
Итоги урока.
Ход урока
1. Организационная часть.
-Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация знаний. (Демонстрация экрана, работа с презентацией)
Устно ответить на вопросы.
Перечислите виды треугольников в зависимости от сторон. Слайд 1,2
Какой треугольник называется прямоугольным?
Как называются стороны в прямоугольном треугольнике?
Что такое гипотенуза?
Как звучит теорема Пифагора?
Как найти площадь треугольника?
Устно решение задач по слайдам. Слайд 3,4

3. Проверка домашнего задания ( Творческое задание. Просмотр презентации, подготовленной учащимся о Пифагоре и его учениях).
4. Изучение нового материала. (Демонстрация экрана, работа с презентацией)
Устно. Постановка проблемы и ее решение.
(Перед объяснением нового материала необходимо повторить теорему Пифагора. Продолжая формировать навык формулировки обратных утверждений, ученикам предлагается сформулировать теорему, обратную теореме Пифагора, самостоятельно. После формулировки учениками, открывается теорема.)
- Сформулировать утверждения обратные данным и выяснить верные ли они. Слайд 5
- Сформулировать теорему, обратную теореме Пифагора. Слайд 6,7.
- Рассмотреть способ как с помощью веревки и трех колышков построить прямой угол на местности. Слайд 8.
- Рассмотреть Пифагоровы тройки и их особенности. Слайд 9,10.
(Далее в качестве примеров прямоугольных треугольников приводятся пифагоровы треугольники, в которых их стороны целочисленные. Продемонстрировав данные треугольники, выводятся общие правила, как образуются значения сторон таких прямоугольных треугольников. )
- Определить, является ли треугольник прямоугольным, если его стороны выражаются числами. Слайд 11.
5. Закрепление материала. (Работа с виртуальной доской)
Решение задачи.
Дан равнобедренный треугольник с боковой стороной 24 см. И основанием 14 см. Найти высоту и площадь этого треугольника.
6. Итог урока.
- Подведение итогов урока.
- Объявление оценок и домашнего задания.