Конспект занятия Путешествие в весенний лес для средней группы


Конспект интегрированного занятия для средней группы
«Путешествие в весенний лес»
Подготовила:
Музыкальный руководитель 1КК
Осипова В. М.

г.Воронеж
Тема: «Путешествие в весенний лес»
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, социализация, художественное творчество,
чтение художественной литературы, здоровье, музыка.
Цель: Расширять знания и представления детей об окружающей природе.
Воспитывать интерес к весенним явлениям природы. Формировать у детей музыкальные впечатления. Продолжать закреплять умение чётко выполнять движения; координировать звук, движение, дыхание. Развивать у детей интерес к пению, танцам, слушанию музыкальных произведений. Знакомить детей с русскими закличками, хороводами, играми. Развивать способность к свободным образным импровизациям.
Задачи: Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.
Развивать внимание, память, активизировать речь детей.
Расширять словарный запас детей (капель, проталины, первоцветы и т. п.)
Оборудование: фонограммы с музыкой Э. Грига «Ручеёк», А. Вивальди «Весна», Шопен «Весенний вальс»; звуки природы: пение птиц, журчание ручейка, колокольчики, шум ветра; воздушные шарики, конверт с письмом от Весны, гостинцы.Демонстрационная картина о весне
Ход занятия:
Слайд1____________________________________________
Дети входят в зал под музыку Вивальди «Весна»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как светло и радостно в нашем прекрасном зале. Сегодня мы будем говорить о природе, об одном из самых удивительных времён года, мы будем слушать звуки природы, познавать её. А что это за удивительное время года, вы сейчас узнаете.
(Негромко звучит музыка_________________, воспитатель читает стихотворение)
Слайд2_____________________________________________________
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
Ответы детей:___________________________
Воспитатель: Как вы догадались, ребята?
Ответы детей:_____________________________
Воспитатель: Я вас приглашаю пройти со мной к окошку и посмотреть как на улице тихо и светло, как удивительно красиво. Мы с вами сейчас тоже немножко проснёмся, встрепенёмся. Откроем окошко. Посмотрите, воздух чистый-чистый, свежий. Давайте встанем все удобно, расправим плечи и вдохнём носиком глубоко-глубоко, выдохнем. Глубоко-глубоко вдохнём, выдохнем. Как легко дышится весной.
Затем воспитатель приглашает детей к экрану (показ картины)
Слайд3_______________________________________________________
Дети рассматривают весенний пейзаж.
(Звучит запись «Волшебные звуки природы - пение птиц, шум воды, колокольчики»)
Воспитатель:
Взгляните, как стало красиво вокруг
Уже зеленеют деревья и луг.
Пришла к нам весёлая гостья весна
И всё пробудилось от зимнего сна.
Ребята, расскажите мне, пожалуйста, какие вы знаете приметы весны?
Ответы детей:_______________________
Воспитатель: Все вы, ребята, верно рассказали.
(тянет за ниточку шарик)
Ребята, посмотрите, я что-то нашла. Как вы думаете, что это?
Дети: Шарик.
Воспитатель: Это воздушный шарик. А к нему ещё письмо приложено. Какой красивый конверт. Кто же нам прислал это письмо?
( читает письмо)
Воспитатель: Ребята, оказывается это письмо нам прислала Весна-Красна, она пишет нам, что шарик этот волшебный. Весна приглашает нас в гости, а шарик нам в этом поможет.
(Прислушивается к шарику).
– Ребята, а шарик-то, оказывается, и разговаривать умеет, он говорит нам, что мы полетим в лес на шариках, а там вас ждут много сюрпризов.
Слайд4_________________________________________
Я предлагаю вам отправиться в весенний лес и посмотреть, как хорошо в лесу весной.
(Дети и воспитатель берут в руки шарики и легко бегут по кругу.)
Ну, вот мы и в лесу…..
Ребята, а с чего же начинается приближение весны?
Ответы детей:___________________________
А какое оно весеннее солнышко? (яркое, весеннее, тёплое, ласковое, лучистое, доброе)Слайд5 (солнышко)__________________________
А вот русский народ солнышко называли вот так (Солнышко-колоколнышко, Солнышко-вёдрышко, Солнышко-красное)
Кто повторит за мной?
Ответы детей:___________________________________
Воспитатель:
А давайте поиграем с солнышком нашими глазками.
(дети становятся в круг вместе с воспитателем)
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька,- (смотрим на ладошку)
Прыгни в ладошку.
Солнечный мой заинька,-
Маленький, как крошка (ставить на ладонь указательный палец другой руки)
Прыг на носик, на плечо
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать (следить взглядом за движением пальца)
Вот закрыли мы глаза (закрыть глаза ладонями)
А солнышко играет:
Щёчки теплыми лучами
Нежно согревает (широко раскрыть глаза)
Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось с вами играть.
Ребята, шарик просит, чтобы мы отгадали загадки животных. Отгадаем?
Дети: Да.
Воспитатель:
Он похож на ёлку,
Шуба вся в иголках.
Слайд6----------------------------------Дети: Ёжик.
Воспитатель:
Не мышь, не птица,
На деревьях живёт
И орешки грызёт.
Слайд7--------------------------------------------Дети: Белка.
Воспитатель:
Не барашек и не кот
Носит шубу круглый год,
Шуба серая– для лета,
Для зимы – другого цвета.
Слайд8-------------------------------------------Дети: Заяц.
Воспитатель:
Дует тёплый южный ветер
Солнышко всё ярче светит
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Когда это бывает?
Дети: Весной
Воспитатель:
Какие вы молодцы! Все загадки смогли разгадать.
Воспитатель: Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом?
Ответы детей:_______________________
(Снег стал таять), Каким стал снег? (Грязный, серый, рыхлый, липкий, мокрый), Во что же превратился снег? (Снег превратился в ручейки)
Слайд9 Ручеёк______________________________
Воспитатель: Садитесь ребята поудобнее, мы сейчас послушаем, как поёт ручеёк.
(Запись – журчание ручейка)
Что можно сказать про ручеёк? Какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, звонкий, прозрачный, холодный)
Ребята, почему говорят, что ручей «бежит»? Кто может бежать? (человек, животное, бегут те, у кого есть ноги, лапы)
У ручейка нет ног. Почему же про него говорят, что он бежит?
Ответы детей: (Он спешит, бежит встретиться с рекой. Ручей – это водичка, а вода не стоит на месте)Воспитатель: А я знаю, что вы очень любите играть с ручейками. Давайте поиграем.
Игра «Перепрыгни через ручеёк» (под журчание ручейка дети перепрыгивают через ручеёк – полоску ткани)
Какие вы смелые и ловкие. Ножки никто не промочил?
(Раздаётся закличка весны) Входит Весна
Слайд10 Нотки
Весна: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Кто я такая?
Дети: Весна!
Весна: Молодцы! Не перепутали с зимой, правильно назвали.
Я за вами наблюдала, как вы играли с солнечным зайчиком, отгадывали загадки, слушали журчание ручейка, шум ветра. Какие вы молодцы! Ребята, а вы знаете, все эти звуки – шумы, мы их слышим каждый день (шум ветра, дождя, журчание ручейка), но есть ещё звуки музыкальные, как вы думаете, где они живут?
Дети: В музыкальных инструментах.
Весна: Давайте мы сейчас присядем на весеннюю полянку и послушаем, как композитор с помощью музыкальных звуков изобразил бегущий ручеёк. Записал эту пьесу композитор нотками (показ ноток) Слушание отрывка Э. Григ «Ручеёк»
Слайд11
Весна: Как звучала музыка?
Дети: Тоненько, нежно, быстро, звонко, с переливами.
Весна:
А кто же пишет музыку? (композитор)
Чем композитор пишет музыку? (нотками)
А с помощью чего композитор изображает музыку? (с помощью музыкальных звуков)
Где же живут музыкальные звуки? (в музыкальных инструментах)
На каком музыкальном инструменте звучала пьеса?
Чтобы приблизить весеннюю пору, люди складывали о весне стихи, пели песни, звали-зазывали её скорее прийти и растопить снега.
Послушайте, я вам спою закличку: (это маленькая песенка)
(поёт закличку)- С крыши капели, ручейки запели……………………………….
Давайте встанем и попробуем её спеть…………
(прохлопать ритмический рисунок)………………………………
Молодцы, ребята!
Весна: Дальше по весеннему лесу пойдём,
Посмотрим, что интересного в нём?
А вот и первые весенние цветы появляются, Кто скажет, как они называются?
Ответы детей:
Песня подснежника
Весна: А какие вы ещё весенние цветы знаете?
Ответы детей
Упр. На дыхание «Аромат цветов»
Как хорошо в лесу!!! Просыпается природа…….
А хотите, наши девочки сейчас превратятся в весенние цветы, как они называются? (подснежники), а мальчики в большие, красивые деревья. И нет в нашем лесу ни одного похожего дерева, все они разные. И нет одинаковых цветов, у каждого цветка свой характер, один застенчивый, другой смелый.
Давайте мы подумаем и представим, как же просыпается весенний лес.
Еще местами на земле лежит снег, а цветы уже проснулись, протянули к солнышку свои нежные листочки, потянулись, закачали головками, и зазвенела на весь лес волшебная музыка весны и разбудила спящие деревья. Потянулись они, стряхнули с веток тающий снег, и тоже потянулись к солнцу. Как только я взмахну рукой, случится чудо и спящий лес проснётся.
“Пробуждение леса” пластическая импровизация детей. “Весенняя фантазия” (плавные ручки)
Весна: Ребята, хорошо вы пели, играли. Птички радуются весне, звери, люди.
И мы с вами рады приходу весны. Давайте споём веснянку.
А что такое веснянка? Да, это весенняя песенка, которой зазывали Весну-красну.
В старину на гуляньях водили хороводы. Хоровод был связан с обрядами в честь солнышка красного и отсюда главный рисунок хоровода, какой? (Круг!)
«Веснянка»
Воспитатель: Вот и закончилось наше чудесное путешествие, пора прощаться, в группу возвращаться. Ребята. А что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Ответы детей:
Весна: За то, что вы такие умные, добрые, я хочу вас угостить гостинцами. (уходит)
Воспитатель: Берём воздушные шарики и летим в детский сад.
Ребята, пока мы с вами путешествовали, посмотрите, сколько подснежников распустилось. Давайте подарим их нашим гостям на память о нашей встрече и о весне.
(Дети дарят) фон (Клип «Весеннее созвучие»)
Литература:
Кондратьева Н. Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб. 2000.
Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
Николаев С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой.
М. Педагогическое общество России, 2003.
Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
Рыжова Н. А., Наш дом природа. М. «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
Интернет ресурсы
Приложение (презентация слайдов)