Упражнения и игры для профилактики плоскостопия в детском саду

Упражнения и игры для профилактики и коррекции плоскостопия
как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы
в дошкольном учреждении

Физическое воспитание является основой разностороннего развития ребенка в первые годы жизни.  Решение задач физического воспитания возможно при использовании разных форм физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки и динамические паузы между занятиями статического характера, подвижные и спортивные игры, самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги и развлечения, праздники, дни здоровья, простейший туризм).
Ежедневно во всех возрастных группах организовываются такие  формы физического воспитания детей как:
утренняя гимнастика в зале или на воздухе в зависимости от сезона;
разнообразные подвижные игры в течение всего дня;
закаливающие процедуры.
В соответствии с учебным планом дошкольного учреждения проходят
занятия по физической культуре (групповые и подгрупповые). Дни здоровья, физкультурные праздники и досуги, туристические походы проходят в соответствии с планом активного отдыха.
По мере необходимости организуется индивидуальная работа, что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение дня, рационально распределить интеллектуальную нагрузку дошкольников.
Утренняя гимнастика – система специально подобранных упражнений, направленных на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма.  Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки. Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Ежедневно утреннюю гимнастику  проводят руководители  физического воспитания, а в случае их отсутствия воспитатели.  Утренняя гимнастика проходит  с музыкальным сопровождением. Неизменным успехом у детей пользуется утренняя гимнастика от клоуна Плюха, когда дети выполняют упражнения под музыку в соответствии с текстовым сопровождением. Также эта гимнастика используется в процессе организации динамических пауз между занятиями.
         Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6-8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них 6-8 раз. Количество упражнений и повторов зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей. 
Подбирая комплексы  утренней гимнастики руководители  физического обращают внимание, на то чтобы  они были направлены на  различные мышечные группы: плечевой пояс, ноги, стопы, боковые мышцы туловища и мышцы спины, мышцы брюшного пресса.
При проведении утренней гимнастики в помещении строго соблюдаются гигиенические правила. Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движения и дыхание, в спортивной обуви.  Утренняя гимнастика в группах раннего и младшего дошкольного возраста  игровой форме, подбираются сюжетные комплексы либо упражнения  имитационного характера.
Педагоги и медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения способствуют правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращают внимание на самые незначительные отклонения в его развитии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп длительный процесс. Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.
Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Упражнения и игры для профилактики и коррекции плоскостопия
В лесу
В роще вырос можжевельник, (переступают с ноги на ногу)
И в тени его ветвей
Появился муравейник,
Поселился муравей. (поднимаются на носки и опускаются на всю стопу)
Он из дома спозаранку
Выбегает с веником,
Подметает он полянку
Перед муравейником, (сводят и разводят носки ног)
Замечает все соринки,
Начищает все травинки, (соединяют носки вместе, сводят и разводят пятки)
Каждый куст,
Каждый месяц,
Каждый день.
А однажды муравьишка (поднимаются на носки и опускаются на пятки)
Подметал дорожку.
Вдруг упала с елки шишка,
Отдавила ножку.




Медведь
Ой-ее-ее-ечки! (поднимаются то на носки, то на пятки)
Спал медведь на коечке!
Свесились в кроватки (поднимаются на носки и на пятки)
Две босые пятки. (расположив стопы на одной линии носками внутрь)
Две босые, две смешные, (поднимаются на носки и на пятки, расположив
стопы носками наружу)
Ой, смешные пятки!
Увидала Мышка, (переминаются с ноги на ногу)
Мышка – шалунишка,
Влезла на кроватку, (делают выпад ногой вперед.
Затем разворачиваются на 1800, поменяв опорную ногу)
Хвать его за пятку.

Зайка
Зайка серый скачет ловко, (идут поскоками)
В лапке у него морковка.
Мы ходили по грибы, (идут на носках)
Зайца испугались.
Схоронились за дубы, (идут с перекатом с пятки на носок)
Растеряли все грибы.
А потом смеялись – (Стоят на месте, поднимаются на носки и опускаются на всю ступню)
Зайца испугались!

Весна
По полям бегут ручьи (бегут «змейкой»)
На дорогах лужи. (идут выпадами («перешагиваем через лужи»).
Скоро выйдут муравьи (идут на пятках)
После зимней стужи.
Пробирается медведь (идут на внешнем своде стопы)
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, (стоя на месте, поднимаются на
носки, поднимая руки.
И расцвел подснежник.  («Качелька» (поднимаются на носки
и опускаются на пятки)

Зоопарк
Слон шагает по дороге. (идут с перекатом с пятки на носок).
Отчего он босоног?
На свои большие ноги
Он сапог найти не мог.
Посмотри, как медленно (идут по лежащему на полу канату прямо)
Ходят черепашки!
Как будто переносят
Они большие чашки!
С места на место, (идут по канату боком).
Чашки и блюдца
Носят осторожно:
Вдруг разобьются?
В путь берет с собой верблюд (дут на пятках, руки за спиной в«замке»)
Полный горб готовых блюд. 
И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура! Ура!»

Веселые спортсмены
Собираемся в поход,
Много нас открытий ждет: (Ходьба по гимнастической палке)
Дружно ножки разминаем
И по палкам мы шагаем. (ходьба крадучись с постановкой)

Пробираемся вперед, (ноги с носка на всю ступню)
Может, там нас кто-то ждет. (легкий бег)
На поляну мы попали
И кого там увидали?
Важно цапля прошагала, (ходьба на месте, высоко поднимая бедро
с «подошвенным сгибанием» стопы
Ноги высоко держала.
А павлин, увидев нас,
Поднял шею восемь раз.
Здесь лисичка пробегала (ходьба по дорожке с нарисованными на ней
следами
И следы хвостом сметала.
Паучок на пне сидит
И ногами шевелит. (активное сгибание и разгибание стоп)
Под кустом кузнечик спал, (повороты голени внутрь и наружу)
Ноги вывернув держал.
Белки весело играли,
Шишки зайчикам бросали. (катание мяча
внутренними сводами стоп)
Испугался воробей (прыжки на месте и с небольшим продвижением вперед)
И запрыгал от зверей.



 
Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые согласно учебного плана дошкольного учреждения. Физкультурное занятие как основная форма работы по физическому воспитанию  решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Физкультурное занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная – решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание, вызвать интерес, создать бодрое настроение. В нее входят строевые упражнения, различные виды ходьбы, упражнения и игры на внимание.
Основная - в ней формируются двигательные навыки, развиваются физические качества. В нее входят основные движения, игры большой подвижности, игры-эстафеты.
Заключительная – ее назначение снизить физическую нагрузку, спокойное состояние ребенка, сохранить бодрое настроение, подвести итоги занятия. В нее входят – ходьба, бег в среднем темпе, подвижные игры спокойного характера.
  В связи с тем, что наше дошкольное учреждение посещают дети ЧДБ и стоящие на диспансерном учёте руководители физического воспитания при организации физкультурных занятий осуществляют индивидуальный подход с учётом их диагнозов. С целью обеспечения достаточной общей и моторной плотности занятия руководитель физического воспитания должен  заранее подготовить место для занятий физическими упражнениями, проверить прочность физкультурного оборудования, подобрать инвентарь, разместить его. Перед занятиями проследить, чтобы помещение было проветрено и произведена влажная уборка.
  Индивидуальная работа -  направлена на обучение детей, отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.
Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям мы должны не только предлагать ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес к задаче.
  Организация активного отдыха   доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания. В нашем дошкольном учреждении организуются физкультурные досуги и развлечения, прогулки - походы на спортивные объекты, туристические походы. Для физкультурных досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности; включаются подвижные игры, аттракционы, эстафеты.