Социальный проект Цена хлеба










Проектная работа
«Цена хлеба»

6 класс






























2015-2016 у.г.

.
Содержание.
I. Введение.........3
II. Основная часть.
Рейд в школьную столовую.....6

Социологический опрос...8
История открытия хлеба 11
Хлеб на Руси .12
Современный хлеб14
Военный хлеб.16
Хлеб, опалённый войной..18
Правила обращения с хлебом..24
III. Заключение
Анкетирование..26
Использованная литература..27













Проектная работа «Цена хлеба».

Введение.

Мне больно, когда я, случается, вижу, Что хлеб недоеденный брошен бесстыже. Эй, ты! Попирающий корку ногою! Ты топчешь достоинство наше людское, Ты мать оскорбил, ты обиду нанес Земле, на которой родился и рос. (Петрусь Бровка)
Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Мы, школьники, знаем о ней только из рассказов наших бабушек и дедушек, из книг и фильмов. Мы привыкли к мирной жизни, полной достатка и благополучия. В нашей школьной столовой всегда в достатке булочки, хлеб, пирожки. К сожалению, нередко можно увидеть недоеденный, а то и целый кусок хлеба или булочку, небрежно брошенные на пол учениками нашей школы. Остатки хлеба лежат и на столах, и на подоконниках, и прямо под ногами!!! Некоторые ребята с улыбкой на лице упражняются в меткости попадания булочкой в одноклассника, кусками хлеба и крошками усыпаны столы школьной столовой. Во дворах мальчишки нередко играют булкой хлеба, используя её в качестве футбольного мяча.
Большинство школьников не осознают истинную цену хлеба, не знают, какой ценой доставался кусок хлеба людям на фронте, в глубоком тылу, в блокадном Ленинграде. Именно поэтому предметом нашего исследования в проекте «Цена хлеба» мы выбрали хлеб. Объектом исследования является отношение к хлебу учащихся и их родителей.
Мы должны знать, что испытали наши люди во время войны, голодного лихолетья, как доставался им каждый кусочек, как боролись они за каждую крошку хлеба.
Ребята могут возразить: «Война давно закончилась, голода нет, зачем беречь хлеб, ведь его в достатке можно найти в каждом продуктовом магазине». Мы можем с ними поспорить. По данным ООН, от голода каждый год умирают 9 млн. человек больше, чем от болезней, войн или природных бедствий. Недоедание ежегодно уносит жизни около 5 миллионов детей в возрасте до пяти лет. Голодают 400 миллионов детей, а еще 200 миллионов недоедают. Самая тяжелая ситуация в странах Центральной Африки, а также в ряде азиатских государств, включая Камбоджу, Северную Корею и Таджикистан. Совсем плохо обстоят дела в Афганистане и Северной Корее, в таких странах Африки, как Лесото, Малави, Мозамбик, Свазиленд, Замбия, Зимбабве.
Поэтому темой проекта является «Цена хлеба», а целью работы – определить истинную ценность хлеба и создать условия для воспитания у школьников бережного к нему отношения.
Гипотеза.
Если определить роль хлеба в жизни людей, то можно узнать, как «дорого» он стоит.
Цель работы обусловила постановку следующих задач:
1. Организовать рейды в школьную столовую для изучения актуальности темы работы.
2. Провести анкетирование с целью изучения вопроса отношения к хлебу школьников и их родителей.
3. Изучить историю происхождения хлеба и русские традиции, связанные с ним.
4. Изучить ассортимент хлебной продукции в магазинах города и сравнить состав военного и современного хлеба.
5. Прочитать художественную литературу с целью определения значимости хлеба для людей в годы Великой Отечественной войны.
6. Создать электронные презентации о ценности хлеба и провести тематические классные часы.
7. Составить правила обращения с хлебом.
8. Создать буклет для родителей «Цена хлеба» для воспитания у своих детей бережного отношения к хлебу.
Проектная работа носит практико-ориентированный характер. Практическая значимость работы заключается в возможности использования материалов работы учителями и учениками общеобразовательных школ при подготовке к урокам литературы, истории, при проведении внеклассных мероприятий, посвящённых патриотическому воспитанию, развитию нравственности и духовности школьников.
Методы работы:
наблюдение;
социологический опрос;
знакомство с литературой по теме проекта;
выписки;
обращение к сети Интернет;
сравнение;
анализ и синтез полученной информации.


















Основная часть.
Рейд в школьную столовую.
Для определения актуальности выбранной темы мы провели рейды в нашу школьную столовую


На столах аккуратно были разложены булочки, пирожки, хлеб, который с любовью выпекают для учащихся школы работники столовой. Прозвенел звонок, началась перемена. Что-то было съедено, что-то оставлено. Нас интересовало, какое отношение к хлебу проявят ребята нашей школы.

То, что мы увидели, поразило нас. Столы были усыпаны крошками и недоеденными ватрушками. Огрызки булок были оставлены в стаканах, на тарелках с макаронами, на столе для грязной посуды лежала целая куча остатков хлеба. В холле первого этажа на подоконнике сиротливо лежала наполовину съеденная булочка. У нас возник вопрос: «Почему наши ребята с таким неуважением, даже с пренебрежением относятся к хлебу?» Нам хотелось сказать детям: «Если ты не голоден, оставь хлеб на тарелке, не ломай его, не откусывай один раз, чтобы потом просто выбросить, не роняй его на пол и не оставляй на подоконнике в коридоре!»




Вывод. Скорее всего, ребята не знают истинную цену хлеба, не знают, насколько он был дорог в годы Великой Отечественной войны, как он спасал жизнь людям. У нас возникло желание самим больше узнать о хлебе: о его истории, традициях, связанных с ним, о цене хлеба в тяжёлые военные годы, а затем достучаться своими рассказами до сердец наших одноклассников. Заставить их задуматься над своим отношением к хлебу.

Социологический опрос.

Мы решили составить вопросы для проведения социологического опроса с целью изучения отношения к хлебу школьников и их родителей.











Опрашиваемые

Вопросы
Учащиеся 6-ых классов
12 – 13 лет
Родители учащихся
32 – 41 год

1) Вы увидели кусочек хлеба на полу в столовой. Ваши действия.
а) Поднимете и выбросите в контейнер для мусора – 6%
б) Скормите птицам – 82%
в) Пройдёте мимо – 12%
г) Наступите на хлеб – 0%
а) Поднимете и выбросите в контейнер для мусора – 0%
б) Скормите птицам – 100%

2) Представьте, что Вам предстоит отправиться на необитаемый остров. Выберите 5 продуктов, которые вы возьмёте с собой.
а) Хлеб – 85%
б) Другое – 15%
а) Хлеб – 54%
б) Другое – 46%

3) Предположим, что вы видите, как другие дети пренебрежительно относятся к хлебу. Ваши действия.
а) Пройдёте мимо – 12%
б) Сделаете замечание –73%
в) Сообщите взрослым -12%
г) Присоединитесь к ним-3%

а) Пройдёте мимо – 0%
б) Сделаете замечание, не дождавшись результата, уйдёте – 31%
в) Объясните детям ценность хлеба и дождётесь исполнения замечания -69%

4)Ваш (а) знакомый (ая) играет хлебом. Ваши действия.
а) Объясните, что так делать нельзя – 85%
б) Составите компанию -3%
в) Закроете на это глаза-12%


5) Вы купили много хлеба, Некоторая часть зачерствела. Ваши действия.

А) Выбросите в контейнер для мусора -8%
б) Сделаете сухарики – 92%





6) Проводите ли вы воспитательные беседы с детьми на тему хлеба?

а) Провожу, когда есть повод – 46%
б) Да. Не считаю это излишним – 38%
в) Нет, никогда не приходилось – 8%
г) Ребёнок в этом не нуждается, он и так хорошо воспитан – 8%
д) Не задумывались об этом-0%
е) Считаю эти беседы излишними-0%

7. Сколько стоит хлеб?
12-24 рубля – 86%
Бесценен -14 %
14-28 руб. – 36 %
Бесценен – 64%






















Что такое хлеб?

Ответы
Еда, продукт питания
Жизнь, всему голова
Ценность

Учащиеся 6-ых классов
73%
21%
6%

Родители учащихся
46%
38%
8%



Выводы. Представляем результаты социологического опроса. Брошенный в столовой на пол кусочек хлеба подняли бы и скормили птицам 100% родителей, а выбросили в контейнер для мусора или прошли бы мимо -18% шестиклассников. На необитаемый остров прежде всего взяли бы с собой хлеб 85% ребят и только 54% родителей. Среди других продуктов были соль, вода, мясо. На вопрос, как бы вы поступили, если бы увидели, что другие дети пренебрежительно относятся к хлебу, 69% родителей объяснили бы детям ценность хлеба и дождались бы исполнения замечания, а сделали бы замечание и, не дождавшись результата, ушли – 31%. Присоединились бы к хулиганам или прошли бы мимо – 15% школьников. Составили компанию детям, играющим хлебом, 3% учащихся, 12% из них закрыли бы на это глаза. 8% родителей выбросят лишний хлеб в контейнер для мусора. Воспитательные беседы с детьми на тему хлеба проводят всего лишь 38% родителей, никогда не беседовали с детьми о ценности хлеба и считают, что их дети и так хорошо воспитаны 16 % взрослых. На вопрос, сколько стоит хлеб, 86% детей ответили, назвав какую-то сумму денег, и только 14% сказали, что хлеб бесценен. О бесценности хлеба заявили 64% родителей.
Считают хлеб продуктом питания 73% учащихся и 46 % родителей, о хлебе как основе жизни высказались 27% школьников и 46 % взрослых. Социологический опрос показал, что большая часть шестиклассников не ценят хлеб, могут равнодушно пройти мимо брошенного на пол хлеб или играть хлебом. К сожалению, есть родители, которые тоже могут выбросить лишний хлеб в контейнер для мусора, беседуют со своими детьми о ценности хлеба менее половины респондентов. Многие дети и родители говорят о хлебе как о продукте питания и ценность его измеряют деньгами. Результаты социологического опроса также натолкнули нас на мысль о необходимости создания буклета о ценности хлеба в помощь родителям для проведения бесед со своими детьми.















История открытия хлеба.

Перед нами встал вопрос: «С чего начать?» Мы нашли много материала по теме нашей работы и были ещё больше озадачены. Почему же при таком обилии информации и лёгком доступе к ней современные школьники так варварски относятся к хлебу? Ведь практически у каждого школьника дома есть компьютер! Ещё больше убедившись в важности выбранной нами темы, мы решили начать сбор материалов для разработки бесед с одноклассниками о ценности хлеба с истории его открытия (полностью материал в приложении).
Мы выяснили, что впервые человек употребил в пищу зёрна диких злаков в каменном веке, примерно 15 тысяч лет назад. По мнению учёных, сначала люди ели эти зёрна в сыром виде, затем научились их растирать между камнями и смешивать с водой. Первый хлеб имел вид жидкой мучнисто-зерновой каши, которую и сегодня едят в некоторых странах Азии и Африки.
Когда человек начал добывать огонь и применять его для приготовления пищи, он стал поджаривать раздробленные зёрна перед тем, как смешивать их с водой. Каша из обработанных огнём зёрен была гораздо вкуснее, чем из обычных сырых семян.
Затем люди научились выпекать пресный хлеб в виде лепёшек из густой зерновой каши – теста. Эти плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш хлеб, но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, между каменными или глиняными дисками, началось на земле хлебопечение.
Вывод. Три тысячи лет назад в Греции хлебу отводилась самая значительная и почётная роль. Ещё Гомер сравнивал пшеницу с мозгом человека, имея в виду её значение в жизни людей. В Древней Индии считали, что тот, кто не ест хлеба, будет иметь плохое здоровье и несчастную судьбу. И в наши дни верующие индусы, творя утреннюю молитву, начинают её словами: «Всё есть пища, но хлеб есть её великая мать». В средние века пекари подвергались строгому экзамену, так как «мастер хлебопечения» считалось почётным званием. Таким образом, с древнейших времён хлеб был большой ценностью, к нему относились с большим уважением, он считался показателем достатка и социального положения людей. Самым большим наказанием для человека считалось лишение его хлеба. Хлеб ставился в один ряд с такими понятиями, как здоровье, судьба, мать.



Хлеб на Руси.

С древних времён выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почётным. По свидетельству одного из древнейших письменных памятников – «Домостроя», во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В 11 веке на Руси выпекали кислый, сброженный хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством.
В эпоху Московской Руси готовили пироги со всевозможными начинками: грибами, маком, горохом, репой, капустой, в виде курников, начинённых курицей, яйцами, бараниной, выпекались сложнейшие кулебяки с начинками из разных сортов рыб, дичи, грибов. Сладкие пироги заменяли нашим предкам современные пирожные.
В 16-17 веках в русских городах значительную часть городского ремесленного населения составляли мастера хлебного дела, которые делились на хлебников, калачников, пирожников, ситников, саечников, крендельщиков, блинников и пряничников.
Излюбленным видом хлебного лакомства на Руси были пряники, или по-белорусски «пернiкi». Праздничные пряники, которые пекли для подарков, весили 2-3 кг, а порой достигали и пуда (16 кг).
Но главным видом хлебного товара был каждодневный простой хлеб: сытный, недорогой, заменяющий простому люду порой другие блюда на завтрак, обед и ужин.
Пекари на Руси пользовались особым уважением, их никогда не называли пренебрежительными именами, как других людей простого звания, а величали уважительно, полными именами – Иван, Фёдор, Пётр, часто добавляя фамилию или прозвище.
В пословицах и поговорках народ передал всё уважение и любовь к хлебу.
Будет хлеб – будет и обед.
Где хлебно и тепло, там и жить добро.
Хлеб да соль – и обед пошёл.
Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.
Вывод. На Руси выпечка хлеба считалась почётным делом. Его пекли талантливые мастера, которые пользовались особым уважением, а секреты хлебопечения держались под строжайшим секретом. Слово хлеб русский народ отождествляет с такими понятиями, как праздник, добро, всему голова, жизнь, кормилец. Самых дорогих гостей встречали хлебом – солью. Хлеб считался послом мира. Хлеб-батюшка, хлеб-кормилец считается самой большой ценностью, он считался послом мира и дружбы между народами.



Современный хлеб.

Перед нами возникли вопросы.
- Так что же изменилось в душах людей? Почему у нас, молодого поколения, нет былого уважения к хлебу? Может, хлеб стал не таким вкусным, как был раньше? Может, ассортимент не радует нас своим разнообразием? Мы отправились в наши продуктовые магазины..и увидели привычную для нас картину.

Хлеб Дарницкий
Хлеб Солодовый
Хлеб Бородинский
Хлеб Петровский
Хлеб Купеческий с изюмом
Калач Саратовский
Хлеб картофельный
7 злаков
Пшенично-ржаной
Как быстро привыкаешь к хлебному изобилию, так быстро, что не замечешь его, принимаешь, как должное.
Сегодня трудно удивить покупателя «диковинным» составом хлеба. Чего только не добавляют пекари в тесто, чтобы сделать хлеб вкуснее, полезнее, изысканнее.
Нам стало интересно, ЧТО же входит в его состав, кроме муки, сахара, соли и дрожжей
Мы были поражены этим разнообразием:
изюм
патока
пиво темное
кофе растворимый
коричневое золото
молоко
сухое молоко
чайная крепкая заварка
сухое картофельное пюре (хлопья)
молотый кориандр
тмин
квасок (негазированный на солоде)
молотый тмин
тмин зернами
молоко
топленое масло
чабрец сушеный
куркума молотая
земляное яблоко
мёд
масло оливковое
масло растительное
масло горчичное
маргарин
солод ржаной
Вывод.
Ассортимент хлеба на прилавках современных магазинов богат и разнообразен. Поражают входящие в него продукты: масло, мёд, орехи, молоко, приправы, травы, сухофрукты. И это далеко не полный перечень составляющих современного хлеба. Он полезный, вкусный, душистый, аппетитный, румяный, золотистый.











ВОЕННЫЙ ХЛЕБ.
Мы задумались, из ЧЕГО же пекли хлеб в годы Великой Отечественной войны, ведь в те тяжёлые, голодные времена вряд ли можно было найти хотя бы часть этих продуктов.
Мы выяснили, что в военные годы был:
Фронтовой хлеб
Тыловой хлеб - «рабочий хлеб»,
Блокадный хлеб
Хлеб концлагерей - «остен-брот»
Сталинградский
Хлеб оккупированных районов
черные сухари


Мы были поражены, когда узнали, ЧТО входило в состав хлеба, выпекаемого в годы Великой Отечественной войны. Нам даже трудно было представить, что кроме закваски, ржаной , ячменной, соевой муки, ржаной обойной муки (муки грубого помола) в хлеб входили:
- льняной жмых (макуха, колоб, дуранда, избоина, жмак) семена масличных растений после выделения из них жира прессованием; побочный продукт маслобойного производства. Концентрированный корм для сельскохозяйственных животных с большим содержанием белка (1540 %); один из компонентов комбикормов)
- шрот (концентрированный корм; побочный продукт переработки семян подсолнечника и других масличных культур)
- сметки муки с оборудования и пола
- выбойка из мешков
- пищевая целлюлоза (главная составная часть клеточных оболочек всех высших растений, например, хлопка, древесины)
- хвоя
- лебеда
- отруби
- луб деревьев, содержащий от 3 до 6% крахмала и сахаров
- подсолнечная лузга
- белковые дрожжи, изготовленные из целлюлозы
- трава
- веточки с зернышками,
- шелуха от мороженых овощей,
- отбросы и очистки
- отжимки сахарной свеклы
- древесные опилки
- целлюлозная мука из листьев или соломы
- картофель
- коренья
- желуди
- семена лебеды
- клей
- солома.
Вывод. Мы выяснили, что в военный хлеб часто входили такие составляющие, которые не являются продуктами питания: хвоя, клей, солома, трава, лузга, древесные опилки, отбросы и очистки. Такой хлеб был мало пригоден для питания. Он был глинистый, тёмный, часто чёрного цвета, часто
вяз на зубах и дёснах, от него болел живот. Но именно этот хлеб спасал жизнь людям, дарил надежду на выживание.





Хлеб, опалённый войной.
Мы нашли много интересной информации о хлебе военного времени, воспоминания людей, переживших блокаду в Ленинграде, и попытались ответить на вопрос: «Чем же был этот хлеб для людей, которые пытались не только выжить в тяжёлые, голодные военные годы, но и защищали свою Родину от гитлеровской Германии, работали по 14-16 часов в сутки, чтобы помочь фронту и приблизить долгожданную победу? Как они относились к хлебу?»
О сухарях

Во время войны действующая армия получила 906 тысяч тонн сухарей. Воины берегли хлеб. Зимой на фронте, чтобы он не замерзал, укрывали соломенными матами. Сколько раз, когда до передовой не мог добраться никакой транспорт, бойцы, расположившись по цепочке, передавали живым конвейером самое для солдата необходимое – хлеб.
В военное время были только черные сухари - белые были, но в виде исключения. Для блокадного Ленинграда на одном из вологодских хлебозаводов были изобретены специальные «мясные сухари», но делать их стали только для фронта. Суточный паек сухарей у солдат разных дивизий был от 200 гр. Некоторые не получали паек неделями.


Фронтовой хлеб
В 1941 г. неподалеку от верховья Волги находился исходный рубеж. Под крутым берегом реки дымили земляные кухни, располагалась санрота. Здесь же в первые месяцы войны создавались земляные (в основном они устанавливались в грунте) хлебопекарные печи. Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича.
Ветераны московских сражений рассказывали, как в овраге старшина раздавал солдатам горячий хлеб, который привез на лодке (вроде саней, только без полозьев), запряженной собаками. Неподалеку рвались мины. Солдаты, на «скорую руку» покушав хлеба и запив его чаем, приготовились к повторному наступлению.

«Сталинградский» хлеб.
Ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному.

Хлеб оккупированных районов

О том, как выживало и голодало местное население оккупированных территорий, невозможно слышать и читать без слез. Все продовольствие у людей отнимали фашисты, увозили в Германию. Украинские, российские и белорусские матери страдали сами, но еще больше – видя мучения своих детей, голодных и больных родственников, раненых солдат. Чем они жили, что ели – за пределами понимания нынешних поколений.
Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни. В госпиталях на оккупированных немцами территориях раненым солдатам вместо хлеба давали по две ложки пшенной каши в день.







Хлеб концлагерей

Из воспоминаний бывшего участника антифашистского Сопротивления, инвалида I группы Д.И. Иванищева: « Уж мы-то, заключенные концлагерей, знаем цену хлеба и преклоняемся перед ним. Гитлеровцы выпекали для русских военнопленных хлеб по особому рецепту. Назывался он «остен-брот» и был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в рейхе (Германия) 21 декабря 1941 г. «только для русских».
Вот его рецепт: отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%. Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба».


Тыловой
Московский технологический институт пищевой промышленности разработал рецепт «рабочего хлеба», который специальными приказами доводился до руководителей предприятий общепита.
В условиях недостаточной обеспеченности мукой при выпечке хлеба широко использовались картофель и другие добавки.





Блокадный хлеб

Блокада, как известно, продолжавшаяся 900 дней и ночей, не знала "легких" периодов. врывались холод и голод.. Обычный кусок хлеба на глазах становился драгоценностью. В ноябре от голода, от элементарной дистрофии уже погибали тысячи и тысячи людей. Но 19 ноября Военный совет Ленинградского фронта был вынужден принять очередное постановление - 00409 "О снижении норм хлеба". Вот его начало:
«Во избежание перебоев в обеспечении хлебом войск фронта и населения Ленинграда установить с 20 ноября 1941 г. следующие нормы отпуска хлеба:
рабочим и ИТР 250 г
служащим, иждивенцам и детям 125 г;
частям первой линии и боевым кораблям 500 г;
летно-техническому составу ВВС 500 г.
всем остальным воинским частям 300 г»




Так родились "сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам", которые вошли как символ нечеловеческих испытаний в память и сознание миллионов людей, стали основой для споров, версий и легенд.
В блокаду существовали нормы на крупу, мясо, масло, сахар. Но карточки почти не отоваривались. И только хлеб, хотя и с некоторыми сбоями, выдавался регулярно. Кусочек хлеба на протяжении многих блокадных дней оставался для человека единственным источником жизни и единственной надеждой.
«Мы – дети блокадного Ленинграда»

Изучая материал по теме нашего проекта, прочитали книгу "Мы – дети блокадного Ленинграда».
Эта книга вышла небольшим тиражом всего 500 экземпляров, но собрала в себе уникальные воспоминания людей, оказавшихся в блокадном кольце и переживших все ее ужасы. Материалы этой книги мы использовали в наших выступлениях перед одноклассниками.
Вывод.
Чем же был хлеб для людей, переживших страшные голодные годы войны? Как они к нему относились?
Думаем, ответом на вопрос могут послужить строки из стихотворений:
Воистину: не углами От века изба красна! А хлебом всё та же мода! Так помните же, сыны: Хлеб – это судьба народа! Хлеб – это судьба страны!
(С.Викулов “Хлеб”)
Люди в годы Великой Отечественной войны берегли каждую крошку хлеба, потому что она была не просто счастьем, она продолжала их жизни, была хранительницей судьбы целого народа, целой страны. Хлеб – мерило жизни. В блокадном Ленинграде, умирая от голода, люди не посмели тронуть ни одного зёрнышка из многих тонн хранящегося селекционного зерна. Этот факт ещё раз показал силу русского характера. Никакие трудности не смогли сломить дух русских людей, лишить их человечности и милосердия. Отношение к хлебу некоторой части современной молодёжи, к сожалению, показывает, что духовность постепенно утрачивается.
И если сейчас наш народ обеспечен самым недорогим в мире, но и самым вкусным, питательным и самым разнообразным хлебом, то в этом великая заслуга тех, кто сражался за хлеб и отдавал свою жизнь в борьбе с фашизмом, кто, теряя сознание от голода, выпекал буханки святого блокадного хлеба в осаждённом Ленинграде.
Покупая свежий хлеб и при этом, избавляясь от черствого, или выбрасывая недоеденные кусочки в школьной столовой, мы всегда должны помнить, что в блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от бомб и снарядов.
Мы, школьники, не имеем права терять историческую память о военных годах, о цене хлеба в то время. Мы должны помнить и заботиться о людях, переживших войну. Зная это, мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.



Правила обращения с хлебом.

Вместе с одноклассниками и их родителями мы составили правила обращения с хлебом. Надеемся, что ребята и их родители будут соблюдать эти нехитрые правила.
- Прежде всего нужно помнить, что хлеб не может долго храниться и поэтому его нужно брать столько, сколько потребуется не более, чем на день-два.
- Когда вы покупаете хлеб в магазинах самообслуживания, не определяйте его свежесть руками, это негигиенично и некультурно.
- Хлеб нужно положить в чистый бумажный или полиэтиленовый пакет.
- Не стремитесь покупать только тёплый хлеб. Учёные считают хлеб вчерашней выпечки более полезным, чем свежий, только что испечённый.
- Резать его лучше на чистой деревянной дощечке тонкими ломтиками, используя для этой цели специальный, остро отточенный нож.
- Хлеб подают к столу на специальном блюде, плетеной тарелке или подносе.
- Едят хлеб, отламывая от ломтя небольшие кусочки. Бутерброды кладут на тарелку и едят, отрезая ножом и пользуясь вилкой.
- Хранят хлеб в специальных хлебницах. Можно для этой цели использовать и полиэтиленовые пакеты.
- Хлеб будет черстветь медленнее, если в хлебницу положить кусочек очищенного картофеля, нарезанное яблоко или немного соли.
- Если хлеб слегка заплесневел, нужно срезать с него тонкий слой, а остальной употреблять в пищу.
- Можно подсушить его в духовом шкафу и сделать сухари.
- Не выбрасывайте чёрствый хлеб. Его можно освежить и снова сделать аппетитным и вкусным. Для этого хлеб сначала заворачивают в чистую и влажную салфетку на 5 минут, а затем вынимают и ставят на 15-20 минут в едва нагретый духовой шкаф.
- Освежить хлеб можно и на пару. Для этого ломтики хлеба укладывают на сито, которое ставят в кастрюлю, но так, чтобы хлеб не соприкасался с водой. Сверху кастрюлю закрывают крышкой. Через несколько минут хлеб приобретает первоначальную мягкость и пышность. Обычно освежают чёрствый хлеб перед подачей его на стол. Следует помнить, что освежённый хлеб черствеет уже через 2-3 часа.
- Чёрствый хлеб можно не только освежать, но и готовить из него разнообразные продукты и блюда, начиная от простых гренок и кончая запеканками, шарлотками, тортами, квасами.








·
Анкетирование

Выводы. Результаты итогового анкетирования порадовали нас. Все респонденты отметили важность хлеба
Ответы
Ученики 6 класса

Ценность
14%

Жизнь
50%

Главная еда
36%

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
50% опрошенных сравнили хлеб с человеческой жизнью, назвали его самым дорогим, святым и важным. 14% учащихся назвали хлеб главной ценностью каждого человека. В ответах 36% респондентов хлеб называется лучшей в мире, главной едой, которая дороже золота, без которой не обойтись, которая спасала людям жизнь в годы войны.
Итак, ребята ответили на поставленный нами вопрос: «Есть ли цена у хлеба?» Ответ получен: цена хлеба – человеческая жизнь, хлеб - это главная ценность.
Таким образом, можно сделать вывод, что сделанные нами исследования, собранные материалы о хлебе, разработанные и проведённые классные часы помогли достигнуть поставленной цели: показать ребятам важность хлеба как главной ценности человечества. Мы надеемся, что разработанные и созданные нами буклеты для родителей помогут им в воспитании у детей бережного отношения к хлебу, что является показателем духовности человека.

Информационные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] («Хлеб войны»)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (все о хлебе: история, хлеб сегодня и т.д.)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (горький хлеб блокады)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] сайт музея хлеба в Санкт-Петербурге
Использованная литература:
1. Барыкин К.К. Хлеб, который мы едим. М.:Госполитиздат 1998г
2. Ухьянкин С.П., Павлов И.В. Уроки хлеба. Чебоксары, Чув.книжное издательство, 1984г.
3. Пицков Ю. Как хлеб на стол приходит. Москва, Просвещение, 2003 г.
4. Амусина Л. Хлеб всему голова. Воспитание школьников. № 9 2004 г.
Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. М.: Советский писатель. 1982, 432с.
Воспоминания. Сост. И. М. Данишевский. М.: Политиздат, 1983.- 246с.
Медаль за бой, медаль за труд. М.: Молодая гвардия. 1970. – 208 с.
Патт В.А. Наш хлеб. М.:1984. – 56 с.
Хлеб в нашем доме. Рецепты с использованием хлеба. М.: Пищевая промышленность, 1980г. – 112 с.











Приложение.
История хлеба.
Впервые человек употребил в пищу зёрна диких злаков в каменном веке, примерно 15 тысяч лет назад. По мнению учёных, сначала люди ели эти зёрна в сыром виде, затем научились их растирать между камнями и смешивать с водой. Первый хлеб имел вид жидкой мучнисто-зерновой каши, которую и сегодня едят в некоторых странах Азии и Африки.
Когда человек начал добывать огонь и применять его для приготовления пищи, он стал поджаривать раздробленные зёрна перед тем, как смешивать их с водой. Каша из обработанных огнём зёрен была гораздо вкуснее, чем из обычных сырых семян.
Затем люди научились выпекать пресный хлеб в виде лепёшек из густой зерновой каши – теста. Эти плотные подгорелые куски зерновой массы мало напоминали наш хлеб, но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, между каменными или глиняными дисками, началось на земле хлебопечение.
Хлеб не стал бы таким, каким мы все его любим и до сих пор, если бы египтяне не имели такого развитого земледелия и если бы они не совершили ещё одного важнейшего шага в техническом развитии, которым стало изобретение мельничных жерновов.
Так египтяне создали облик хлеба, который остаётся с тех пор практически неизменным.
Искусство выпекать разрыхленный хлеб из сброженного теста почти три тысячи лет назад перешло в Грецию. Гомер, описавший трапезы своих героев, оставил нам свидетельство того, что аристократы Древней Греции считали хлеб совершенно самостоятельным блюдом. В те далёкие времена на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса, жареный на вертеле, и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих двух блюд ели отдельно, а хлебу при этом отводилась самая значительная и почётная роль. Гомер сравнивал пшеницу с мозгом человека, имея в виду её значение в жизни людей. Он говорил, что чем богаче хозяин дома, тем обильнее угощают в его доме белым хлебом.
О том, с каким суеверным почтением относились в Древней Греции к хлебу, говорит и такой любопытный факт. Эллины были твёрдо убеждены, что если человек поедает свою пищу без хлеба, он совершает большой грех и будет непременно наказан богами. Кстати, это убеждение перекликается с одним древним законом Индии. В первых веках нашей эры преступников в этой стране наказывали тем, что запрещали им есть хлеб на определённое время в зависимости от того, какое преступление они совершили. При этом индусы были уверены, что тот, кто не ест хлеба, будет иметь плохое здоровье и несчастную судьбу. И в наши дни верующие индусы, творя утреннюю молитву, начинают её словами: «Всё есть пища, но хлеб есть её великая мать».
В древней Греции, как и в Древнем Египте, чёрствому хлебу отводилась особая роль. Считалось, что он помогает при заболеваниях желудка. Его прописывали в качестве лекарства больным, страдающим несварением желудка и другими болезнями. Некоторые древние лекари считали, что одно только лизание корки чёрствого хлеба способствует прекращению болей в желудке.
Хлебопёкам Древней Греции мы обязаны, как считают многие учёные, и самим происхождением слова «хлеб». Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшки специальной формы, называемой «клибонос». От этого «клибонос», по мнению специалистов, у древних готов было образовано слово «хлайфс», которое затем перешло в язык древних германцев, славян и многих других народов. В старонемецком языке существует слово «хлайб», которое похоже на наш «хлеб», украинский «хлиб» и на эстонский «лейб».
В начале средних веков при каждом замке и монастыре создавались свои мельницы и пекарни, появлялись свои мукомолы и хлебопёки. Позднее эти мастера образовали ремесленные цеха в тех городских поселениях, которые стали развиваться вокруг замков. Как и многие другие ремесленные цехи средневековья, союзы пекарей имели свои знамёна, гербы, уставы и правила обучения учеников. При посвящении в «мастера хлебопечения» кандидаты на это почётное звание подвергались строгому экзамену. Выдержавшие его получали специальный диплом, дававший право производить хлеб в своей пекарне или работать в пекарне другого мастера.
Символом средневековых мастеров-пекарей во многих странах Европы был большой крендель, изготовленный из металла или дерева и покрытый позолотой. Такие крендели висели над входом в пекарни и находящиеся тут же хлебные лавки. Витыми кренделями украшали свои булочные мастера в древней Москве и старом Минске.
Весьма интересно отметить, что в то время во многих европейских странах между степенью свежести хлеба и социальным положением тех, кто его потреблял, была прямая зависимость. Королевская семья ела только свежевыпеченный хлеб, хлеб вчерашней выпечки предназначался для высшего общества, хлебными изделиями, выпеченными два дня назад, снабжали представителей мелкопоместного дворянства. Хлеб трёхдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным 4 дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники. А примерно в то же время во многих городах средневековой Азии чёрствый хлеб считался более ценным, чем свежевыпеченный.
Хлеб на Руси.
С древних времён выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почётным. По свидетельству одного из древнейших письменных памятников – «Домостроя», во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, занимающихся «промышленным хлебопечением», хлеб выпекали в каждом доме и выполняли эту работу обычно женщины.
В 11 веке на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Закваской называли часть заквашенного теста, оставшегося от предыдущей выпечки. От качества закваски в очень большой степени зависели вкус и аромат хлеба. Поэтому закваску оберегали, замешивали её густо, обсыпали мукой и хранили в прохладном месте.
В средневековой Руси талантливые безымянные мастера в течение многих веков по вдохновению создавали технологию производства великолепного ржаного хлеба, который и сегодня не имеет себе равных в мире. Кроме ржаного хлеба на Руси испокон веков выпекали множество изделий из пшеничной муки, начиная от монастырских просфор и кончая знаменитыми ковригами. Древнерусская коврига представляла собой большой хлеб, но не круглый (в отличие от каравая), а трёх- или четырёхугольный.
Пользовались спросом и пшеничные калачи, которые выпекались в средневековой Руси к праздникам. Для калачей отбирали муку лучшего качества. К праздничному столу готовили и другие хлебные изделия, называемые пирогами. В эпоху Московской Руси готовили пироги со всевозможными начинками: грибами, маком, горохом, репой, капустой, в виде Курников, начинённых курицей, яйцами, бараниной, выпекались сложнейшие кулебяки с начинками из разных сортов рыб, дичи, грибов. Сладкие пироги заменяли нашим предкам современные пирожные.
В 16-17 веках в русских городах значительную часть городского ремесленного населения составляли мастера хлебного дела, которые делились на хлебников, калачников, пирожников, ситников, саечников, крендельщиков, блинников и пряничников.
Излюбленным видом хлебного лакомства на Руси были пряники, или по-белорусски «пернiкi». Их дарили на именины, подносили невесте в виде свадебного подарка, одаривали ими дорогих гостей, угощали ребятишек. Праздничные пряники, которые пекли для подарков, весили 2-3 кг, а порой достигали и пуда (16 кг).
Но главным видом хлебного товара был каждодневный простой хлеб: сытный, недорогой, заменяющий простому люду порой другие блюда на завтрак, обед и ужин.
При Петре 1 были установлены строгие законы, регламентирующие цены на хлеб и определяющие наказание за их нарушение. За продажу сырого и маловесного хлеба на торговцев хлебом и хлебопёков налагалось жёсткое наказание: «и за то, бить батогами или кошками и тот сырой и маловесный хлеб брать на госпитали».
Пекари на Руси пользовались особым уважением, их никогда не называли пренебрежительными именами, как других людей простого звания, а величали уважительно, полными именами – Иван, Фёдор, Пётр, часто добавляя фамилию или прозвище.
В пословицах и поговорках народ передал всё воё уважение и любовь к хлебу.
Будет хлеб – будет и обед.
Без хлеба да без каши ни во что и труды наши.
Без хлеба куска – и стол доска.
Где хлебно и тепло, там и жить добро.
Хлеб да соль – и обед пошёл.
Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеба ни куска – и в горнице тоска.
Хлеб в пути не в тягость.
Без блинов не масленица, а без пирога не праздник.
Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
Хлебу – мера, деньгам – счёт.
Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.

Блокадный хлеб


Блокада, как известно, продолжавшаяся 900 дней и ночей, не знала "легких" периодов. Но тем не менее события конца ноября - начала декабря 1941 года были особенно тяжелы. Вместе с зимней ленинградской темнотой в город врывались холод и голод. Жизнь словно шла вниз, и каждый следующий день был хуже и труднее предыдущего. Обычный кусок хлеба на глазах становился драгоценностью. В ноябре от голода, от элементарной дистрофии уже погибали тысячи и тысячи людей. Но 19 ноября Военный совет Ленинградского фронта был вынужден принять очередное постановление - 00409 "О снижении норм хлеба". Вот его начало:
«Во избежание перебоев в обеспечении хлебом войск фронта и населения Ленинграда установить с 20 ноября 1941 г. следующие нормы отпуска хлеба:
рабочим и ИТР 250 г
служащим, иждивенцам и детям 125 г;
частям первой линии и боевым кораблям 500 г;
летно-техническому составу ВВС 500 г.
всем остальным воинским частям 300 г»
Так родились "сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам", которые вошли как символ нечеловеческих испытаний в память и сознание миллионов людей, стали основой для споров, версий и легенд.
В июле-сентябре 1941 г. немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге жизни».
А.Н. Юхневич – старейшая работница ленинградского хлебозавода делится составом блокадных буханок: 10–12% это мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя. Ровно 125 г – дневная норма святого черного блокадного хлеба
Чтобы уменьшить расход муки в первую блокадную зиму, городские власти предприняли сразу несколько мер. Во-первых, практически прекратили производство пива весь солод, хранившийся на пивоваренных заводах, перевезли на мельницы, размололи и использовали как примесь к хлебу. Во-вторых, хлеб на 14 действовавших в блокаду хлебозаводах стали выпекать с различными примесями. Стандартная буханка на 63% состояла из ржаной муки, на 4% из льняного жмыха, на 8% из овсяной муки, на 4% из соевой муки, на 12% из солодовой муки. Остальное составляли еще более незначительные примеси. При этом каждый хлебозавод стремился выпекать хлеб, отличный от продукции «конкурентов». В основном это достигалось добавлением муки из луба деревьев, содержащей от 3 до 6% крахмала и сахаров, а также подсолнечной лузги.
В блокаду существовали нормы на крупу, мясо, масло, сахар. Но карточки почти не отоваривались. И только хлеб, хотя и с некоторыми сбоями, выдавался регулярно. Кусочек хлеба на протяжении многих блокадных дней оставался для человека единственным источником жизни и единственной надеждой.
И часто я ловлю себя на том,
Что если б все куски поднять из пыли,
Попали бы они голодным людям в дом
И сколько б жизней сохранили.
В блокадном Ленинграде работали шесть хлебозаводов. Производство не останавливалось ни на один день. Долгое время технологию изготовления хлеба скрывали, на документах пекарей стоял гриф "для служебного пользования" и даже "секретно". Муки не хватало, в хлеб добавляли мякину, отруби и даже целлюлозу. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек пищи в мусорное ведро.
Рецепты блокадного хлеба.
Существует несколько рецептов блокадного хлеба, они известны, и порой заменители муки достигают в них до 40 процентов.
Мука ржаная дефектная 45%, жмых 10%, соевая мука 5%, отруби 10%, целлюлоза 15%, обойная пыль 5%, солод 10%.
Добавления в тесто различных ингредиентов органического происхождения, например, опилок из древесины. Иногда из этого сильно страдало качество выпускаемой продукции. Ведь доля опилок составляла более чем 70%.
В первые годы блокады, особенно зимой, в хлеб добавляли большое количество воды, в итоге получаемый хлеб представлял из себя жидкую слизистую массу.


ТАНЯ САВИЧЕВА.
Многим известна печальная история 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Ленинграда хранится её дневник. В нём есть короткие трагические записи: « Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня» .
Таня Савичева жила в ленинградской семье, её отец подвергся репрессиям. Началась война, затем блокада. На глазах Тани погибли её бабушка, двое дядей, мама, брат и сестра. Когда началась эвакуация детей, девочку удалось вывезти по Дороге Жизни на «Большую землю». Врачи боролись за её жизнь, но медицинская помощь пришла слишком поздно. Таня Савичева умерла от истощения. Её сестра и брат выжили.
Умирающую девочку удалось вывезти с детским домом в посёлок Шатки Горьковской области. Но истощённая голодом, девочка умерла.



















СТРАНИЦЫ ВОСПОМИНАНИЙ

Селецкая Галина Яковлевна, президент ОО "Блокадник"
"ЧЕМ МОЖЕМ, ТЕМ ПОМОЖЕМ"
Все меньше и меньше остается людей, помнящих Великую Отечественную войну не по книгам. С каждым годом уменьшаются ряды тех, кто пережил блокаду Ленинграда. Было жутко видеть, как с каждым часом иссякают силы близких, дорогих людей. На глазах у матерей умирали их сыновья и дочери, дети оставались без родителей, многие семьи исчезали полностью. Пережив голод, холод, смерть, выстояли и победили, вопреки всему остались людьми, не потерявшими достоинств и душевных качеств.
Мои детские воспоминания: еды не было. Мама давала мне "дуранду" - это несъедобная плитка состояла из жмыхов, клея и соломы, которая мне казалась шоколадкой.
У нас не было игрушек, мало еды. Больше всего в те годы мне хотелось, есть сахарный песок ложкой. Это была моя мечта.
КАРТОШКА
На рынке у булочной
Тихо и грустно.
Как в древности,
Здесь натуральная мена:
Стакан отрубей - на полбанки капусты
На плитку дуранды - четыре полена.
На хлеб
Даже две стограммовых картошки
У этой дружинницы
Выменять можно.
Старик
Предлагает ей чайные ложки,
Однако старанья его
Безнадежны.
Сказала негромко:
- Хлеб нужен для мамы.-
И ясно:
Другого обмена не будет ...
На рынке у булочной
Граммы на граммы
Меняют друг с другом
Голодные люди.
Я тут проходил,
Ничего не меняя,
А голод
Пошел выворачивать тело.

Морозова Наталья Павловна
СКВОЗЬ ВОЙНУ И РЕПРЕССИИ ...

Я - жительница блокадного Ленинграда и лицо, пострадавшее от политических репрессий. На мою долю выпало много тяжелых страданий. Шестилетней девочкой я оказалась в холодном, голодном городе, который круглосуточно, бомбили вражеские самолеты, обстреливала тяжелая артиллерия. Помню, как мимо нашего окна со свистом пролетел снаряд и разорвался в соседнем доме, не оставив там никого живого, как люди падали от голода и умирали прямо на улицах.
Хлеба нам давали по 200 гр. на ребенка, но хлебом его назвать было трудно, так как в основном он состоял из опилок. От голода у меня опухли ноги и открылись язвы. Мама тоже была еле жива. От голодной смерти - Славу Богу - нас спас отец. Он был морской офицер, военврач, капитан третьего ранга, служил в Кронштадте начальником санчасти. Изредка ему удавалось добраться до нас, и он приносил нам сухарей.

В ШКОЛЕ
Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола ...
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось - умерла.
Ее из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья -
После похорон.

Максимов Евгений Павлович
ВОСПОМИНАНИЯ О БЛОКАДЕ

Когда началась Великая Отечественная война, мне было 15 лет. Весной 1941 года я окончил 7 классов школы и в начале июня поступил в механико-конструкторский техникум, куда был принят без экзаменов как круглый отличник.
Мы, студенты техникума, ездили на оборонные работы на ближайшие к городу аэродромы. Там мы рыли капониры (укрытия для самолетов) для истребителей, а военные нас немного подкармливали.
Так получилось, что наш курс всегда направляли на один и тот же аэродром, и каждый раз, уезжая с аэродрома, я набирал полную сетку лебеды, из которой мама дома делала лепешки и жарила их. Это казалось очень вкусным блюдом, - к тому времени нам, учащимся, была установлена норма выдачи хлеба в 125 граммов - это кусочек хлеба величиной со спичечный коробок. В состав хлеба входила большей частью целлюлоза, хлеб был очень влажный и безвкусный.
К тому времени мы уже установили в комнате печку "буржуйку" и хлеб, прежде чем съесть, мы поджаривали на "буржуйке". У меня в то время была собрана неплохая библиотека, так вот - за зиму мы сожгли все книги и деревянную мебель: стулья, табуретки, стол, этажерку. Остался только диван.

ОБЛАКА

Наш хлебный суточный паек
Ладонь и ту не закрывает.
И человек,
Который слег,
Теперь - все чаще
Умирает.
И потому, что нету сил,
А над землею вьюга стонет,
Мы мертвых,
Чтоб не рыть могил,
В траншеях городских
Хороним.
Бушует голод.
И пока
Не разорвать кольца блокады.
И от пожаров облака –
Красны,
Проплыв над Ленинградом.
От них
Пылает небосклон.
И враг, увидя их,
В смятенье:
В них - боль, и гнев,
И дрожь знамен
Перед началом наступленья.

Григорьева Алла Александровна
НАЧАЛИСЬ МАССИРОВАННЫЕ БОМБЕЖКИ И ОБСТРЕЛЫ

Когда началась война, мне было 15 лет. Осенью исполнилось 16.
В июне 1941 года я закончила 8 классов. Тогда детей было много, поэтому и классов было по 5-6 и по 35-40 учеников в каждом классе.
Когда объявили войну, большинство мальчиков и девочек пошли в военкомат и заявили, что хотят идти добровольцами на фронт, но нас не брали и мальчишки просто убежали на фронт.
Голод начался сразу. Те, кто работал, получали рабочую карточку 250 граммов хлеба, все остальные - по 125 граммов. О качестве хлеба можно и не говорить.

Целлюлозный хлеб
Набережная Фонтанки, дом 144, - здесь находится знаменитая фабрика «Гознак». Ее продукция помогла выжить городу в блокаду. Но речь не о деньгах. В конце сентября 41-го поступление продовольствия в Ленинград прекратилось. И встал вопрос о заменителях пищевых продуктов. Сотрудники ВНИИ гидролизной промышленности нашли способ получения пищевой целлюлозы, а «Гознак» начал промышленный выпуск заменителя. Пищевая целлюлоза организмом человека не усваивается, поэтому ее можно было использовать лишь в качестве добавки к тесту. Но были случаи, когда рабочие ели ее в чистом виде и погибали целыми семьями.
В первом квартале 42-го в составе хлеба пищевой целлюлозы было пять процентов, а в четвертом - уже десять. На вид он получался привлекательным, с румяной корочкой, но горьковатым на вкус. Ленинградцы ели все - траву, столярный клей, кожаные ремни
И в то же время в домах № 4 и 13 на Исаакиевской площади во Всесоюзном институте растениеводства хранились тонны зерна. Это уникальная коллекция, собранная академиком Вавиловым, - более двухсот тысяч образцов семян почти всех известных человечеству съедобных растений. Но у сотрудников даже мысли не было тронуть хоть одно зернышко. Вот что вспоминал сотрудник отдела клубнеплодов Вадим Лехнович:
- Приходилось охранять клубни от крыс, мороза и голодающих людей. Для большей надежности я закрывал подвал на три различных замка. Дверь обил железом. Дважды в день, несмотря на сильное истощение, добирался из дома на улице Некрасова до Исаакиевской площади. Каждый рейс в одну сторону занимал 1,5 часа.
А не идти было нельзя - помещение требовалось топить, чтобы температура не опустилась ниже нуля градусов, иначе клубни бы замерзли. В первую же блокадную зиму от голода умерло тридцать сотрудников института. Но благодаря сохраненному ими селекционному фонду было возрождено сельское хозяйство в послевоенные годы.

Урок и дрожжевой суп
В блокаду из почти пятисот ленинградских школ работали только 39. Одна из них - школа № 272 - на 1-й Красноармейской улице. В 1941 году учебный год начался 3 октября. Младшие классы занимались в бомбоубежище, где зимой было так холодно, что даже чернила в «непроливайках» замерзали. Старшие учились в трех комнатах на втором этаже. Здесь сохранилось печное отопление, но света не было. Уроки шли при свечах, по три часа в день. Многие дети ходили в школу не только за знаниями, но и за тарелкой горячего дрожжевого супа, который давали всем школьникам. Голодные ребятишки едва двигались, учителя тоже шатались от голода, но в школе продолжали работать кружки и тимуровские команды.
- Мы вязали рукавицы, шарфы, носки, шили кисеты, - вспоминает ученица школы Ираида Терешонок. - Все это отправляли на фронт. После уроков ходили в госпиталь на 7-й Красноармейской, дом 12. Убирали палаты, ухаживали за ранеными, скручивали бинты после стирки, выступали с художественной самодеятельностью.
11-летняя Ираида в августе 1943 года была награждена медалью «За оборону Ленинграда». Она была самой юной ученицей, получившей эту награду. В блокаду даже встать и выйти из дома было уже подвигом. А девочка вместе с другими ребятами и учителями заготавливала дрова для школы, чистила территорию, по ночам дежурила на крыше, тушила «зажигалки».
И в самую тяжелую зиму 41-го, и во все последующие военные годы в школе проводились новогодние елки. По распоряжению Ленгорсовета маленьких участников новогодних торжеств кормили настоящими обедами - суп, котлета с вермишелью, компот и пятьдесят граммов хлеба. И, самое главное, все это «без вырезки талонов из продовольственных карточек». Еще большим чудом казался детям новогодний подарок. В нем было шесть штучек печенья, шоколадка, шесть конфет и восемьдесят граммов сухофруктов.

Блюда из хлеба.

1) Быстрая сладкая пицца с яблоками и творогом
1 батон белого хлеба, 100 г сливок, 250 г творога, щепотка корицы, 2 яблока.
Батон белого хлеба разрезать пополам, вынуть мякиш. Половинки батона обмакнуть в сливки, разложить на противне, начинить творогом. Сверху выложить порезанные кружочками яблоки. Залить яйцом, взбитым со сметаной, посыпать корицей. Запекать в духовке, разогретой до 245° С 25 мин.


2) Оладьи из черствого хлеба
Черствый пшеничный хлеб 400 г, молоко 50 г, дрожжи 20 г, яйцо 2 шт., масло растительное 30 г, сахарный песок 60 г, сметана или варенье 100 г, соль по вкусу.
Куски черствого хлеба измельчить миксером и залить горячим молоком. В полученную массу добавить дрожжи, сахар, соль, хорошо перемешать и поставить на 2 часа в теплое место для брожения. По желанию в тесто можно добавить мелко нарезанные очищенные яблоки или изюм. Оладьи жарить на сковороде с обеих сторон до получения золотой корочки. Затем их полить маслом и посыпать сахарным песком. Подать со сметаной, холодным кипяченым молоком, сливками, вареньем.

3) Запеканка «Обыкновенная».
Хлеб ржаной 100, яблоки свежие 100, сахар 25, маргарин 5, масло сливочное 20, корица, молоко 50, яйцо 1/4.
Черствый хлеб натирают на терке и перемешивают с корицей и частью сахара. Яблоки (с кожицей или очищенные) нарезают ломтиками, удаляя сердцевину.
Затем укладывают слоями в смазанную маргарином форму: хлеб, слегка смазанный сливочным маслом, ломтики яблок, посыпанные сахаром, хлеб, сливочное масло, яблоки и т. д. Верхний слой запеканки должен быть из черного хлеба.
Заливают яично-молочнои смесью или только молоком и запекают в духовке 25...30 мин.



Пословицы и поговорки о хлебе
Пословицы:
* “Рыба- вода, ягоды - трава, а хлеб - всему голова”. * “Хлеб – батюшка, водица – матушка”. * “Хлеба ни куска, так в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай”. * “Хлеб соль ешь, а правду режь”. * “Трудно хлеб растить, зато легко ломать хлеба уплетать”. * “Хлеб да каша- пища наша”. * “Хлеб – всему голова”. * “Без хлеба не будет беседы”.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Без соли, без хлеба худая беседа.
Горька работа, да хлеб сладок.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Хлеб на стол, так и стол – престол.
Земля – матушка, а хлеб -батюшка.
Хлеб да соль, и обед пошёл.
«Хлеб на стол – и стол – престол, хлеба ни куска – и стол – доска»
«Без соли, без хлеба – половина обеда»
«Без хлеба живот никогда не живет»
«Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска»
«И пес перед хлебом смиряется»
«Мужик одних горячих блинов не наестся» (Он ест их завернув ломоть хлеба в блин)
«Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом»
«Хлеб да соль и обед пошел»
«Хлеб наш насущный- хоть черный, да вкусный».













13PAGE 15


13PAGE 144715



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



Root EntryArial CyrБ Б }G° °
·}
·V}G° °
·}
·V15% 40% Ученики 6 класса15Главная еда
·13_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"р
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·Ученики 6 классаГлавная еда
·
·

_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Еда, продукт питания/Учащиеся 6-ых классов
·
·Родители учащихся
·
· Заголовок 115