Урок литературного чтения на тему Н.Носов Фантазеры


Тема урока: Н.Носов «Фантазеры»
Цель урока: познакомиться с произведением детского писателя Н.Н. Носова “Фантазёры”
Задачи: продолжать работу над развитием , выразительного чтения, умением находить нужный ответ из текста, совершенствовать навык выборочного чтения, чтения по ролям, провести работу по обогащению словарного запаса обучающихся, развивать речь, мышление.
Оборудование: презентационное оборудование, рисунки детей к рассказам Н.Носова, рассказ Н.Носова “Фантазёры”, карточки.
Формирование ууд: уметь передавать содержание и определять основную мысль произведения, описывать особенности поведения и характера героев. Воспитывать интерес к литературным произведениям.
Этапы урока
время Задачи Действия учителя Действия учащихся Слайды
Орг.момент
/2 мин/ Организация класса на работу Привествие. Здравствуйте, садитесь. Я рада видеть вас на уроке. Сегодня мы с вами будем работать в группе, для этого ознакомтесь с правилами работы в группе. А также лидер группы будет оценивать каждого в группе в оценочном листе. Приветствуют, демонстрируют свою готовность к уроку Оценочные листы и лист для группы о работе в группе
І. Стадия вызова
4 мин
Создание необходимого настроения
Определение, с каким настроением дети приступают к творческой работе Дети, посмотрите на эти смайлики, выберите ту которая показывает ваше настроение.
Что вы чувствуете, сидя здесь сейчас? Пронесем наше хорошее настроение на протяжении всего урока, оно поможет нам в успешной деятельности на уроке Выбирают, отвечают на вопросы учителя На цветной бумаги нарисованы красивые улыбающиеся смайлики.
Слайд 1

Мотивация Прочитайте записи на слайде. Что в них общего?
Индивидуальная работа
(Это весёлые, смешные произведения Н.Носова). Слайд 2. “Приключения Незнайки и его друзей”, “Автомобиль”
Опрос домашней работы Что смешного в рассказе «Как Незнайка сочинял стихи»? А над чем он заставляет задуматься? Можно ли научиться писать стихи? А как? Кто является автором этого рассказа? А сейчас решив анаграмму, вы должны будете определить тему нашего урока. Индивидуальная работа Слайд 3. Высвечиваются вопросы
Актуализация Прочитайте только красные буквы и вы узнаете тему сегодняшнего урока.
ФРАОНЬТМАБЗЛЁЭРВЫ
Слайд 3 ФРАОНЬТМАБЗЛЁЭРВЫ
ІІ. Осмысление
13 мин
Подвести учащихся к определению темы урока его задач.
Создать мотивацию активной деятельности на уроке.
Как вы думаете, зачем мы выполнили эту работу? А какие цели можно поставить, чтобы изучить тему?
Сформулируйте тему урока?
Дают ответы на вопросы
Определяют, что нужно знать и уметь
Ответы детей.
Записывают тему урока Слайд 4
Цели урока: научиться определить жанр рассказа, ставить вопросы к теме урока, умение выдвигать предположения, отстаивать свою позицию, сравнивать, делать выводы.
Определение теоретических сведений , необходимых для урока
Побудить учащихся к воспроизведению теоретических сведений о писателе.
Слово учителя.
Выставка книг Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в городе Киеве. В школьные годы он увлекался музыкой, театром, шахматами, электротехникой, фотографией. Волшебники, как известно, бывают разные: добрые и злые. Н.Н. Носов был добрым волшебником, потому что владел таинственным “золотым ключиком” к сердцам маленьких граждан. Да еще и веселым волшебником. Он был фантазер. Он написал много рассказов и повестей, таких, как: “Затейники”, “Мишкина каша”, “Фантазеры”, “Веселая семейка”, “Приключения Незнайки и его друзей” и др.
Н.Н. Носов не сразу стал писателем. Раньше он был кинорежиссером, создавал мультфильмы и кинофильмы и за это был награжден орденом Красной Звезды.
Потом Н.Н. Носов пришел в литературу и 40 лет писал книги для детей.
Покажите те книги, которые вы читали или вам читали.
Узнаете ли вы вот эту книгу? В ней есть очень интересный рассказ “фантазёры”.
- Отгадайте кроссворд.
- В каком рассказе герои учили азбуку Морзе? Зачем? Телефон
- Как называются слова оканчивающие одинаково? рифма
- Кто напугал мальчиков в рассказе “Живая шляпа”? Котёнок
- Чем швырял Володя в шляпу? Картофель
- Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? Бобка
- Самый знаменитый житель Цветочного города? Незнайка
- В каком городе родился Носов? Киев
-Как звали коротышку музыканта?) Гусля Отвечают один ученик от группы (“Фантазёры”.)
Слайд 5
Портрет автора
Расставлены книги Носова
Слайд 6
кроссворд
Ассоциация Индивидуальная работа - Какое слово получилось по вертикали? (Фантазия)
- А что обозначает слово “ФАНТАЗИЯ”?
Какая ассоциация возникает со словом «Фантазеры»?
304165340360Фантазеры
0Фантазеры
143785863566128028040005128060686356612379185622 ( работа со словарём“МЕЧТА”, что-то надуманное, неправдоподобное, ложь, выдумка, волшебство)Дети по очереди выходят к доске, записывают сведения о фантазерах
Делают соответствующую запись в тетради
(это выдумщики, сочинители, мечтатели,)Слайд 7
Глоссарий - Уточните значение этого слова, подберите близкие по смыслу слова.
- Как называют человека, который любит фантазировать?
Как вы понимаете слово “Врун”, “врать”?. - Чем отличается врун от фантазёра ?А без толку как вы понимаете?
Трамвай,?(Выдумка, затея).
(Фантазёр)
Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя.
Слайд 8
Словарные слова
ІІІ.Рефлексия
20 мин
Анализ произведения “Фантазёры”. - Сегодня мы поразмышляем над рассказом Носова “Фантазёры”.
-К какому жанру мы отнесем произведение Н. Носова " Фантазеры"?
-Докажите, что это рассказ.  -Как называется рассказ? Кто автор?
-Что в рассказе смешно, а что даже грустно?
А в реальной жизни с вами такое было? Считаете ли такой поступок правильным?
Почему? Обсудите это в группе и дайте ответ.
(реальные герои, реальные события)
Нет
Слайд 9
вопросы
Физминутка
2 мин реалаксация Устали, давайте отдохнем флипчатСлайд 10
Работа по тексту стр.72
Работа в группах
Защита группами своих позиций, презентация своей работы. Группы выполняют разные по сложности задания.
Первая группа –придумывает вопросы к рассказу.
– Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.
Вторая группа – последовательно выстраивает план (карточки даны вразброс)
1.Беседа Мишутки и Стасика.
2.Фантазия ребят.
4.Зазрение совести
– На карточках записаны пункты плана к рассказу Н.Н.Носова «Фантазеры». На отдельной карточке – один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.
Третья группа-представляет театрализацию рассказа.
– Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке ваша группа готовит инсценировку рассказа Н.Н.Носова «Фантазеры». Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то из вас будет режиссёром, актёром.
– Итак, все получили задания.
Работайте в группах. Через 15 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности. Помните, что все, о чём вы будете говорить у доски, должно быть хорошо понятно человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.
У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:
первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;
вторая команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику – стр. 75 (учебник) и узнать, какие ещё вопросы можно было задать). Отвечают на вопросы другие команды.
третья команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа). В качестве зрителей – первая, вторая и третья команды. (работает 1 человек)
Слайд 11
Задании групп
ІҮ.Оценивание
5 мин Взаимоповерка по оцен.листу
Диагностика отношения к уроку Анализ полученной информации
Организация детей на рефлексивную деятельность
– Сегодня я узнал (а)…– Было интересно…– Было трудно….– Теперь я могу…
Отмечаются лучшие варианты интерпретации текста.
– Можно ли сказать, что «Фантазеры» – поучительный рассказ? Почему?
Заполнение оценочных карт.
Праверьте правильность выполнения задания и оцените работу группы, и отдельных участников
Обсуждают результаты работы
Дети с помощью экспресс-методики определяют, свое отношение к уроку Домашнее задание 2 мин – Попробуйте дома придумать продолжение рассказа Н.Н. Носова «Фантазеры». Можно начать так: «Однажды дети снова остались дома одни…» Заполняют дневник