Методическая разработка урока Состав и строение гидросферы, 6 класс


Тема: Состав и строение гидросферы, 6 класс

Тип урока: изучения нового материала

Цель: Формирование представлений о гидросфере как оболочке, без которой не возможна жизнь на Земле
Образовательные задачи:
- дать понятия: гидросфера, мировой круговорот воды
- сформировать представление о строении, составе, частях и значении гидросферы;
- сформировать умения: сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы; выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы; выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли;
Воспитательная:
- ориентировать учащихся на бережное отношение к воде и на необходимость охраны гидросферы;
Развивающая:
- развитие мышления, памяти

Оборудование:
- физическая карта полушарий;
- учебник по географии, 6 класс;
- атлас по физическая география, 6 класс;
- мой тренажер: пособие для учащихся, 6 класс;
- тесты для контроля знаний по теме Гидросфера, 6 класс

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Методы работы: беседа, объяснение

Проект урока по теме : Состав и строение гидросферы, 6 класс



Название
этапов
Структурные элементы урока/дидактические задачи

Деятельность учителя
Деятельность ученика
Результат



Ход урока




1.Организационный момент – 1минута

- создать психологический настрой на деятельность

2.Исходная мотивация урока, постановка цели – 4 минуты

- возбудить мыслительную
деятельность ученика
- создать заинтересованность, готовность к работе
- определить значимость темы для учеников












3. Актуализация знаний – 5 минут

- подготовка ученика к новому материалу через повтор промежуточных знаний
-воспроизведение ЗУН, которые будут нужны на уроке

























4. Передача знаний и умений – 15 минут

- обеспечить восприятие и осмысление материала:
- ввести понятия: гидросфера, мировой круговорот воды
- установить составные части гидросферы
- установить состояния воды
- установить роль гидросферы















































































5. Первичное закрепление – 5 минут

- осмысление информации
- установление быстрой обратной связи ученик- учитель
- выявление ошибок, непонимания
- включить мышление ученика для осознания














6. Закрепление знаний и способов действий – 4 минут

- обеспечение усвоения знаний и способов действий в измененной ситуации











7. Контроль и самопроверка знаний и подведение итогов – 5 минут

- выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действия
- оценка успешности достижения цели урока
- наметки плана последующей работы





8. Информация о д\з – 1 минута

- обеспечение понимания цели и способов выполнения д\з,
- проверка соответствующих записей


- проверяет отсутствующих
- проверяет наличие учебных средств у учащихся
- проверяет карты, доску


Ребят, так хочется пить. Достает бутылку с водой и пьет.
- Как хорошо всегда под рукой иметь воду! Не так ли?
- Скажите, а кто-нибудь пробовал обходиться без воды день или два?
- Да, без воды, как говорится «и не “туды” и не “сюды”».
- Как вы думаете, а почему я вас об этом спрашиваю?

- Да, но только не воду, а водную оболочку Земли.
- Кстати, как она называется?







- Да, она называется гидросфера. Но с чего же нам начать?
Давайте вспомним, с чего мы начали изучать литосферу?
Да, а что потом?


Правильно, мы изучали процессы, происходящие в ней. То же самое мы сегодня проделаем с гидросферой.
- Еще раз проговорите мне сами, как мы будем изучать гидросферу?

Вспомните, а какой же основной процесс происходит в гидросфере?

- Да. И мы к нему еще раз вернемся на уроке.
- А скажите, если я сейчас попила, во мне есть вода?
- Вспомните, а где еще есть вода?
- А еще?
- Хорошо. Вот мы сегодня и посмотрим, а что содержит в себе гидросфера кроме самой воды.










Если мы посмотрим на карту или глобус, то мы увидим, что наша планета окрашена в основном в голубой цвет. Это Мировой океан, который занимает 3\4 поверхности Земли. Кроме того в пределах суши мы
можем видеть синие пятна озер и водохранилищ, «ленточки» рек, белые пятна ледников. Все это и образует гидросферу. Ее объем составляет 1,4 млрд. км. кв.
- Посмотрите на р.71 с.101 учебника и ответьте на вопрос, какие же части входят в состав гидросферы и каково их соотношение?




- Давайте вспомним, а в каких состояниях встречается вода в природе?


Да, причем большая часть воды
гидросферы – жидкая. Это составляет 98%, твердая вода – 2%, газообразная – доли %. При этом только около 3% жидкой воды – вода пресная
В начале урока мы уже отмечали наличие воды в живых организмах, почве, атмосфере. Однако и в воде есть живые организмы, частички веществ, воздух.
Так гидросфера взаимодействует с другими земными оболочками.
Вода гидросферы играет огромную роль в природе и жизни человека:
- делает планету живой
- связывает все земные оболочки
- человек не может прожить без воды более 2-х недель



В начале урока мы касались уже
Мирового круговорота воды. Давайте еще раз вернемся к нему. По р.72 с. 102 расскажите об этом процессе.

















Правильно. Итак, мы видим, что это процесс постоянного водообмена между разными частями гидросферы.
При этом в круговороте участвуют живые
организмы и человек.
Кроме того в разных частях гидросферы круговорот идет с разной скоростью. Медленнее всего – в подземных водах и материковых ледниках.
А сейчас давайте подумаем о том, какая вода окружает нас чистая или грязная?

- Действительно вода часто загрязняется:
- фабриками и заводами
- нефтью из танкеров
Врачи считают, что 80% всех болезней возникает из-за грязной воды. Есть станции по очистке воды, но они очень
дорогостоящие, а чистой воды необходимо все больше.
- Возникает вопрос:
Что делать? Ответьте!
- А еще?
- Молодцы!

- Ну а сейчас давайте еще раз пройдем по сегодняшнему материалу. Ответьте на мои вопросы:
- Что такое гидросфера?
- Из каких частей она состоит?







- Каково значение гидросферы?





- Что такое мировой круговорот воды в природе?

- Чего ждет от человека гидросферы?
- Хорошо. Есть ли у вас вопросы ко мне


- Тогда идем дальше. Теперь я посмотрю, как вы поняли сегодняшнюю тему. Поработаем с в.12 с.104 учебника: Можно ли наблюдать мировой круговорот воды в нашей местности?


-Хорошо. Есть ли вопросы ко мне?









- Раз вы все поняли, тогда давайте проверим свои знания с помощью теста.














Параграф 18 читать,
Задания 1-3 из рабочей тетради с печатной основой письменно








- готовится к учебной работе







- Да


- Нет


Потому что мы будем сегодня изучать воду и зачем она нужна?
- внимательно слушают

- Гидросфера









- Как она устроена

- Потом, что в ней происходит интересного

- внимательно слушают



- Мы изучим, как она устроена, и какие процессы в ней происходят


-Мировой круговорот воды



Да
В небе
В земле
-внимательно слушают











- внимательно слушают








- записывают в тетрадь

- Мировой океан – 96,5%, ледники – 1,75%, подземные воды - 1, 7%, реки, озера, болота – 0,03%, вода атмосферы и в живых организмах – 0,02% (записывают в тетрадь)

- В жидком, твердом и газообразном


- внимательно слушают и записывают в тетради



















Вода испаряется с поверхности Мирового океана, в виде пара устремляется в атмосферу, образуются облака или из капелек воды или из кристалликов льда. Они переносятся ветром на сушу, где проливаются дождем или выпадают виде снега. Осадки могут сразу стекать через поверхностный сток в океан, могут попасть в океан через подземный сток, могут образовывать ледники и также через поверхностный сток вернуться в океан.



- внимательно слушают и записывают в тетради









Чаще – грязная

- внимательно слушают и записывают в тетради








- Нужно экономить воду
- Нужно охранять гидросферу





- Водная оболочка Земли
- Мировой океан – 96,5%, ледники – 1,75%, подземные воды - 1, 7%, реки, озера, болота – 0,03%, вода атмосферы и в живых организмах – 0,02%

- Делает планету живой, связывает все земные оболочки, человек не может прожить без воды более 2-х недель

- Процесс постоянного водообмена между частями гидросферы.
- Охраны и экономии воды
- Нет


- Можно, например, если мы видим, как идет дождь, ручьи текут в реку Волга, а из нее в Черное море. А оно - часть океана.


- Нет









- выполняют тест
- обмениваются с соседом
- выставляют отметку в соответствии с критериями учителя











- записывают д\з

- интерес к уроку
- принятие учебной задачи



- интерес к уроку
- принятие учебной задачи


















- готовность ученика к восприятию нового материала
- уверенность в своих силах
- развитие речи




























- передача знаний о гидросфере ученикам









































- развитие речи













































- развитие памяти
– развитие умения слушать, высказываться
- усвоение новых знаний о гидросфере и ее частях, мировом круговороте воды, о роли гидросферы, необходимости ее охраны













более достоверная информация об усвоении знаний о гидросфере и ее частях, мировом круговороте воды, о роли гидросферы, необходимости ее охраны
- информация о достижении планируемой цели и результатов




- получает информацию о своих уровнях знаний












Усвоение д\з













-