Классный час, посвященный 700 летию Сергия Радонежского «Духовный Отец России»

Классный час на тему:
«Духовный отец России»
(посвященное 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского)
Еропкина А.Ф.,
учитель начальных классов

Цель:
знакомство учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского духовного отца России
Задачи:
выяснить, почему и за какие дела считают Сергия великим деятелем России и игуменом земли русской;
развивать память, речь, учить делать самостоятельные выводы;:
воспитывать любовь к Родине, нравственность, духовность;
воспитывать любовь к ближнему, умению прощать и видеть в каждом человеке его положительные качества; к духовным центрам православной культуры
Оборудование урока:
мультимедийная презентация;
распечатка текста о чуде, совершенном Сергием Радонежским;
карточки с пословицами;
иллюстрации храмов Троице-Сергиевой Лавры.
Ход занятия:
1.Организация начала занятия
2. Введение в тему занятия.
Учитель: в 2014 году исполняется 700 лет со дня рождения одного из самых почитаемых святых России Сергия Радонежского. Имя его Сергий Радонежский.
Сегодня мы с вами обратимся к биографии этого человека, его подвигам и их значению для истории России. А также попытаемся ответить на вопрос: «Почему Сергия Радонежского называют духовным отцом России?»
Это стихотворение посвящено человеку, чье имя является одним из самых заветных и святых для сердца русского человека.
3.Знакомство с биографией Сергия Радонежского
Ученик:
Встреча инока со Христом
Огибая глубокий овражек,
по следам от тележных колёс,
шёл откуда-то юный монашек,
не скрывая отчаянных слёз.
«Что случилось?» – спросил его прямо
Царь Небесный, на землю сходя.
«Потерял где-то ключ я от храма», –
молвит юноша, слёз не щадя.
«Ах ты, горе!» – Спаситель смеётся. –
Вот твой ключ, не терзай себя, брат»
А монашек опять не уймётся
и рыдает сильней во сто крат.
«В чём же дело?» – Господь негодует.
И, почти задыхаясь от слёз,
еле слышно, мол: «Книгу Святую
потерял я», – монах произнёс.
«Ну и люди! – вздохнул Искупитель
и сказал чернецу: – Не тужи,
возвращайся спокойно в обитель –
дам Я книгу тебе для души».
Но монах – аж хрипит от рыданий:
«Где ж обитель такая в стране,
чтоб укрыться мне в ней от страданий,
насылаемых бесом извне?»
И Господь, улыбаясь апрелю,
на далёкий кивнул ему лес:
«Ты построй себе келью под елью
и молись, чтоб забыл тебя бес.
Да мечтами о пище телесной
не дразни понапрасну себя.
Прилетит к тебе ангел небесный –
и покормит с ладони тебя.
Бог – с тобою!» – сказал. И десницей
начертал над монашеком крест.
И – исчез. И, как райские птицы,
засвистели щеглы и синицы,
и иные пичуги окрест.
Ну, а что же монашек?.. С дорогой
распростившись по воле небес,
он доверил судьбу свою Богу
и – свернул в голубеющий лес.
Где теперь он? Господь его знает!
Только видно, как в свете зарниц –
в чащу леса всё чаще слетает
с высоты стайка радужных птиц
Николай Переяслов.
Учитель:
Житие Сергия Радонежского начинается с детских лет. Давайте обратимся
в эти годы.




Ученик:
Биография Сергия Радонежского
(рождение и детство)
В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при крещении имя Варфоломей (в честь апостола Варфоломея), родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. Существует несколько точек зрения на дату его рождения. Но современные ученые называют дату 3 мая 1314 год.
В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.
Однажды по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания <> о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил:
« Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей. »
Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж.
Еще при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости». Ждал он недолго: через два-три года он похоронил отца и мать, которые, следуя распространённому в то время на Руси обычаю принимать иночество под старость, незадолго до смерти тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму.
Учитель: Давайте прослушаем отрывок из церковной службы, чтобы окунуться в атмосферу духовного мира Сергия Радонежского.
Ученик:
Начало монашеской жизни
После смерти родителей Варфоломей сам отправился вХотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.
Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года.
Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший Радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.
Учитель: Так за какие же поступки Сергий получил имя «духовного отца России»?
Ученик:
Служение Сергия Радонежского
По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя в 1356, нижегородского в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и, согласно "Сказанию о Мамаевом побоище", отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием Пересвета и Ослябю. Хотя, по канонам Русской Православной церкви, монахам и священнослужителям запрещено участвовать в боевых действия.
Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.
В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий на некоторое время покидает свой монастырь «и от Тахтамышованахожениябежа в Тверь» под защиту князя Михаила Александровича Тверского.
После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.
Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.
Учитель: Существует множество сказаний о тех чудесах, которые совершил Сергий Радонежский. Предлагаю вам ознакомиться с одним из них. После прочтения данного источника, я прошу вас высказать свое отношение к нему.
О недоверчивом иноке и трех слепых конях
Некий инок, находившийся в больнице, слышал, что рассказывали о чудесах великого Сергия, и, лежа на своей постели, в простоте размышлял о конях, на которых Преподобный послал трех иноков в Москву с вестью, – откуда взялись эти кони, кто их видел и правда ли все это.
Задумавшись, он отвернулся к стене и вдруг слышит, что дверь в келию отворилась и раздались шаги входящего, но не обернулся посмотреть, кто это, потому что больные тогда часто входили и выходили из келии, да и множество убогих из мирян жило тут. Потом услышал старец, как его позвали: «Брат, повернись сюда, я тебе что-то скажу». Но старец не обернулся, а возразил: «Скажи так, брат, в чем дело. Я не могу повернуться, ты сам знаешь, я болен». Но вошедший повторил: «Старец, повернись! Что ленишься?»
Больной отвечал: «Не хочу повредить себе, говори так», – он думал, что с ним говорит кто-то из живших в келии, оттого и не хотел посмотреть на вошедшего и замолчал. Пришедший стал укорять его: «Что безумствуешь, старец? И почему ты непокорен? Разве это по-монашески? Или нет у Бога милосердия, чтобы подать тебе выздоровление от болезни твоей?» Старец удивился таким укорам и сказал сам себе: «Кто это меня осуждает? Кого я оскорбил?»
Он захотел обернуться – и вдруг встал на ноги совершенно здоровым и узнал чудотворца по облику, запечатленному на иконе.
Преподобный сказал ему: «Почему ты сомневаешься? Я на самом деле послал учеников своих». А старец простодушно спросил: «Да на чем же ты послал их, господин мой?» И отвечал преподобный: «Послал на тех трех слепых конях, которых конюх Афанасий Ощерин выгнал за монастырь, в огороженное место».
Старец почувствовал себя здоровым, и, объятый страхом, каялся в том, что прекословил святому, а потом пришел своими ногами в церковь и рассказал всем о случившемся с ним. А тех слепых коней искали повсюду, но не нашли.
Учитель:
Сегодня на уроке мы обзорно прошлись по жизненным ступеням преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий явился воспитателем и великим собирателем народного духа. Время в которое он жил, явилось переломной эпохой в жизни русского народа. “Тихость, кротость слова, молчание, смирение, безгневие, простота, любовь равная ко всем человекам” - эти качества Преподобного Сергия в течении всего его 50-летнегоиноческого подвига незаметно распространились по Руси, духовно врачуя, укрепляя и утешая русских людей. И народ воспрянул духом, в нём стала пробуждаться вера в свои нравственные силы, и открылась перспектива национального возрождения.
Вся земля русская наполнилась слухом о святом старце, и до сей поры тянутся к обители вереницы его почитателей со всех сторон. Никто не уходит в обратный путь неутешенным. Вместе с просфорой монастырской, водой из святого источника люди приносят к своим домашним очагам самое драгоценное – благословение.
Ученик:
В глухом уединённом месте,
Среди берёзовых лесов.
С усердием радел в молитве,
Отшельник в горечи оков.
Они держали Русь родную,
Петлёй аркана у седла.
Тянули кровь её земную,
Держали в рабстве города.
Он обратился о защите,
Не плоти собственной своей.
Душа просила сил отчизне,
С колен подняться ей скорей.
Все помыслы чисты и светлы,
Их выстрадала вся Земля.
Собрал в единое все силы,
Он не берёг их для себя.
Приняв отшельника молитвы,
Господь дал знак ему слезой.
Стояли близко с ним там горы,
Они пролились вниз водой.
Послал наш Бог народу мудрость,
В единый всех собрал порыв.
Рубили вместе сети низость,
К свободе путь Руси открыв.
Шумят собою водопады,
Благой порыв собой несут.
Бегут, вниз лечащие воды,
От сглаза всех нас берегут.

Наш старец с жизнью посвящённой,
Во благо русской всей земли,
К святому лику приобщённый,
Остался вечно на Руси.
Учитель:
Дорогие ребята, каждому из вас дана возможность пройти свой путь, построить свою судьбу, создать свою семью и воспитать своих детей. Именно от вас зависит, какую частичку себя вы оставите на этой земле. На примере жизни Сергия Радонежского мы можем только учиться. Мы можем учиться смирению, покаянию, любви к ближнем, толерантности, уважению к старшим, уважению к религии и многим положительным чертам. Не случайно этот человек был причислен к лику святых и является самым почитаемым святым России. К нему обращаются в своих молитвах миллионы людей. Именно Сергий Радонежский является покровителем учеников и студентов. Именно его просят о помощи в учебе.
Ребята, я прошу вас высказать свое отношение к данному мероприятию и заполнить небольшой опросный лист.
Опросный лист:
1) Понравилось ли вам мероприятие
2) Вызывала ли у вас интерес данная тема
3) Хотели бы вы еще поучаствовать в проведении подобных мероприятий
4) Какое впечатление у вас осталось

Учитель:
Ребята, если у вас возник интерес к изучению данной темы, то я прошу вас подготовить сообщения по вопросам чудес, которые совершил Сергий Радонежский.
Наше занятие закончено. Спасибо за внимание.