Беседа о правилах пожарной безопасности Чем опасен дым


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 17» г.о.Балашиха Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа № 17»
Ухова Е.В. ________________
от _____________________ 2014г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности
кружка «Основы безопасности жизнедеятельности»
(социальное направление)
3 класс
Составитель: Лядкина Елена Евгеньевна
учитель начальных классов
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Основы безопасности жизнедеятельности» (социальное направление) для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО второг поколения, на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (авторы: Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова) для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений. На изучение курса «ОБЖ» по внеурочной деятельности в 3 классе отводится 34 занятия – по 1 занятию в неделю (с сентября по май) продолжительностью не более 40 минут. Главное условие - не перегружать обучаемого.
Основная цель: формирование социального опыта школьника и осознание им необходимости применять полученные знания в нестандартной ситуации.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи:
развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
привитие учащимся начальных знаний, умений и навыков в области безопасности жизни;
формирование у детей научно обоснованной системы понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Содержание программы
В ходе реализации программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека. Программой предусмотрены обязательные практические занятия:• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы). Программа данного курса  построена с учётом уровня подготовки и общего развития обучающихся 3 класса и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.      Главными задачами обучения данной программы являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
В связи с эти программа была скорректирована следующим образом.
№ п/п Тема Кол-во часов
Безопасное поведение на улицах и дорогах (10 ч)
1 Движение пешеходов по улицам и дорогам 2
2 Дорога, ее составные части, виды автомашин 1
3 Улицы, перекрестки, площади 1
4 Сигналы светофора и регулировщика 1
5 Сигналы, которые подает водитель 1
6 Практическое занятие «Мне на улице не страшно!» 1
7 Безопасность пассажиров 2
8 Задания тестового характера 1
Пожарная безопасность и поведение при пожаре (3 ч)
9 Пожар в транспорте, правила поведения 1
10 Пожар в общественных местах и его причины. Страх и паника 2
Безопасное поведение в доме (12 ч)
11 Лифт – наш домашний транспорт 1
12 Опасные незнакомцы 2
13 Как защитить себя и свой дом 1
14 Звонок по телефону 1
15 Предметы бытовой химии и их безопасное применение 2
16 Как нужно обращаться с электроприборами 1
17 Газ, огонь и человек 1
18 Как растопить печку 2
19 Задания тестового характера 1
Чрезвычайные ситуации (9 ч)
20 Стихийные бедствия 1
21 Как предупреждают о стихийных бедствиях 1
22 Бури, ураганы, тайфуны и смерчи 1
23 Лесной пожар 1
24 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты) 1
25 Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения 1
26 Подготовка обучаемых к действия в ЧС мирного и военного времени1
27 Задания тестового характера 1
28 КВН 1
Итого 34
Описание ценностных ориентиров содержания программы
 
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности курса «Основы безопасной жизнедеятельности»:
 - формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в
ней нуждается;
- формирование потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- формирование навыков культуры поведения на дорогах, в транспорте, общественных местах, безопасного поведения в природе,
нравственного выбора и ответственности человека в отношении к самому себе и окружающим людям;
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся 3 класса должны знать:
- правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
- виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта,
тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
- правила движения пешеходов по загородной дороге; обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из
него;
- правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
- меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
- признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
- правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;
- как оповещают население о чрезвычайных ситуациях;
- о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения: ураган, буря, смерч (примеры, последствия); лесной пожар,
действия по его предупреждению.
Уметь:
- переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
- оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
- правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
- двигаться: по загородной дороге, в том числе группой;
- правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
- разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
- соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
- оказать первую помощь при отравлении угарным газом;
- действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД:• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов
личности от внешних и внутренних угроз;• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и
общественной ценности.
Метапредметные результаты:• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных
ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных
ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей
деятельности в обеспечении личной безопасности;• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к
обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием
различных источников;• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека
на иное мнение;• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты.
В познавательной сфере:• знать об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
о здоровом образе жизни;
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
В ценностно-ориентационной сфере:• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной
информации, получаемой из различных источников;• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в
конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и
возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
В коммуникативной сфере:• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное
решение в различных ситуация.
 
Критерии оценивания
Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребенка.
Безотметочная система обучения.
Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.
Поощрение высказывания оригинальных идей.
Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.
Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Материально-техническая база
Книгопечатная продукция
Литература для учащихся и учителя:
Основы безопасности жизнедеятельности. 3-4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. – 4-е изд. – М.: Просвещение.
Ижевский П.В.. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь 3 класс.- Москва «Просвещение»
Сайт «Начальная школа» http://1-4.prosv.ru/Технические средства
- Ноутбук для учителя с МФУ;
- интерактивная доска;
- мультимедийный проектор;
- документ-камера.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема Основные виды
учебной деятельности Планируемые результаты
Материально-техническая база Дата
Метапредметные УУД Личностные УУД По
плану По факту
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ (10 ч)
1
2 Движение пешеходов по улицам и дорогам. Знать правила дорожного движения.
Ознакомить с право- и левосторонним движе-нием.
Знать, где можно кататься на роликах и велосипеде.
Ознакомить с правилами движения пешеходов по дорогам. - Построение речевого высказывания в устной форме;
- умение осуществлять действие по образцу;
- умение слушать сверстника и учителя;
- поиск и выделение необходимой информа-ции;
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.
Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
ИКТ. 3 Дорога, её составные части, виды автомашин. Знать из каких частей состоит дорога.
Уметь различать виды транспорта.
Знать, где нужно ожидать автобус и другие виды транспорта.
- Поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
ИКТ. 4 Улицы, перекрестки, площади. Ознакомить с правилами перехода дороги через различные виды перекрестков.
- Проводить несложные наблюдения, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов;
- делать выводы на основании полученных результатов;
- уметь взаимодей-ствовать со сверстниками. Мотивация к бережному отношению к природе.
Развитие навыков сотрудничества.
Формирование ува-жительного отношения к иному мнению. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
ИКТ. 5 Сигналы светофора и регулировщика. Повторить правила движения пешеходов по дорогам.
Изучить сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. - Проводить несложные наблюдения;
- следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов;
- уметь взаимодей-ствовать со сверстниками. Мотивация к бережному отношению к природе.
Развитие навыков сотрудничества.
Формирование ува-жительного отношения к иному мнению. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
6 Сигналы, которые подает водитель. Повторить виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств.
Изучить скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги. - Проводить несложные наблюдения;
- следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов;
- уметь взаимодей-ствовать со сверстниками. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
7 Практическое занятие «Мне на улице не страшно!» Вспомнить ПДД.
Сыграть в игру.
Выполнить контроль-ные задания.
- Поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
8
9 Безопасность пассажиров. Знать правила поведения пассажиров, как переходить через трамвайные пути.
Изучить, что нужно сделать, чтобы спастись при аварии.
- Проводить несложные наблюдения;
- следовать инструкциям и правилам при проведении эксперимен-тов, делать выводы на основании полученных результатов;
- уметь взаимодей-ствовать со сверстниками. Мотивация к бережному отношению к природе.
Развитие навыков сотрудничества.
Формирование уважи-тельного отношения к иному мнению. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
10 Задания тестового характера.
Обобщить знания по правилам дорожного движения. - Построение речевого высказывания в устной форме;
- умение осуществлять действие по образцу;
- умение слушать сверстника и учителя. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве; мотивация к обучению. ЭОР
http://school-collection.edu.ru/ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПОВЕДЕНИЕ ПРИ ПОЖАРЕ (3 ч)
11 Пожар в транспорте, правила поведения. Ознакомить с правилами поведения при возникновении пожара в транспорте. - Поиск и выделение необходимой информа-ции;
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
12
13 Пожар в общественных местах и его причины. Страх и паника. Изучить причины, по которым может возникнуть пожар.
Знать правила безопасного поведения при возникновении пожара в общественных местах. - Проводить несложные наблюдения;
- следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов;
- умение взаимодей-ствовать со сверстниками. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве; мотивация к обучению. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДОМЕ (12 ч)
14 Лифт – наш домашний транспорт. Ознакомить с тем, как правильно пользоваться лифтом.
Знать, как избежать нападения в лифте и что нужно делать, если на тебя напали.
- Поиск и выделение необходимой информа-ции;
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
15
16 Опасные незнакомцы. Уметь предвидеть опасности с незнакомыми людьми.
Изучить правила разговора с незнакомыми людьми. - Проводить несложные наблюдения;
- следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов;
- умение взаимодей-ствовать со сверстниками. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве; мотивация к обучению.
Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
17 Как защитить себя и свой дом. Составить правила защиты дома.
Знать, как правильно вызвать полицию. - Проводить несложные наблюдения;
- следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов;
- умение взаимодей-ствовать со сверстниками. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
18 Звонок по телефону. Разобрать опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми.
Знать, как правильно позвать на помощь. - Построение речевого высказывания в устной форме;
- умение осуществлять действие по образцу; -
- умение слушать сверстника и учителя. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
ИКТ.
19
20 Предметы бытовой химии и их безопасное применение. Изучить меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии.
- Проводить несложные наблюдения;
- следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов;
- уметь взаимодей-ствовать со сверстниками. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
ИКТ. 21 Как нужно обращаться с электроприборами. Изучить меры безопасности при пользовании в быту электрическими предметами.
Знать, что нужно делать при ударе электрическим током. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
ИКТ.
22
Газ, огонь и человек. Изучить меры безопасности при пользовании в быту газовыми приборами. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
ИКТ.
23
24 Как растопить печку. Изучить меры безопасности при пользовании в быту газовыми приборами и печным отоплением. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
ИКТ.
25 Задания тестового характера. Обобщить знания по мерам безопасности в окружающем мире. - Построение речевого высказывания в устной форме;
- умение осуществлять действие по образцу;
- умение слушать сверстника и учителя. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению. ЭОР
http://school-collection.edu.ru/ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ (9 ч)
26 Стихийные бедствия. Ознакомить с ЧС природного и антропогенного происхождения.
Изучить правила поведения при ЧС. - Поиск и выделение необходимой информа-ции;
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
ИКТ.
27 Как предупреждают о стихийных бедствиях. Вспомнить, как оповещают население о ЧС.
Знать правила поведения по сигналу «Внимание всем!» - Проводить несложные наблюдения;
- следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов;
- умение взаимодей-ствовать со сверстниками. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
28 Бури, ураганы, тайфуны и смерчи. Ознакомить с последствиями ураганов, бурь, смерчей.
Знать правила поведения при ЧС. - Поиск и выделение необходимой информа-ции;
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению.
Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
ИКТ.
29 Лесной пожар. Ознакомить с возникновением пожаров и их предупреждение.
Знать действия при обнаружении загорания в лесу. - Проводить несложные наблюдения;
- следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов;
- умение взаимодей-ствовать со сверстниками. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши.
ИКТ.
30 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты).
Ознакомить с ЧС мирного и военного времени.
- Поиск и выделение необходимой информа-ции;
- осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению. ИКТ.
31 Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
Познакомить с мероприятиями гражданской обороны по защите населения. ИКТ.
32 Подготовка обучаемых к действия в ЧС мирного и военного времени. Знать правильному поведению в ЧС мирного и военного времени. - Проводить несложные наблюдения;
- следовать инструкциям и правилам при проведении экспери-ментов, делать выводы на основании полученных результатов;
- умение взаимодей-ствовать со сверстниками. Передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, устных рассказах. ИКТ.
33 Задания тестового характера. Обобщить знания по мерам безопасности в чрезвычайных ситуациях. - Построение речевого высказывания в устной форме;
- умение осуществлять действие по образцу;
- умение слушать сверстника и учителя. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве, мотивация к обучению. ЭОР
http://school-collection.edu.ru/34 КВН Обобщить знания по курсу. Бумага, карандаши.