Статья Возрождение народных традиций через внеурочную деятельность в школе


Фадеева Ирина Анатольевна
МКОУ «Унъюганская СОШ №1»
педагог дополнительного образования
п. Унъюган Октябрьский район
«Возрождение народных традиций через внеурочную деятельность в школе»
Аннотация
Статья посвящена возрождению народных традиций через исследовательскую работу обучающихся в условиях внеурочной деятельности.Основная цель работы – изучение духовного наследия русской культуры и интеграция в национальную культуру коренных народов Югры, а также культур других народов, населяющих округ для формирования общей культуры детей, принятия ими духовно-нравственных ценностей в условиях современного многонационального общества ХМАО - Югры.
Результаты работы могут быть использованы для духовно-нравственного воспитания не только детей, но и взрослых. Материал может представлять интерес для широкого круга людей, для всех, кого волнуют межкультурные взаимоотношения людей.
Задачей современной школы, в том числе и МКОУ «Унъюганская средняяобщеобразовательная школа №1» является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей культуры родного края. Внеурочная деятельностьсогласно ФГОС содействует духовно-нравственному воспитанию, а также общеинтеллектуальному, социальному, общекультурному развитию подрастающего поколения.
Одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного поселка, района, округа. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Самоидентификация народа и личности начинается с истоков его культуры, с познания своих корней.
С декоративно-прикладным искусством русского, хантыйского, мансийского и других народов, населяющих Югру, укладом жизни наших далеких предковобучающиесяМКОУ «Унъюганская средняя общеобразовательная школа №1» знакомятся на внеурочных занятиях кружков«Игрушки-сувениры», «Волшебная роспись», «Чудо-лепка», «Истоки». На практике обучающиеся знакомятся с культурой народов Югры, изготавливают своими руками сувениры: расписные деревянные, глиняные и керамические изделия, национальные куклы, костюмы для кукол, макеты изб. В данных видах работбольшую практическую помощь оказывают материалы учебно-методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс», автор Банников В.Н.
Интегрируя материалы учебно-методического пособия в содержание занятий внеурочной деятельности, педагоги дополнительного образования и члены кружков нашей школы совместно выполняют исследовательские практико-ориентированные проекты, которые представляются на общешкольной конференции «Школьная элита XXI века», а лучшие из них выходят за пределы школы, принимая участие в поселковых конкурсах «Серебряное копытце», районных фестивалях и выставках «Творчество народов Югры», «Юный мастер», районном конкурсе научно-исследовательских работ обучающихся «Шаг в будущее», окружной конференции юных историков-краеведов «Тимофеевские чтения». Так, при выполнении проектов для участия в конкурсе «Шаг в будущее» и «Тимофеевские чтения» творческий коллектив педагогов и обучающихся одновременно работал над исследовательской частью и созданием набора расписных разделочных досок «Подарок бабушке», который стал победителем районного этапа конкурса научно-исследовательских работ «Шаг в будущее» в 2014 году. В результате работы над исследовательским проектом изготовлены предметы домашнего обихода с традиционным орнаментом ханты и мотивами азербайджанской и мезенской росписи: блюдо и разделочные доски в виде северных рыб. Данная работа размещена на сайте unyugansc1.86.i-schools.ru в разделе «Внеурочная и досуговая деятельность», рубрика «Научно-исследовательские работы».
Проблема представленной работы заключена в необходимости усилить внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению традиций народов, населяющих Югру.
Актуальность рассматриваемой темы объясняется попыткой не только возродить свою национальную культуру на территории Югры, но и объединить традиции народов через декоративно – прикладное творчество.
Цель: Создать мотив орнамента, объединяющего в себе традиции трех народов – азербайджанцы, ханты и русские, живущих в многонациональном округе.
Объект разработки: образ природных явлений в орнаментальном искусстве народов ханты и манси, мезенской росписи и азербайджанских орнаментов.
Предмет разработки: орнаментальные мотивы в предметах домашнего обихода.
Задачи:
1. Изучение исторически сложившихся основных видов декоративно – прикладного творчества, способствующих формированию традиций народов Югры.
2.Анализ орнаментальных мотивов азербайджанского народа, русских мастериц и мастеров народа ханты.
3. Выявление связи человека, через его творчество, с природой.
Общекультурное направление проекта предполагает освоение:
- культуры отношений человека с человеком;
- взаимопроникновение культур;
- культуры быта, поведения в семье и обществе;
- культуры образования;
- культуры труда;
- культуры творчества.
В основу описания русского орнамента легли материалы, составленные и систематизированные авторами О.Б. Ворончихинойи Е.В.Пестереевым[1], В.Н. Банниковым[2]. При описании традиционного орнаментального искусства угров были использованы материалы И.Д.Шабалиной и П.Е. Шешкина[3]. Из азербайджанского орнамента использовались простейшиеэлементы орнаментов - прямые и ломаные линии, зигзаги, точечный орнамент, кружочки, треугольники, ромбики, элементы растительного орнамента «огурцы», описанные профессором Видади Мурадовым[4].
Практическая часть проекта заключалась в изготовлении предметов домашнего обихода с использованием традиционного орнамента. Создание нового мотива орнамента заключалось в использовании русского орнамента и интеграции его с орнаментом народов ханты и манси, а именно с одним из самых последних течений высокой моды - использованием мезенской росписи[5] и элементами азербайджанского орнамента[4].
Технологии:
- обучение в сотрудничестве:
- информационно – коммуникационные технологии: работа с УМК, работа с интернет-ресурсами, работа с библиотечной информацией;
- технология мастерских;
- технология проектов.
В результате работы на занятиях кружков внеурочной деятельностиобучающиеся научились:
- выполнению мотивов традиционной русской народной кистевой росписи, выполнение смешанной росписи по мотивам орнаментов разных культур, населяющих Югорскую землю;
- определять семантические значения отдельных мотивов росписи народов, населяющих Югру;
- развивать живописные навыки, последовательно выполнять элементы росписи.
получили возможность научиться:
- реализовыватьисследовательских проектыобщекультурного направления внеурочной деятельности.
Результат мероприятия проекта «Подарок бабушке», ставшего победителем районного этапа конкурса «Шаг в будущее» – создание банка данных художественно-этнографического материала, формирование миропонимания детей, воспитанных в традициях национальной культуры, бережного отношения к ней.
Обобщенный материал данного исследования был использован в работе «Создание мотива орнамента, объединяющего в себе традиции трех народов, живущих в многонациональной стране», ставшей призером (2 место) на окружной конференции юных историков –краеведов «Тимофеевские чтения». Данный материал можно применять как на уроках краеведения, литературы, математики и технологии, так и во внеурочное время для привития интереса к изучению этнокультуры Югры. Создание стилизованного орнамента предмета кухонной утвари позволило познакомить обучающихся с орнаментированными изделиями прикладного искусства обско-угорских народов, так как орнамент – это средство культурного общения народов севера.
Для изучения знаний обучающихся об орнаментах ханты и манси, было проведено анкетирование в начале работы, результаты которого показали незнание культуры народов ханты, манси, слабое представление народной художественной культуры разных регионов России. Это негативный фактор, который отражается и в отношении людей к природе севера, и в межличностных многокультурных отношениях. После выполнения обучающимися проекта, повторное анкетирования выявило повышение интереса к художественной культуре народов Югры, желание и дальше изучать и осваивать приемы росписи, изготавливать своими руками сувенирные изделия и участвовать в различных выставках.
Богатство народа - это не только развитая экономика, но, в первую очередь, высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными задачами для школьников МКОУ «Унъюганская средняя школа №1».
Литература:
Ворончихина О.Б., ПестереевЕ.В Традиционный орнамент.Текстиль.выпуск №1, 2 - Екатеринбург, 2003; 
Банников В.Н. «Народное искусство и художественное творчество» /Учебно-методическое пособие /Ханты-Мансийск, 2014. – 170 с.;
П. Е. Шешкин, И. Д. Шабалина Мансийские орнаменты /. - СПб: Просвещение, 1993. - 88 с.;
ВидадиМурадовАзербайджанские ковры. Иреванскаягруппа. Бaку, Elm, 2011, 112 с;.
Величко Н.К. Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.-М.:
АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.- 224 с.