Презентация по литературе Хлестаков и хлестаковщина /8 класс/


Знакомство с ХлестаковымПодтемы

«Ошибаются те, кто думает, что эта комедия смешна и только. Да, она смешна, так сказать, снаружи, но внутри это горе - гореванище…» Н. В. Гоголь Социально – политическая комедияОктябрь 1835 г. – сюжет подсказан А.С. Пушкиным.Декабрь 1835 – две черновые редакции.Окончательная редакция – 1842 г.Прижизненные редакции – 1836, 1841, 1842 Характерные черты чиновничества1. Взяточничество2. Казнокрадство3. Грубый произволОтношение городничего к купцам:«Придёт в лавку и, что ни попадёт, всё берёт… А попробуй прекословить – наведёт к тебе в дом целый полк на постой».Отношение к слесарше и унтер-офицерше. Почтмейстер распечатывает письма. «Это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете»



Иван Александрович Хлестаков, из Петербурга, прикажете принять?«…говорит и действует без всякого соображения» Н.В. Гоголь Докажите это на материале II, III, IV явлений II действия

Иван Александрович Хлестаков, из Петербурга, прикажете принять?С первого появления на сцене Хлестаков неопределёнен и непоследователен во всём, он то распущен и нагл, то жалок – поистине «без царя в голове»В III, IV, VI явлениях Гоголь показывает паразитическую, барскую сущность Хлестакова, искренне убеждённого, что кто-то должен поить и кормить его! Анализ VIII явления II действияВ каком состоянии находится Хлестаков?/Он перепуган, трусит, но хорохорится. Сцена достигает кульминации в момент взятки и потом наступает примирение, успокоение/Как могло случиться , что пройдоха городничий не распознал Хлестакова? /Городничего сбило с толку «инкогнито проклятое». Он принимает поведение перепуганного Хлестакова за тонкую игру. Каждую реплику Хлестакова он воспринимает в другом смысле./Почему Хлестаков принимает угодничество городничего за чистую монету?/ «…несколько приглуповат…»/Чем смешна эта сцена?/несоответствием поведения и ситуации: истина скрыта от городничего, страх затмил разум, и он возвёл Хлестакова на пьедестал важной особы/




Анализ III действияПредставим, как принимали Хлестакова в богоугодных заведениях?Что изменилось в поведении Хлестакова с тех пор, как он попал в дом городничего?/он освоился в новом положении, решил, что любезность чиновников объясняется его личными достоинствами/ Анализ III действияЧтение V, VI явления по ролям.В чём заключается комизм этих сцен? Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о петербургской жизни? Каковы жизненные идеалы Хлестакова? Всё ли в рассказе Хлестакова вымысел и небылицы? Какую оценку дают чиновники Хлестакову Анализ III действияСцена вранья – высшая точка в развитии действия комедии /кульминация!/«Здесь характер Хлестакова… развёртывается вполне… В его полупьяной голове при обременённом желудке всё передвоилось, перемесилось…» В.Г. Белинский Анализ III действия В комедии Гоголь смеётся не столько над тем, что елистратишку приняли за фельдмаршала, сколько над тем, что пустышку приняли за ИДЕАЛ человека: «Вот это, Пётр Иванович, человек-то. Вот оно, что значит человек!» - восклицает Бобчинский /7 явл. III действие/ Подумаем…Почему сцену вранья можно считать кульминацией?/в этой сцене герой раскрывается наиболее полно/Что можно считать развязкой «линии Хлестакова»?/VIII явл. V д. - появление почтмейстера с письмом Хлестакова Тряпичкину/ Как можно объяснить смысл фамилии Хлестакова?


Говорящие фамилииФамилия Хлестаков говорит о том хлёстком впечатлении, которое старается произвести своим поведение и речью этот герой на окружающих. Говорит о Хлестакове и фамилия его приятеля Тряпичкина, который по своим качествам схож с главным героем: недаром городничий, подчёркивая ничтожество Хлестакова, называет его «тряпкой».Говорящим является и название деревни Хлестакова – Подкатиловка. Вспомним, как мечтал Хлестаков приехать домой в петербургском костюме, «подкатить этаким чёртом» к какому-нибудь помещику, то есть произвести эффект.

Хлестаков и хлестаковщинаД.С. Мережковский: «…весь он точно «ветром подбит», едва земли касается», - вот-вот вспорхнёт и улетит…В.В. Набоков: «Сама фамилия Хлестаков гениально придумана, потому что у русского уха она создаёт ощущение лёгкости, бездумности, болтовни, свиста тонкой тросточки, шлёпанья об стол карт, бахвальства шалопая и удальства покровителя сердец… Хлестаков порхает по пьесе, не желая толком понимать, какой он поднял переполох, и жадно стараясь урвать всё, что подкидывает ему счастливый случай

Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым,… редко кто им не будет хоть раз в жизни». Н.В. Гоголь «Я везде, везде…», - обобщающее значение образа подчёркивает писатель и словами монолога Хлестакова из III действия VI явления
ХлестаковщинаКомплекс качеств, воплощённых в образе Хлестакова (бахвальство, не подкреплённое реальными возможностями, делами, стремление казаться не тем, что ты являешься на самом деле, пристрастие к рисовке, соединённое с внутренней пустотой, легкомыслием, безответственностью, тщеславием) дал основание выделить именно этот образ широчайшее жизненное обобщение и дать ему нарицательное название «хлестаковщина»