Урок литературы в 8 классе Тема: Хлестаков и хлестаковщина


Урок литературы в 8 классе
Тема: Хлестаков и хлестаковщинаЦель: дать представление о характере Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», развивать навыки анализа текста, навыки выразительного чтения.
Оборудование иллюстрации к произведению

Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Работа над 2 действием комедии
        
      Беседа по вопросам.
Почему монолог Осипа дан перед встречей городничего с Хлестаковым?
(Из монолога Осипа, крепостного слуги, мы узнаем об ошибке Бобчинского и Добчинского. В гостинице живет не ревизор, а «елистратишка простой», чиновник последнего, четырнадцатого класса, т.е. занимает самую низкую ступеньку на лестнице чинов).Что дает этот монолог для понимания характера Хлестакова?( Из этого монолога мы узнаем, что барин Осипа едет в деревенскую усадьбу своего отца, «профинтил» дорогою денежки и поневоле задержался в городе в надежде на лучшие времена. К своей службе он не проявляет никакого интереса, «вместо того, чтобы в должность, а он идет гулять по проспекту, в картишки играет», живет явно не по средствам, любит «показать себя», покутить.) Расскажите, как впервые встретились городничий и Хлестаков.
Почему городничий, «очень неглупый по-своему человек», как говорит о нем Гоголь, не замечает испуга и жалкого вида Хлестакова?
 
В чем заключается комизм этой сцены?

3. Работа в группах
А.Прошлое Хлестакова.
Б.Характер.
В.Жизненные идеалы.
        О жизни и занятиях Хлестакова в Петербурге мы знаем лишь в общих чертах: служил чиновником, ничего не выслужил, прокути, что было, и теперь отец требует его домой, в Саратовскую губернию.
        Хлестаков не способен остановиться мыслью на своем  горемычном положении, надеется на случай. К провинции полон презрения. А потому важничает. Трусоват. Быстро переходит от капризного, требовательного тона к робкому, растерянному; защищаясь, горячится, храбрится. Получив деньги, чувствует себя в безопасности, успокаивается и даже доверительно рассказывает о себе с простодушием.
        Любит порисоваться. Главная же его черта – «несколько приглуповат», «без царя в голове», «пустейший».
4.Вывод.
Комедийный конфликт основан на промахе, ошибке городничего. Столкнулись в борьбе за свое спасение тончайший мошенник и непроходимая глупость. Мы смеемся не только над городничим, но и над простодушием, с которой принимает Хлестаков «преданность и уважение». В эту минуту он уже готов к той роли, на которую обрекли его чиновники города.
5.Просмотр эпизода из экранизации комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» .Задание (перед просмотром)
 Посмотрите сцену вранья Хлестакова и ответьте на вопрос:
Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о петербургской жизни? В чем комизм этой сцены?

Какое место в композиции занимает «сцена вранья»?

6.Дом.задание: ответить на вопросы в учебнике