Рабочая программа внеурочной деятельности социокультурной направленности Страна мастеров


Государственное казенное общеобразовательное учреждение Калужской области «Калужская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Принята» «Утверждаю»
Педагогическим советом Директор школы-интернат №1
_______________ Т.И. ЛисенковаПротокол от 30.08.2016г. Приказ от 01.09.2016г.
№1 №
Рабочая программа
внеурочной деятельности
социокультурной направленности
«Страна мастеров»
Руководитель
Корнеева Марина Ивановна
Первая квалификационная категория
2016 год.
Пояснительная записка.
Данная программа «Страна мастеров» разработана и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, образовательной программы школы на 2016-2017 учебный год, на основе авторской программы Н.А. Цирулик - «Ручное творчество», примерной программы художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» автора О.А. Кожиной, рабочей программы Ефимовой А. В. «Работа с мягкой игрушкой». Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонней личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности  в конкретных образах.  
Декоративно-прикладное творчество является составной частью искусства народа и несет в себе духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Все это вызывает у воспитанников стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам декоративно-прикладного искусства.
Произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, вызывая эстетические эмоции, доносят до сознания воспитанников необходимость уважительного, бережного отношения к культурному наследию родного края, познавательный интерес к изобразительному, декоративно-прикладному и народному творчеству, воспитывают чувство гордости за искусство своих земляков.  
         С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.
         Общение воспитанников с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для их общего художественного развития, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками.
          Развитие творческих способностей, самостоятельности детей является в настоящее время одной из основных задач.
          Творчество-это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности.
         Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от ребят творческой инициативы и коммуникабельных способностей. Человек, обладающий умением творчески подходить к решению различных проблем, будет чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях бытового и социального общения. Чем раньше начать формирование у ребенка перечисленных умений и навыков, тем проще ему будет адаптироваться в сложных современных условиях.
В последнее время все больше внимания уделяется детям с ОВЗ, идет поиск путей решения этой проблемы: как сделать так, чтобы неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Работа в кружке «Страна мастеров» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель программы:
развитие творческих способностей и эстетического вкуса воспитанников с ОВЗ посредством декоративно-прикладной деятельности, основанной на использовании различных технологий и материалов.
Основные задачи программы
Образовательные:
- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;
- обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению;
- научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений.
Развивающие:
- развивать зрительное восприятие;
-развивать мелкую моторику пальцев рук,
- способствовать развитию творческой активности.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;
- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;
- воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.
Принципы, лежащие в основе программы.
-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
-«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы; более сильным воспитанникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Работа в кружке спланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы дополнительные занятия расширяли и углубляли сведения по знакомым видам рукоделия, и осваивали новые техники.
 Формы и методы. В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия. В качестве психологической разгрузки и для развития интеллектуальных способностей детей используются игры, загадки, физкультминутки.
Методы, используемые на занятиях:
1.словесные (беседы, устное изложение, рассказ)
2.наглядные (иллюстрации, наблюдения, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др);
3.практические (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Формы работы:
1.индивидуальные (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
2.групповые (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
3.коллективные (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Планируемые результаты
Освоение детьми программы «Страна мастеров» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий воспитанники научатся:
-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;
-решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
-навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
В сфере познавательных универсальных учебных действий воспитанники научатся:
-различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
-приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
-осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве;
-развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
-художественно образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
-развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
-развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий воспитанники научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию. Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Требования к уровню подготовки воспитанников.
   Должны знать: 
-общие сведения об истории игрушки;
-виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны;
-различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в
традиционных художественных ремеслах;
-понятие о композиции, виды отделки швейных изделий;
-технологию выполнения машинных и ручных работ для соединения деталей;
-правила техники безопасности;
-технологию изготовления игрушек, поделок;
-правила работы с природным материалом;
-правила работы с технологическими картами, схемами, выкройками и т.п.
-начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;
-инструменты и приспособления для плетения в технике макраме;
-способы навешивания нитей;
-технологию плетения изученных сувениров в технике макраме;
-приемы оформления работы в рамку;
Должны уметь:
-правильно организовать свое рабочее место;
-пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
-выполнять правила техники безопасности;
-приобрести навыки работы по изготовлению игрушек;
-соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации;
-работать по шаблону;
-различать и называть основные узлы и узоры (макраме);
-плести основные декоративные узлы и узоры;
-уметь набирать квадрат из полосок, собирать треугольник из деталей различной формы и размера, изготавливать круг, полукруг;
-изготавливать разные игрушки и сувениры;
-плести плоские декоративные элементы узлами макраме;
-обводить шаблоны по контуру на ткани;
-работать с мелом,  иглой, ножницами;
-раскраивать, шить и оформлять модель;
-художественно конструировать игрушку (дизайн)
-подготавливать материалы для работы;
-подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
-пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;
-соединять детали сувениров, игрушек между собой, выполнять ручное, клеевое
соединение материалов;
-экономно расходовать материалы;
-эстетично оформлять изделия; 
-оформлять выставочные материалы;
-выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя полученные умения и навыки;
-сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Содержание программы
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности и направлено на овладение воспитанниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, тканью, нитками разной фактуры, работа с природным материалом, и т.д.), изготовление игрушек, сувениров, различных полезных предметов для школы-интерната и дома. Программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с задержкой психического развития традиционно определяются как полиморфная группа, характеризующаяся замедленным и неравномерным созреванием высших психических функций, недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем трудоспособности, недоразвитием эмоционально-личностной сферы. Поэтому работа кружка организована с учетом опыта детей, их возрастных особенностей.
Программа кружка «Страна мастеров» адресована воспитанникам группы постоянного проживания и рассчитана на 2 года, 68 часов, 1 час в неделю. В ней выделены 3 раздела: «Поделки из природного материала», «Мягкая игрушка», «Макраме».
Раздел «Поделки из природного материала». Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Конструирование из природных материалов вводит детей в удивительный мир живой природы, как бы со стороны помогает проникнуть в ее внутренний, зачастую скрытый от рационального современного человека мир. Это вооружает их: будущий взрослый человек, увидевший в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке - зверька или птичку, хочет перенести в свою повседневную жизнь, городскую квартиру кусочек живой природы - удивительную корягу, полевые цветы, морские камешки.Природа - замечательная мастерская. В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Поделки из природных материалов - это не только детская забава или просто игрушки, а настоящие произведения искусства.Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или рыбьей чешуи - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.
Раздел «Мягкая игрушка». Мягкая игрушка — это один из видов декоративно — прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает воспитанникам развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества. Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя  с разных сторон в области декора. Мягкие игрушки, выполненные руками воспитанников становятся забавными, живыми.  И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале.
Раздел «Макраме». Макраме является одним из древнейших направлений этого вида искусства. Сегодня эта старинная техника вновь стала актуальной.Занятия в кружке позволяют воспитанникам приобрести знания, умения и навыки, специфические для области различных видов плетения. Работа по плетению совершенствует мелкую моторику рук, оказывает положительное влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремлённость, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, развивает эстетический вкус и творческую активность.
Макраме — это текстильная, кружевная техника, основой которой является узелок. В переводе с арабского означает кружево, тесьма, бахрома.
Дошедшее из глубины веков искусство плетения — макраме очень актуально и в наши дни. Человек, постигший способы завязывания различных узлов, становится творцом удивительных изделий: забавных сувениров, предметов для оформления домашнего интерьера: шторы на окнах и дверные занавеси, декоративные панно и кашпо, абажуры, салфетки, сумки, кошельки и даже предметы одежды: пояса, жилеты, шали и многое другое. Красота, прочность, доступность — причины популярности и долголетия макраме. Программа предполагает изучение способов создания украшений для интерьера, одежды, изготовления предметов быта, сувениров, игрушек малых форм, используя уникальную технологию рукоделия.
В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.
Результатом реализации данной программы являются выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности школьников играет определенную роль в их воспитании.
Тематический план

п/пТемы занятий Количество часов
Всего Теоретич. занятия Практич. занятия
1 Раздел «Поделки из природного материала» 25 1.1 Сбор и заготовка природного материала. 1 2
1.2 Обработка, сушка, расфасовка природного материала 2
1.3 Составление осенних букетов из листьев 2
1.4 Плоская аппликация из листьев «Бабочка» 2
1.5 Ваза из листьев 2
1.6 Плоская аппликация «Осенние фантазии». 2
1.7 Плоская аппликация «Лесная полянка» 2
1.8 Настенное панно из листьев «Золотая осень». 2
1.9 Объемная игрушка «Ежик» 2
1.10 Объемная игрушка «Рыбка» 2
1.11 Объемные игрушки «Совушки» 2
1.12 Коллаж «Лесные фантазии» 2
2. Раздел «Мягкая игрушка» 21 2.1 Вводное занятие. Техника безопасности. Организация рабочего места. 1 2.2 Ручные стежки и строчки. Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного». 2
2.3 Вышивка по контуру «Совушка» 2
2.4 Плоская игрушка «Собачка» 2
2.5 Плоская игрушка по выбору 2
2.6 Объёмная игрушка «Крош» 3
2.7 Объёмная игрушка «Слоник» 2
2.8 Объёмная игрушка «Котята». 3
2.9 Конструирование игрушек по одной основе. 4
3. Раздел «Макраме» 22 3.1 Азбука макраме. Из истории макраме. Инструменты и приспособления. Материалы для плетения 1 3.2 Техника плетения узлов. Узлы из 2–х нитей. Простой односторонний узел 2
3.3 Техника плетения узлов. Узлы из двух нитей: простой двусторонний узел 2
3.4 Техника плетения узлов. Узел «Фриволите» 2
3.5 Техника плетения узлов на 4-х нитях: двойной плоский узел с правым замком. 1
3.6 Техника плетения узлов на 4-х нитях: двойной плоский узел с левым замком 1
3.7 Выполнение цепочки из двойных плоских узлов. 1
3.8 Узоры на основе узлов. Выполнение горизонтальной сетки «шахматка» из двойных плоских узлов. 2
3.9 Плетение плоского квадратного узла 1
3.10 Плетение панно с использованием плоских узлов 1
3.11 Выполнение плетеного кулона 2
3.12 Выполнение работы «Овальное панно» 3
3.13 Изготовление сувениров 3
Итого: 68 3 65
Правила
техники безопасности
при выполнении ручных работ
 
            1. Опасности в работе:
            * повреждение пальцев иглой или булавкой;    
* травма руки ножницами;
* травма глаз.
2. Что нужно сделать до начала работы:
* посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
* положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
          3. Что нужно делать во время работы:
* быть внимательными к работе;
* надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;
* вкалывать иголки и булавки только в игольницу;
* класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
* передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
4. Что нужно сделать по окончании работы:
* посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы;
* убрать рабочее место.
          5. Что нужно делать при обнаружении неисправностей и получении травмы :    
* обо всех обнаруженных неисправностях немедленно сообщать учителю;   
* при получении травмы немедленно обратиться за медицинской помощью.
                                
Материально- технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ №373 от 6 октября2009 год, зарегистрирован Минюстом России 22.12.09 рег. № 17785 п.19.3
Примерная программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с.
Примерная программа по учебному предмету «Изготовление игрушки», разработчик Л.Ю. Гречина заместитель директора по учебной деятельности Детской школы искусств и ремесел г. Братска Иркутской обл.; Москва 2013 год.
Белова Н. Мягкая игрушка: Веселая компания. – М.: Изд-во «ЭКСМО – Пресс»; СПб.: «Валерии СПД», 2002. – 224 с; ил. (Серия: «Академия умелые руки».)
«Самоделки из текстильных материалов» Г.И. Перевертень М. Просвещение 1990
6. Гулянц Э.К., Базик И.Я., Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991.
7. Борисова А.В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).
8.Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О.Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.
9.      Кузьмина М.А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.: ил.
10.Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.
11. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология - Умные руки». Самара. «Учебная литература», 2007 г.
12.Нагибина М.И., «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры». Ярославль. «Академия развития», 1997г.
13. .Нагибина М.И., «Чудеса для детей из ненужных вещей». Ярославль. «Академия развития», 1997г.
Приложения.
Уровень развития трудовых навыков
Фамилия, имя воспитанника Умение определять
качество и количествоматериала для поделки Умение пользоваться инструментами Умение вырезать, соединять, шить Умение аккуратно работать Умение планировать и самостоятельно выполнять работу Умение готовить и убирать рабочее место Умение творчески подходить к работе
№ п/пКритерии для диагностики Навыки не сформированы Навыки недостаточно освоены Навыки сформированы полностью
1 Определение качества и количества необходимого материала 2 Использование инструментов 3 Вырезание, соединение, шитье 4 Аккуратность в работе 5 Планирование и самостоятельность 6 Подготовка и уборка рабочего места 7 Творчество при выполнении работ Примеры работ
Мастер-класс: Ваза из осенних листьев
Осенью можно сделать огромное количество различных поделок, особенно учитывая, что листья деревьев обретают красивый окрас.Листья можно использовать для создания и/или украшения всевозможных поделок, но кроме них есть и другие природные материалы, которые вы можете использовать: упавшие веточки, шишки, желуди, ореховую скорлупу и др.Вот лишь небольшая часть поделок, которые можно создать, используя природные материалы:
Вам понадобится:
- осенние листья
- клей ПВА
- воздушный шарик
- кисточка.
1. Надуйте воздушный шарик и установите его на чашечке или миске.

2. Очистите листики от черенков.
3. Начните приклеивать по одному листику на шарик, обильно используя клей ПВА.

4. Выложите несколько слоев листьев, которые сверху также нужно покрыть клеем.
5. После высыхания клея аккуратно сдуйте шарик, и у вас получится ваза.
Коллаж из природных материалов

Вам понадобится:
- небольшие ветки (размер выбирайте сами)
- нитка нескольких цветов
- различные природные материалы (листья, шишки, желуди)
* Можете сделать треугольную или квадратную форму.

1. Соедините концы палок с помощью нити (см. изображение). У вас получится рама для работ.



2. Привяжите один конец яркой нити к углу рамки и начните обматывать нитью вашу рамку, оставляя достаточно места для украшений.


* Попробуйте обматывать каждую ветку дважды (см. изображение).
3. Когда вы обмотали всю рамку, привяжите конец нити к противоположному углу рамки.


4. Начните собирать природные материалы в лесах, парках и/или во дворе (листья, цветы, орешки и др.).

5. Собранный материал постарайтесь закрепить между натянутыми нитями. Используйте ваше воображение, чтобы создавать различные картины.


Поделки из природного материала
















Панно из ракушек и камешков


 

 

 

 



 
Мягкая игрушка
Солнышко
 
 
Совушка
Распечатываем выкройку в формате листа А-4.

Обводим заднюю часть тельца совы на основной ткани и вырезаем, оставляя припуски на швы.Обводим по выкройке и прошиваем крылья на ткани, сложенной вдвое, вырезаем, выворачиваем. Зашиваем место выворачивание крыльев потайным швом.

Вырезаем из основной ткани большое сердечко. Из отделочной ткани вырезаем маленькое сердечко - для аппликации
Сшиваем два лоскутка ткани: основной и отделочной. Утюжим шов и вырезаем переднюю часть тельца совы. Место соединения тканей указано на выкройке поперечной линией.

Аналогично делаем переднюю часть второго сердечка.
На границе соединения тканей пришиваем кружево

Приклеиваем клюв и пришиваем глазки на передней части тельца совы. Затем складываем обе части совы и прошиваем, оставляя внизу место для выворачивания. Набиваем синтепухом, зашиваем место набивки потайным швом. Пришиваем крылья, бантик с пуговичкой . Приклеиваем кусочки меха на ушки.
Сшиваем, выворачиваем и набиваем сердечки. Сзади пришиваем или приклеиваем ленточки. Находим подходящую веточку, привязываем к ней за ленточки сердечки и сверху приклеиваем сову.
Крош

Мастер класс: Фетровая собачка


Для работы потребуется: коричневый, белый и черный фетр, ножницы, иголка с ниткой, бусинки или глазки для игрушек и пистолет с горячим клеем.
Щенок из фетра шаг 1
Распечатываем выкройку, вырезаем и сшиваем пошагово каждую деталь.
Щенок из фетра шаг 2
В зависимости от вида шва можно создавать совершенно разные фактуры игрушки.
Щенок из фетра шаг 3
Если детали соединяются между собой клеем, игрушку можно чистить только сухим способом. При намокании детали разъединятся.
Щенок из фетра шаг 4 Щенок из фетра шаг 5
Мартышка из фетра

Совушка из фетра
HYPERLINK "https://ok.ru/ideas.handmade/topic/65856096526423"


HYPERLINK "https://ok.ru/ideas.handmade/topic/65856096526423"


HYPERLINK "https://ok.ru/ideas.handmade/topic/65856096526423"

HYPERLINK "https://ok.ru/ideas.handmade/topic/65856096526423"


HYPERLINK "https://ok.ru/ideas.handmade/topic/65856096526423"
HYPERLINK "https://ok.ru/ideas.handmade/topic/65853877411927"

Лошадка HYPERLINK "https://ok.ru/ideas.handmade/topic/65853877411927" HYPERLINK "https://ok.ru/ideas.handmade/topic/65815001915479"




HYPERLINK "https://ok.ru/ideas.handmade/topic/65815001915479"

Основные узлы макраме.
Крепление нитей
left0Есть много видов крепления нитей – от простых до декоративных. В любом случае нить перегибают или пополам, или один ее конец делают длиннее другого – в зависимости от того, какой узор будут плести. Три самые простые способы крепления нитей следующие:
1. Образовавшуюся после перегибания нити петлю кладут сверху на основную нить, петлю загибают за основную нить и оба конца протягивают через петлю.
2. В этом случае петлю кладут под основной нитью, загибают ее вперед над основной нитью и концы протягивают через петлю.
3. Сначала делают как во втором случае, а затем оба конца нити еще раз закрепляют каждый со своей стороны. Это делают, чтоб не просвечивала основа.
Правосторонний плоский узел.Возьмите две нити. Прикрепите их к планке так, чтобы у вас получилось четыре конца нити. Первая и четвертая нити – рабочие, ними вы будете выполнять плетение, вторая и третья – основа.Возьмите правой рукой четвертую нить, положите её на основу (нити два и три), нить номер один при этом находится сверху. Левой рукой возьмите первую нить, пропустите под основой (нити два и три), вытяните снизу в петлю между основой и четвертой нитью. Так выглядит правосторонний плоский узел:

Левосторонний плоский узелПлетение этого узла выполняется аналогично, только работу вы будете начинать с первой левой нити. Возьмите первую нить, положите на основу, при этом четвертая нить находится сверху. Правой рукой возьмите четвертую нить, пропустите под основой, вытяните снизу в петлю между основой и первой нитью.Так выглядит левосторонний плоский узел:

Квадратный узелОсновной узел в макраме – квадратный. Плести его очень легко: сплетите сперва правосторонний затем левосторонний плоские узлы, чтобы получить квадратный узел.Вот так он выглядит:

Теперь попробуйте сплести цепочку квадратных узлов, чередуя право- и левосторонние плоские узлы.
Лево- и правосторонняя крученая цепочка.Теперь, когда вы освоили основные узлы макраме для начинающих, вы легко сможете сплести из них крученую цепочку.

Закрепите на планке две нити, так же, как делали в начале. Начинайте плести правосторонние узлы. Когда вы сплетете четыре узла, то заметите, что цепочка начинает немного скручиваться в левую сторону. Теперь разверните планку на 180 градусов и сплетите еще четыре правосторонних узла. Продолжайте плести аналогичным образом, пока не получите левостороннюю крученую цепочку нужной вам длины. Для того, чтобы выполнить правостороннюю крученую цепочку, делайте все так же, только плетите левосторонние плоские узлы.
Такие цепочки применяются в основном для плетения кашпо, полочек, изделий, которые нужно подвешивать. Такие цепочки смотрятся очень оригинально, намного лучше, чем полочка висящая на обычных веревках.Узелковая цепочка и её видыТеперь попробуем сплести узелковую цепочку. Плетется она из двух нитей. Возьмите одну нить, согните пополам, прикрепите к планке – получится две нити, из которых вы и будете плести узелковую цепочку.Левой рукой натяните первую нить, а правой возьмите вторую, положите на первую нить и вытяните её в петлю снизу-вверх. Аналогично проделайте с первой нитью. Вы получите узелки, которые находятся с двух сторон. Вот так выглядит плетение узелковой цепочки:

Вы можете плести узелковую цепочку разными методами, например, по два узелка на каждую сторону, как на рисунке:

А если вы попытаетесь сплести узелки, используя только одну нить, например правую, то получите цепочку, вьющуюся по спирали.
Такие узелковые цепочки используются в изготовлении панно и поясов, а также с их помощью выплетают ровный красивый край какого-либо изделия, придавая ему завершенный вид.
Бугорки «Горошинки»
left0Хорошо украшают и делают оригинальным изделие из макраме бугорки «горошинки». Пример их использования показан на фотографии слева. Часто их используют при плетении кашпо для цветов. А делаются они следующим образом:

left0left0Плетут 6 плоских узлов. Затем поднимают средние нити, на которых располагались узлы, спереди наверх и выводят наизнанку. А боковые нити продевают: левую между средней и левой нитью верхнего края, а правую – между средней и правой нитью верхнего края.
Средние нити туго натягивают, чтоб сплетенные плоские узлы образовали «горошинку», а из боковых нитей плетут еще один плоский узел и туго затягивают. На некотором расстоянии можно сделать еще одну или несколько «горошинок».
Фоновый узор из плоских узлов
left0Плоские узлы можно использовать в качестве фона для других узоров. Для этого их располагают в шахматном порядке или плетут из пучка нитей. При использовании плоских узлов в качестве фона берут число нитей кратное четырем, а длина их должна быть в 3,5 раза больше длины изделия.
Ажурную сетку из плоских узлов плетут следующим образом: крепят все нити на горизонтальной основной нити. Затем из каждых четырех нитей плетут по одному плоскому узлу. В следующем ряду оставляют первые 2 нити и последние 2 нити ряда, а из остальных плетут плоские узлы (они получатся со сдвигом на 2 нити). Третий ряд плетут так же, как и первый, используя все нити. Четвертый ряд будет такой же, как второй, т.е. крайние 2 нити с каждой стороны не участвуют в узоре. И так продолжаем. Получится ажурная сетка.
Ее можно делать более густой или более разреженной, закрепляя рабочие нити на основной нити ближе друг к другу или на свободнее. Но узлы надо туго затягивать и следить, чтоб расстояние между узлами везде было одинаковое.
Для разреженных узоров, когда узлы не плотно прилегают друг к другу, лучше не использовать скользкие шелковые нити. Иначе со временем узлы ослабнут
Односторонняя петля
left-4445left-4445Одностороннюю петлю иначе еще называют «винт» и «узелок в кружок». После плетения этого узла шнурок начинает закручиваться спиралью. Смотря какой рукой работаете, в ту сторону и будет закручиваться шнурок. Одну нить туго натягивают, а другой накидывают петли, как показано на схеме. Та нить, которой делают петли, должна быть в 4 раза длиннее другой нити. Можно одностороннюю петлю плести не только вокруг одной нити, но и вокруг пучка нитей.
left0А такой шнурок образуется из 4 нитей. Две средние имеют длину готового изделия, а две крайние в 6 раз длиннее. Натягивают 2 средние нити, а левой плетут вокруг них 6-7 односторонних петель. Затем ее туго натягивают, чтоб шнурок согнулся полукругом. После этого плетут правой нитью 6-7 петель и опять туго натягивают. Получается зигзагообразный шнурок.
Двусторонняя петля
1517650-3810left-3810Двусторонняя петля в макраме еще называется «двусторонний узелок в кружок». Плетется крайними нитями вокруг средних нитей. Средними могут быть как одна, так и пучок нитей. Боковые нити должны быть в 4 раза длиннее готового изделия.
Левой и правой крайними нитями поочередно набрасываются петли на средние нити.
Двойная петля
Двойная петля отличается от односторонней петли тем, что получаемые шнурки не скручиваются по спирали, а остаются гладкими. Эти шнурки можно left450215разнообразить с 1438275271145помощью пико.
Двойная петля делается из двух нитей. Средняя нить равна длине изделия, а рабочая нить в 4 раза длиннее. Двойная петля образуется из двух петель – верхней и нижней. Левой рукой натягивают среднюю нить, правой кладут нить на среднюю и под нее, затем протягивают рабочую нить между средней и рабочей сверху вниз. Во второй раз рабочую нить кладут под среднюю и продевают через петлю сверху вниз.
Двусторонняя двойная петля
Для такого шнурка потребуются 4 нити. Натягивают 2 средние нити. Набрасывают на них правой рабочей нитью 2 петли – верхнюю и left527050нижнюю. Затем то же самое проделывают с левой стороны, левой рабочей нитью. Получится гладкий шнурок. Если после каждого двойного узла нить не затягивать, а 1577975219710закрепить булавкой на некотором расстоянии от средних нитей, получится шнурок с пико.
Для гладкого шнурка длина боковых нитей должна быть в 4 раза больше готового изделия, для шнурка с пико – в 4,5 раза.
Декоративные шнурки
На фотографии слева показаны декоративные шнурки. Первый из left680085них плетется из 3 нитей, 1440815499110второй – из 4. Рассмотрим их схемы:
1-й вариант. Длина двух крайних нитей равно длине готового изделия, а средняя нить в 5 раз длиннее. Две крайние нити натягиваются, а средней нитью поочередно набрасываются двусторонние двойные петли на правую и левую нити.
2-й вариант. Этот шнурок похож на предыдущий, только посередине расположены 2 нити. Один раз правой из центральных нитей набрасывают двустороннюю двойную петлю на левую крайнюю нить, второй раз левой из центральных нитей набрасывают двустороннюю двойную петлю на правую крайнюю нить.
Эти два шнурка тоже плетутся двойными двусторонними петлями.
13970001524001-й вариант. Правой центральной нитью на правую крайнюю, а 1714571755левой центральной нитью на левую крайнюю нить набрасываются двойные двусторонние петли. Потом центральные нити переплетают между собой и продолжают набрасывать двойные двусторонние петли.
2-й вариант. В этом случае рабочие нити расположены по бокам, а нити, которые натягиваются и не плетутся, находятся в центре. Правой рабочей нитью на правую центральную, левой рабочей нитью на левую центральную нить набрасывают по одной верхней петле, потом левой рабочей нитью набрасывают верхнюю петлю на обе центральные. Затем опять по одной верхней петле с каждой стороны, после чего правой рабочей нитью набрасывают верхнюю петлю на обе центральные.
Шнурок зигзаг
1287145101600-43815101600
Такой шнурок можно плести как из двух, так и из пучка нитей. Длина их должна быть в 3 раза больше готового изделия.
Одну нить туго натягивают, второй набрасывают одну одностороннюю петлю. Потом натягивают вторую нить, а первой набрасывают петлю. Чтобы не запутаться, надо помнить, что натягивают всегда ту нить, которая находится сверху от узла.