Рабочая программа по обществознанию на базовом уровне.


Рассмотрена
на заседании кафедры
словесности
Протокол от №
Заведующая кафедрой
____________________ Согласована
зам. директора
________
«______» ___________2015
Утверждена
директор МАОУ гимназии №69
__________Н.М.ДмитриеваПриказ от_____________№Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия №69 имени С.Есенина г. Липецка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию для 10в (базовый уровень) класса Программа предназначена для реализации
в 2015-2016 учебном году
Составитель программы
учитель истории и обществознания
Чеснокова Л.А.

Липецк, 2015
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03. 2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями от 03.06. 2008г. №164, от 31.08. 2009г.№320, от 19.10. 2009г. №427, от 10.11. 2011г. №2643, от 24.01. 2012г. №39, от 23.06. 2015г. №609).
Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов за год).
Для реализации рабочей программы используется учебник: Обществознание: 10 класс: базовый уровень Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.: под ред. Просвещение, 2014.
2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Человек как творец и творение культуры
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. Многообразие культур. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.
Общество как сложная динамическая система
Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социальных изменений. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.
Экономика и экономическая наука.
Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Основы денежной и бюджетной политики государства.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Социальные отношения.
Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальная мобильность. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
Опыт познавательной и практической деятельности:
- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
(абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)
4.Литература и средства обучения
1.Обществознание: 10 класс: базовый уровень Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.: под ред. Просвещение, 2014.
2.Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Л.Н. Боголюбов, Н.И, Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2014.
3.Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2014.
4 Нижников С.А. Тесты по обществознанию: учебно-методическое пособие. М., 2012.-
5. Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы. /авт.-сост. С.Н. Степанько. Волгоград: Учитель, 2014.
5.ЕГЭ 2015 Обществознание: сборник экзаменационных заданий / Сост. Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова и др. – М.: Эксмо,2015
6.Обществознание: тренировочные задания / Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Е.С. Королькова и др. – М.: Эксмо,2015
7. Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http//window.edu.ru)
8. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru).
9. Единая коллекция ЦОР (http://school-collection.edu.ru)
10. Факультет мультимедиа технологий образовательного портала «Мой университет» (http://moi-mummi.ru/publ/predmety_gumanitarnogo_cikla/literatura)
11. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» (http://nsportal.ru).
12. Издательский дом «Первое сентября» (https://my.1september.ru)
13.Образовательный портал города Липецка (http://edu.doal.ru/novinki/index.php)
Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2015/16учебный год
по ___обществознанию______________________________
класс__10в(базовый уровень)______________
количество часов за год _70______________________
количество часов в неделю __2___________________
учитель__Чеснокова Л.А.________________________

п/пнаименование 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4
четверть год
1. Количество часов 18 14 20 18 70
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10Б, 10В(ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)
№ урока Тема урока Кол-во часов Планируемый
период проведения
(неделя) 10в Фактическая дата проведения урока10в
1. Человек как творец и творение культуры. 1 01.09-04.09 2. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 1 01.09-04.09 3. Мышление и деятельность. 1 07.09-11.09 4. Понятие культуры. Многообразие культур. 1 07.09-11.09 5. Потребности и интересы. 1 14.09-18.09 6. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. 1 14.09-18.09 7. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. 1 21.09-25.09 8. Философия. 1 21.09-25.09 9. Проблема познаваемости мира. 1 28.09-02.09 10. Понятие истины, ее критерии. 1 05.10-09.10 11. Наука. 1 05.10-09.10 12. Основные особенности научного мышления. 1 12.10-17.10 13. Естественные и социально-гуманитарные науки. 1 12.10-17.10 14. Религия. 1 19.10-23.10 15. Искусство. 1 19.10-23.10 16. Мораль. 1 26.10-30.10 17. Право. 1 26.10-30.10 18. Повторение по теме: "Познание мира". Тест. 1 09.11-13.11 19. Общество как сложная динамическая система. 1 09.11-13.11 20. Системное строение общества: элементы и подсистемы. 1 16.11-20.11 21. Социальное взаимодействие и общественные отношения. 1 16.11-20.11 22. Основные институты общества.
1 23.11-27.11 23. Многовариантность общественного развития. 1 23.11-27.11 24. Эволюция и революция как формы социальных изменений. 1 30.11-04.12 25. Понятие общественного прогресса. 1 30.11-04.12 26. Процессы глобализации. 1 07.12-11.12 27. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. 1 07.12-11.12 28. Повторение по теме: 2Общество ка часть мира". Тест. 1 14.12-18.12 29. Экономика и экономическая наука.
1 14.12-18.12 30. Факторы производства и факторные доходы. 1 21.12-25.12 31. Спрос и предложение. 1 21.12-25.12 32. Рыночные структуры. 1 11.01-15.01 33. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. 1 11.01-15.01 34. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. 1 18.01-22.01 35. Постоянные и переменные затраты. 1 18.01-22.01 36. Основные источники финансирования бизнеса. 1 25.01-29.01 37. Акции, облигации и другие ценные бумаги. 1 25.01-29.01 38. Фондовый рынок. 1 01.02-05.02 39. Основные принципы менеджмента. 1 01.02-05.02 40. Основы маркетинга. Тест. 1 08.02-12.02 41. Банковская система. 1 08.02-12.02 42. Финансовые институты. 1 15.02-19.02 43. Виды, причины и последствия инфляции. 1 15.02-19.02 44. Рынок труда. 1 22.02-26.02 45. Безработица и государственная политика в области занятости. 1 22.02-26.02 46. Роль государства в экономике. 1 29.02-04.03 47. Общественные блага. 1 29.02-04.03 48. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями. 1 07.03-11.03 49. Государственный бюджет. 1 07.03-11.03 50. Государственный долг. 1 14.03-18.03 51. Понятие ВВП. 1 14.03-18.03 52. Экономический рост и развитие. 1 21.03-25.03 53. Экономические циклы. 1 21.03-25.03 54. Основы денежной и бюджетной политики государства. Тест. 1 04.04-08.04 55. Мировая экономика. 1 04.04-08.04 56. Государственная политика в области международной торговли. 1 11.04-15.04 57. Глобальные экономические проблемы. 1 11.04-15.04 58. Особенности современной экономики России. 1 18.04-22.04 59. Экономическая политика Российской Федерации. 1 18.04-22.04 60. Повторение по теме: " Экономическая сфера общества". Тест. 1 25.04-29.04 61. Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация.
1 25.04-29.04 62. Социальный конфликт. 1 02.05-06.05 63. Социальная мобильность. 1 02.05-06.05 64. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. 1 10.05-13.05 65. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. 1 10.05-13.05 66. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
1 16.05-20.05 67. Семья и брак. Проблема неполных семей. 1 16.05-20.05 68. Современная демографическая ситуация в Российской федерации.
1 23.05-27.05 69. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.
1 23.05-27.05 70. Итоговое повторение по теме: " Развитие общества". 1 10.05-31.05