Рабочая программа по изобразительному искусству Радуга

Муниципальное общеобразовательное учреждение Боговаровская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района Костромской области





Методическая разработка
программы развития
по изобразительному искусству

Для детей 7-17 лет







«РАДУГА»









Ольга Аркадьевна Кубасова
учитель изобразительного искусства и черчения
МОУ Боговаровская СОШ Октябрьского района Костромской области


2016г.





































В предлагаемых методических рекомендациях представлен опыт организации дополнительнго образования по предмету «Изобразительное искусство» для детей 7-17 лет на базе МОУ Боговаровская СОШ Октябрьского района Костромской области. Данный опыт может быть использован не только педагогам дополнительного образования, но и учителями начальной школы, средней общеобразовательной школы, а также всем, интересующимся вопросами организации образования изобразительной деятельности детей.






.
Программа развития Радуга

Разработка и реализация программы «Радуга»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
-cтандарта основного общего образования по изобразительному искусству 2010г.
-примерной программы по изобразительному искусству для 5-9 классов к предметной линии учебников под редакцией М.Б.Неменского. 5-9 классы-М.: Просвещение 2010
-школьной образовательной программы на 2015-2020 учебный год
-школьного учебного плана на учебный год
Цель программы:
- приобщение школьников к миру изобразительного искусства и творческой деятельности.
Задачи программы:
-формировать у учащихся художественную культуру, как неотъемлемую часть духовной культуры.
-создание условий для формирования творческой личности.
- повышать уровень основ художественной грамоты, формировать элементарные практические навыки работы в различных видах художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной).
-учить овладевать художественными образами, выразительными средствами изобразительного искусства.
-совершенствовать умение работать в различных техниках изобразительного искусства.
-учить учащихся анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, учить строить по аналогии.
-выявить талантливых детей и помочь им в творческом становлении.

Общая характеристика программы
Дополнительная образовательная программа «Радуга» относится к образовательной области «Искусство», является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности. При разработке данной программы использовалась типовая программы для образовательных учреждений под руководством Неменского Б.М. «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации.
Единая программа развития «Радуга» разработана для учащихся трех ступеней обучения: кружок «Изобразительное искусство» для учащихся начальной школы, «Художественная студия» для учащихся средней школы, спецкурс «У истоков мастерства» для предпрофильной подготовки учащихся.
1 ступень обучения –для детей, овладевающих базовыми знаниями и умениями в области художественной деятельности.
2 ступень обучения –даёт базовую подготовку для использования знаний, полученных на первом году обучения и желающих их реализовать в дальнейшем, углубление уровня усвоения знаний и умений
3 ступень обучения для профессионального самоопределения учащихся.

Разработанная программа развития внеурочной деятельности «Радуга»- это вариативная, целостная программа, которая поэтапно объединяет три ступени обучения детей изобразительному искусству.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересен сложный вариант, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от неуверенности перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Ведущими идеями программы является:
- формирование непрерывного поэтапного процесса развития творческого потенциала личности (три ступени обучения).
-создание системы отслеживания творческого роста (индивидуальный образовательный маршрут, портфолио)
-профессиональное самоопределение учащихся (выбор профессии).
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность.
Задача педагога:
- побудить заложенное в каждом ребенке творческое начало
- помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве.
- обучение ребенка самопознанию
- создать условия реально побуждающие учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию
Практическая значимость: разработанная методика существенно повышает эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в школе. Предложенный подход к организации занятий с младшими, средними и старшими школьниками на уроках и в процессе дополнительного образования позволяет приблизить их к требованиям времени, делая возможным формирование у детей эмоционально-оценочного отношения к гармонии окружающей среды, а также творческих созидательных качеств личности.

Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа в группе. В 2016-2017 году 34 учебные недели. Время, необходимое для изучения предмета в 5-9 классах не менее 340 часов (по 68 часов в каждом классе).
Ценностные ориентиры.
Предлагаемая программа развития «Радуга» имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании учащихся. Являясь наиболее доступным для детей, изобразительное творчество обладает необходимой    эмоциональностью,  привлекательностью, эффективностью. Искусство работы красками, карандашом, пластическими материалами, бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности, это те инструменты творчества, которые доступны каждому.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, формирование активной жизненной позиции. В курсе программы развития «Радуга» широко и многосторонне раскрывается художественный образ, основы художественного изображения, связь   народной  художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие    творческого потенциала учащихся   в    процессе    собственной  художественно-творческой деятельности.
Программа вводит учащихся в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Краски, карандаши, бумага, пластилин первые материалы, при помощи которых дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Устойчивый интерес детей к творчеству обуславливается ещё и тем, что данные материалы дают большой простор творчеству, это помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное безгранично творческим человеком.
Проектирование гуманистической образовательной среды влечет за собой организацию особой культурной деятельности в детском объединении, что обеспечивает обучающимся возможность выбора деятельности, родителям - возможность увидеть перспективы и потенциал своего ребенка.
К созданию такой программы привело понимание необходимости в формировании умения личности адаптироваться в жизни в современных условиях.
Программа актуальна, так как главной задачей художественного образования является создание условий для благоприятного развития творческого потенциала личности, в условиях учебно-воспитательного процесса. Через активную жизненную позицию ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя в процессе самовоспитания.
Основной упор в процессе образования делаю на формирование у воспитанника потребности на самовоспитание и способность к саморазвитию.
Содержание курса
Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных образов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культу
Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно-эстетическое значение исторических памятников. Роль визуально-пространственных искусств в формировании образа Родины.

Художественный диалог культур.
Пространственно –визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера европейского и русского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.

Искусство в современном мире.
Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.

Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства.
Выражение в образах искусства нравственного поиска человечества, нравственного выбора отдельного человека. Традиционный и современный уклад семейной жизни, отраженный в искусстве. Образы мира защиты Отечества в жизни и в искусстве. Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни. Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и в искусстве.

Язык пластических искусств и художественный образ. Специфика художественного изображения.
Художественный образ-основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.

Средства художественной выразительности.
Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.

Композиция.
Композиция-главное средство выразительности художественного произведения. Раскрытие в композиции сущности произведения.
Пропорции.
Линейная и воздушная перспектива. Контраст в композиции.

Цвет.
Цветовые отношения. Колорит картины. Напряженность и насыщенность цвета. Свет и цвет. Характер мазка.

Линия, штрих, пятно.
Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача графическими средствами эмоционального состояния природы, человека, животного.

Объем и форма.
Передача на плоскости и в пространстве многообразных форм предметного мира. Трансформация и стилизация форм. Взаимоотношение формы и характера.
Ритм.
Роль ритма в построении композиции в живописи и в рисунке, Архитектуре, декоративно-прикладном искусстве.

Виды и жанры пластических искусств
Изобразительные виды искусства.
Живопись, графика, скульптура. Особенности художественного образа в разных видах искусства. Портрет, пейзаж, натюрморт; бытовой, исторический, анималистический жанры. Сюжет и содержание в произведении искусства. Изображение предметного мира. Рисунок с натуры, по представлению. Исторические, мифологические и библейские темы в изобразительном искусстве. Опыт художественного творчества.

Конструктивные виды искусства.
Архитектура и дизайн. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека. Единство художественного и функционального в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ. Архитектура – летопись времён. Виды дизайна. Промышленный дизайн. Индустрия моды. Архитектурный и ландшафтный дизайн. Проектная культура. Проектирование пространственной и предметной среды. Графический дизайн. Арт-дизайн. Компьютерная графика и анимация.

Декоративно-прикладные виды искусства.
Народное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства. Семантика образа в народном искусстве. Орнамент и его происхождение. Виды орнамента. Стилизация и знаковый характер декоративного образа. Материалы декоративно-прикладного искусства. Украшение в жизни людей, его функция в жизни общества.

Тематическое планирование
1 ступень

Кружок «Изобразительное искусство»


Рисунок


Живопись


Композиция


Проектная деятельность


2 ступень

Художественная студия


Рисунок


Живопись


Композиция


Проектная деятельность


3 ступень

Спецкурс «У истоков мастерства»


Рисунок


Живопись


Композиция


Проектная деятельность




Результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты изучаемого курса дополнительной образовательной программы
личностные результаты:
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
появится возможность и способность к реализации своего творческого потенциала;
смогут реализовывать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве на практике.
в метапредметном направлении:
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно, работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
в предметном направлении -
умение работать с различным художественным материалом (гуашь, акварель, карандаш, фломастер и т.д.);
освоение основ трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; художественное конструирование; украшение.
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений искусства.
Ученик научится:
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Ученик получит возможность научиться:
развитие фантазии, воображения, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
будут сформированы основы художественной культуры;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций.

Кружок «Изобразительное искусство»
рассчитана на учащихся начальной школы.
Цели программы:
1. Приобщать учащихся к изобразительной деятельности.
2. Учить реализовать индивидуальные способности в творческой деятельности.
Общая характеристика
Курс программы «Изобразительное искусство» направлен на выявление и развитие индивидуальных художественных особенностей ученика, через изобразительную деятельность в различных видах изобразительного искусства.
Программа обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям, навыкам по изучению основ художественного изображения ( рисунок, живопись, композиция), большая часть программы ориентирована на использование в изобразительной деятельности различных материалов, освоение учащимися технологий изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, изучение традиционных народных промыслов.
Ранний период в художественном развитии ребенка отличается творческой активностью, увлеченностью работой, большой продуктивностью и быстротой выполнения рисунков и изделий.
Дети этого возраста работают, как играют, - самозабвенно, искренне. Их работы на редкость занимательны, хотя рисуют они неправильно. Все начинается с простого – с отношения ребенка к цветку, паутинке, животным. Затем появляются отношения более высокого порядка – к родной природе, дому, Родине. И, в конечном итоге, все впечатления, представления и знания, которые прошли через душу и сердце ребенка, становятся его собственными знаниями, его собственной точкой зрения, его мыслями и убеждениями, его отношением к прекрасному и безобразному, добру и злу, и что определяет нравственную и гражданскую позицию человека.
Для младших школьников необходимо не ограничивать творческую свободу и самовыражение, а сохранить непосредственность, индивидуальный подход к раскрытию темы.
И, вместе с тем, младшие школьники знакомятся с простейшими законами изобразительного искусства: линия, штрих, тон, основы цветоведения, пространство, линия горизонта. При изучении этих законов у детей пробуждается более глубокий интерес и внимание к профессиональной грамоте. Учащиеся узнают о линии горизонта, как неотъемлемой части в изображении пейзажа, о правильном изображении ближнего и дальнего: не только об изменении величины, но изменении тона и цвета. Важно, чтобы ребенок сам вывел правило изображения предметов в пространстве, опираясь на жизненный опыт и помощь учителя. Дети стремятся не только изобразить красивый пейзаж, но и изобразить его правильно. Пробуждается все более глубокий интерес и внимание к профессиональной грамоте и выразительности изображений, выполненных на основе реалистического восприятия.
Особое место в программе занимает проектная деятельность. Первые проекты имеют индивидуальную направленность (каждый ученик работает над личным проектом). Коллективно-творческий вид деятельности применяется в работе над групповым проектом. С младших классов учащиеся ставят сказочные представления, в которых не только выполняют декорации к спектаклям и создают театральные костюмы, но и работают над ролью. Работая в группах учащиеся учатся планировать и координировать свою творческую деятельность. В атмосфере творчества происходит саморазвитие активной личности, создается ситуация успеха.
Содержание программы
Предмет графика:
Содержание предмета:
Знакомство с выразительными возможностями графического материала (графитный и цветные карандаши). Различные способы работы.
Вариативные задания:
1.Серия упражнений - характер линий
2.Серия упражнений - возможности линий
3. Серия упражнений – изображение животных с передачей характера.
4. Творческие задания.
Предмет: живопись.
Живопись – многообразие эмоциональных цветовых пятен, форм.
Содержание предмета:
Изучение элементов цветоведения, выполнение упражнений по созданию гармонии теплых и холодных оттенков, глухих и звонких сочетаний. Создание образа зимы, лета, осени, весны.
Вариативные задания:
1. Серия упражнений – создание палитры осеннего, зимнего, летнего, весеннего коврика.
2. Серия упражнений – составление цветовых оттенков с добавлением черной и белой краски.
3. Серия упражнений – составление гармонии цвета и формы.
4. Творческие задания.

Предмет: композиция
Композиция- гармония цвета, формы для яркого выражения идеи.
Содержание предмета:
Изучение изобразительных средств передачи темы сюжета, создание выразительных образов.
Вариативные задания
1.Серия упражнений для выделения главного в работе (цветом и формой).
2.Серия упражнений для выделения главного в работе (величиной и расположением)
3.Упражнения для передачи характера главного.
4.Творческие задания.

Проектная деятельность:
1. Индивидуальные проекты «Театральные маски»
2. Коллективное панно «Времена года»
3. Выставка работ
Прогнозируемый результат Учащиеся используют выразительные средства графики, применяют палитру цветовых сочетаний для передачи замысла композиции. Учащиеся умеют работать индивидуально и в команде, пробуют свои силы в исследовательской деятельности, анализируют свою деятельность, делают выводы, формулируют свои идеи, ведут творческий диалог.

Кружок «Художественная студия» Первый год обучения.
Программа рассчитана на учащихся средней школы. Продолжительность- три года обучения. Цели программы первого года обучения:
1. Воспитывать у учащихся стремление к самосовершенствованию в области художественного творчества.
2. Учить творчески подходить к решению изобразительных задач.
Общая характеристика
Вторая ступень направлена на формирование системы самосовершенствования в изобразительной деятельности и реализацию творческого потенциала.
Данная программа нацелена на формирование у учащихся осознанного, целенаправленного и глубокого освоения основ изобразительной грамотности.
У подростков на смену творческой свободе и уверенности часто приходит робость, нерешительность, порой неверие в свои возможности; нередко они стремятся подражать, срисовывать. Это самый трудный возрастной период для педагога: необходимо обучать подростка грамоте рисунка и живописи, композиции одновременно поддерживая и развивая его индивидуальность, интерес к изобразительной деятельности.
Чтобы передать свои впечатления от прекрасного, свой восторг, необходимо владеть изобразительными средствами, уметь говорить на языке искусства. Именно практические занятия рисунком и живописью дают возможность овладеть изобразительным языком. Наша задача, – опираясь на представления детей, на первые полученные знания в области изобразительного искусства, повысить уровень знаний об окружающей действительности: предметах, явлениях, поступках людей. Научить понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской.
Главной задачей данной программы обучения – учить ребенка стремится выражать свое отношение к тому, что он изображает. Это наполнит процесс творчества глубоким смыслом.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Реализуется индивидуальный подход в образовании.
Учащиеся получают новые знания о пространстве, композиции, пропорции фигуры человека, об изображении объема, первые шаги в передаче материальности. В процессе изучения изобразительных видов искусств обогащается и усложняется понятийное мышление. Углубляются знания таких сложных понятий, как художественный образ, прекрасное и безобразное. Это позволяет вывести подростков на качественно новую ступень понимания искусства и окружающей действительности.
Рисунок, живопись, композиция – три кита, на которых возведено здание нашего художественного образования. Рисунок – это «позвоночник», который держит все «тело», это основа основ изобразительного искусства. И в рисунке, и в живописи идем от простого к сложному, учим тонкостям дисциплины. Композиция – это тот предмет, где смыкаются рисунок и живопись, это более свободный предмет, но вместе с тем и сложный. Здесь закладывается самое основное, самое главное: практическое умение отображать окружающий мир.
Прогнозируемый результат: Учащиеся освоили новый уровень познания изобразительной грамоты. Применяют выразительные средства графики (линия, штрих, тон), последовательно ведут работу над рисунком, освоили художественные материалы в живописи (акварель, гуашь, акрил, смешанные техники). Систематизируют последовательное выполнение работы живописного произведения.
В результате работы над проектами формируется навык вести творческий диалог, свободно выражать свои мысли, расширяет лексикон, улучшает аргументированность принятых решений. Обозначалось желание учащихся работать в группах для решения творческих задач. Учащиеся стали быстрее формулировать цель деятельности, планировать и организовывать работу, оценивать ее. В результате у учащихся формируется более высокий уровень самостоятельности.

Содержание программы первого года обучения
Предмет: графика.
Искусство графики – гармония черного и белого, линий, пятен, силуэтов, передающих красоту природы и человека.
Содержание предмета:
Выразительность линий. Характер линий в передаче характера человека, животного.
Форма и пропорции. Наблюдение красоты предметов, изящество их форм и пропорций, соотношение целого и частей, сравнение предметов между собой.
Вариативные задания:
Серия упражнений – характер, особенности и возможности штриха.
Серия упражнений – характер линий – плавная, мягкая, рыхлая, четкая.
Серия упражнений – построение предметов с передачей объема и характера формы.
Творческие задания.

Предмет: живопись.
Живопись – поэзия в красках, многоцветие природы, многообразие чувств, настроений, эмоций.
Содержание предмета:
Цвет. Превращение краски в изображение. Использование оттенков цвета красок, цветных пятен в создании образов, подобных реальных предметам.
Передача многообразия ощущения (тепло – холодно), эмоциональных состояний (солнечно – пасмурно), настроений (грустно – радостно)
Вариативные задания:
1. Серия упражнений – цветное пятно, как предмет реального мира.
2. Составление палитры теплых цветов и роспись салфетки «Хохлома»
3. Составление палитры холодных цветов и роспись тарелочки «Гжель»
4. Составление палитры звонких цветов.
5. Составление палитры глухих цветов.
Предмет: композиция.
Композиция – процесс поиска красивого, выразительного воплощения замысла в разных видах художественной деятельности.
Содержание предмета:
1. Выполнение достаточно крупных изображений, максимально использовать поверхность листа рисунком, цветом.
2. Связь орнамента и декоративно-сюжетного изображения
3. Взаимосвязь композиции орнамента от типа художественно-творческих задач
4.Композиция декоративного натюрморта. Плоскостная трактовка предметов. Условное размещение предметов на плоскости.
Вариативные задания:
1. Выполнение изображений животных
Выполнение тематических композиций «Моя любимая игрушка»
Серия композиционных упражнений: выражаем радость – грусть
Составление декоративных натюрмортов / «Гжель», «Хохлома»/

Проектная деятельность:
1. Индивидуальные проекты «Театральные куклы», изделия декоративно-прикладного творчества.
2. Коллективные проекты «Декорации к театрализованным представлениям и бутафорские предметы»
3. Выставка работ

Прогнозируемый результат
По окончании первого года обучения дети умеют различать виды изобразительного искусства, знают материалы которыми пользуются в каждом из видов изобразительного искусства, умеют пользоваться доступными художественными материалами (акварель, гуашь, карандаш, глина, пластилин, бумага). Владеют навыками смешения красок, свободно работают кистью, карандашом. Имеют первые представления о передаче пространства на плоскости. Выражают через цвет, форму, линию, композицию различные чувства и мысли. Знают разнообразные выразительные средства: цвет, линия, объем, композиция. Умеют в доступной форме их выразительно использовать;
Владеть начальными навыками выразительного использования трехцветия, получать при смешивании «легкие» и «тяжелые» цвета, выразительно использовать «теплые» и «холодные» цвета; подчеркивать характер линий.
Владеют начальными навыками составления композиций, построения объемных предметов;
Умеют составлять простейшие орнаменты, использовать элементы «хохломской» и «гжельской» росписи;
Участвуют в выставках, конкурсах.

Содержание программы второго года обучения
Второй год обучения совершенствует и усложняет эмоциональное восприятие художественной культуры, продолжается познание и освоение художественно – образного языка искусства, обогащается представление о художественном образе.

Предмет: рисунок.
Знакомство с графикой как искусством рисунка, в основе которого лежит линия, штрих, силуэт. Выразительный язык графики складывается из сочетания белого и чёрного.
Содержание предмета:
Линия, силуэт, штрих. Развитие умения видеть линии в окружающей действительности, замечать как пользуются линией художники. Силуэт плавный, круглых очертаний, угловатый, жёсткий. Силуэт природных форм. Штрих и его значение в изображении объёмных предметов. Характер штриха. Форма и пропорции. Совершенствование восприятия изображаемых предметов. Нахождение верных пропорциональных отношений. Умение увидеть и изобразить характерное. Тон.
Вариативные задания:
Серия упражнений – характер линии в изображении различных животных.
Нахождение выразительного силуэта плавных и резких очертаний, силуэта природных форм.
Серия упражнений – построение предметов круглых поверхностей
Серия упражнений – построение предметов прямоугольных поверхностей
Способы создания необходимого тона штриховкой: параллельными штрихами, пересекающимися, накладывающимися друг на друга; короткими или длинными штрихами.

Предмет: живопись.
Многообразие цвето–тоновых оттенков, использование их в выявлении художественных образов.
Содержание предмета:
Цвет и тон – главные выразительные средства живописи. Многообразие оттенков одного и того же цвета, способы их получения (в акварели, гуаши);
Передача состояния, настроения в композициях натюрморта, пейзажа, портрета на основе выбора варианта цветовых сочетаний: сближенных (нюансных) – контрастных, звонких – приглушенных.
Вариативные задания:
Серия упражнений – получение множества оттенков цвета(акварель, гуашь)
Передача состояния и настроения с использованием свойств цвета, тона, ритма, формы в цветовом решении образа («гроза», «солнечно»)
Передача характера с использованием свойств цвета в цветовом решении портрета, натюрморта, пейзажа.

Предмет: композиция.
Расширение понятия «композиция» как средства организации в единое целое сюжета.
Содержание предмета:
Использование необходимых выразительных средства для выделения главного в композиции (величина, место расположения, цвет). Декоративная композиция (поверхность сосуда, разделочная доска)
Композиция декоративного натюрморта.
Вариативные задания:
1. Творческие задачи с использованием приёмов композиции, придающих ей динамический характер: контрасты цветовых пятен и объёмов, преувеличение выразительных перспективных сокращений, необычность движения поз.
2. Построение цветовой композиции на отношениях двух – трёх локальных цветов с использованием цветового фона. Сдержанное цветовое решение форм. Контрастное.
3. Изображение натюрмортов, составленных на основе выявления декоративных качеств в предмете и в целом.

Предмет: декоративно – прикладное искусство.
Трансформация природных форм в декоративные формы.
Содержание предмета:
Умение выделять главные и второстепенные признаки тех или иных объектов природы (цветов, трав, плодов, птиц и животных)
Создание декоративные образы на основе наблюдения природных форм. Вычленение одного из главных признаков (форма, цвет). Относительно главного упрощение или усложнение всех остальных признаков (размеры, окраска, очертания контуров)
Придание декоративному образу несвойственных реальному объекту черт (укрупнение и уменьшение деталей, введение новых цветовых оттенков).
Вариативные задания:
1. Серия композиционных упражнений на выявление главных признаков (цветы, птицы, животные)
2. Создать декоративный пейзаж. «Осень», «Зима»
3. Выполнение декоративной тематической композиции «Скоморохи», «Танец»

Проектная деятельность:
1. Индивидуальные проекты «Театральные куклы», изделия декоративно-прикладного творчества.
2. Коллективные проекты «Декорации к театрализованным представлениям и бутафорские предметы»
3. Выставка работ

Прогнозируемый результат: Учащиеся делают по наблюдению и с натуры зарисовки человека и предметов. Цветом передают пространственные планы, изображают природу и постройки, передавая расположение предметов в природе и пространстве. Стилизуют природные формы. Передают свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета. Активно участвуют в выставках, конкурсах, проектах.

Содержание программы третьего года обучения
Третий год обучения продолжает углубление эстетических знаний, расширяет художественного опыт на основе освоения возможностей средств выразительности в создании художественных образов.
Предмет: графика
Представление роли рисунка в различных видах изобразительного искусства.
Содержание предмета:
Линия, пятно, штрих – графические средства выразительности в передаче своеобразия характера образа (Микеланджело, Врубель). Линейное изображение иллюзорного пространства на плоскости. Линия в передаче спокойствия и динамики в композиции. Линейное изображение конструкции, объемности предметов. Штрих и его значение в изображении объемных предметов. Характер штриховки в передаче материальности, фактуры предметов, расположение поверхностей в пространстве, своеобразие предметов живой природы. Способы создания тона штриховкой. Умение передавать конструкцию сложного предмета как совокупность частей простой формы, сопоставимых с геометрическими телами. Применение сквозного построения рисунка. Перспектива. В рисовании человека, животных, растений применять приемы передачи округлых, цилиндрических поверхностей.
Вариативные задания:
Серия упражнений на применение выразительной линии, характера штриховки, пятна.
Линейное построение пейзажа с передачей пространства.
Линейная композиция «Ветер», «Тишина»
Линейное построение предметов.
Натюрморт из предметов быта. С применением линейного построения, характера штриха и созданием тона (круглых поверхностей)
Натюрморт (прямоугольные поверхности).
Передача конструкции предмета, тона в перспективе
Упражнения – пропорции фигуры человека в движении с применением передачи округлых поверхностей.

Предмет: живопись
Эмоциональное воздействие цвета, значение цвета в выразительности образа.
Содержание предмета:
Значение цвета в выделении смыслового центра композиции. Передача цветом пространственных планов, света, воздуха в натюрморте, портрете, пейзаже. Роль колорита в раскрытии художественного образа. Монохромность. Способы создания гармоничных колористических решений: преобладание оттенков одного цвета среди множества других, ограниченность палитры, контрастная гамма.
Вариативные задания:
Серия эскизов с выделением смыслового центра «Цирк», «Старое дерево», «Рябиновый куст», «Дракон»
Живописный приём в передаче пространства «В поле» – пейзаж;
«Мой друг» - портрет, «старинная посуда» – натюрморт
Передать в натюрморте и пейзаже преобладание оттенков одного цвета «Осенние листья», «Гжель»; ограниченность палитры «Зимний день»,
контрастная гамма «Ваза и кувшин».

Предмет: композиция.
Умение в сюжетных работах передать основной замысел задуманного образа.
Содержание предмета:
Роль сюжета в решении образа. Передать в сюжетных работах основной замысел композиции.
Творческое использование основных приёмов и средств композиции: целостность, связь и согласованность всех элементов композиции, выделение центра.
Вариативные задания:
1. Серия упражнений на создание сюжета «В царстве Снегурочки», «В гостях у Берендея».
2. Приёмы выделения композиционного центра: увеличение или уменьшение размеров главного в композиции, выявление центра с помощью цвета и света ( мягкие или резкие свето-цветовые отношения)
3. Противопоставление главного второстепенному, подчинение второстепенного главному. Творческая работа «В царстве Снегурочки», « в гостях у Берендея», «Хозяйка медной горы», «Морское царство», «Русичи»

Предмет: декоративно – прикладное искусство
Интерпретация сюжетов жизни в изобразительные декоративные образа.
Содержание предмета:
Обобщённо – символистический характер изображения. Симметрия и асимметрия, открытость и замкнутость композиции. Выразительность силуэта, графическая красота контуров и линий фигур.
Декоративность цветового решения. Выполнение декоративной тематической композиции с учётом формы украшения предмета.
Вариативные задания:
1. Серия упражнений на переработку реальных предметов в декоративные (цветы, растения) «Городец», Гжель», «Хохлома».
2. Серия упражнений на создание композиций: симметричной – асимметричной, открытой – закрытой, «Городец», Гжель», «Хохлома».
3. Серия упражнений на выразительность силуэта (бегущая лошадь, поющая птица, гуляющие люди)
4. Цветовое решение на отношениях двух-трёх локальных цветов.
5. Выполнить декоративную композицию с учётом формы украшаемого предмета (разделочных досок, тарелка, матрёшка)

Проектная деятельность:
1. Индивидуальные проекты «Матрешки», изделия декоративно-прикладного творчества.
2. Коллективные проекты «Декорации к театрализованным представлениям и бутафорские предметы»
3. Выставка работ

Прогнозируемый результат:
Учащиеся работают с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом; определяют наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
Добиваются тональных и цветовых градаций при передаче объёма. Передают пропорции и характер формы, передают пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы. Перерабатывать сюжеты из жизни в декоративные образы. Передавать сюжетный замысел образа, применяя знания композиции.
Участвовать в выставках, конкурсах.

Спецкурс «У истоков мастерства»
рассчитан на предпрофильную подготовку учащихся.
Цели программы:
1. Направить учащихся по пути самореализации.
2. Развивать общекультурные ценности.
3. Осуществить начальную профессиональную подготовку в области художественного творчества.
4. Самореализация учащихся в условиях творчества.
Содержание программы
Образовательный процесс спецкурса «У истоков мастерства» направлен на продолжение знакомства с многообразием художественной культуры, на углубление эстетического знания, на высокий уровень постижения своеобразия художественного языка различных видов изобразительного искусства, расширяет дальнейшее совершенствование художественно – творческого опыта, чтобы учащиеся могли находить и реализовать известные знания, определять к ним свое отношение. Обладая необходимым комплексом природных и профессиональных данных, учащиеся выполняют учебные и творческие натюрморты, портреты, многофигурные композиции на сказочные и исторические темы, с соблюдением основных академических правил.
Спецкурс дает возможность учащимся достичь высокого уровня развития в области «Изобразительного искусства» и реализовать профессиональные знания, умения и навыки в приобретении будущей профессии.

Предмет: графика
Графика как вид изобразительного искусства.
Содержание предмета:
Линия, штрих, тон - основные средства выразительности в рисунке.
Свет как средство выявления объёма предметов и характера их поверхности. Тень как средство передачи освещения. Тень собственная, тень падающая.
Выполнение натюрмортов с двумя различными состояниями, выраженными освещённостью
Характер формы, пропорций фигуры человека в движении, передающих эмоциональное состояние человека.
Дальнейшее углубление представления о воздушной перспективе.
Вариативные задания:
1. Наброски с натуры, по памяти, представлению (деревья, фрагменты архитектурных сооружений)
2. Линейное построение предметов быта с передачей пропорций, света, тени.
3. Выполнение натюрмортов различными графическими средствами.
4. Наброски с фигуры человека в движении, графическое решение. Портрет.
5. Изображение единичных предметов с учётом законов перспективы.

Предмет: живопись
Живопись как вид изобразительного искусства
Содержание предмета:
Взаимосвязь цвета и освещения при характеристике образа. Передача светоцветовых эффектов искусственного и естественного освещения.
Зависимость цвета на освещённой поверхности и в тени от характера источника света.
Колорит как одно из ведущих средств выразительности (гамма мажорная, минорная)
Вариативные задания:
1. Серия эскизов с разными колористическими решениями пейзажа (утро, день, вечер, ночь)
2. Серия эскизов на передачу цветовых эффектов искусственного и естественного освещения.
3. Цвет в тени и на освещённой поверхности.
4. Творческие работы: натюрморты «Фрукты и вазы», «Книги», портреты «Арлекин», «Моя бабушка»
5. Серия этюдов «Цветы в букете колористическое решение.

Предмет: композиция.
Процесс создания сюжетно – тематических картин.
Содержание предмета:
Подробная разработка сюжета. Выполнение эскизов с целью формирования замысла.
Выполнение набросков и зарисовок с натуры для замысла.
Выявление сюжетно – композиционного центра.
Работа над типизацией и индивидуальной характеристикой образов.
Использование пейзажа, интерьера как среды, в которой развивается действие.
Примерные задания:
1. Создание исторических композиций «Храмы Святой Руси», «Деревянная старина», «Богатыри земли русской», «князь Игорь»
2. Создание фантастических композиций «В гостях у Снегурочки», «Моисей», «Сон»

Предмет: декоративно – прикладное искусство
Изучение приёмов декоративной стилизации форм растительного и животного мира. Создание декоративных композиций.
Содержание предмета:
Знакомство с декоративно – прикладным искусством народов мира.
Народная живопись «Городец». Замкнутость и изолированность композиций.
Филигранность контура в рисунках, тушь – перо. Силуэтность композиции.
Сюжет в росписи тканей. Орнаментальность и ритмичность композиций.
Вариативные задания:
1. Создание живописной композиции «Городец»
2. Создание контурной композиции (тушь – перо)
3. Составить орнамент для росписи ткани

Проектная деятельность:
1. Индивидуальные проекты «Альбом по искусству», изделия декоративно-прикладного творчества.
2. Коллективные проекты «Декорации к театрализованным представлениям, костюмы и бутафорские предметы»
3. Выставка работ, участие в конкурсах.

Обучаясь по данной программе, учащиеся формируют профессиональные знания, умения, навыки, при которых раскрываются творческие способности человека, для создания конкретного результата.
1.Компоновка в листе – правильное расположение в листе элементов картины (людей, предметов и т. д.)
2. Построения. Имеется в виду обычные академические построения: от общего к частному, от большего к меньшему, от геометрических форм к конкретным очертаниям, рисование по осям и т.д.
3. Тон. Общий – насколько один предмет темнее или светлее другого. Местный – разница в освещённости частей предмета.
4. Цвет. Смешивание красок, многообразие цветовых оттенков, колерный (общий) цвет предмета.
5. Мазок. В одной картине не может быть двух одинаковых мазков по цвету, форме, площади; повторный мазок (особенно в акварели) не должен повторять предыдущий по контуру; мазок подчёркивает фору, фактуру предмета; нельзя делать мазком одной формы и небо, и траву, и кору дерева и т.д. Чем разнообразнее мазок, тем выше квалификация.
6. Гармоничное сочетание красок. Двух одинаковых работ по колориту быть не должно.
7. Штрих. Тонирующий: параллельный, перекрещивающийся, набросочный: круглый – ломанный, сплошной – перекрещивающийся, толстый – тонкий. Штрих должен работать. Никаких лишних штрихов в работе быть не должно.
8. Светотень. Имеется в виду градации светотени: свет, полутень, тень, рефлекс, блик.
9. Перспектива. Линейная – фронтальная, угловая; воздушная – цветовая, тоновая.
10. Анатомия и пропорции человека.
11. Закономерность складок.
12. Правила составления композиции.
13. Технология наложения красок. Для каждого случая требуется свой способ наложения красок: густо, лессировкой, полусухой кистью, разными инструментами и т.п.
14. Степень образности в передаче явления, события, сцены: в картине передается самая характерная для эпохи, события.

Прогнозируемый результат:
В результате обучения развивается творческое мышления у детей, профессиональная самореализация в художественной сфере (изобразительная деятельность, проектная деятельность). Учащиеся самостоятельно осваивают новые формы и средства для самовыражения.
В процессе обучения учащихся правильно усваивают информацию. Для этого они обучаются  методу ранжирования, выделяют главное, находят взаимосвязи. Учатся целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Обучение организуется так, чтобы выявлять имеющиеся у ученика знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал. Учащийся не просто запоминает и воспроизводит знания, но применяет их на практике. Я отбираю методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
Применяется объяснительно-иллюстративный метод. Самостоятельная деятельность учащихся, проблемные ситуации, уровневые дифференциации, дифференцированный подход, коллективные способы обучения -это средства, лишь отчасти решающие проблемы.
В основе организации современного урока ставятся деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения, отвечающие за самостоятельную организацию труда со стороны ученика.
В течение такой работы учащимся дается возможность самостоятельно обсуждать между собой вопросы, выполнять задание. В процессе обсуждения находятся возможные варианты решения вопросов, проверяются результаты работы, делаются выводы. Это творческо-поисковый процесс.
Учащиеся активно используют в художественной деятельности метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат  опыт деятельности  становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Метод проектов это учение через деятельность.
Личная заинтересованность ученика в получении результата, Положительная мотивация решения проблемы проекта– все это поддерживает самостоятельность и целеустремленность, упорность и настойчивость, помогает преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно- ориентированный.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Это один из способов его применения, одна из форм его осуществления. Таким образом, можно говорит, что метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения.
Метод учебного проекта характеризуется как:
 -личностно-ориентированный;
  -деятельный
  -обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  -построенный на принципах проблемного обучения;
  -развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
  -формирующий навыки самостоятельности ив мыслительной, практической и волевой сферах;
  -воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
  -здоровьесберегающий.
Метод учебного проекта  это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Кроме того, метод проектов - это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию - умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности - необходимые качества развитого интеллекта.
Ученик- субъект учения, способный самостоятельно ставить перед собой те или иные задач и находить способы их решения.
В результате обучения по программе «Радуга» формируется художественный способ познания мира, знакомство с системой знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной программы «Радуга» в развитие личности заключается в формировании эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Результатом работы дополнительного образования по программе «Радуга» являются положительные отзывы учителей, стремление детей получить дополнительные знания в области изобразительного искусства. Художественная студия «Радуга», пользуется большим спросом, благодаря развивающей направленности ее авторской программы. Ученики являются неоднократными призерами муниципальных, областных, региональных и всероссийских конкурсов.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы.
Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.
Аккуратность всей работы.
Из этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося.

Материально-техническое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству
Рабочие программы по изобразительному искусству под редакцией Б. М, Неменского 1-9 кл. М:Просвещение 2012
Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства) Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по ИЗО,. М:Вако 2010
В.С. Кузин «Изобразительное искусство и методика его преподавание в школе» М. «Агар» 1998 г.
Б.Н. Неменский « Изобразительное искусство» М. «Просвещение» 1994 г.
Н.Н. Ростовцев « Рисунок. Живопись. Композиция.» М. «Просвещение» 1989 г.
Г.В. Беда «Основы изобразительной грамоты» М. «Просвещение» 1989 г.
Г.В. Беда «Живопись» М. «Просвещение» 1986 г.
Л.А. Шитов «Живопись» М. «Просвещение» 1995 г.
С. Смит «Рисунок» М. «Астрель» 2002г.
В.С. Щербаков «Обучение и творчество» М. «Просвещение» 1969 г.
Т.Ф. Беляев «Упражнение по развитию пространственных представлений у учащихся» М. «Просвещение» 1983 г.
Я.Я. Чарнецкий «Изобразительное искусство в школе продленного дня» М. «Просвещение» 1991 г.
И.Г. Волков «Художественная студия в школе» М. «Просвещение» 1993 г.
М.А. Елисеев «Материалы, оборудование, техника живописи и графики» М. «Астрель» 2002г.
О.Ю. Соколова « Секреты композиции» М. «Астрель» 2002г.
Е. Маймин «Искусство мыслить образами» М. «Просвещение» 1977 г.
В.Н. Стасевич « Пейзаж, картина и действительность» М. «Просвещение» 1978 г.
Г.И. Орловский « Учитесь смотреть и видеть» М. «Просвещение» 1963 г.
Ю.В. Максимов «У истоков мастерства» М. «Просвещение» 1983 г
Алехин А.Д. «Когда начинается художник». М . Просвещение.1993
Беда Г.В. «Живопись».М .Просвещение.1986
Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты».М . Просвещение.1989
Волков И.П. «Художественная студия в школе». М. Просвещение.1993
Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства».М. Просвещение.1991
Десницкий В.М. «Натюрморт» М. Просвещение.1964
Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства». М. Просвещение.1979
Кузин В.С. «Основы обучения изобразительному искусству в школе».М. Просвещение.1977
Полунина В.Н. «Искусство и дети».М. Просвещение.1982
Шитов Л.А. «Уроки изобразительного искусства».М. Просвещение.1995
Юный художник. 1995-2016 годы

Методические журналы по искусству «Изобразительное искусство в школе» №1 – 6 2008 г
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов
Книги о художниках
Таблицы по Цветоведению, перспективе, построению орнамента
Таблицы, схемы представлены на электронных носителях
Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта
Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека
Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству
Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте
DVD-проигрыватель
Телевизор
Фотоаппарат
Экранно-звуковые пособия:
Аудиозаписи по музыке, литературные произведения
На электронных носителях
DVD-фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; виды изобразительного искусства; творчество отдельных художников; народные промыслы; декоративно-прикладное искусство; художественные технологии
На электронных носителях:
Презентации на электронных носителях: по видам изобразительных (пластических) искусств; по жанрам изобразительных искусств; по памятникам архитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по творчеству художников
Произведения   пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой
ЦОЭР:
Государственный Эрмитаж  
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Государственная Третьяковская Галерея
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Государственный Музей Изобразительных Искусств им. Пушкина [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Русский музей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
М[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]узей Лувр
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
И[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]скусство России
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm   
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Виртуальный музей искусств   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]-  Авторские программы и разработки уроков 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Шедевры зарубежных художников
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Уроки рисования
Энциклопедия искусства [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Энциклопедия «Все о живописи» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
О[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]сновы рисунка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Натурный фонд:
Муляжи фруктов:
Муляжи овощей
Гербарии
Изделия декоративно-прикладного искусства
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Геометрические тела
Учебная мебель:
Столы
Стулья
Мебель для хранения таблиц и плакатов
Стеллажи для книг и оборудования
Литература:

13 EMBED CorelDRAW.Graphic.11 1415

Цель: Развитие социально активной и творческой личности гражданина и патриота, обладающей эстетической культурой и гражданской позицией
Программа «Радуга»



Root Entry