Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хоровому пению Акварель


Нормативно-методические основы разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединения «Акварель»
Нормативно-правовые основания разработки дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в следующих документах:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»
Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы объединения «Акварель»
Общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Акварель» разработана педагогом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования центра развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский район - Малаховой Екатериной Юрьевной и является авторской.
Введение
Роль музыки в жизни человека велика и многозначна. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства человека, формирует его моральный облик и является одним из ярких средств эстетического воспитания
Детское хоровое исполнительство – один из наиболее важных, интересных, сложных и значимых видов музыкальной деятельности. Оно занимает особое место в развитии ребенка, так как направлено на приобретение знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание, художественное образование, а также духовно-нравственное развитие.
Хоровое пение - исконно русская национальная форма музыкального образования, имеющая вековые традиции. Хоровое пение в России имеет глубокие исторические корни. Вплоть до XVIII века визитной карточкой музыкальной культуры нашей страны являлось хоровое исполнительство. Хоровое пение является наиболее общедоступной формой музицирования и поэтому может успешно решать - как задачи общемузыкального развития, так и задачи воспитания. Пение и его высшая форма - хоровое искусство, является подлинным источником отечественной музыкальной культуры как в отдаленном прошлом, так и в настоящее время. В последние годы в отечественном хоровом исполнительстве происходят значительные перемены, позволяющие говорить о наметившихся тенденциях возрождения хорового искусства. Но истинное его возрождение возможно лишь в том случае, если хоровая культура будет закладываться с детских лет, и детское хоровое пение займет достойное место в иерархии ценностей музыкального искусства.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Акварель» - художественная (академическое хоровое пение)
Актуальность программы состоит из того, что огромное внимание уделяется как развитию музыкально-технических, так и развитию личностных качеств хористов, расширению их кругозора и обогащению внутреннего мира. В эпоху мировых потрясений и катаклизмов, психологической беспомощности и внутреннего одиночества людей, особенно важны формы общения с детьми, воспитывающие в них чувство локтя, ответственности, совместного творчества.
Актуальность программы можно выразить и в следующих позициях:
-Потребностью приобщить детей к коллективной творческой деятельности, в которой ребенок смог бы ощутить свою личную значимость.
-потребностью повысить уровень самооценки;
желание многих родителей организовать досуг своих детей;
-желания многих родителей дать художественно-эстетические и музыкальные навыки в среде профессионалов-педагогов для воспитания личности ребенка;
-необходимостью введения в образование детей того вида музыкальной деятельности, в которой они могут активно развиваться и само реализовываться, как творческая личность;
-необходимостью приобщения к духовно-нравственным ценностям отечественной и зарубежной музыкальной культуры через общение с вокально-хоровым искусством, представляющим значительную художественно-эстетическую ценность;
-необходимостью воспитания профессиональных качеств у детей, умения глубоко чувствовать и раскрывать художественный образ в музыкальном произведении.
Новизна программы заключается в том, что в ней наряду с традиционными, применяются и нетрадиционные формы обучения, основанные на межпредметных связях. Обучающиеся объединения «Акварель» посещают занятия объединений «Музыкальная грамота, (сольфеджио, музыкальная литература)», а также обучаются игре на музыкальных инструментах по выбору: фортепиано, гитара, домбра, балалайка. Только в таком контексте возможно наиболее продуктивное, грамотное и успешное обучение хоровому искусству. Ребята должны уметь играть и сольфеджировать свои партии. Новизной являются и сами занятия, проводимые в форме соревнований, игр, конкурсов, турниров, дуэлей, ролевых игр, викторин.
Педагогическая целесообразность программы в том, что в процессе занятий хоровым пением, формируется эталон певческого вокально-хорового звучания, способствующего развитию слуха, ритма, памяти, голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов, происходит укрепление дыхательной и сердечно - сосудистой системы, осанки, а также развитие творческой индивидуальности в каждом ребёнке.
Одной из основных задач программы также является обеспечение такого уровня знаний воспитанников, который бы позволил использовать полученные навыки при поступлении и дальнейшей учебе в высших и средних специальных учебных заведениях.
Отличительная особенность данной программы от уже существующих в том, что обучение хоровому пению идет параллельно с изучением сольфеджио и обучением игре на инструменте (межпредметная связь). Особенностью является применение индивидуального подхода к каждому, не смотря на коллективную форму обучения, (в зависимости от природных данных, образовательного и интеллектуального уровня.) Программа отличается от других программ тем, что:
-применяются занятия в нетрадиционной форме (соревнования, игры, конкурсы, турниры, дуэли, ролевых игры, викторины.
- ориентирована на развитие как музыкальных, (образование) так и личностных(воспитание) качеств
-формирование правильной речи и логического мышления;
-в связи с особенностями современного восприятия звука, программа также ориентирована на умение работать с микрофонами, владение сценическим движением и актёрскими навыками;
-ознакомление и исполнение классической, народной, современной эстрадной вокальной музыкой разных народов, фольклором Кубани не смотря на классическую принадлежность хорового жанра.
-применением речевых игр и упражнений (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами)
-использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

Адресат программы
Адресат программы – это мальчики и девочки от 7 до 15 лет, прошедшие предварительное прослушивание, желающие приобрести знания, умения и навыки в области хорового исполнительства; а так -же реализовать свои индивидуальные и творческие способности. Предполагаемый состав групп - разновозрастной. Ведь приходят в объединение обучатся не только первоклассники, но и дети 2,3,4,5классов. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены обучающиеся, не занимавшиеся в группе первого года обучения, но имеющие ярко выраженные музыкальные способности и успешно прошедшие прослушивание и собеседование. По возрасту ребят можно разделить на 3 группы: младший школьный возраст, средний школьный возраст и старший школьный возраст. Каждый школьный возраст имеет свои особенности.
Возрастные особенности детей
Младший школьный возраст (6-10 лет)
Особенности голосового аппарата. В младшем школьном возрасте формируется певческий аппарат гортани — появляются вокальные связки, и голос приобретает новые, но пока ещё скромные возможности. Всё более чистым и устойчивым становится интонирование мелодии голосом. Дети способны воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии. Ведётся работа по постановке голоса, многие дети начинают петь звонко, легко. Более ярко проявляется присущий ребёнку характер звучания певческого голоса; улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание. Эти возрастные особенности и достигнутый младшим школьником уровень общего и музыкального развития делают возможным выразительное исполнение несложных песен. Младшие школьники уверенно чувствуют себя в музыкальном движении, откликаются на музыку разного характера выразительными, естественными движениями всего тела и могут воспроизвести в них динамику развития музыкального образа.
При работе с детьми младшей группы учитывается, что в данном возрасте преобладает верхний(головной) резонатор, голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на сопрано (первые) и альты(вторые) голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми 1 – ля2. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача педагогов – добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона
Психологические особенности. Время бурного роста сказывается во временном ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях, поэтому занятия с младшей группой проходят очень динамично.
На вокальных занятиях активно используется наглядный материал, т.к. память младших школьников в этот период память имеет преимущественно наглядно-образный характер и восприятие отличается «созерцательной любознательностью».
Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка начальной школы подчинен воспитанию культуры внимания.
На занятиях подача материала сопровождается видео-, аудиоматериалами, т.к. в этом возрасте безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий.
В программе учитывается, что у детей от 6 до 12 лет надо стараться предупреждать и искоренять дурные привычки в пении. Основные из них - форсирование звука, крикливое пение и неправильная артикуляция. Все эти компоненты чужды физиологии детского голоса.
Средний школьный возраст (10 – 15 лет)
Особенности голосового аппарата. При работе с детьми среднего школьного возраста, которые уже обучаются основам звукоизвлечения и звуковедения учитывается необходимость предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат.
Особое внимание при работе с детьми среднего школьного возраста уделяется предмутационному и мутационному периоду. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим – до2. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее.
13-15 лет, мутационный (переходный) период совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача педагога – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий. Важно, чаще прослушивать голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя реагировать на все изменения в голосе.
Старший школьный возраст (15-18 лет)
Особенности голосового аппарата. 16-19 лет, юношеский возраст. Вокальные группы этой возрастной категории состоят обычно из трех партий: сопрано, альты – голоса девушек; тенора и баритоны объединены в одну мужскую партию. Диапазоны партий сопрано: до 1 – соль2; альты: ля малой октавы – ре2; мужская партия: си большой октавы – до1. В юношеском хоре важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам. Весь певческий процесс в певческом хоре должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики.
У детей старшего школьного возраста постепенно появляется грудной резонатор. Формирование грудного резонатора – ответственный период для юного певца.
Если знать звуковысотный диапазон грудного регистра ученика и умело его использовать, то вреда для голоса не будет. Данная программа руководствуется принципом «от простого к сложному» – от чистых регистров к смешанным. В зависимости от индивидуальных особенностей голоса старшего школьника работа начинается с того голосового регистра, который он использует при спонтанном пении наиболее часто. Конечно, можно научить петь в любом регистре, но большего успеха можно достичь, начиная работу, учитывая природу голоса. Даже в случае свободного владения всеми возможными голосовыми регистрами индивидуальные особенности певца проявятся в том, что в каком-то регистре его голос будет звучать наилучшим образом. Основные этапы формирования оптимального голосообразования у старших школьников зависят от условий занятий. На первом этапе работа педагога направлена на овладение натуральными регистрами голоса, начиная с того регистрового режима, к которому проявляются склонности ребенка от природы. На втором этапе формируется навык сознательного использования регистров в соответствующем им диапазоне. На третьем этапе наряду с произвольным переключением, скачком, с одного регистра на другой, формируется умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый или постепенном тембральном обогащении его. На четвертом этапе закрепляется и совершенствуется способность произвольно пользоваться голосовыми регистрами при пении. Продолжительность каждого этапа всякий раз определяется по-разному, в зависимости от педагогического воздействия, восприимчивости ученика, его музыкальных способностей.
Численный состав хоровых групп – от 13 до 25 человек. Каждый ребенок, в зависимости от прохождения программы, может переходить из одного года обучения в другой)
Уровень программы, объем и сроки реализации
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по целевому ориентиру и уровню сложности является углубленной.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы предполагается реализовать в объеме 504 часов за 7 лет обучения. Продолжительность занятий 40 минут 2 раза в неделю.
В результате освоения программы: развиты способности и таланты учащихся, художественный вкус, артистические способности, сформированы вокально-хоровые навыки и навыки грамотного и выразительного исполнения современной, классической, отечественной, эстрадной вокальной музыки, повышен уровень вокальной подготовки, постановки голоса, приобретены и расширены знания основы музыкальной и вокальной грамотности.
Научены самостоятельно заниматься и думать, имеют собственный интерес к познанию музыки, воспитаны внутренние качества, такие как воля, дисциплина, организация учебного процесса. Умеют владеть собой на сцене, сформирована способность к хорошей адаптации и общению в социуме, воспитан в ребенке дух соревнования, укреплено физическое и психическое здоровье.
Формы обучения и режим занятий
Форма обучения - очная; на занятиях применяется групповая форма обучения (от13 до 25 человек) организации учебной деятельности с индивидуальным опросом. Всего количество учебных часов в год -72. Занятия проходят 1 раз в неделю 2 часа подряд. (1 занятие длится в течение академического часа. (40 минут). Между занятиями соблюдается 10 минутный перерыв для подготовки к следующему занятию, отдыха и проветривания помещения.
Формы проведения занятий варьируются: в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
-Вокально-хоровые упражнения;
-дыхательная гимнастика;
-артикуляционные упражнения;
- вокально-хоровая работа;
- занятия по музыкальной грамоте;
- восприятие (слушание) музыки;
В самом начале занятия проводятся распевки – (вокальные упражнения); применяется дыхательная гимнастика. Далее изучается теоретический материал изучаемой темы; остальное время посвящено практическим занятиям (работа над репертуаром) и повторению материала предыдущего занятия. В самом конце урока (10 минут) отводится на исполнение произведений самими ребятами. В качестве хормейстера выступают сами дети. Произведения разучиваются и отрабатываются под сопровождение фортепиано. В течении занятия отводится место прослушиванию и просмотру выступлений лучших детских коллективов страны. В ходе этих работ предусматривается анализ действий обучающихся, обсуждение оптимальной последовательности выполнения заданий, поиск наиболее эффективных способов решения поставленных задач.
-на первом году обучения широко применяется занятие в форме игры-имитации;
-на втором году добавляются занятия в аналитической форме;
-на третьем году обучения к вышеизложенным занятиям добавляется занятие в форме мини — концерта;
-на четвёртом году в форме аналитической беседы;
-на пятом году обучения занятие проводится в форме постановки цели и стремления к ней;
-на шестом году обучения – занятие – творческий поиск;
-на седьмом году обучения – аналитическое творческое занятие;
Занятия могут варьироваться и сочетать разные формы.
Обязательная реализация приобретённых знаний, умений, навыков происходит в форме различного рода публичных выступлений, конкурсов, концертов, фестивалей. У ребят происходит осознание общественной пользы от возможностей своей творческой деятельности в различных концертных выступлениях, конкурсах и фестивалях. Предшествующая концертному выступлению длительная и детальная подготовка, обеспечивает соответствие уровня самооценки обучающегося уровню его технической и психологической готовности.
Особенности организации образовательного процесса
Для обучения детей хоровому пению сформированы разновозрастные группы. Из детей, которые успешно прошли прослушивание складывается основной состав хора. Состав группы -постоянный, с постепенным добавлением новых ребят, успешно прошедших прослушивание на знание своих хоровых партий. На занятиях применяется групповая форма обучения. Для большей заинтересованности в обучении, проводятся занятия в форме соревнований и игр: конкурсов, турниров, дуэлей, ролевых игр, викторин. Применяются формы, жанры и методы работы, известные в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия. Используется и техника взаимоконтроля. Эта техника преследует цели: проверка знаний, предоставление возможности каждому учащемуся сообщить о своих успехах, снятие неуверенности у слабых учеников, развитие певческих навыков, интенсификация опроса. Известно, что когда человек учит других, то он сам начинает глубже понимать материал и его запоминать.
Используется применение сценического движения: применение различных движений, хлопки, притоптывания ногами, движения корпусом. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на более высокий уровень.
Цели и задачи программы
Общеобразовательная     деятельность   программы    направлена на:
-вокально-хоровое воспитание;
-приобретение элементарных знаний и умений в области музыкальной грамоты, хорового сольфеджио;
--развитие музыкального мышления и музыкальной памяти;
-формирование и развитие творческих способностей;
-удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественном, нравственном и интеллектуальном развитии, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья;
-обеспечение духовно - нравственного, гражданско-патриотического и
трудового воспитания;
- развитие и поддержку детского коллективного творчества;
-профессиональную ориентацию;
Программа обновлена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Данная программа предназначена для занятий с детьми, проявляющими интерес и имеющими способности к вокально- хоровой деятельности. Программа предполагает обучение хоровому жанру, являющемуся наиболее доступным видом коллективного детского музыкального творчества; программа соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей. Программа способствует формированию общей культуры личности: (обучает, развивает, учит достойно вести себя в обществе, уважать окружающих, считаться с мнением педагога, проявлять деликатность по отношению друг к другу.) Развивает внимание, наблюдательность, воображение и побуждает к творческому познанию как хорового творчества, так и самого себя. Программа построена на пошаговом изучении материала- от элементарных вокально-хоровых навыков до профессионального владения голосом, а также на основе индивидуального подхода к каждому, не смотря на групповую форму обучения.
В процессе поэтапного освоения программы происходит развитие музыкального вкуса и этики поведения на сцене. Воспитывается психологическая устойчивость учащегося и развивается способность управления собственными эмоциями. Учащимся предоставляется возможность научиться анализировать музыкальные произведения по их музыкально-техническим параметрам, форме, стилю, жанру по характеру исполнения, историческим особенностям. Происходит воспитание чувства патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты, так как каждое хоровое произведение классического жанра предполагает отражение именно этих человеческих приоритетов.
Цель программы - воспитание потребности к творческому самовыражению через активную вокально-хоровую деятельность;
-Освоение классической, народной, современной  русской и зарубежной музыки, жанрового и стилевого многообразия;
- Так же целью программы является овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности: в исполнении произведений, в том числе с ориентацией на нотную запись, музыкально-пластическом движении, импровизации.
В процессе обучения осуществляется решение следующих задач –

Обучающие
-Сформировать у учащихся основные вокально-хоровые навыки:
-правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая атака звука, чистая интонация .
-Сформировать навык грамотного и выразительного исполнения классической, современной отечественной, народной, эстрадной хоровой музыки.
-Обучать учащихся приемам выразительного исполнения, движениям во время исполнения произведений, расширять знания основ музыкальной и вокальной грамотности, музыкальной терминологии.
-Приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества, в отчетных концертах, в тематических концертах);
- обучение освоению знаний о взаимосвязи хоровой музыки с другими видами искусства и жизнью.
Воспитательные
-формирование у детей интереса и любви к музыкальному искусству, как неотъемлемой части их общей духовной культуры, понимание народного, классического и современного музыкального творчества;
- Создать базу для творческого мышления учащихся;
-Сформировать общую культуру личности учащегося, способную адаптироваться в современном обществе;
-Воспитывать выдержку, трудолюбие, работоспособность, целеустремлённость;
-воспитывать инициативу;
-воспитывать уверенность в своих силах, уважение к соперникам.
Развивающие
- развитие музыкально-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, музыкальной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-развитие интереса к хоровой музыке и хоровому музыкальному творчеству;
-развивать музыкальный слух, память, внимание, чувство ритма;
-развивать артикуляционный аппарат, формировать правильную дикцию;
-развивать эмоциональную отзывчивость;
-развивать физическую выносливость;
-развивать артистизм;
-развивать способность к пониманию основной идеи музыкального произведения;
-формировать художественный вкус на примере лучших музыкальных образцов;
-развивать силу, беглость, легкость, красоту голоса;
-развивать навыки пения с листа.
Цель первого года обучения:
-Знакомство с вокально-хоровой деятельностью; способствовать возникновению любви и заинтересованности к данному виду искусства.
-знакомство с музыкальной грамотой.
Задачи:
- Ознакомить детей с первоначальными приёмами вокально-хоровой техники;
-формировать бережное и внимательное отношение к своему здоровью и навык соблюдать правила гигиены голоса.
Цель второго года обучения:
-обучение детей слышать себя в хоре и уметь слушать друг друга;
-дальнейшее освоение вокально-хоровых навыков;
-развивать музыкальный слух, память, чистоту интонирования;
-освоение навыка пения без сопровождения;
-выработка дикции и артикуляции;
-развивать способность к анализированию происходящих процессов в организме во время звукоизвлечения.
-формирование художественного вкуса.
- начальное освоение длительностей и навыка чтения нот.
Задачи:
-Развивать и совершенствовать вокально-хоровые навыки;
- Иметь навык озвучивания согласных;
-Продолжение освоения правильного певческого дыхания;
-Развивать вокально - технические навыки для воплощения художественного образа;
-Развитие ладового и гармонического слуха.
-развивать навык читки с листа.
Цель третьего года обучения:
-Продолжение вырабатывания вокально-хоровых навыков (дикция, фразировка, звуковедение, дыхание).
-Знакомство с цепным дыханием.
-Дальнейшее развитие основных качеств певческого голоса - (тембральная окраска, диапазон, ровность звучания)
-Обеспечить развитие свободного выражения личностного творческого процесса молодого хориста;
- Совершенствовать образность исполнения произведений.
-дальнейшее развитие навыка читки с листа.
Задачи:
-дальнейшее развитие вокально-хоровых навыков (уметь петь на цепном дыхании) (певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью и пластичностью, богатой нервной организацией, требующий постепенного и систематического развития)
-расширение диапазона;
-дальнейшее осваивание пения по нотам, свободное интонирование широких и узких интервалов;
-научить вкладывать в исполнение личностные переживания;
-воспитывать этику поведения на сцене;
-развивать свободу самовыражения и перевоплощения.
Цель четвёртого года обучения:
-Развивать и совершенствовать вокально-хоровые навыки.
Задачи:
-научить понятию «смешанное голосообразование».
-научить разным видам атаки звука.
-научить словесно объяснять свои физические ощущения, происходящие во время работы голосового аппарата;
-воспитать умение общения в форме беседы - говорить, слушать, не соглашаться, аргументировать, понимать.
- развитие навыка читки с листа и умение играть хоровые партии.
Цель пятого года обучения:
-Оттачивать и совершенствовать вокально-хоровые навыки (кантилена)
- Закрепление и дальнейшее формирование вокально-хоровых навыков;
-глиссандо, сфорцандо, маркато;
-Формирование работоспособности и выносливости.
-Вырабатывать навык и развивать умение ставить перед собой цель и добиваться желаемого результата.
Задачи:
-развитие навыка пения без сопровождения (двухголосие)
-развитие навыка пения с сопровождением (двухголосие)
-воспитание чувства стиля;
-воспитывать здоровые амбиции;
-научить ставить перед собой достижимые цели.
-развить навык пения по нотам.
Цель шестого года обучения:
-Усовершенствование вокально - технических навыков и развитие образного мышления, как средства для воплощения творческой идеи.
-филировка звука
- Уметь исполнять сложные интонационные произведения.
-Исполнение многоголосных произведений с сопровождением (двухголосие с элементами трехголосия)
-Уметь выстраивать частный и общехоровой ансамбль.
Задачи:
-дальнейшее развитие навыка пения с сопровождением и без сопровождения;(двухголосие, с элементами трехголосия)
-усовершенствование вокально-хоровых навыков;(отклонения, модуляции)
-закреплять и развивать навыки управления регистрами, лёгкости звука;
-дальнейшее обучение пению с листа по нотам;
-умение применять прием филировки звука.
-способствовать воспитанию эстетического вкуса.
-свободное владение читкой с листа.
-умение при исполнении произведений самостоятельно выстраивать частный и общехоровой ансамбль.
Цель седьмого года обучения:
-Усовершенствование вокально-технических навыков.
-Формировать творческую, коммуникабельную личность, развивать исполнительское мастерство, содействовать формированию аналитического, творческого подхода к изучению предмета.
- Научить самостоятельной работе над произведением - расширить общий музыкальный кругозор с помощью приобщения к разнообразным и разножанровым хоровым произведениям, как в виде ознакомительной читки с листа, так и прослушивания, просмотра.
Задачи:
-Овладение нотной грамотой
-совершенствование вокально-хоровых навыков;
-закрепление навыка пения без сопровождения;
-обучить детальному разбору музыкального произведения по партитуре;
-воспитывать самостоятельность и инициативу;
-развивать способность к самоанализу и вырабатывать навык самоконтроля.
-овладеть правильной артикуляцией, дикцией, дыханием, звукоизвлечением, голосоведением, твердой, мягкой, придыхательной атакой, метрическим, ритмическим, динамическим, дикционным, тембровым ансамблем.
В результате освоения программы развиты способности и таланты учащихся, художественный вкус, артистические способности, сформированы вокально-хоровые навыки и навыки грамотного и выразительного исполнения современной, классической, отечественной, народной, эстрадной вокальной музыки, повышен уровень вокальной подготовки, постановки голоса, приобретены и расширены знания основ музыкальной и вокальной грамотности.
Научены самостоятельно заниматься и думать, имеют собственный интерес к познанию музыки, воспитаны внутренние качества, такие как воля, дисциплина, организация учебного процесса. Умеют владеть собой на сцене, сформирована способность к хорошей адаптации и общению в социуме, воспитан в ребенке дух соревнования, укреплено физическое и психическое здоровье.
Содержание программы
Учебный-тематический план
(1 год обучения)
№п/п Перечень разделов и тем Всего
часов Теория Практика Форма аттестации контроль
1 Вводное занятие. Правила ТБ и ППБ 1 1 - -
2 Диагностика певческого голоса. Разбор репертуара(2ч) 4 1 3 прослушивание,
тестирование
3 Устройство голосового аппарата. Разбор репертуара(2ч). 4 1 3 наблюдение
4 Певческая установка. Разбор репертуара(2ч) 4 1 3 опрос, наблюдение
5 Унисон. Основы нотной грамоты. Работа над репертуаром. (2ч) 6 2 4 Прослушивание
наблюдение
6 Организация певческого дыхания. Работа над репертуаром. (2ч) 7 1 6 наблюдение
7 Атака звука. Работа над репертуаром(2ч) 4 1 3 наблюдение, опрос
8 Интонация. Работа над репертуаром(2ч) 10 2 8 Наблюдение, слуховой анализ
9 Дикция и артикуляция. Работа над репертуаром. (2ч) 8 2 6 наблюдение
10 Раскрепощение артикуляционного аппарата Работа над репертуаром. (2ч) 6 2 4 наблюдение
11 Дирижерские жест. Работа над репертуаром. (2ч) 6 1 5 наблюдение, практическое задание
12 Работа над произведениями 11 2 9 наблюдение
13 Итоговое занятие 1 1 наблюдение
Итого: 72 17 55 Содержание программы
(1 год обучения)
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с детьми. Беседа о правилах по технике безопасности. Беседа о правилах противопожарной безопасности. Ознакомление с образовательной программой, расписанием.
Тема 2. Диагностика певческого голоса
Теория: Основные понятия. Певческий голос, тембр, диапазон, тесситура.
Практика: Тестирование на музыкальную память, чувство ритма, музыкальный слух. Разбор репертуара. (2ч)
Тема 3. Устройство голосового аппарата
Теория: Основные понятия. Голосовой аппарат.
Практика: Работа голосового аппарата при звукоизвлечении. Работа над репертуаром.(2ч)
Тема 4. Певческая установка
Теория: Основные понятия при пении стоя и сидя.
Практика: Работа над опорой корпуса на прямые ноги; ощущение мышечных поясов; ассоциация с другими видами физической деятельности. Работа над репертуаром. (2ч)

Тема 5. Унисон. Основы нотной грамоты
Теория: Основное понятие; значение и роль унисона в системе вокально-хоровых навыков. Названия и расположение нот; длительности.
Практика: Работа над выстраиванием унисона в хоровом коллективе. Пение мажорных и минорных гамм разными длительностями. Работа над репертуаром(2ч)

Тема 6. Организация певческого дыхания.
Теория: Основные понятия. Момент начала дыхания, его задержка и экономный расход выдоха.
Практика: Отработка упражнений по организации, развитию, укреплению певческого дыхания. Вокальные упражнения с постепенным удлинением музыкальных фраз. Дыхательная гимнастика. Исправление ошибок при взятии дыхания. Работа над репертуаром. (2ч)
Тема 7. Атака звука.
Теория: Мягкая, твёрдая и придыхательная атака звука.
Практика: Отработка подачи звука; фонетический метод работы над вялостью артикуляционного аппарата. Работа над репертуаром. (2ч)
Тема 8. Интонация
Теория: Интонация как точное воспроизведение высоты звука голосом. Эмоциональная окраска голоса.
Практика: Выработка ладово-гармонического строя. Развитие внутреннего слуха. Пение упражнений в натуральном строе. Общехоровой строй. Развитие вокальных, слуховых ощущений и навыков как необходимость для чистоты интонирования. Работа над фальшивой интонацией. Работа над репертуаром. (2ч)
Тема 9. Дикция и артикуляция
Теория: Основные понятия. Значение гласных и согласных звуков в пении.
Практика: Скороговорки речевые и музыкальные. Вокально – дикционные упражнения. Освоение методики В. Емельянова. Работа по преодолению вялости артикуляционного аппарата. Работа над репертуаром. (2ч)
Тема 10. Раскрепощение артикуляционного аппарата
Теория: Освобождение от зажатости артикуляционного аппарата. Контроль рукой подбородка, щеки, нижней челюсти.
Практика: Упражнения на раскрепощение артикуляционного аппарата. Продолжение освоения методики В. Емельянова. Работа над репертуаром. (2ч)
Тема 11. Дирижерский жест
Теория: Основные понятия. Дирижирование по руке.
Практика: Ауфтакт. Вступление. Снятие. Работа над репертуаром(2ч)
Тема 12. Работа над музыкальным произведением
Теория: Разбор произведений.
Практика: Композитор. Автор текста. Смысл. Работа над репертуаром. Фразировка. Особенности музыкального произведения. Выразительность. Штрихи. Нюансировка.
Дикция. Артикуляция. Чистота интонации. Ауфтакт. Отработка вступления. Отработка снятия звука. Динамические оттенки. Разучивание партий. Правильный выбор атаки. Проработка сложных ритмических мест. Проработка сложных мелодических мест. Работа над художественным образом. Выстраивание унисона. Ансамбль с концертмейстером. Голосоведение. Общехоровой ансамбль. Работа на сцене. Подготовка к отчетному концерту.
Тема 13. Итоговое занятие.
Учебный тематический план
(второй год обучения).
Название темы Всего
(часов) Теория
(часов) Практика
(часов) Форма контроля 1 Вводное занятие 1 1 - 2 Голосоведение. Фразировка. Разбор репертуара 9 2 7 Наблюдение 3 Озвучивание согласных. Разбор репертуара. 9 1 8 Наблюдение, прослушивание 4 Развитие ладового и гармонического слуха. Работа над репертуаром 9 2 7 Наблюдение, прослушива
ние 5 Интонирование произведений без сопровождения. Работа над репертуаром 8 2 6 Прослушивание, наблюдение 6 Улучшение звуковысотной чистоты интонации. Работа над репертуаром 10 1 9 Прослушивание, наблюдение 7 Знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. 4 1 3 Прослушивание, наблюдение 8 Пение по нотам (одноголосие) Работа над репертуаром 9 1 8 Прослушивание,наблюдение 9 Работа над произведениями 10 2 8 Прослушивание, наблюдение 10 Подготовка к отчетному концерту 2 2 Прослушивание, наблюдение 11 Итоговое занятие 1 1 Концертная деятельность
ИТОГО 72 13 59 Содержание программы
(2 год обучения)
Тема 1. Вводное занятие.
Беседа о правилах по технике безопасности. Беседа о правилах противопожарной безопасности. Ознакомление с образовательной программой, расписанием.
Тема 2. Голосоведение. Фразировка.
Теория: Понятие о голосоведении. Понятие о фразировке.
Практика: Развитие музыкального звука. Построение музыкальной мысли фразами. Подчеркивание главных, опорных слов в музыкальной фразе. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Разбор репертуара.

Тема 3. Озвучивание согласных
Теория. Основное понятие о пропевании согласных при пении. Работа артикуляционного аппарата.
Практика: Перенос согласных, оканчивающих слог в середине, к следующему слогу. Перенос согласных оканчивающих слово при тесном стыке к следующему слову. Интонирование звонких и сонорных согласных. Разбор репертуара.
Тема 4. Развитие ладового и гармонического слуха.
Теория: Основные понятия. Слух ладовый и гармонический.
Практика: Активизация слухового восприятия. Разбор ладовой каймы произведения. Разбор гармонической канвы произведения. Анализ небольших двухголосных мелодий. Разбор репертуара.
Тема 5. Интонирование произведений без сопровождения.
Теория. Основные понятия о пении без сопровождения. Особенность хорового строя при пении без сопровождения.
Практика: Вокальные трудности. Устранение интонационных дефектов при пении. Разучивание простейших одноголосных произведений. Работа над репертуаром.
Тема 6. Улучшение интонации
Теория: Анализ чистоты интонирования интервалов, упражнений и разучиваемых произведений.
Практика: Пение интервалов. Слуховой анализ. Пение полутонов. Вокальные трудности. Скачки и неудобные мелодические обороты. Тренаж координации слуха и голосового аппарата. Слушание и воспроизведение незнакомых мелодий. Работа над репертуаром.
Тема7 Знаки альтерации.
Теория: Общие понятия диез, бекар, бемоль.
Практика: Упражнения с применением бемолей. Упражнения с применением диезов. Упражнение с применением бекара. Работа над репертуаром
Тема 8Пение по нотам
Теория: Основное понятие-расположение нот на нотоносце. Основное понятие –длительности.
Практика: Пение нот первой октавы восьмыми, четвертными, половинными, целыми. Пение простейших упражнений. Вижу-слышу-пою (развитие внутреннего слуха. Слуховой контроль. Работа над репертуаром
Тема 9.Работа над произведениями.
Теория: Разбор произведения.
Практика: Композитор. Автор слов. Темп. Размер Ритм. Характер. Настроение. Особенности музыкального произведения. Выразительность. Штрихи. Нюансировка. Развитие памяти. Работа над дикцией, артикуляцией. Работа над чистотой интонации. Отработка вступления и снятия звука. Нюансировка. Разучивание партий. Правильный выбор атаки. Динамика. Проработка сложных ритмических и мелодических мест в музыкальном произведении. Работа над художественным образом. Работа над согласными. Работа над гласными. Подготовка к отчетному концерту. Итоговое занятие
Тема10 Подготовка к отчетному концерту
Практика: работа на сцене
Тема11 Итоговое занятие
Отчетный концерт
Учебный тематический план
(Третий год обучения)
№ Название темы
Всего
(часов) Теория
(часов) Практика
(часов) Форма контроля
1 Вводное занятие 1 1 - 2 Ансамбль. Разбор репертуара 8 2 6 Наблюдение Прослушивание
3 Певческое дыхание. Разбор репертуара 8 2 6 Наблюдение
Практические упражнения
4 Активная артикуляция. Разбор репертуара 9 2 7 Наблюдение Прослушивание.
5 Развитие диапазона.
Приобретение ровности звучания Работа над репертуаром. 8 2 6 Наблюдение Слуховой анализ
6
Улучшение певческой
интонации. Работа над репертуаром. 8 1 7 Прослушивание, наблюдение слуховой анализ
7 Цепное дыхание. Разбор репертуара. Работа над репертуаром. 8 2 5 Наблюдение. Прослушивание.
8 Выработка артистизма. Работа над репертуаром 9 2 7 Импровизационные творческие задания, наблюдения
9 Развитие чувства ритма. Работа над репертуаром 7 2 5 Наблюдение прослушивание. Слуховой анализ
10 Работа над произведениями 4 1 3 Наблюдение
11 Подготовка к отчетному концерту 1 1 Наблюдение
12 Итоговое занятие 1 1 наблюдение
Итого: 72 16 56 Содержание программы
(3 год обучения)
Тема 1.Вводное занятие.
Беседа о правилах по технике безопасности. Беседа о правилах противопожарной безопасности. Ознакомление с образовательной программой, расписанием.
Тема 2.Ансамбль
Теория: Основное понятие ансамбля. Согласованное во всех вокально-хоровых отношениях исполнение. Разбор репертуара.
Практика: Единообразная манера звукообразования. Динамическая одноплановость. Одновременное начало и одновременное снятие. Разбор репертуара.
Тема 3. Дыхание.
Теория: Типы дыхания. Ассоциации.
Практика: Лёгкий, быстрый вдох. Распределение выдоха. Нижнереберное дыхание. Разбор репертуара.
Тема 4 Активная артикуляция
Теория: Определение понятия артикуляция. Технические приёмы и предназначение упражнений.
Практика: Влияние согласных на дикцию. Формирование гласных звуков. Пассивные органы артикуляции. Влияние гласных на дикцию. Работа над репертуаром.
Тема 5 Развитие диапазона. Приобретение ровности звучания.
Теория: Диапазон детского голоса. Ровность звука.
Практика: Пение упражнений на нижнем, верхнем, среднем участке диапазона. Выравнивание звучания на протяжении всего участка диапазона. Крайние ноты диапазона. Работа над репертуаром.
Тема6 Улучшение певческой интонации
Теория: Определение понятия  музыкальная интонация.
Практика: Выстраивание и объединение звуков между собой правильной направленности. Организация интонационных смысловых музыкальных линий. Скачки на широкие интервалы. Интонирование тонов и полутонов. Работа над репертуаром.
Тема 7 Цепное дыхание
Теория. Определение понятия цепного дыхания. Его значение и роль в протяженных музыкальных фразах.
Практика. Активный вдох. Задержка дыхания, постепенное его расходование. По окончании- вступление голоса без толчков, в той же звучности, с которой прервалось дыхание. Работа над репертуаром.
Тема 8 Выработка артистизма
Теория: Определение понятия эмоциональной личности. Просмотр образцовых выступлений детских хоровых коллективов.
Практика: Художественные задачи в упражнениях. Имитация различных интонационных штрихов, выражающих эмоциональное состояние человека. Тренировочные упражнения на выражение эмоциональных состояний. Интонационное и ритмическое воспроизведение бытовой или декламационной речи. Работа над репертуаром.
Тема 9 Развитие чувства ритма
Теория: Ритм - основа всего музыкального движения. Чередование сильных и слабых долей.
Практика: Сочетание во времени мелодии, гармонии, динамики и. т.д.
Ритмическая согласованность при пении всех партий хора. Пение упражнений со сложным ритмическим рисунком. Работа над репертуаром.
Тема 10 Работа над произведениями
Теория: Разбор произведений.
Практика: Композитор. Автор слов. Темп. Размер. Ритм. Характер. Настроение. Особенности музыкального произведения. Выразительность, штрихи. Нюансировка. Развитие памяти. Работа над дикцией. Артикуляция. Работа над чистотой интонации. Отработка вступления. Снятие звука. Нюансировка. Разучивание партий. Правильный выбор атаки. Динамика. Проработка сложных ритмических и мелодических мест в музыкальном произведении. Работа над художественным образом. Ансамбль. Подготовка к отчетному концерту. Итоговое занятие
Тема 11 Подготовка к отчетному концерту
Практика: Работа на сцене
Тема12 Итоговое занятие
Отчетный концерт
Учебный- тематический план
(четвёртый год обучения)
Название темы Всего
(часов) Теория
(часов) Практика
(часов) Форма контроля
1 Вводное занятие 1 1 2
Вокально-хоровые навыки
(интонирование больших,
малых, увеличенных
и уменьшенных интервалов) 4 1 3 Наблюдение
Слуховой анализ
3 Атака звука 4 1 3 наблюдение
4 Смешанное голосообразование 5 2 3 Наблюдение
5 Ритмический ансамбль 3 1 2 Наблюдение
6 Динамический ансамбль 4 1 3 наблюдение
7 Дикционный ансамбль 3 1 2 Наблюдение
8 Развитие гармонического слуха Наблюдение, практические упражнения
Слуховой анализ
9
Развитие исполнительского мастерства
4 2 2 Наблюдение
прослушивание
10
Работа над произведениями
44 1 43 Наблюдение
Итого: 72 11 61 Содержание программы
(четвертый год обучения)
Тема1. Водное занятие. Правила обращения с техническими средствами обучения. Гигиена голоса. Правила поведения на дороге. Режим занятий. Требования к внешнему облику ученика. Поведение на занятии.
Тема2.Вокально-хоровые навыки
Теория: Основные понятия. Интонирование чистых, больших, малых, увеличенных, уменьшенных интервалов.
Практика: Чистое интонирование интервалов: увеличенные и уменьшенные, ч.1, ч.8, б.2, м.2 б.3, м.3 ч.4, ч.5, б.6., м.6, б.7,м.7. Выработка чистого унисона. Пение упражнений на одной ноте с разной силой звука. Пение и игра хоровых партий на инструменте.
Тема 3: Атака звука
Теория. Основное понятие атака звука.
Практика: Твердая подача звука-твердая атака. Мягкая подача звука-мягкая атака. Подчеркнутая подача звука-придыхательная атака.
Тема4. Смешанное голосообразование
Теория Значение регистров. Грудной, головной, микстовый.
Практика: Работа по сглаживанию регистров. Исполнение восходящих и нисходящих гамм. Исполнение восходящих и нисходящих секвенций.
Тема 5.Ритмический ансамбль.
Теория: Роль ритмического ансамбля в общем звучании хора.
Практика: Исполнение произведений и упражнений - ритмически одинаково, одновременно, в единой манере. Слуховой контроль. Пунктирный ритм. Ритмическая группа четверть с точкой-восьмая. Ритмический анализ произведений.

Тема 6: Динамический ансамбль.
Теория: Роль динамического ансамбля в общем звучании хора.
Практика: Исполнение произведений и упражнений с единой силой звука. Одновременное исполнение диминуэндо, крещендо, форте, пиано. Слуховой контроль. Динамический анализ произведений.
Тема 7: Дикционный ансамбль.
Теория: Определение понятия дикционный ансамбль.
Практика: Одновременное произношение гласных и согласных. Слуховой контроль. Дикционный анализ произведений.
Тема 8. Развитие гармонического слуха
Теория: Слух обычный, музыкальный, абсолютный. Понятие гармонического слуха.
Практика: Определение и интонирование интервалов по слуху. Исполнение интервалов и аккордов со сменой партий.
Тема 9 Развитие исполнительского мастерства
Теория: Творческо-художественная часть музыкального произведения.
Практика: Проявление интерпретации в озвучивании. Проявление интерпретации в произнесении. Проявление интерпретации в интонировании музыкального текста. Проявление интерпретации исполнительских музыкально- выразительных средств в интонационных нюансах. Проявление интерпретации исполнительских музыкально- выразительных средств в агогике. Проявление интерпретации исполнительских музыкально- выразительных средств в динамике. Проявление интерпретации исполнительских музыкально- выразительных средств в тембре и темпе. Проявление интерпретации музыкально- выразительных средств в разнообразных способах звукоизвлечения и артикуляции.
Тема 10 Работа над произведениями
Теория: Разбор произведения.
Практика: Композитор. Автор слов. Темп. Размер. Ритм. Характер. Настроение. Особенности музыкального произведения. Выразительность, штрихи. Нюансировка. Развитие памяти. Работа над дикцией. Артикуляция. Работа над чистотой интонации. Отработка вступления. Снятие звука. Нюансировка. Разучивание партий. Правильный выбор атаки. Динамика. Проработка сложных ритмических и мелодических мест в музыкальном произведении. Работа над художественным образом. Выстраивание ансамбля. Подготовка к отчетному концерту. Итоговое занятие
Тема11 Подготовка к отчетному концерту
Практика: работа на сцене
Тема 12 Итоговое занятие
Практика: Отчетный концерт
Учебный-тематический план
(5-й год обучения)
Перечень разделов и тем Всего
часов Теория Практика Форма аттестации, контроль
1 Вводное занятие 1 1 - 2
Оттачивание приёмов вокально-хоровой техники. Разбор произведений 14 1 13 Слуховой анализ, наблюдение
3 Двухголосное пение. Разбор произведений 9 1 8 Слуховой анализ. наблюдение
4 А капелла. Разбор произведений 8 1 7 слуховой анализ, наблюдение
5 Кантилена. Работа над репертуаром 7 1 6 наблюдение
6 Барьер застенчивости. Работа над репертуаром 6 1 5 Наблюдение
7 Стилистические особенности. Работа над репертуаром 8 2 6 Анализ. Практическое занятие
8 Работа над произведениями 13 2 11 Наблюдене
9 Концертное выступление 4 2 2 наблюдение
10 Подготовка к отчетному концерту
1 1 наблюдение
11 Итоговое занятие
1 1 наблюдение
Итого: 72 12 60 Содержание программы
(5 год обучения)
Тема 1. Вводное занятие
Гигиена голоса. Режим занятий. Требования к внешнему облику ученика. Поведение на занятии.
Тема 2. Оттачивание приёмов вокально-хоровой техники
Теория: Общие понятия о вокально-хоровых навыках.
Практика: Цепное дыхание. Глиссандо. Дикция. Беглость и подвижность голоса. Звуковедние. Певческого дыхание. Дикционные навыки. Сглаживание регистров. Динамика. Реакция на дирижёрский жест. Разбор произведений.
Тема3: Двухголосное пение.
Теория: Понятие партии; интервальный разбор.
Практика: Упражнения двухголосные. Пение гармонических интервалов. Слушая партию альтов, петь партию сопрано. Слушая партию сопрано, петь партию альтов. Удержание интонации в тональности.
Тема4 Понятие а капелла.
Теория: Пение без музыкального сопровождения.
Практика: Пение упражнений, интервалов, без музыкального сопровождения. Работа внутреннего слуха. Удерживание тональности, строя. Слуховой контроль. Разбор репертуара
Тема5 Кантилена.
Теория: Кантилена как основа пения.
Практика: Исполнение упражнений легато. Пение закрытым ртом. Самоконтроль и самоанализ. Работа над репертуаром.
Тема6.Барьер застенчивости
Теория: Основное понятие.
Практика: Переход «своего я» - в музыкально-поэтический образ. Работа над репертуаром
Тема7 Стилистические особенности
Теория. Общие понятие стиля. Индивидуальность авторского слова и авторской манеры.
Практика: Исполнение в произведении темпа, динамики, штрихов, тембра. чувствуя стилистические особенности. Отображение в произведении образа, характера, фразировки, чувствуя стилистические особенности. Слушание хоровых произведений в исполнении детского хора телевидения и радиовещания под управлением В. Попова. Работа над репертуаром.
Тема8 Работа над музыкальными произведениями
Теория: Разбор произведения.
Практика Композитор, автор слов. Темп, размер, ритм произведения. Характер. Особенности музыкального произведения. Выразительность, Штрихи. Нюансировка. Развитие памяти. Работа над дикцией, артикуляцией. Работа над чистотой интонации. Отработка вступления и снятия звука. Нюансировка. Разучивание партий. Правильный выбор атаки. Динамика.
произведений. Демонстрация приобретенных навыков и умений.
Тема9 Концертное выступление.
Теория: Анализ выступления. Разбор допущенных ошибок.
Практика: Сценическая культура. Подготовка костюмов. Анализ построения произведения: форма, смысловой замысел текста, музыкальной фразы. Эмоциональность в исполнении. Интерпретация. Демонстрация приобретенных навыков и умений.
Тема10 Подготовка к отчетному концерту
Практика: Работа на сцене
Тема11 Итоговое занятие
Отчетный концерт
Учебный -тематический план
(шестой год обучения)
Название темы Всего
(часов) Теория
(часов) Практика
(часов) Форма контроля
1 Вводное занятие 1 1 - 2
Выражение образа и
характера исполняемого
произведения.
10 2 8 Импровизационные творческие задания, наблюдение
3
Двухголосие с
элементами трехголосия.
9 2 7 наблюдение
4
Вокальная
терминология
8 1 7 Наблюдение
опрос
5 Филировка звука
6 1 5 наблюдение
6 Регистры голоса 8 1 7 Наблюдение
7 Концертное
выступление 8 2 6 Импровизационные творческие задания
8 Частный и
общехоровой ансамбль. 7 2 5 наблюдение
9
Работа над
произведениями 13 2 11 наблюдение
10 Подготовка к отчетному концерту
1 1 11 Итоговое занятие 1 1 наблюдение
Итого: 72 14 58 Содержание программы
(6 год обучения)
Тема1 Вводное занятие
Теория: Правила противопожарной безопасности. Правила поведения на дорогах. Режим занятий.
Тема 2 Выражение образа и характера исполняемого произведения.
Теория: Организация внимания. Разбор художественного образа в произведении.
Практика: Исполнительские задачи по вживанию в сценический образ. Яркость, красочность, звонкость, тембральная окраска голоса. Соответствие манеры исполнения с воплощаемым образом. Выразительное проговаривание текста произведений без пения. Уверенность в своих творческих силах.
Тема 3 Двухголосие с элементами трехголосия.
Теория: Понятие двухголосие. Понятие трехголосие.
Практика: Внутренний слух. Интонационно-слуховые упражнения. Пение двухголосных и трехголосных канонов.
Тема4. Вокальная терминология
Теория: Общие понятия необходимых вокальных терминов.
Практика: Анализ и объяснение с показом, следующих вокальных терминов:
Divisi, акцент, фермата, глиссандо, сфорцандо. Анализ и объяснение с показом, следующих вокальных понятий: зевок, высота звука. Анализ и объяснение с показом, следующих вокальных понятий: Форсированный звук, пение на связках.
Тема 5 Филировка звука
Теория: общие понятия филировки звука.
Практика: Исполнительская задача: изменение динамики тянущегося звука от forte к piano и наоборот. Плавное усиливание или ослабление дыхания.
Тема 6. Регистры голоса.
Теория: Общее понятие регистр.
Практика: Основные регистры певческого голоса и их освоение. Работа над звуком в нижнем, среднем и вернем регистрах. Сглаживание регистров.
Тема 7 Концертное выступление
Теория: Сценическая культура. Психологический настрой.
Практика: Разбор интерпретации исполняемых произведений. Демонстрация приобретенных навыков и умений.
Тема 8 Частный и общехоровой ансамбль.
Теория: Понятие частный ансамбль. Понятие общехоровой ансамбль.
Практика: Выработка ансамбля каждой партией хора отдельно. Выработка ансамбля всего хора всех партий вместе.
Тема 9 Работа над произведениями
Теория: Разбор произведения.
Практика: Беседы по содержанию музыкального произведения. Автор слов и музыки. Темп, характер, настроение, смысл, выразительность, особенности музыкального произведения. Динамические оттенки. Нюансировка. Цезуры. Фермата. Сфорцандо. Кульминация. Голосоведение. Выстраивание фразировки. Разучивание произведений по партиям. Отработка вступлений и снятий. Работа над дикцией, артикуляцией. Работа над звуком и динамикой. Кантилена. Ансамбль. Работа над образом. Работа на сцене.
Учебный-тематический план
(седьмой год обучения)
Название темы Всего
(часов) Теория
(часов) Практика
(часов) Форма контроля
1 Вводное занятие 1 1 Наблюдение
2
Оттачивание
приобретенных вокально-
хоровых навыков. 10 2 8 наблюдение
3
Работа над
недостатками при обучении. 10 1 9 Наблюдение
4
Ориентация в
вокальных стилях. 8 2 6 Опрос.
наблюдения
5
Развитие и
совершенствование речевого
артикуляционного и
дикционного механизмов.
8 1 7 Опрос.
Наблюдение
6 Художественное
исполнение. 11 1 10 Импровизационные творческие задания
7 Поведение и
расстановка хора на сцене. 10 2 8 Наблюдение
8
Работа над
музыкальными
произведениями. 12 2 10 наблюдение
9 Подготовка к отчетному концерту
1 1 наблюдение
10 Итоговое занятие 1 1 Концертная деятельность
Итого: 72 12 60 Содержание программы
(седьмой год обучения)
Тема1 Вводное занятие
Теория: Разъяснение целей и задач.
Инструктаж по противопожарной безопасности. Правила дорожного движения.
Тема 2. Оттачивание технических навыков.
Теория: Формирование гласных и согласных звуков. Активность артикуляционного аппарата, атака звука, дыхание.
Практика: Мягкая, придыхательная и твердая атака. Подача звука: мягкая, жесткая, маркатированная. Декламация на распределении выдоха –упражнение. Синхронность ансамблевого звучания.
Тема 3. Работа над недостатками при обучении.
Теория: Слышание недостатков при пении.
Практика: Носовой призвук, неравномерный выдох. Проваленный звук, вялость в произношении слова. Неисполнение динамических оттенков. Звукоизвлечение. Неверно выстроенные фразы. Тренировка мышц мягкого нёба, гортани, языка.
Тема 4.Ориентация в стилях.
Теория: Общие понятия: академический вокал или классическое пение, эстрадный вокал, джазовый вокал, народное пение или этническое пение, горловое пение. Современные музыкальные стили: хип-хоп, рэп, R&B, соул,
Вокальные приемы в экстремальных музыкальных направлениях: гроулинг, скриминг.
Практика: пение произведений классической, современной отечественной, народной, эстрадной хоровой музыки.
Тема5 Развитие и совершенствование речевого, артикуляционного и дикционного механизмов
Теория. Четкая дикция. Активная артикуляция.
Практика: Упражнения на выработку дикции. Выработка артикуляции. Применение достигнутых результатов в произведениях.
Тема 6. Художественное исполнение.
Теория: Построение художественного образа исполняемого произведения в воображении. Отражение чувств и мыслей
Практика: Совокупность взаимодействия приёмов вокально-хоровой техники, сценических движений, эмоционального настроя. Творчество, вдохновение и художественный образ. Эмоциональный настрой и хоровая техника. Вокализация и декламация. Художественно - образные ресурсы выразительной мимики.
Тема 7.Поведение и расстановка хора на сцене.
Теория: Сценическая культура. Поведение на сцене. Психологический настрой.
Практика: Уверенная манера поведения на сцене. Эмоциональный отклик.
Характеристика внешнего облика. Классическое расположение хора.
Тема 8. Работа над музыкальными произведениями
Теория: Разбор произведения.
Практика: Беседы по содержанию музыкального произведения. Автор слов. Автор музыки. Темп, характер, настроение, смысл, выразительность, особенности музыкального произведения. Динамические оттенки. Нюансировка. Цезуры. Фермата. Сфорцандо. Кульминация. Фразировка. Голосоведение. Выстраивание фразировки. Разучивание произведений по партиям. Отработка вступлений и снятий. Работа над дикцией, артикуляцией. Работа над звуком и динамикой. Кантилена. Ансамбль. Работа над образом. Работа на сцене.
Тема9Подготовка к отчетному концерту
Теория: Работа на сцене
Тема10 Итоговое занятие
Отчетный концерт
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты Способы их определения
1 год обучения
Знание устройства и принципов работы голосового аппарата.
Владение первичными вокально-хоровыми навыкам. Пение в унисон, артикуляция гласных, пение на «опоре», уметь исполнять форте, пиано, крещендо, диминуэндо)
Освобождение артикуляционного аппарата от зажатости при пропевании гласных. Улучшение координация слуха и голоса.
Повышение остроты восприятия и развитие внутреннего слуха.
Уметь откликаться на дирижерские жесты.
7-8 хоровых произведений (одноголосие, с элементами двухголосия) Наблюдение
Тестирование (теория). Слуховой анализ.
Прослушивание.
Концертная деятельность.
2 год обучения
Улучшение владением первичных вокально-хоровых навыков (голосоведение, фразировка)
Озвучивание согласных
Улучшение интонации.
Развитие ладового и гармонического слуха
Умение интонировать произведения без сопровождения (одноголосие, с элементами двухголосия.)
Уметь читать с листа одноголосие
7-8-9 хоровых произведений. Одноголосие с элементами двухголосия.)
Наблюдение
Тестирование (теория). Слуховой анализ.
Прослушивание
Концертная деятельность.
3 год обучения
Улучшение владением вокально-хоровых навыков (владение цепным дыханием)
Развитие диапазона, приобретение ровности звучания.
Развитие чувства ритма, музыкальной памяти.
Чувство ансамбля. Формирование чувства лада.
Овладение певческим дыханием, активной артикуляцией, четкой дикцией.
Умение петь по фразам Улучшение интонации. Приобретение артистизма. Умение играть на инструменте свою хоровую партию
7-8-9 хоровых произведений (одноголосие и двухголосие) Наблюдение
Практические упражнения.
Тестирование (теория). Слуховой анализ.
Прослушивание.
Концертная деятельность.
4 год обучения
Улучшение владением вокально-хоровыми навыками (интонирование больших, малых, увеличенных, уменьшенных, интервалов)
Овладение ритмическим, метрическим, дикционным ансамблем.
Смешанное голосообразование.
Атака звука.
Развитие гармонического слуха.
Выработка коммуникабельной, творческой личности, умеющей аргументировать, доказывать, стремящейся к самосовершенству.
Игра на инструменте хоровых партий.
6-7-8 хоровых произведений (одноголосие, двухголосие) Наблюдение
Тестирование (теория).
Слуховой анализ.
Прослушивание.
Наблюдение
Концертная деятельность.
5 год обучения
Развитие музыкальности на основе приобретенных вокально-хоровых навыков. (филировка звука, глиссандо,)
Умение исполнять произведения, чувствуя стилистические особенности. Уверенное интонирование двухголосных произведений как с сопровождением, так и без сопровождения.
Умение слышать свой голос и понимать его функциональные значения. Игра на инструменте своей хоровой партии.
Концертные номера.
6-7-8 Хоровых произведений (двух, трехголосные)
Слуховой анализ.
Практические упражнения.
Наблюдение
Концертная деятельность.
6 год обучения
Умение выразить образ и характер исполняемых произведений.
Умение исполнять двухголосные произведения с элементами трехголосия.
Улучшение грамотности в отношении прочтения нотного текста.
Умение сглаживать регистры. Игра и одновременное пение своей хоровой партии.
Концертные номера.
6-7-8 хоровых произведений (двух, трехлолосные)
Слуховой анализ.
Наблюдение
Практические упражнения. Творческие отчеты.
Класс-концерты.
Участие в конкурсах, фестивалях, концертах, открытые занятия
Участие в мастер-классах
7год обучения
Умение исполнять разножанровые произведения, соблюдая стилистические особенности. Быть творческой, коммуникабельной, аналитической личностью, которая при исполнении произведений способна вызвать глубокие эмоциональные переживания.
Навыки концертно-исполнительской деятельности.
Умение слышать ошибки при пении и уметь их исправить. Игра и пение хоровых партий.
Умелое владение дыханием, дикцией, артикуляцией, голосоведением, разными видами атак.
6-7-8 хоровых произведений двух или с элементами трехголосия. Концертные номера. Участие в конкурсах, фестивалях, концертах.
Слуховой анализ.
Творческие отчеты.
Наблюдение
Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение занятий
Просторная, светлая, хорошо проветриваемая аудитория, стулья. В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания (настройки) и ремонта музыкальных инструментов.
-Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для обеспечения учебного процесса по программе необходимо следующее оборудование:
-Фортепиано;
- нотное обеспечение;
-шумовые инструменты;
-ноутбук;
-музыкальный материал на дисках;
-фонограммы «+» и «-»;
-звуковые усилительные колонки;
-различные носители музыкальной информации;
-нотные тетради.
Занятия по хору предполагают наличие педагога- концертмейстера, свободно владеющим игрой на фортепиано, навыком транспонирования и читкой произведений с листа.
Формы аттестации
Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе носит вариативный характер:
-Открытые занятия для педагогов;
-Открытые занятия для родителей;
-Класс – концерты;
-Концерты;
-Творческие отчеты объединения;
-Участие детей в хоровых конкурсах и фестивалях;
и предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
-Прослушивание.
-Опрос.
-Наблюдение.
-Беседа.
-Импровизационные творческие задания
Основной формой контроля является педагогическое наблюдение - наблюдение педагога в режиме занятий; а так - же подготовка, участие в городских, районных, краевых мероприятиях, конкурсах и фестивалях. Результат и качество обучения прослеживаются и в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на конкурсах.
Результат и качество обучения прослеживаются и в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на конкурсах.
Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу выдается документ, разработанный и утвержденный образовательной организацией. Могут выдаваться грамоты, призы и другие виды поощрений.
Формой фиксации образовательных результатов являются: видеозапись, грамота, дневник наблюдений, журнал посещаемости.
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: конкурс, мастер-класс, концерт, открытое занятие, отчет итоговый, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, фестиваль и др.
Методические материалы
В ходе реализации программы применяются как традиционные методы обучения - рассказ, объяснение, воспроизведение певческого звука, демонстрация, показ, так и занятия нетрадиционного типа: занятие-концерт, занятие-лекция, занятие-конкурс, занятие-экскурс в историю, занятие-игра. При использовании воспитательного метода обучения применяется убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
При реализации программы используются следующие технологии: технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая.
При реализации программы используются следующие формы учебного занятия - концерт, конкурс, лекция, открытое занятие, мастер-класс, соревнование, игра, турнир, дуэль, ролевая игра, викторина, исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
На занятиях применяется коллективная форма организации учебной деятельности.
Алгоритм учебного занятия:
-Вокально-хоровые упражнения;
-дыхательная гимнастика;
-артикуляционные упражнения;
- вокально-хоровая работа;
- занятия по музыкальной грамоте;
- восприятие (слушание) музыки;
В самом начале занятия проводятся распевки – (вокальные упражнения); применяется дыхательная гимнастика. Далее изучается теоретический материал изучаемой темы; остальное время посвящено практическим занятиям (работа над репертуаром и музыкальной грамоте) и повторению материала предыдущего занятия. В самом конце урока (10 минут) отводится на слушание выступлений детских хоровых коллективов и исполнение произведений самими ребятами. В качестве хормейстера выступают сами дети. Произведения разучиваются и отрабатываются под сопровождение фортепиано. В ходе этих работ предусматривается анализ действий обучающихся, обсуждение оптимальной последовательности выполнения заданий, поиск наиболее эффективных способов решения поставленных задач.
Программа построена на пошаговом изучении материала от элементарных навыков до профессионального владения голосом и разработана на основе индивидуального подхода и дифференцированных требований к обучающемуся с использованием новых форм, средств и методов обучения.
Список литературы
Для педагога
Основная литература.
1.А.БандинаВ.Попов, Л.Тихеева «Школа хорового пения» Выпуск1.Издательство «Музыка» Москва 1973
2. Добровольская, Н. Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. — М., 1987
3.Т.А. Жданова «Организация учебного процесса в детском хоре». Москва Издательство МХШ «Радость»
4 Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними // Музыкальное воспитание в школе. — М., 1961. Вып. 1
5.А Абелян, Гембицкая «Детский хор института художественного воспитания академии педагогических наук СССР»
6. Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. – Нов: Наука. Сиб. отделение, 1991.
7 Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. — М.: Прометей, 19Емельянов В. Работа над голосом. Распевки. – Москва: Издательство «Всероссийское хоровое общество», 1994.
8. Емельянов В. Работа над голосом. Распевки. – Москва: Издательство «Всероссийское хоровое общество», 1994.
9. Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. - М.: Артакт, 1999
10.Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд. МГПИ,1983.
Дополнительная литература:
1.Халабузарь, П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – СПб, 2000.
2. Тевлина, В.К. Вокально-хоровая работа // Музыкальное воспитание в школе. – вып. 15. – М., 1982
3. Стулова, Г.П. Дидактические основы обучения пению: Учебное пособие. — М., 1988. — 69 с
4.Румер, М. Начальное обучение пению. — М., 1982
5.Струве, Г.А. Школьный хор. – М.: Музыка, 1981
Литература для обучающихся
1.Л.Абелян «Как Рыжик научился петь» -учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Издательство Москва. «Советский композитор»1989
2. В. Киворков. Радуга детства. Москва 2006г
3. Ушакова О.Д. – «Великие композиторы: справочник школьника» - СПб. издательский дом «Литера», 2005
4.Васина-Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. -М.: «Детская литература» 1986
5. Соснин С. «Музыкальные сказки для детей младшего и среднего школьного возраста» М.- изд. центр «Владос» 2004.
6. Нестьев И.В. «Учитесь слушать музыку» -М: «Музыка» 1987.
7. Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: «Советский композитор» 1984.
8 Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: «Советский композитор» 1984.
9. Рохман М. Берегите голос-М.: «Музыка» 1984.
10. Новиковская О.А. «500 игр и упражнений для развития речи» - М: изд. «Сова»2008.
Литература для родителей
1.Левашова Г. «Музыкальные вечера» Л: «Детская литература» 1963.
2.Н.А. Метлов– «Музыка – детям». М.: 3Просвещение, 1990
Дополнительную информацию можно получить, используя поисковые системы Интернет: http://ddtstep.ucoz.kz/ - Выработка вокально-интонационных навыков. http://ikliros.com/blog/uprazhneniya-dlya-razvitiya-pevcheskogo-dykhaniya. - Упражнения для развития певческого дыхания. http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/--gn14-05/1219 - Певческое звукообразование
http://muzsmile.ru/?page_id=191-
Учите детей петь. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/11/02/programma-po-estradnomu-vokalu - Социальная сеть работников образования.