Использование результатов мониторингового исследования по определению качества освоения программ начального общего образования по русскому языку обучающимися 4-х классов для повышения качества образовательного процесса

Использование результатов мониторингового исследования по определению качества освоения программ начального общего образования по русскому языку обучающимися 4-х классов
для повышения качества образовательного процесса

Одной из особенностей современного российского образования является усиления внимания к вопросам качества образования, к способам его контроля и оценки, использования результатов для повышения качества образовательного процесса в школе.
Целью мониторингового исследования, определяющего успешность обучения русскому языку в начальной школе, является оценка:
1) уровня усвоения знаний, умений и навыков, без которых невозможно продолжение обучения в основной школе;
2) уровня овладения различными способами действий в отношении изученной системы знаний;
3) влияния обучения русскому языку на общее развитие учащихся.
Содержание работы, определяющей успешность обучения русскому языку учащихся начальных классов, учитывает основные задачи его изучения в начальной школе: овладение систематизированными знаниями о языке как составляющей целостной научной картины мира; освоение таких учебных действий с языковыми единицами как нахождение, характеристика, сравнение, классификация, преобразование, моделирование: совершенствование коммуникативной компетентности; овладение навыком грамотного письма. Полнота проверки обеспечивается за счет включения заданий, составленных на материале основных разделов курса русского языка в начальной школе: фонетика и графика, состав слова (словообразование), морфология, синтаксис, орфография и пунктуация (правописание), развитие речи.
Особое место в системе контроля и оценки качества начального образования в соответствии с ФГОС занимает мониторинговое исследование по определению качества освоения программ начального общего образования по русскому языку обучающимися 4-х классов в форме тестирования.
По данным Центра оценки качества образования, в 2013-2014 учебном году тестирование писало 9075 выпускников начальной школы из 284 образовательных организаций, что составило 92,3% от общего количества обучающихся. Работа состояла из двух частей:
часть I (№№ 1-16) - задания с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных;
часть II (№№ 17-24) - задания открытого типа с кратким и развернутым ответом.
Максимальное количество за выполнение всей работы по русскому языку –40 баллов – набрали 994 четвероклассника из 29 муниципальных районов Рязанской области, что составило 10,92% от общего количества учащихся 4-х классов, принимавших участие в мониторинговом исследовании. Показатели результативности выполнения заданий I части варьируются от 73,12% до 95,19%, заданий II части работы – от 55,55% до 90,50%. Выполнение творческого задания находится в диапазоне от 61,67% до 89,33%.
Анализ полученных результатов проводился Центром оценки качества образования по следующим показателям: процент успеваемости, качество знаний, степень обученности. Сравнительный анализ данных 2013-2014 учебного года с результатами 2012-2013 учебного года показал, что средняя успеваемость по региону составила 99,28%, что незначительно превышает предыдущий показатель – на 0,98%; среднеобластной процент качества знаний по русскому языку увеличился на 3,3% и составил 77,10%; степень обученности учащихся по русскому языку в регионе повысилась на 2,43% и составила 70,23%.
В ходе анализа выявлены типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении заданий I части: использование мягкого знака после шипящих на конце имен существительных и глаголов (26,88%), определение звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных согласных (23,07%); II части – использование имен прилагательных (44,45%), нахождение словосочетания в предложении (38,41%). Одной из причин затруднений учащихся является несистематическое выполнение подобных заданий на уроках.
Далее в статье приводятся примеры упражнений, которые целесообразно использовать в период подготовки выпускников начальной школы к мониторинговому исследованию по русскому языку с целью предупреждения типичных ошибок, повышения уровня их орфографической и речевой культуры.
Упражнения, направленные на формирование и развитие у младших школьников умений грамотно писать слова с мягким знаком после букв шипящих
Упражнение 1. Узнайте слова по их значению. Запишите, обозначьте орфограмму.
Мягкая часть печеного хлеба. (Мякиш)
Способность говорить. (Речь)
Человек с большими усами. (Усач)
Дикие птицы и животные как предмет охоты. (Дичь)
Первое блюдо со свеклой и другими овощами. (Борщ)
Упражнение 2. Прочитайте словосочетания. Что их объединяет? Объясните написание слов с орфограммой Ь в словах после букв шипящих.
Тяжелый багаж, разумная дочь, пять тысяч, пересечь океан, много училищ, подземный ключ, мелкая дрожь, мягкий плюш, щит для афиш, радуешься успеху, отрежь нитку, полезная вещь
Упражнение 3. Запишите слова, разделив их на группы. Обозначьте орфограммы.
Ь после букв шипящих на конце имен существительных
единственного числа
Ь в именах существительных родительного падежа множественного числа

Ь после Ч в неопределенной форме глагола
Ь в глаголах 2 лица единственного числа







Кирпич, у дач, подстереч, думаеш, лож, нет туч, береч, испечся, идеш, царевич, мелоч, дремлеш, без галош, зажечся, воеш, ноч, пищиш, запряч, нет лыж, брош, у луж, намаж, кусаешся, из-под крыш, сторож, обжечся, суш, у куч., ныряеш, плащ, моешся
Упражнение 4. Исправьте, где это необходимо, ошибки. Запишите слова, обозначьте орфограммы.
Выстричь, врачь, без удачь, сбереч, спиш, без передачь, вовлеч, думаеш, матч, сычь, около рощь, высеч, лежиш, гуаш, без грушь, обознач, носиш, до куч, назнач, слышиш, скрипачь, около пастбищь, пересеч, мокнеш, мышь, куличь, прижеч, летаеш, рож, съешь
Упражнение 5. Спишите, обозначьте орфограмму Ь после букв шипящих.
1. Меч надо береч . 2. На небе много туч . 3. Мимо дач пронесся смерч . 4. Ткач, трубач и циркач решили прилеч в тени деревьев. 5. Затопили печ, чтобы калач испеч .
Упражнение 6. Составьте и запишите с каждым из данных слов два предложения так, чтобы в одном из них слово было именем существительным, а в другом – глаголом. Обозначьте орфограммы.
Плач, теч, клич
Упражнения, направленные развитие у младших школьников умений определять в словах звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные согласные звуки
Упражнение 1. Запишите слова: чашечка, мельница, теплый, любознательные, играйте, прищемил. Подчеркните буквы, обозначающие согласные мягкие звуки одной чертой, согласные твердые звуки - двумя.
Упражнение 2. Запишите слова в следующем порядке: 1) слова, в которых все согласные звуки глухие; 2) слова, в которых все согласные звуки звонкие; 3) слова, в которых согласные звуки глухие и звонкие.
Гребешок, петушок, борода, лягушка, сосиска
Упражнение 3. Назовите в каждом слове звуки, которые являются: 1) непарными согласными по звонкости-глухости; 2) непарными согласными по твердости-мягкости. В каком слове все согласные звуки непарные звонкие?
Хризантема, щипцы, мир, чайка, ландыш, цыплёнок
Упражнение 4. Выпишите слова, которые являются ответами на вопросы:
В каком слове все согласные звуки мягкие?
Горечь, жюри, сирень, майка
В каком слове все согласные звуки твердые?
Борец, молодость, хвастун, говорят
В каком слове все согласные звуки глухие?
Шуршат, шепчут, бесшумно, душа
В каком слове все согласные звуки звонкие?
Собака, березка, берега, щетка
В каком слове все согласные звуки непарные звонкие?
Мех, лыжи, аллея, ночь
В каком слове все согласные звуки непарные глухие?
Холм, щель, черный, чаща
Упражнение 5. Замените первый согласный звук в каждом слове на парный глухой. Запишите получившиеся слова.
Башня, злой, жалость, Веня
Упражнение 6. Выполните фонетический разбор слов: вьюга, антенна, поёшь, жить, ловкий, честный.
Упражнения, направленные развитие у младших школьников использовать в речи имена прилагательные
Упражнение 1. Спишите имена существительные, допишите к ним названия их признаков. Какие из записанных слов-признаков используются в переносном значении?
Мед (какой?) сладкий, душистый,
Лиса (какая?) рыжая, хитрая,
Сердце (какое?) здоровое, золотое,
Упражнение 2. К данным существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные из скобок. Запишите словосочетания.
Речка (быстрая, крупная); кофе (горячий, жаркий); класс (дружеский, дружный); вода (дождевая, дождливая).
Упражнение 3. Спишите словосочетания, заменив имена прилагательные близкими по значению.
Дождливый вечер, печальный вид, студеный ключ, безоблачный день, знойный полдень, радостный праздник.
Слова для справок: ненастный, грустный, холодный, ясный, жаркий, веселый.
Упражнение 4. Слова какой части речи пропущены в тексте? Запишите текст, укажите над вставленными словами часть речи.
В осеннем лесу
Особенно красив и печален (какой?) лес в ранние осенние дни. На (каком?) фоне (какой?) листвы выделяются (какие?) пятна (каких?) кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез (какие?) , листья. От дерева к дереву протянуты (какие?) нити (какой?) паутины. Тихо в (каком?) лесу. (По И. Соколову-Микитову)
Слова для справок: русский, золотом, пожухлой, яркие, расписных, легкие, изящные, серебристые, липкой, осеннем.
Упражнение 5.
Прочитайте текст Н. Сладкова. Подберите наиболее подходящие имена прилагательные. Объясните свой выбор.
В сентябре в лесу встречаются весна и осень. (Янтарный, желтый) лист и (зеленая, изумрудная) травинка. (Теплое, горячее) солнце и (студеная, холодная) (белая, светлая) радуга. И грустно, и радостно.
Упражнение 6. Подумайте, какие имена прилагательные использовал М. Пришвин в тексте «Кладовая солнца». Запишите текст. Отметьте волнистой линией образные имена прилагательные.
Солнце погрузило под землю ножки своего трона. , , солнышко нижним краешком своим коснулось земли. Запел свою песенку дрозд. День кончился не порывом ветра, а дыханием.
Слова для справок: золотые, большое, чистое, красное, милую, маленький, певчий, последним, легким.
Упражнения, направленные развитие у младших школьников умений находить словосочетания в предложении
Упражнение 1. Прочитайте выражения. Назовите, какие из них являются предложениями, а какие – словосочетаниями. Обоснуйте свой ответ.
Лес темный; лес потемнел; темный лес; ребята пошли в лес; тёмный и тихий лес
Упражнение 2. Прочитайте предложение. Задайте от слова к слову вопрос. Выпишите словосочетания.
Рыжая белочка в уютном гнезде грызет вкусные орешки.
Упражнение 3. Спишите предложения. Подчеркните грамматическую основу. Выпишите словосочетания с вопросами.
Марина читает интересную книгу.
Под окном расцвела белоснежная вишня.
На зеленом лугу распустились белые ромашки.
Голубые незабудки выглядывали из травы.
Из кустов на солнечную полянку выскочил пушистый зайчик.
Упражнение 4. Распространите предложения. Запишите их, разберите по членам предложения и частям речи. Обозначьте графически связь слов в словосочетаниях.
Тает снег. Идет дождь. Падают листья.
Упражнение 5. Прочитайте текст. Выпишите словосочетания ПРИЛ+СУЩ, покажите графически связь слов.
Яркое солнышко припекало. Теплый ветерок покачивал деревья. Липкие листочки на все голоса шелестели о том, как хорошо, как интересно жить и зеленеть. Густо и ярко синело голубое небо. Удивительный день! (По А. Михайлову)
Упражнение 6. Выпишите из текста словосочетания: 1) с существительным в роли главного слова; 2) с глаголом в роли главного слова. Обозначьте графически связь слов.
Пришла весна. Белые и розовые цветы распустились на вишнях и яблонях. На березках появились душистые зелененькие листочки.
Систематическое использование подобных упражнений на уроках русского языка в начальной школе позволит учителям:
1) сформировать у младших школьников орфографические умения и навыки, повысить уровень их речевой культуры;
2) подготовить младших школьников к мониторинговому исследованию по определению качества освоения программ начального общего образования по русскому языку;
3) устранить появление выявленных в мониторинговых работах по русскому языку типичные ошибки младших школьников;
4) повысить уровень образовательных достижений каждого ученика, качество образовательного процесса.