Выступление на заседании ШМО по теме Планируемые результаты как основа системы оценки


Выступление на заседании школьного методического объединения МБОУ ЦО № 28 г. ТулыПланируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования
Анализ итогов освоения достижения планируемых результатов основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС
В соответствии с требованиями ФГОС структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:
-- определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;
-- определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;
-- выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.
С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе в примерной основной образовательной программе выделяются следующие уровни описания.
Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Обобщенная модель планируемых результатов
Результатом интеграции информации из ФГОС, Примерной основной образовательной программы, а также УМК «Школа России» является обобщенная модель планируемых результатов:
Планируемые результаты (обобщенная модель)
 

Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию; внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»; самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; гражданская идентичность в форме осознания себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; осознание ответственности человека за общее благополучие; гуманистическое сознание; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:
мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя); самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; · эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; · навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; · эстетические потребности, ценности и чувства; · этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Целепологание:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Осуществление учебной деятельности:
- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Прогнозирование:
- предвосхищать результат;
- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи
Контроль и самоконтроль:
- сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
- различать способ и результат действия;
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Коррекция:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Оценка:
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция:
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач; • активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приемы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- ставить, формулировать и решать проблемы;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- осуществлять смысловое чтение; • выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
Знаково-символические:
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать, существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Информационные:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными;
- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- анализ информации;
- передача информации устным, письменным, цифровым способами;
- интерпретация информации (структурирование; перевод сплошного текста в таблицу, презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);
- применение и представление информации;
- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).
Логические:
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- подведение под правило;
- анализ, синтез, сравнение;
- классификация по заданным критериям, установление аналогий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Инициативное сотрудничество:
• ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
• предлагать помощь и сотрудничество;
• проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Планирование учебного сотрудничества:
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Взаимодействие:
• формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; • строить понятные для партнера высказывания; • строить монологичное высказывание; • вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника.
Управление коммуникацией:
• определять общую цель и пути ее достижения;
• осуществлять взаимный контроль;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
• разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
• координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
В описании системы проверочных и учебно-методических материалов выделяются следующие позиции:
Стартовая диагностика, в которой представлены ожидаемый уровень предметной подготовки первоклассников, примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ в зависимости от методики и времени их проведения, а также рекомендации по использованию системы стартовой диагностики.
Систематизированное описание рекомендуемых учебных задач и ситуаций (по каждому предмету и для каждой дидактической линии) для различных этапов обучения, включающие описание дидактических и раздаточных материалов, необходимые для организации учебной деятельности школьников, организации системы внутренней оценки, в том числе – диагностической.
Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса), включая рекомендации по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов.
Результаты итоговой комплексной работы 1 класса 2015-2016 учебный год

п/п Основная часть. Уровень сложности – базовый.
Фамилия, имя Вариант 1 2 3 4 5(1) 5(2) 6(1) 6(2) Всего
Чтение, навыки чтения Русский
язык,
правописаниеЧтение, осознанность чтения Математика,
числа и
величиныМатематика,
числа и
величиныМатематика,
числа и
величиныРусский язык,
фонетикаРусский язык,
фонетика1. Бесчастнов Иван 4 60 1 1 1 1 1 1 1 5
2. Волков Кирилл 2 50 1 1 1 1 1 1 1 7
3. Гостев Андрей 4 58 1 1 1 1 1 1 1 5
4. Давыдова Алина 4 50 1 1 1 1 1 1 1 3
5. Дёмушкин Артём 2 45 1 1 1 1 1 1 0 5
6. Замарахин Александр 4 76 1 1 1 1 1 1 1 5
7. Захаров Богдан 1 42 1 1 1 1 1 1 1 4
8. Коблякова Ксения 4 74 1 1 1 1 1 1 1 7
9. Колобаев Егор 3 30 1 1 0 1 1 0 1 5
10. Ромашин Алексей 3 46 1 1 0 0 0 0 1 5
11. Савва Давид 3 30 0 0 0 1 0 0 1 5
12. Савва Дмитрий 3 25 0 0 0 1 0 0 1 6
13. Сапогов Даниил 4 65 1 1 1 1 1 1 1 4
14. Сизов Арсений 1 38 1 1 1 0 1 1 0 6
15. Соловьёва Олеся 2 44 1 1 1 1 0 1 1 4
16. Уланов Евгений 1 30 1 1 1 1 1 1 0 5
17. Чежия Мария 2 40 1 1 1 1 1 0 1 5
Процент выполнения заданий 92% 88% 88% 76% 88% 76% 70% 82% 85%
Анализ итоговой комплексной работы учащихся 1 класса МБОУ ЦО № 28
Классный руководитель: Русских Надежда Вениаминовна
Работу выполняли 17 человек
Из них: 1 и 2 варианты (базовый уровень) – 7 человек
4 вариант (повышенный уровень) – 6 человек
3 вариант (пониженный уровень) – 4 человека
Оценка уровня сформированности важнейших предметных аспектов обучения:
Скорость чтения текста про себя или шёпотом- 92%
Умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв, списать предложение – 88%
Умение на основе сопоставления текста и формулировки задания восстановить содержание и событийный ряд – 88%
Умение сравнивать числа и величины, высказать суждение – 76%
Умение пересчитать предметы (в пределах 10) и записать результат с помощью цифр – 88%
Умение выявить, установить и продолжить закономерность в ряду чисел – 76%
Умение выделить буквы мягких согласных звуков в простых случаях – 70%
Умение соотнести и определить количество звуков и букв в слове – 82%
5.